Подключается к любому компьютеру или к специализированному бортовому терминалу. Galaxy Land имеет встроенный датчик навигационной системы GPS NAVSTAR, позволяющий определять местоположение с точностью 100 м, скорость и направление движения. Специализированный бортовой компьютер MDT предназначен для работы совместно с Galaxy Land. Имеет прочный корпус, герметичную клавиатуру, ЖКИ дисплей 4 строки по 40 символов.
MDT позволяет подключить следующие датчики: 4 температурных датчика для холодильной камеры, 2 датчика уровня топлива для запасного и дополнительного баков, аварийный датчик (удар и опрокидывание автомобиля), выход с тахографа и тахометра для фиксации характеристик работы двигателя. MDT может быть запрограммирован в соответствии с запросами заказчика:
либо для связи, либо для накопления маршрутных данных, либо для того и другого вместе. Возможно, например, запрограммировать MDT так, чтобы при прохождении заданных точек маршрута на диспетчерский пункт передавалась информация о состоянии всех датчиков.
Программное обеспечение LOGIQ Dispatch Interactive обеспечивает диспетчеру возможность передачи текстовых сообщений всем или выбранным транспортным средствам, прием текстовых сообщений от водителей, отображение местоположения автомобиля на электронной карте. В основе программы LOGIQ Dispatch Interactive лежит база данных, в которой сохраняется вся информация о транспортных средствах и действиях диспетчера. В любой момент времени имеется возможность получить данные о том, где была автомашина и каково ее состояние.
Если бортовой комплект оборудования содержит датчики, то программа позволяет запросить транспортное средство о состоянии этих датчиков.
Для уменьшения затрат на связь программа позволяет формировать кодированные сообщения, которые автоматически расшифровываются на MDT у водителя или на компьютере диспетчера. Есть также возможность создания специальных форм, например, накладных, маршрутных листов и т.д., при передаче которых передается только содержание полей, а не весь документ; при этом на MDT или у диспетчера он отображается полностью.
LOGIQ Dispatch Interactive поставляется с выбранным комплектом карт. Потребитель может выбрать из предложенного каталога, либо заказать изготовление нужных карт.
Карты поставляются на CD-ROM.
Для обеспечения связи с подвижными объектами LOGIQ Dispatch Interactive может быть подключен к сети передачи данных, работающей по протоколу Х.25 и имеющей выход на береговую станцию системы Inmarsat - Бурум (Голландия), либо к терминалу Galaxy Land, выполняющей роль базовой станции.
Российская фирма АО ПРИН адаптировала систему LOGIQ Dispatch к отечественным условиям и предлагает пользователям следующее оборудование и программные продукты [77]:
PC Vtrak - программный продукт, позволяющей на базе имеющейся системы связи в короткий срок развернуть многофункциональную систему оперативного контроля и слежения за небольшим транспортным парком (до 35 подвижных объектов).
Возможности системы:
Карта:
Режимы отображения транспортного средства:
Дополнительные возможности:
Архив:
Подсистема передачи данных:
Состав оборудования на автомобиль:
Состав оборудования для диспетчерского центра:
GPS/AVL Subsystem - полный набор программных и аппаратных средств для развертывания системы оперативного контроля и слежения за большим транспортным парком (до 1000 подвижных объектов).
Функциональная блок-схема подсистемы GPS/AVL представлена на 13.11.
Возможности системы:
Карта:
Режимы отображения транспортного средства:
Дополнительные возможности:
Архив:
Подсистема передачи данных:
Точность местоопределения транспортного средства:
Состав оборудования на автомобиль:
Состав оборудования для диспетчерского центра:
Кроме описанных выше логистических ИКТ, применяемых в транспортных системах слежения и диспетчеризации, зарубежными логистическими менеджерами используется большое количество, компьютерных систем и программных продуктов, автоматизирующих основные функции, управления транспортировкой. В частности в табл.
13.6 приведены характеристики некоторых систем и программных продуктов.
Перспективным направлением развития логистических ИКТ (в частности, при транспортировке грузов) является использование глобальной некоммерческой сети Internet. За рубежом известно достаточно большое количество ЛИС, использующих возможности Internet. В нашей стране сейчас ведутся активные разработки различных логистических Internet-приложений, в частности, на транспорте.
В работах [45,143] предложена ЛИС управления международными автомобильными перевозками (МАП) МАП ON-LINE на базе Internet. Система ориентирована на внедрение логистических ИКТ на транспорте, использующих возможности Internet как для информационного обеспечения грузоотправителей, перевозчиков, экспедиторов, так и для интеллектуальной поддержки и организации транспортного процесса путем реализации удаленного доступа к необходимым приложениям и электронного фрахта при автомобильных перевозках через Internet.
Укрупненная схема электронного фрахта представлена на 13.12.
Принцип работы системы заключается в предоставлении потребителям транспортных услуг и логистическим посредникам в транспортировке компьютерного доступа в on-line режиме:
Преимуществами использования сети Internet в данной системе являются низкая стартовая стоимость, простота эксплуатации, открытость для синхронизации перевозок всеми видами транспорта, что особенно актуально для интер- и мультимодальных перевозок, возможность выхода на международный рынок для заключения сделок. Открытость системы обеспечивает клиентам большие возможности не только для заключения сделок, но и для рекламы своей деятельности.
Практические возможности и ресурсы Internet, такие как WWW, JAVA-апплеты и аппаратно независимая система доступа к распределенным базам данных и приложениям PROGRESS позволяют уже сегодня создавать эффективные логистические ИКТ в транспортировке.
Internet уже более 20 лет известна как средство коммуникации. Но лишь около 5 лет она развивается как самостоятельная система глобального масштаба, внедряясь во все сферы человеческой деятельности. Ее популярность объясняется наличием множества постоянно
Таблица 13.6
Характеристики некоторых информационно-компьютерных транспортных систем и программных продуктов
Название системы (продукта) | Фирма-изготовитель | Основные функциональные возможности и характеристики |
MICRO-SPED | GSI W P, Германия | Общая характеристика: система обеспечивает организацию и оптимизацию перевозок грузов с учетом расстояния перевозки, включая складскую и таможенную обработку, переработку мелких партий грузов. Использует базу данных расстояний по Европе (более 70000 пунктов). Внедрена на более чем 1500 предприятиях Европы. Программный комплекс включает следующие модули: - база данных клиентуры; - база данных имеющегося парка подвижного состава (по маркам, грузоподъемности, объему кузова, технической готовности); - база данных расстояний (Европа, собственная база пользователя); - учет мелкопартионных отправок; - расчет себестоимости перевозок (многовариантный); - расчет тарифов на перевозки; - выписка товарно-транспортных накладных (в том числе и международных - CMR); - выписка счета-фактуры; - ведение учета выполнения перевозок (экспедиторская книга); - ведение учета выставленных счетов. |
Q-Tracks | Videotrans, Бельгия - Голландия | Обеспечивает: - двухстороннюю спутниковую связь КЛИЕНТ - ПЕРЕВОЗЧИК; - обмен информацией в режиме on line ДТП - ВОДИТЕЛЬ; - слежение за транспортным средством и определение местоположения. |
Lucas Kienzle Fleet Management System | LUCAS KIENZLE, Германия | Компьютерная система обработки тахограмм. Включает: - автоматический пульт управления анализатором тахограмм; |
- полуавтоматический аппарат для считывания данных; - программные пакеты (в том числе Hours Law), позволяющие вычислить время работы и отдыха водителя, скорость движения и пройденный автомобилем путь. |
||
Mac Track | ICS, Голландия | Обеспечивает компьютерный контроль: - расхода топлива; - режима труда и отдыха водителя (обработка данных тахографа); - операций ремонта и обслуживания; - состояния и замены шин. |
CIT | Массачусетский технологический институт, США | Обеспечивает следующие функциональные возможности: - высокую безопасность движения; - точность определения местоположения до 100 м; - речевое оповещение водителя о внештатных ситуациях на маршруте; - клавиатурный ввод маршрута в бортовой компьютер; - поддержка и пополнение базы данных маршрутов; Техническое оборудование системы включает: - гирокомпас; - магнитные датчики; - речевой синтезатор; - электронный спидометр. |
BLACK BOX (системы: TRAC BLACK BOX, CAR BLACK BOX) | ICS, Голландия - Бельгия | Программный модуль TRANSSUPPORT обеспечивает следующие функциональные возможности: - двухсторонняя передача данных (в том числе и через спутник); - планирование маршрута; - учет работы водителя; - платежи за перевозку; - обмен информацией и документами с таможней; - распознавание местоположения транспортного средства; - связь с базами данных. |
KOMALOG | АО Интерстатус, Россия - Великобритания | Программный комплекс для решения логистических схем для транспортных, экспедиторских и |
складских предприятий. Стандартный управляющий модуль включает модули: - справка о расстояниях; - калькуляция фрахта; - сборный груз; - грузовые перевозки; - склад; - средства погрузки. Специальные решения и дополнительные модули пакета: - логистика погрузки; - тяжеловесный груз; - связь (коммуникации); - общие вопросы; - учет операций на складе временного хранения в соответствии с требованиями к таможенным складам. |
Перспективность разработки отраслевой (автотранспортной) Internet-ниши на единой Internet-Intranet-платформе в этом огромном информационном пространстве чрезвычайно велика. Это открывает возможность не только расширения информационного рынка за счет локальных (корпоративных) информационных ресурсов, но и эффективной их защиты, а также коммерческого регулирования информационного потребления.
Система МАП ON-LINE в настоящее время активно разрабатывается как совокупность банка специальных приложений для МАП и банка данных, содержащих:
Система ограничений в МАП может быть оформлена так же, как в известных справочниках, издаваемых АСМАП.
Перечисленным определяется по существу программа-минимум. Программа-максимум заключается в разработке Internet-приложений для МАП и организации доступа по сети Internet к банку приложений
центра. Банк приложений должен содержать следующие программы:
В первом приближении дерево структуры гипертекстовой БД МАП для информационного обеспечения автоперевозчиков может выглядеть следующим образом:
1. Представительский раздел (home page):
2. Рекламный раздел:
3. Периодика:
4. Коммерческий раздел:
Подход к разработке и наполнению БД достаточно традиционен для подобных систем. Он связан с технологией написания WEB-страниц на языке HTML после дизайнерской проработки, набора и форматирования текстов в HTML-редакторе или в текстовом редакторе с HTML-расширением.
Программная часть ориентирована на разработку специализированных Internet-приложений в виде JAVA-апплетов для раздела коммерческих сделок. Перспективное направление, реализуемое в рамках данного проекта - организация доступа через Internet к удаленным приложениям для решения задач МАП.
Решение этой проблемы возможно средствами системы PROGRESS. PROGRESS - открытая, аппаратно-независимая система, удовлетворяющая всем требованиям проекта в части организации доступа к удаленным базам и приложениям.
Эффективность этой системы подтверждается пользователями, в числе которых крупные коммерческие банки, магазины и государственные учреждения РФ.