Целевые программы формирования РТЛС
В главе рассмотрены практические приложения сформулированных выше методологических принципов на примере региональных транспортно-логистических систем (РТЛС). Проанализированы возможные организационные, функциональные решения и сопутствующая информационная система для РТЛС.
Приведены примеры возможных вариантов реализации РТЛС для Северо-Западного региона России.
Как мы уже отмечали выше, в решении социально-экономических задач каждого региона одна из главных ролей принадлежит ТК. Можно выделить следующие основные задачи формирования макрологистических структур с участием ТК региона:
- 1) создание региональных систем материально-технического обеспечения предприятий транспорта основными видами МР. Особо следует выделить проблему формирования региональной системы снабжения муниципальных пассажирских предприятий для решения социальных задач транспортного обслуживания населения региона;
- 2) создание макрологистических систем управления работой транспортных узлов в регионе с участием автомобильного транспорта. В этих системах автомобильный транспорт является основным связующим звеном, обеспечивающим межвидовые перевозки и логистическое управление многоассортиментными материальными потоками в транспортных узлах;
- 3) формирование региональных логистических центров (КФР). В регионе обычно имеется достаточно много производителей, конечных и промежуточных потребителей, образующих рынок сбыта услуг КФР. Эти компании заинтересованы как в транспортировке, так и других операциях физического распределения (консолидации, сортировке, погрузке-разгрузке, хранении и т.п.) на протяжении как можно большей части логистических цепей фирм-изготовителей товаров в регионе;
- 4) формирование региональных транспортных логистических структур в плане реализации Российской системы транспортно-экспедиционного обслуживания Терминал, как супербазы развития региональных товарных рынков.
- 5) создание торгово-транспортных районных, городских и региональных ЛС, в том числе по экспортно-импортным операциям.
Выделенные объекты логистического управления на региональном уровне должны быть подвергнуты системному анализу. В результате такого анализа определяются и уточняются цели функционирования ЛС, ее организационно-функциональная структура, критерии и показатели эффективности функционирования, проблемы взаимодействия объектов транспорта с объектами сфер производства и обращения в регионе.
Наиболее важный этап процесса описания ЛС состоит в выборе структуры моделей. Учитывая особенности ТК региона как сложной макросистемы, целесообразно первоначально наметить основные подсистемы, включающие объекты транспорта, установить главные взаимосвязи между ними, проверить на макроуровне основные гипотезы формирования логистического управления, после чего переходить к детальному описанию и исследованию механизмов функционирования отдельных подсистем. В системном анализе для решения указанных задач эффективно используется метод декомпозиции, который для исследуемого случая задает последовательности описания региональных ЛС следующими классами моделей:
- - моделями входов и выходов ЛС (кибернетические модели типа черного ящика);
- - моделями состава (перечня ЗЛС);
- - моделями структур (перечня элементов и связей между ними);
- - моделями функционирования ЛС.
На первом этапе декомпозиции локализуются границы исследуемой ЛС и определяется внешняя среда. В качестве исходной предпосылки необходимо учитывать, что ТК региона является частью ТК страны.
Поэтому внешней средой для исследуемой ЛС является федеральный ТК и народное хозяйство Российской Федерации как потребитель транспортных услуг. В этой связи исходным представлением о макрологистической транспортной системе региона может служить модель, приведенная на 17.1.
На схеме изображены материальные и сопутствующие им финансовые и информационные потоки, связывающие региональную макрологистическую систему с региональными товарными рынками, ТК региона и страны, а также с другими организациями бизнеса страны, работающими на рынке продуктов и услуг. В качестве ограничений (F) и управляющих воздействий (U) внешней среды в рассматриваемой макромодели необходимо учитывать следующие:
- - социальные и политические (социальная политика государства в областях занятости, социальной поддержки малоимущих слоев населения, образования, здравоохранения, экологии, культуры и т. д.);
- - экономические и финансовые (формы собственности, налоговая система, инвестиционная и кредитная политика, денежная система, учетная ставка рефинансирования Центрального банка РФ, нормы амортизации основных фондов, государственное регулирование деятельности фондовых и товарных бирж и т. д.) ;
- - трудовые (демографическая ситуация, текучесть рабочей силы, уровень образования и квалификации и т. д.);
- - природно-сырьевые (ограничения на использование сырьевых ресурсов: нефти, руды, угля и т. п. , природных ресурсов: земельных, водных, лесных);
- - материальные и структурные (структура отраслей промышленности, структура основных фондов, ограничения на востребование определенных видов материальных ресурсов и т. п.) и др.
<
p>
Эти ограничения и управляющие воздействия поступают в макрологистическую систему как на региональном (Fl, U1), так и на общегосударственном (F, U) уровне со стороны населения, правительственных институтов, финансовых рынков, рынков факторов производства (труда, земли, капитала).
Модель макрологической системы с участием транспорта региона
Дальнейшая декомпозиция модели ( 17.1) зависит от конкретной цели функционирования макрологистической региональной системы.
Рассмотрим, например, как может быть синтезирована РТЛС управления грузовыми перевозками в регионе. Задача синтеза (согласно рассмотренным в разделе 16.3 методическим принципам) должна включать следующие основные этапы:
- исходные положения разработки Программы формирования РТЛС;
- анализ состояния и перспективы развития ТК региона;
- цели и задачи формирования РТЛС;
- принципы формирования РТЛС;
- ожидаемые результаты от внедрения Программы;
- разработка плана организационно-технических мероприятий синтеза РТЛС;
- разработка системы управления Программой.
В качестве конкретного примера рассмотрим основные положения целевой программы формирования РТЛС Северо-Запад [168|, в разработке которой автор принимал непосредственное участие.
Северо-западный регион является единственным регионом России, который имеет общую границу с Европейским Союзом. Потеря важных портов на Балтийском и Черном морях выдвигает требование увеличения грузооборота только через российские балтийские порты не менее чем в 10 раз. Сложности перевозок через наших западных соседей приводят к возрастанию напряженности транспортных потоков через скандинавские страны по железной и автомобильным дорогам не менее чем в 5 раз. Идея транспортных коридоров Западная Европа - Россия - через Северо-западный регион становится международной проблемой.
Через него обеспечивается до 32 импортных и около 25 экспортных перевозок, что должно приносить доход в бюджеты соответствующих субъектов РФ в регионе.
В среднем ежегодный объем грузопотоков, входящих в Северо-западный регион, составляет около 130 млн. т, исходящих - 120 млн. т, транзитных - около 60 млн. т. Внутрирегиональные перевозки составляют около 630 млн. т. в год.
В настоящее время ежегодные перевозки грузов только через Балтийское море достигают около 220 млн. т. Через порты Балтики осуществляется практически вся торговля России с Западной Европой, перевозится основная часть грузов в США, Канаду, Южную Америку и значительная часть грузов, идущих транзитом в Западную Европу из Японии и Юго-Восточной Азии. К сожалению в настоящее время подавляющая часть указанных перевозок осуществляется иностранными перевозчиками и через иностранные порты, в основном Финляндии, Германии и стран Балтии. Эти приводит
к значительным потерям для федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации Северо-западного региона.
Так в 1995 г. свыше 20 млн. т. металла, удобрений, угля и других грузов и 110 тысяч контейнеров были перевезены через порты Прибалтики, а 172 тысячи контейнеров - через Финляндию. Более 90 грузооборота портов стран Балтии составляют российские грузы, а доход от их перевалки (около 2 млрд. долларов в год) превышает в этих странах поступления от экспорта [49].
Утрачивается потенциал Санкт-Петербурга как крупнейшего транспортного узла. В 1996 г. количество заходов в порты Санкт-Петербурга судов под российским флагом уменьшилось по сравнению с 1995 г. на 25 , а иностранных судов увеличилось на 33 . По данным АСМАП доля отечественных автомобильных грузоперевозчиков в международных перевозках региона составила в 1996 г. лишь около 20 . Расчеты показывают, что увеличение внешнеэкономического оборота грузов, проходящих через Санкт-Петербургский транспортный узел только на 1 привлекло бы в город дополнительно около 1 млрд.долларов.
Основными причинами указанных выше негативных моментов и тенденций, связанных с ТК Северо-западного региона (типичным в целом для нашей страны), являются:
- наличие диспропорций между провозной способностью смежных видов транспорта и новым состоянием потребностей в интермодальных, мультимодальных (смешанных и комбинированных) перевозках;
- отставание существующего уровня транспортной техники, сервиса, организации интермодальных перевозок от мирового уровня, что затрудняет вхождение ТК Северо-запада России в европейскую и мировую транспортные сети; низкая конкурентоспособность отечественных перевозчиков и невысокая привлекательность грузопереработки в основных производственных районах и транспортных узлах Северо-запада;
- крайне высокая степень физического и морального износа основных фондов на всех видах транспорта и, вследствие этого, возрастание аварийности транспортных перевозок; несоответствие применяемых на российском транспорте стандартов, нормативных актов, критериев эффективности и безопасности, принципов страхования, аналогичным показателям, используемым в других странах; неудовлетворительные экологические показатели транспортных средств;
- значительное отставание в развитии транспортной инфраструктуры, главным образом, в структуре терминальных комплексов, а также Межтерриториальных коммуникаций и сооружений для развития автомобильных, водных и авиационных перевозок;
- нерешенность проблем инвестирования и координации управления в ТК;
- неразвитая информационная и телекоммуникационная инфраструктура обеспечения перевозок в регионе;
- несовершенство и нерациональность налогового, таможенного законодательства, длинные сроки документооборота и процедуры досмотра;
- неразвитость сортировочных станций и подъездных железнодорожных путей;
- использование контейнеров устаревших модификаций; высокие портовые сборы и фрахтовые ставки;
- отсутствие законодательной и нормативной базы в области логистики (в том числе транспортной).
Указанные причины определяют низкое качество транспортно-логистического сервиса в регионе, не отвечающего мировым стандартам.
Отмеченные негативные моменты и неизбежное в условиях планируемой стабилизации и подъема экономики увеличение спроса на перевозки и сопутствующие услуги транспортного логистического сервиса может сделать ТК узким местом в развитии экономики региона, что требует принятия неотложных мер по его стабилизации, дальнейшему регулированию, структурной перестройке и осуществлению государственной поддержки приоритетных программ и направлений его развития. Одним из таких направлений может явиться разработка и внедрение программы формирования РТЛС Северо-Запад для эффективного управления региональными материальными потоками и обеспечения предприятий ТК материальными ресурсами.
Как было указано выше, Северо-западный регион единственным регионом России, имеющим общую границу с Европейским Союзом. Через Северо-западный регион проходит интермодальный коридор Балтика - Центр - Черное море, являющийся составной частью приоритетного международного Критского транспортного коридора 9. Протяженность интермодального транспортного коридора Балтика - Центр - Черное море составляет более 2000 км. Он проходит по территории 14 субъектов Российской Федерации, в которых проживает почти 60 млн. чел.
На основных магистралях коридора наряду со значительными внутренними грузопотоками, имеются экспортно-импортные и транзитные потоки грузов из стран Скандинавии и северной части Западной Европы в страны Ближнего Востока, Южной Европы, Турции и в обратном направлении. Это обуславливает необходимость ускоренного развития и повышения качества интермодальных и терминальных перевозок, приближение транспортного и логистического сервиса в регионе к международным стандартам.
Эффективное обслуживание потребителей, управление и координация работы многочисленных транспортно-логистических фирм и посредников в регионе невозможны без создания РТЛС Северо-Запад. Координирующий и интегрирующий потенциал этой системы должен быть направлен на реализацию социально-экономических задач развития Северо-западного региона, повышение эффективности обслуживания потребителей за счет высокого качества транспортных логистических услуг, приближения их к мировым стандартам, внедрения современных логистических технологий управления региональными материальными и информационными потоками.
Наиболее конструктивным подходом к формированию РТЛС Северо-Запад является программно-целевой подход.
Программа формирования РТЛС Северо-Запад представляет собой скоординированный комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских и других программ, планов и мероприятий, увязанный по ресурсам, срокам и исполнителям, направленный на разработку и реализацию проблемы создания и развития эффективной системы транспортно-логистического обслуживания Северо-западного региона России на базе современной концепции интегрированной логистики.
Основными целями Программы являются:
- Повышение качества транспортно-логистического обслуживания потребителей как внутри Северо-западного региона, так и вне его в пределах внутрирегиональной сети транспортных коммуникаций; приближение качества обслуживания к мировым стандартам.
- Внедрение современных интегрированных логистических технологий управления региональными материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками.
- Развитие производственно-технической базы и инфраструктуры ТК Северо-западного региона.
- Решение социально-экономических задач развития региона за счет создания новых рабочих мест и увеличения поступлений в доходные части бюджетов субъектов РФ в регионе от функционирования РТЛС.
- Развитие внешнеэкономических связей за счет привлечения иностранных инвестиций и партнеров в формируемую РТЛС и обеспечения высокого уровня транспортно-логистического обслуживания экспортно-импортных операций в соответствии с мировыми стандартами.
- Формирование эффективной системы регулирования регионального рынка транспортно-логистического сервиса за счет создания центров сертисрикации услуг транспортно-логистических фирм и координации их работы с отделениями Российской транспортной инспекции в Северо-западном регионе, а также с другими органами лицензирования, надзора и контроля на транспорте.
Для реализации поставленных целей Программой предусматривается решение следующих задач:
- Разработка и оптимизация организационно-функциональной структуры РТЛС в соответствии с выбранной целевой функцией.
- Создание регионального и системы территориальных логистических центров (ЛЦ), выполняющих следующие основные функции:
- - согласование и координация стратегического и тактического логистического планирования и управления с органами исполнительной власти субъектов РФ в регионе;
- - координация работы транспортных, логистических фирм и посредников;
- - внедрение эффективной логистической технологии just-in-time (JIT) в перевозочном процессе и операциях физического распределения;
- - координация работ с региональными информационно-аналитическими центрами в плане информационного обеспечения работы РТЛС;
- - унификация и стандартизация систем документации, используемых в логистическом процессе, широкое внедрение стандарта EDIFACT;
- - сертификация транспортных и других логистических услуг в соответствии с отечественными и международными стандартами (в частности, серии ISO 9002);
- - проведение контроля и инспектирования деятельности логистических предприятий, организаций и предпринимателей;
- - подготовка и переподготовка персонала высшего и среднего менеджмента по логистике; координация обучающих программ по логистике;
- - анализ и прогнозирование основных региональных грузо- и пассажиропотоков;
- - мониторинг рынка транспортно-логистических услуг.
- Развитие системы логистических фирм-посредников между изготовителями и потребителями продукции в регионе и за его пределами в части логистического управления региональными материальными потоками. Транспортно-логистические фирмы должны в перспективе стремиться к интеграции всего процесса управления материальными потоками за счет комплексного выполнения логистических функций и операций:
- - перевозки;
- - погрузки-разгрузки;
- - затаривания, упаковки, сортировки;
- - грузопереработки;
- - консолидации и разукрупнения партий грузов;
- - складирования;
- - хранения;
- - управления запасами грузов в складской сети;
- - оптимальной маршрутизации перевозок;
- - экспедиторского обслуживания;
- - координации мульти- и интермодальных перевозок, операций таможенной обработки грузов;
- - оптимального подбора подвижного состава для перевозок конкретных грузов;
- - аренды и лизинга подвижного состава;
- - рациональной загрузки порожних транспортных средств в попутном .направлении и др.
- Создание и развитие региональной терминальной сети, в том числе решение задач определения количества, дислокации и мощности:
- - грузоперерабатывающих терминалов и мультимодальных терминальных комплексов;
- - крупных высокомеханизированных терминальных комплексов многоцелевого назначения, отвечающих международным стандартам;
- - специализированных терминальных комплексов с таможенной обработкой грузов.
- Организация взаимодействия с международными, федеральными и региональными проектами и программами в части, касающейся логистики, в частности, программами: UNCTAD, TEDIM, TACIS-95, Программа информатизации транспорта России, Программа создания региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ), Программы Дороги России, Терминал и др.
- Создание макрологистических систем управления мульти- и интермодальными перевозками в транспортных узлах Северо-западного региона.
- Создание региональных систем материально-технического обеспечения предприятий транспорта основными видами материальных ресурсов.
- Разработка эффективной региональной системы автосервиса для отечественных и зарубежных перевозчиков; создание оптово-розничных товаропроводящих структур, баз и складов запасных частей, приближенных к основным магистралям, с реализаций логистических функций управления запасами и информационно-компьютерной поддержки через РИАЦ.
- Дальнейшее углубление процесса контейнеризации перевозок. Создание контейнерных терминалов.
- Создание при региональном и территориальных ЛЦ центров сертификации услуг транспортно-логистических фирм.
- Оптимизация структур региональных дистрибутивных сетей для различных материальных потоков.
Основными ожидаемыми результатами от внедрения Программы являются:
- Развитие производительных сил Северо-западного региона за счет совершенствования и развития производственно-технической базы ТК, создания и развития современных транспортных коммуникаций и транспортно-складской инфраструктуры.
- Решение социально-экономических задач региона, повышение уровня занятости населения региона за счет создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций; увеличение поступлений в бюджеты субъектов РФ в регионе от функционирования РТЛС и расширения потребительского рынка транспортно-логистического сервиса.
- Повышение качества транспортно-логистического обслуживания потребителей, приближение качества обслуживания к мировым стандартам за счет внедрения современных интегрированных логистических технологий и развития региональной производственно-технической базы транспортно-логистического сервиса.
- Развитие внешнеэкономических связей за счет привлечения иностранных инвестиций и партнеров в формируемую РТЛС и обеспечения высокого уровня транспортно-логистического обслуживания экспортно-импортных операций в соответствии с мировыми стандартами. Повышение конкурентоспособности российских перевозчиков и логистических фирм на мировом рынке интермодальных перевозок, осуществляемых через Северо-западный регион.
- Формирование эффективной системы мониторинга, контроля и регулирования регионального рынка транспортно-логистических услуг через систему территориальных ЛЦ и центров сертификации услуг транспортно-логистических фирм под наблюдением органов исполнительной власти субъектов РФ в регионе и Ассоциации Северо-Запад.
- Уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду за счет рационального регулирования региональных материально-транспортных потоков, оптимальной маршрутизации перевозок, рационального выбора видов подвижного состава и технологии перевозок в соответствии с международными стандартами.
- Экономия материальных ресурсов и финансовых средств предприятий изготовителей и потребителей продукции как внутри региона, так и вне его (в пределах их региональных товаропроводящих сетей) за счет:
- - значительного сокращения всех видов запасов в сфере обращения;
- - ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятий;
- - снижения логистических издержек в товаропроводящих структурах;
- - стандартизации документооборота.
Высвобожденные материальные и финансовые ресурсы могут быть направлены на решение первоочередных задач социально-экономического развития региона.
- Активизация отечественной и международной биржевой и банковской деятельности в регионе.
- Создание единой нормативно правовой базы и системы гарантий (в том числе, страхования логистических рисков) для отечественных и зарубежных транспортно-логистических фирм.
- Повышение эффективности функционирования различных видов транспорта в регионе за счет логистической координации их работы в транспортных узлах при осуществлении мульти- и интермодальных перевозок.
- Создание эффективной системы автосервиса и обеспечения основными видами МР отечественных и зарубежных перевозчиков.
Организационно-функциональная структура РТЛС Северо-Запад может быть укрупненно представлена в виде схемы ( 17.2). Основными элементами РТЛС, осуществляющими функциональное управление и координацию действий региональных ЗЛС в плане реализации сформулированных целевых установок и задач, являются региональный и система территориальных транспортно-логистических центров. На схеме они показаны вместе с информационно-аналитическими центрами, что продиктовано принятой концепцией разработки РТЛС Северо-Запад в рамках Программы информационного обеспечения транспортной системы Северо-западного региона России [128].
Взаимодействие указанных программ с другими целевыми программами и проектами показано на 17.3.
Для практической реализации основных элементов РТЛС, формирования системы Л Ц необходима отработка логистических транспортных и информационных технологий. Отработка технологий, взаимодействия и координации работы транспортных, экспедиторских, информационных и других логистических посредников, а также звеньев РТЛС с администрациями, таможенными органами, банками, страховыми компаниями и т.п. может осуществляться на базовых вычислительных, информационно-аналитических центрах и Л Ц видов транспорта, ведомств, передовых транспортно-экспедиторских
Содержание раздела