Персонал логистического менеджмента фирмы постоянного нуждается в анализе результатов принимаемых управленческих решений и системных характеристик. При этом анализ производится, как правило, по базисным и ключевым логистическим активностям и в целом для определения уровня достижения стратегических, тактических и оперативных целей логистического менеджмента.
Под анализом в широком смысле обычно понимается разложение (декомпозиция) изучаемого объекта или процесса на части с целью экономического, финансового, технического и т.п. исследований этих частей. С-позиций логистики нас прежде всего интересует экономический и финансовый анализ-аудит, позволяющие оценить принимаемые логистическими менеджерами фирм решения, сказывающиеся в конечном итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других результирующих показателях.
На уровне фирмы можно выделить следующие основные задачи стратегического, тактического и оперативного логистического анализа:
Даже простое перечисление показывает, насколько обширным и многогранным является логистический анализ, который составляет неотъемлемую часть технико-экономического и финансового анализа функционирования фирмы на рынке.
В основу логистического анализа положены такие принципы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы и другие. Применяемые при этом методы и приемы характерны для общего технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности.
Большое значение для эффективности анализа имеет информационная база, которая включает в себя совокупность нормативных, плановых, учетных и отчетных показателей, характеризующих состояние и динамику ЛС и ее внешней экономической среды ( 15.9).
Логистический анализ, проводимый в фирме может быть классифицирован по ряду признаков:
математических методов и моделей, составляющих научную базу логистики (см. раздел 1.4.). Среди наиболее распространенных в западном логистическом менеджменте методов и технических приемов анализа можно указать: [ZEBR_TAG_br
Важную роль в процессах логистического анализа и контроля играют процедуры измерения результатов решений, принимаемых логистическим менеджментом (согласно западной терминологии - performance metrics - буквально метрика исполнения. Измерение результатов (количественная мера степени выполнения логистических операций и функций) является необходимым условием эффективности управления, так как обеспечивает обратную связь, необходимую для эффективного менеджмента.
В этом смысле измерение результатов менеджмента имеет два аспекта: во-первых, установление определенной системы мер (количественных и качественных показателей, критериев, шкал отношения и предпочтения); во-вторых, непосредственно измерение результата принятия управленческого решения.
технологического цикла Время цикла подготовки отчетов[ZEBR_TAG_br Время цикла закупки МР Продолжение табл. 15.2
Производительность | Количество обработанных заказов в единицу времени Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств Отношения типа вход-выход для динамики выпуска продукции и документооборота Отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала Отношение логистических издержек на единицу производимой продукции Затраты в дистрибутивной сети на единицу объема продаж |
15.2) к текущим значениям этих параметров. Сложность такого сравнения для ЛС заключается в том, что многие показатели и характеристики носят качественный характер (о чем мы говорили в главе 11), а критерии сравнения являются векторными.
Общая схема процесса логистического контроля имеет вид, изображенный на 15.12. Фокус процедуры контроля должен быть направлен на реализуемый процесс, в качестве которого может выступать какая-либо единичная логистическая активность, например, процедура выполнения заказа или интегрированная совокупность активностей в каналах дистрибьюции или производства продукции. Входом процесса логистического менеджмента в фирме являются различные планы, цели, задачи, нормативы и стандарты, которые в совокупности составляют некоторую настройку ЛС (по аналогии со следующими системами в теории автоматического управления). Реализуя заданную настройку, логистический менеджмент сталкивается с влиянием внешних возмущений (изменение цен, тарифов налогов, макроэкономических показателей, уровня инфляции, процентных ставок, законодательства и т.п.) и изменениями в параметрах, внутреннего состояния самой ЛС (связанных с финансами, технологиями, персоналом и т.п.).
Эти изменения вызывают отклонения параметров ЛС от заданной настройки, что определяется в результате сравнения в блоке мониторинга. По результатам мониторинга вырабатываются корректирующие воздействия на входы ЛС (ЗЛС).
Центральным звеном логистического контроля в этой схеме является система мониторинга, которая в современных условиях использует информационные технологии в ЛИС. Сравнение осуществляется
на основе данных периодической отчетности, докладов персонала логистического менеджмента и аудита. Типичная информация для мониторинга включает операционные логистические издержки (тотальные, по отдельным активностям или ЗЛС), статусы запасов, использование ресурсов, уровень потребительского сервиса, уровень качества и т.п.
Мониторинг в ЛС осуществляется или вручную персоналом менеджмента, консультантами, аудиторами или на основе компьютерных программ. По результатам мониторинга принимаются решения о корректирующих (управляющих) воздействиях. Например, если установлен недостаточный уровень сервиса по требуемому ассортименту товаров у ритейлеров, логистический менеджер может принять решение об увеличении страховых запасов на оптовом складе, с которого снабжаются ритейлеры.
Для реализации схемы мониторинга большое значение имеет заданная точность сравнения и процедура установления граничных уровней настройки.
общий функциональный аудит; [ZEBR_TAG_li- аудит спроса и уровней потребительского сервиса;
Отчет об уровне логистических затрат сервиса похож на финансовый отчет о прибылях и убытках фирмы. Этот отчет показывает соотношение годовых затрат в интегрированных логистических активностях: закупках и физическом распределении, а также уровень логистического сервиса в заданном периоде времени по сравнению с предыдущим и относительно конкурентов (средней отметки в данной отрасли промышленности). Номенклатура реквизитов данного отчета приведена в табл.
15.3.
В идеальном случае можно было бы включить в этот отчет и прибыли от реализации операций физического распределения, но так как их трудно связать с уровнем логистического сервиса, на практике это не делается.
Уровни логистических издержек в анализируемой отчетной форме текущего года сравниваются с затратами предыдущего года и выделенным бюджетом финансирования на эти цели. В результате проведения
грузовые отправки на склады- доставка грузов со складов[ZEBR_TAG_br- грузовые отправки с мест хранения на завод
- дополнительные отправки и возврат заказов
- общие затраты по транспортировке
Запасы ГП
- запасы в транзите
- затраты на хранение на складах
- затраты на грузопереработку в складской системе
- затраты, связанные со старением запасов
- затраты на хранение на заводе
- затраты на грузопереботку на заводе
- общие затраты по запасам
Затраты на процедуры заказов
- процедуры получения заказов
- процедуры пополнения заказов
- процедуры возврата заказов
- общие затраты по заказам
Административные издержки и накладные расходы
- накладные управленческие расходы
- амортизация собственных зданий и сооружений складов
- амортизация грузоперерабатывающего оборудования
- амортизация транспортного оборудования
Общие издержки в физическом распределении ЗАКУПКИ МР, ден. ед.
Транспортировка предметов снабжения
- грузовые отправки от поставщиков МР на завод
- экспедирование грузов
- общие затраты по группе
Запасы МР
- затраты на хранение МР Продолжение табл. 15.3
- затраты на грузопереработку МР - общие затраты по группе Процедуры заказов - процедуры заказов МР - затраты на экспедирование - общие затраты по группе Административно-управленческие расходы - накладные расходы - амортизация складов МР - амортизация транспортного и складского оборудования - сумма затрат по группе Общие затраты снабжения МР Общие затраты в дистрибьюции Тотальные логистические издержки |
|||
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕРВИС, - процент доставок на склад за день - средний процент в запасах - общее время цикла заказа: а) нормальное б) возврата заказа - возврат заказов и отмена доставки а) общее количество б) в от общего количества заказов - полностью выполненные заказы - возвраты из-за: порчи, устаревания, хищения, ошибок в доставке и т.п. - потери продаж из-за отсутствия запасов |
запаса для оценки спроса, пополнения, возврата на завод-изготовитель, учета сверхнормативных и устаревших запасов. Однако, могут быть случаи несовпадения между регистрируемыми (вручную или автоматически) уровнями запасов и их текущими фактическим значениями - на складе.
Это может быть обусловлено ошибками персонала, компьютера и другими причинами. Поэтому периодически (обычно в конце года) осуществляется аудит запасов, подобный отечественного процедуре инвентаризации.
Таблица 15.4
Пример части логистического отчета о производительности [217]
Показатели (измерители) производительности | Текущий квартал | Предыдущий квартал | Тот же квартал в прошлом - году | Стандарт компании | Средний уровень в отрасли |
Транспортировка | |||||
- затраты на грузовые перевозки в процентах от дистрибутивных затрат | 31 | 30 | 32 | 29 | 31 |
- потери в процентах от затрат на перевозки | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,5 | 0,5 |
- затраты на перевозки в процентах от объема продаж | 9,6 | 9,2 | 10,2 | 9,0 | 8,8 |
Запасы | |||||
- оборачиваемость | 4,5:1 | 4,4:1 | 5,0:1 | 4,7:1 | 6,0:1 |
- устаревший запас по отношению к продажам | 0,1:1 | 0,1:1 | 0,3:1 | 0,1:1 | 0,2:1 |
Процедуры заказов | |||||
- количество процедур заказа в час | 50:1 | 45:1 | 55:1 | 50:1 | 50:1 |
- процент обрабатываемых заказов в течение 24 часов поступления | 96 | 92 | 85 | 95 | 93 |
- затраты на обработку одного заказа | 5.50 | 4.95 | 5.65 | 5.50 | - |
Складирование | |||||
- использование складского пространства | 75 | 70 | 70 | 70 | 70 |
- количество операций грузопереработки в час | 200:1 | 250:1 | 225:1 | 200:1 | 200:1 |
Потребительский сервис | |||||
- наличие запасов (процент запасов, удовлетворяемых непосредственно) | 98 | 92 | 90 | 90 | 85 |
- процент запасов, доставляемых в течение 24 часов с момента получения информации | 72 | 70 | 61 | 85 | 90 |