d9e5a92d

Целевые программы формирования РТЛС

В главе рассмотрены практические приложения сформулированных выше методологических принципов на примере региональных транспортно-логистических систем (РТЛС). Проанализированы возможные организационные, функциональные решения и сопутствующая информационная система для РТЛС.

Приведены примеры возможных вариантов реализации РТЛС для Северо-Западного региона России.
Как мы уже отмечали выше, в решении социально-экономических задач каждого региона одна из главных ролей принадлежит ТК. Можно выделить следующие основные задачи формирования макрологистических структур с участием ТК региона:

Выделенные объекты логистического управления на региональном уровне должны быть подвергнуты системному анализу. В результате такого анализа определяются и уточняются цели функционирования ЛС, ее организационно-функциональная структура, критерии и показатели эффективности функционирования, проблемы взаимодействия объектов транспорта с объектами сфер производства и обращения в регионе.
Наиболее важный этап процесса описания ЛС состоит в выборе структуры моделей. Учитывая особенности ТК региона как сложной макросистемы, целесообразно первоначально наметить основные подсистемы, включающие объекты транспорта, установить главные взаимосвязи между ними, проверить на макроуровне основные гипотезы формирования логистического управления, после чего переходить к детальному описанию и исследованию механизмов функционирования отдельных подсистем. В системном анализе для решения указанных задач эффективно используется метод декомпозиции, который для исследуемого случая задает последовательности описания региональных ЛС следующими классами моделей:

На первом этапе декомпозиции локализуются границы исследуемой ЛС и определяется внешняя среда. В качестве исходной предпосылки необходимо учитывать, что ТК региона является частью ТК страны.

Поэтому внешней средой для исследуемой ЛС является федеральный ТК и народное хозяйство Российской Федерации как потребитель транспортных услуг. В этой связи исходным представлением о макрологистической транспортной системе региона может служить модель, приведенная на 17.1.
На схеме изображены материальные и сопутствующие им финансовые и информационные потоки, связывающие региональную макрологистическую систему с региональными товарными рынками, ТК региона и страны, а также с другими организациями бизнеса страны, работающими на рынке продуктов и услуг. В качестве ограничений (F) и управляющих воздействий (U) внешней среды в рассматриваемой макромодели необходимо учитывать следующие:

<

p> Эти ограничения и управляющие воздействия поступают в макрологистическую систему как на региональном (Fl, U1), так и на общегосударственном (F, U) уровне со стороны населения, правительственных институтов, финансовых рынков, рынков факторов производства (труда, земли, капитала).

Модель макрологической системы с участием транспорта региона


Дальнейшая декомпозиция модели ( 17.1) зависит от конкретной цели функционирования макрологистической региональной системы.
Рассмотрим, например, как может быть синтезирована РТЛС управления грузовыми перевозками в регионе. Задача синтеза (согласно рассмотренным в разделе 16.3 методическим принципам) должна включать следующие основные этапы:

В качестве конкретного примера рассмотрим основные положения целевой программы формирования РТЛС Северо-Запад [168|, в разработке которой автор принимал непосредственное участие.
Северо-западный регион является единственным регионом России, который имеет общую границу с Европейским Союзом. Потеря важных портов на Балтийском и Черном морях выдвигает требование увеличения грузооборота только через российские балтийские порты не менее чем в 10 раз. Сложности перевозок через наших западных соседей приводят к возрастанию напряженности транспортных потоков через скандинавские страны по железной и автомобильным дорогам не менее чем в 5 раз. Идея транспортных коридоров Западная Европа - Россия - через Северо-западный регион становится международной проблемой.

Через него обеспечивается до 32 импортных и около 25 экспортных перевозок, что должно приносить доход в бюджеты соответствующих субъектов РФ в регионе.
В среднем ежегодный объем грузопотоков, входящих в Северо-западный регион, составляет около 130 млн. т, исходящих - 120 млн. т, транзитных - около 60 млн. т. Внутрирегиональные перевозки составляют около 630 млн. т. в год.
В настоящее время ежегодные перевозки грузов только через Балтийское море достигают около 220 млн. т. Через порты Балтики осуществляется практически вся торговля России с Западной Европой, перевозится основная часть грузов в США, Канаду, Южную Америку и значительная часть грузов, идущих транзитом в Западную Европу из Японии и Юго-Восточной Азии. К сожалению в настоящее время подавляющая часть указанных перевозок осуществляется иностранными перевозчиками и через иностранные порты, в основном Финляндии, Германии и стран Балтии. Эти приводит
к значительным потерям для федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации Северо-западного региона.
Так в 1995 г. свыше 20 млн. т. металла, удобрений, угля и других грузов и 110 тысяч контейнеров были перевезены через порты Прибалтики, а 172 тысячи контейнеров - через Финляндию. Более 90 грузооборота портов стран Балтии составляют российские грузы, а доход от их перевалки (около 2 млрд. долларов в год) превышает в этих странах поступления от экспорта [49].
Утрачивается потенциал Санкт-Петербурга как крупнейшего транспортного узла. В 1996 г. количество заходов в порты Санкт-Петербурга судов под российским флагом уменьшилось по сравнению с 1995 г. на 25 , а иностранных судов увеличилось на 33 . По данным АСМАП доля отечественных автомобильных грузоперевозчиков в международных перевозках региона составила в 1996 г. лишь около 20 . Расчеты показывают, что увеличение внешнеэкономического оборота грузов, проходящих через Санкт-Петербургский транспортный узел только на 1 привлекло бы в город дополнительно около 1 млрд.долларов.
Основными причинами указанных выше негативных моментов и тенденций, связанных с ТК Северо-западного региона (типичным в целом для нашей страны), являются:

Указанные причины определяют низкое качество транспортно-логистического сервиса в регионе, не отвечающего мировым стандартам.
Отмеченные негативные моменты и неизбежное в условиях планируемой стабилизации и подъема экономики увеличение спроса на перевозки и сопутствующие услуги транспортного логистического сервиса может сделать ТК узким местом в развитии экономики региона, что требует принятия неотложных мер по его стабилизации, дальнейшему регулированию, структурной перестройке и осуществлению государственной поддержки приоритетных программ и направлений его развития. Одним из таких направлений может явиться разработка и внедрение программы формирования РТЛС Северо-Запад для эффективного управления региональными материальными потоками и обеспечения предприятий ТК материальными ресурсами.
Как было указано выше, Северо-западный регион единственным регионом России, имеющим общую границу с Европейским Союзом. Через Северо-западный регион проходит интермодальный коридор Балтика - Центр - Черное море, являющийся составной частью приоритетного международного Критского транспортного коридора 9. Протяженность интермодального транспортного коридора Балтика - Центр - Черное море составляет более 2000 км. Он проходит по территории 14 субъектов Российской Федерации, в которых проживает почти 60 млн. чел.

На основных магистралях коридора наряду со значительными внутренними грузопотоками, имеются экспортно-импортные и транзитные потоки грузов из стран Скандинавии и северной части Западной Европы в страны Ближнего Востока, Южной Европы, Турции и в обратном направлении. Это обуславливает необходимость ускоренного развития и повышения качества интермодальных и терминальных перевозок, приближение транспортного и логистического сервиса в регионе к международным стандартам.
Эффективное обслуживание потребителей, управление и координация работы многочисленных транспортно-логистических фирм и посредников в регионе невозможны без создания РТЛС Северо-Запад. Координирующий и интегрирующий потенциал этой системы должен быть направлен на реализацию социально-экономических задач развития Северо-западного региона, повышение эффективности обслуживания потребителей за счет высокого качества транспортных логистических услуг, приближения их к мировым стандартам, внедрения современных логистических технологий управления региональными материальными и информационными потоками.
Наиболее конструктивным подходом к формированию РТЛС Северо-Запад является программно-целевой подход.
Программа формирования РТЛС Северо-Запад представляет собой скоординированный комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских и других программ, планов и мероприятий, увязанный по ресурсам, срокам и исполнителям, направленный на разработку и реализацию проблемы создания и развития эффективной системы транспортно-логистического обслуживания Северо-западного региона России на базе современной концепции интегрированной логистики.
Основными целями Программы являются:

Для реализации поставленных целей Программой предусматривается решение следующих задач:

Основными ожидаемыми результатами от внедрения Программы являются:

Высвобожденные материальные и финансовые ресурсы могут быть направлены на решение первоочередных задач социально-экономического развития региона.

Организационно-функциональная структура РТЛС Северо-Запад может быть укрупненно представлена в виде схемы ( 17.2). Основными элементами РТЛС, осуществляющими функциональное управление и координацию действий региональных ЗЛС в плане реализации сформулированных целевых установок и задач, являются региональный и система территориальных транспортно-логистических центров. На схеме они показаны вместе с информационно-аналитическими центрами, что продиктовано принятой концепцией разработки РТЛС Северо-Запад в рамках Программы информационного обеспечения транспортной системы Северо-западного региона России [128].

Взаимодействие указанных программ с другими целевыми программами и проектами показано на 17.3.
Для практической реализации основных элементов РТЛС, формирования системы Л Ц необходима отработка логистических транспортных и информационных технологий. Отработка технологий, взаимодействия и координации работы транспортных, экспедиторских, информационных и других логистических посредников, а также звеньев РТЛС с администрациями, таможенными органами, банками, страховыми компаниями и т.п. может осуществляться на базовых вычислительных, информационно-аналитических центрах и Л Ц видов транспорта, ведомств, передовых транспортно-экспедиторских



Содержание раздела