Управление запасами является ключевой активностью, составляющей наиболее важную сферу логистического менеджмента фирмы как с точки зрения трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, иммобилизируя значительную часть оборотного капитала фирмы. Как было показано в разделе 2.4, затраты на управление запасами достигают 40 и более от общих логистических издержек.
Роль запасов в логистике столь велика, что на Западе последнюю часто определяют как менеджмент запасов, находящихся в покое или движении [271].
Запасы как экономическая категория играют важную роль в сферах производства и обращения продукции. Исследованию экономической сущности запасов посвящено огромное количество работ отечественных и зарубежных авторов. Не останавливаясь подробно на этой проблеме и адресуя читателей, например, к работам К.В. Инютиной [50], Н.Д.
Фасоляка [194, 195], Е.А. Хруцкого [185] и других отечественных авторов, заметим, что с переходом к рыночным отношениям меняется подход как к содержанию самого понятия запасов, так и к их классификации.
Наиболее детальная классификация материальных запасов для плановой экономики приведена в работе [195]. В терминологическом словаре по логистике [141] материальные запасы (inventory) определены как находящиеся на различных стадиях производства продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного.
В зарубежных литературных источниках по логистике и логистическому менеджменту определение запаса дается применительно к конкретному его виду, общее же определение (как экономической категории) отсутствует.
В разделе 2.1 мы определили запас как материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении. Подобная трактовка запаса, приемлемая с теоретических позиций, все же требует определенного уточнения и расшифровки применительно к задачам логистического менеджмента в бизнесе.
Такое уточнение можно сделать на основе детализации параметров материального потока (продукции) применительно к определенным логистическим активностям. С учетом вышеизложенного может быть предложена следующая классификация запасов ( 9.1).
На схеме отражено несколько основных признаков классификации.
По месту продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду укрупненно можно выделить запасы МР, НП, ГП, тары и возвратных отходов. Более детальная классификация по этому признаку может быть получена на основании схемы ( 4.1).
С позиции интегрального подхода по отношению к базисным логистическим активностям запасы подразделяются на запасы МР в снабжении, производственные запасы МР, НП и ГП, сбытовые (товарные) запасы ГП в системе дистрибьюции и совокупные материальные запасы.
Запасы в снабжении - это МР, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до складов МР товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства ГП.
Производственные запасы - это запасы МР и НП, предназначенные для обеспечения выполнения производственного расписания в пределах производственно-технологических подразделений фирмы.
Сбытовые (товарные) запасы - это запасы ГП, находящиеся на складах ГП фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи). Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации логистического менеджмента с позиций общих издержек.
По отношению к основным комплексным логистическим активностям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки.
Складские запасы - это запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных ЗЛС как внутрифирменных, так и логистических посредников.
Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) - это запасы МР, НП или ГП находящиеся в процессе транспортировки от одного ЗЛС к другому или в пределах одного ЗЛС.
К специфическим складским запасам относятся запасы в процессе грузопереработки без логистической операции хранения (например, перевалка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и др.).
По функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные.
Текущий запас (часть запаса) - основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.
Страховой или гарантийный запас (часть запаса) предназначен для элиминирования логистических и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на ГП, невыполнением договорных обязательств по поставкам МР (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых МР и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами.
Подготовительный запас (часть запаса) - часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки МР (ГП) к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических элементарных активностей по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, рихтовке и т.п.) к потреблению.
Сезонные запасы - это запасы МР и ГП, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства.
Запасы продвижения ГП формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребления: аудио- и видеотехники, табачных изделий и т.п.) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на ГП фирмы.
Спекулятивные запасы обычно создаются фирмами для МР (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов. Типичным примером является закупка многими европейскими и американскими фирмами больших объемов дешевых электронных компонентов (микросхем, блоков и т.п.) компьютеров, аудио- и видеотехники в Японии, Корее, Сингапуре.
Устаревшие (неликвидные) запасы, как правило, образуются, когда логистические циклы в производстве и дистрибьюции не совпадают с жизненным циклом товара (см. 4.4). В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.
Задачей логистического менеджмента является предотвращение возможности появления таких запасов.
Запасы играют как положительную, так и отрицательную роль в экономике в целом и отдельных организациях бизнеса. Положительная роль запасов заключается в том, что они обеспечивают непрерывность процесса производства и сбыта, являясь своеобразным буфером, сглаживающим непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках и производственном процессе, повышают надежность логистического менеджмента.
Во многих случаях запасы являются необходимым элементом реализации определенной логистической концепции (например, в системах MRP и DRP).
Негативной стороной запасов является то, что в них замораживаются (иммобилизируются) значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей, которые могли бы быть использованы фирмой на другие цели, например, инвестиции .в новые технологии, маркетинг, повышение производительности труда и т.п. Кроме того, большие уровни запасов ГП тормозят улучшение ее качества, так как фирма прежде всего заинтересована в их реализации до инноваций в качество.
И наконец, наличие значительных запасов в снабжении, производстве и сбыте препятствует внедрению интегральной парадигмы логистики и концепции общих затрат, так как изолирует группы ЗЛС и стадии бизнеса друг от друга.
Основной проблемой логистического управления запасами является согласование (координация) зачастую противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы (маркетинга, производства и финансов) по отношению к запасам. Укрупненно эти цели заключаются в следующем.
Менеджмент маркетинга заинтересован в как можно более высоком уровне удовлетворения потребителей за счет эффективно пополняемых запасов, способных быстро и комплексно реагировать на изменения спроса.
С позиций производственного менеджмента запасы должны прежде всего обеспечивать непрерывность производственно-технологического цикла, предотвращать сбои из-за отсутствия необходимых МР и НП и в то же время минимизировать затраты, связанные со снабжением.
Финансовый менеджмент заинтересован в как можно меньшем уровне запасов в логистической сети фирмы с точки зрения оборотного капитала, ускорения оборачиваемости запасов, уменьшения общих издержек, связанных с управлением запасами и повышения отдачи на вложенные в запасы инвестиции.
В связи с разным целевым назначением и подходом к запасам указанных сфер менеджмента фирмы между ними могут возникать конфликты, сглаживание которых является одной из ключевых задач логистического менеджмента. Обычно эта задача решается на основе критерия минимальных общих затрат, связанных с формированием и управлением различными видами запасов в ЛС.