С момента введения в 1992 году тарификации услуг предприятий трубопроводного транспорта в АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" удельный тариф на транспорт 1 ткм. нефти пересматривался девять раз в сторону увеличения (табл.2.2). Он увеличился с 0,0111 руб на 1.01.92г до 20,18 руб на 1.08.95г, то есть в 1818,02 раза.
Чаще всего (3 раза) тариф изменялся в первом году своего существо-вания, причем интенсивный его рост следует связывать с произошедшей либерализацией цен. В тот 1992 год тариф вырос в 58,53 раза.
В последующие годы интенсивность его роста была ниже: за 1993 год тариф вырос в 7,38 раза, а за 1994 - в 3,2 раза. На рост и размер тарифа влияют прежде всего затраты, закладываемые в него и их объем, поскольку они составляют большую долю в составе тарифной выручки.
Для оценки объективности обоснования изменения тарифа анализируется затратная его часть.
Таблица 2.2
ТАРИФЫ на транспорт нефти
Дата |
Тариф, руб за ткм |
Коэффициент к предидущему периоду |
01.01.92 | 0,0111 | - |
17.05.92 | 0,0512 | 4,61 |
10.10.92 | 0,1536 | 3,00 |
20.03.93 | 0,6500 | 4,23 |
01.11.93 | 1,7500 | 2,29 |
01.05.94 | 4,8000 | 2,74 |
20.10.94 | 7,6000 | 1,58 |
01.02.95 | 15,6600 | 2,06 |
01.08.95 | 20,18 | 1,29 |
Расходы на страхование поделены приблизительно в равных долях между себестоимостью и прибылью.
Прямые затраты в тарифной выручке занимают около 62%, прибыль - 22%, налоги на прибыль и учитываемые в себестоимости, включая сбор за перекачку нефти, - 22,5%. Прибыль в тарифной выручке равна сумме чистой прибыли и налогов.
На капитальные вложения в целом по системе расходуется около 25% тарифной выручки, в том числе 70% прибыли. В расчет средств на развитие не включают инвестиции на строительство новых трубопроводов.
Затраты по содержанию, эксплуатации и ремонту основных производственных фондов (ОПФ) занимают большой удельный вес в себестоимости транспорта нефти.
Снижение удельного веса затрат по этой статье объясняется тем, что эти затраты зависят от объемов перекачки нефти, а, как уже отмечалось выше, объем перекачки нефти за анализируемый периодснизился на 26,1%.
Важным элементом эксплуатационных затрат являются амортизационные отчисления амортизационные отчисления. Доля этих затрат возросла в связи с переоценкой основных фондов, вводом новых мощностей после реконструкции и технического перевооружения.
Удельный вес статьи "Амортизация" в общей структуре затрат увеличился более чем на 13%. Затраты на материалы складываются в основном из расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом ОПФ.
Доля их в общей структуре не превышает 2%.За анализируемый период в структуре себестоимости существенно возросла доля затрат по статье "Ремонтный фонд": с 3,97 в 1992г. до 16,6% в 1996г., т.е. почти на 13%.
Увеличение затрат по данной статье вызвано рядом объективных причин, основными их которых являются: наращивание объемов капитального ремонта линейной части магистральных нефтепроводов с заменой изоляции и труб в условиях резкого повышения цен на строительно-монтажные работы.
Удельные затраты на диагностику в общей структуре затрат на транспорт нефти составляют менее одного процента. Несмотря на это, работы по диагностике позволяют выявить опасныM дефекты, своевременная ликвидация которых повышает техническую и экологическую безопасность объектов магистрального транспорта; перейти от сплошного к выборочному ремонту, что обеспечивает значительную экономию материальных и трудовых ресурсов.
Показатели | Ед.изм. | 1994 | 1995 |
Объем перекачки | тыс.тн. | 202986,49 | 190807,30 |
Грузооборот | млн.ткм. | 195282,20 | 185919,80 |
Численность, всего | чел. | 717,00 | 717,00 |
Стоимость ОПФ | млн.руб | 5414169,76 | 22739513,00 |
Затраты на 100 ткм | руб | 3,75 | 9,00 |
ФОТ | млн.руб | 84123,37 | 259206,12 |
Зарплата | тыс.руб | 662,10 | 2052,50 |
Себестоимость | млн.руб | 732308,25 | 1673278,20 |
Ic=C1 / C0, | (2.3) | ||
где | C1 | - себестоимость отчетного периода; | |
C0 | - себестоимость базисного периода. |
Cxj = C0 * (Ic-1) * (lg Ixj / lg Ic) = C * (lg Ixj / lg Ic), | (2.4) | ||
где | Cxj | - изменение себестоимости за счет xj-го фактора; | |
Ixj | - индекс роста (снижения) xj-го фактора. |
C = з * Г = з * H * Q * (Cопф / Cопф ) * (Чппп / Чппп), | (2.5) |
где | Г | - грузооборот; |
з | - затраты на перекачку 1 ткм нефти; | |
Н | - дальность перекачки; | |
Q | - объем перекачки; | |
Чппп | - численность промышленно-производственного персонала; | |
Cопф | - стоимость ОПФ; |
С = з * H * Фо * Фв * ФОТ * dппп / зпср, | (2.6) |
где | dппп | - доля промышленно-производственного персонала; |
Фо | - фондоотдача; | |
Фв | - фондовооруженность; | |
ФОТ | - фонд оплата труда; | |
зпср | - средняя зарплата по Тюменскому УМН. |
IС = Iз * IH * IФо * IФв * IФОТ * Idппп / Iзпср | (2.7) |
Cз = C * lg Iз / lg Ic | (2.8) |
CH = C * lg IH / lg Ic | (2.9) |
CФо = C * lg IФо / lg Ic | (2.10) |
CФв = C * lg Iфв / lg Ic | (2.11) |
CФОТ = C * lg IФОТ / lg Ic | (2.12) |
Cdппп = C * lg Idппп / lg Ic | (2.13) |
CЗПср = -C * lg IЗПср / lg Ic | (2.14) |
C = Cз +CH + CФо +CФв + CФОТ +Cdппп +CЗПср | (2.15) |
Показатели | Годы | Дельта- | Индексы | Влияние | |
1994 | 1995 | фактор | Факторов | факторов | |
Затраты на 100 ткм | 3,75 | 9,00 | 5,25 | 2,400000000 | 996915,71 |
Дальность перекачки | 962,05 | 974,39 | 12,34 | 1,012826675 | 14513,14 |
Фондоотдача | 0,04 | 0,01 | -0,03 | 0,223809524 | -1704621,54 |
Фондовооруженность | 755114,33 | 3171480,20 | 2416365,86 | 4,200000000 | 1634162,64 |
ФОТ | 84123,37 | 259206,12 | 175082,75 | 3,081261806 | 1281448,74 |
Доля ППП | 68% | 68% | 0,00 | 1,006081338 | 6903,98 |
Зарплата | 662,10 | 2052,50 | 1390,40 | 3,100000000 | -1288352,72 |
Себестоимость | 732308,25 | 1673278,20 | 940969,95 | 2,284936978 | 940969,95 |
Причем наиболее сильно из положительно влияющих (23,6%) - фондовооруженность.
Снижение тарифной выручки при неизменном грузообороте возможно при изменении прибыльной части тарифной выручки или ее затратной части. Поэтому рекомендации по оптимизации расчета тарифа на АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" подразделяются на два направления: корректировка использования показателей при расчете тарифа и смена принципа формирования прибыльной части и практическое снижение расходов по затратной части тарифицируемой услуги.
Остановимся на затратах. Различают следующие источники их снижения:
В данной работе будет затронуто снижение затрат через такие источники как повышение производительности труда и экономия электроэнергии.
Рассмотрим использование производительности труда для уменьшения затратной части тарифа. Производительность труда в трубопроводном транс-порте определяется как
Пт = Г / Ч, | (3.1) | |
где | Пт | - производительность труда; |
Г | - грузооборот; | |
Ч | - численность работающих. |
Годы | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 |
Грузооборот, млн,т | 351014,7 | 335576,3 | 360237,5 | 371586 | 381105,4 | 374725,1 |
Численность работников,чел | 6672 | 6809 | 6862 | 5898 | 5735 | 5213 |
Производительность труда млн.т./ч. | 52610,12 | 49284,23 | 52497,45 | 63002,03 | 66452,55 | 71882,81 |
1.1
Годы | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Грузооборот, млн,т | 351313,3 | 303896 | 253237,2 | 221462,9 | 195282,2 | 185919,2 | 185413,3 |
Численность работников,чел | 5150 | 5405 | 6693 | 7055 | 7170 | 7170 | 7175 |
Производительность труда млн.т./ч. | 68216,17 | 56224,98 | 37836,13 | 31390,91 | 27236,01 | 25937,00 | 26758,32 |
В 1994 году этот показатель составил 27236,01 тыс. ткм. на человека при грузообороте 195282,2 млн. ткм и численности 7170 чел. В 1995 году показатель снизился до 25930,24 тыс. ткм. на человека при грузообороте 185919,8 млн. ткм и численности 717 чел (табл.3.1). Расчет тарифа на транспорт нефти при существующем положении можно увидеть в табл. 3.2-3.6.
Но необходимо повысить производительность труда, снижая численность работающих. Это можно сделать за счет консервации технологического оборудования и сокращением численности рабочих и служащих.
В этом случае их переведут в производственные подразделения АО "СИБНЕФТЕПРОВОД": РСУ "СИБНЕФТЕПРОВОД", РМЗ "СИБНЕФТЕПРОВОД" и другие из нефтепроводных управлений, где возросли объемы производственных работ. Если принять желаемую производительность труда на уровне предыдущего периода (1994 года), то можно найти необходимую для обеспечения этой производительности труда численность работающих по формуле:
Ч = Г / Пт. | (3.2) |
3.2).
Таблица 3.1
РАСЧЕТ
численности АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" на основе производительности труда
Факт 1995 | Факт 1996 | Рекомендуе-мый вариант | |
Грузооборот, млн.ткм | 195 282,2 | 185 919,8 | 185 919,8 |
Численность, чел | 7 17 | 7 18 | 6 83 |
Производительность труда, тыс.ткм / чел |
27 236,01 | 25 930,24 | 27 236,01 |
3.2).
Возможно и более существенное снижение этих расходов, но это требует замены оборудования на больших площадях, что приведет к значительным дополнительным капитальным вложениям.
Таблица 3.2
РАСЧЕТ
экономии затрат в составе себестоимости
Факт | Рекомендуемый вариант | Экономия | |
Энергия покупная | 22 464,02 | 20 554,58 | -1 909,44 |
Затраты на оплату труда | 16 673,22 | 15 847,21 | -826,01 |
Отчисления на соцнужды | 6 455,36 | 6 101,18 | -354,18 |
Транспортный налог | 166,73 | 158,47 | -8,26 |
Сбор на нужды образования | 166,73 | 158,47 | -8,26 |
Дорожный налог | 6 749,00 | 5 264,89 | -1 484,11 |
Всего по изменяющимся элементам | 52 675,06 | 48 084,8 | -4 590,26 |
3.6). Исходя из уменьшения прибыльной части (табл.
3.5) необходимо пересмотреть размеры и структуру капитальных вложений (табл. 3.3), где неизменными остаются капитальные вложения на производственные цели, составлявшие 22% всех капвложений и пересматривается размер капитальных вложений в модернизацию и внедрение новой техники в производство и на финансирование НИОКР, составляющие остальные 78 %.
Таблица 3.3
ПЕРЕСМОТР
размера и структуры капитальных вложений АО"СИБНЕФТЕПРОВОД"
Существую-щая струк-тура, % | Сумма, млн.р | Пересмот-ренная структура, % | Сумма, млн.р | |
Капитальные вложения из прибыли на модернизацию и внедрение новой техники в производство | 22 | 12394,07 | 18 | 7140,86 |
Капитальные вложения из прибыли на производствен-ные цели | 22 | 12394,07 | 68 | 24 308,92 |
Капитальные вложения из прибыли на финансирова-ние НИОКР | 56 | 33564,45 | 14 | 3391,11 |
Итого | 58352,59 | 34 840,89 |
Существующие размеры расходов | Предлагаемые размеры расходов | |
Содержание объектов соцкультбыта | 10 095,37 | 10 095,37 |
Услуги торговых организаций | 1 288,68 | 1 288,68 |
Материальные льготы | 7 026,72 | 2 505,03 |
Благотворительные цели | 9 019,51 | 3 214,83 |
Штрафы, пени | 504,31 | 504,31 |
Прочие расходы | 2 689,65 | 2 689,65 |
Итого | 30 564,24 | 20 237,87 |
3.6).
Таблица 3.5
РАСЧЕТ
валовой прибыли АО"СИБНЕФТЕПРОВОД", млн.р
Факт | Рекомендуемый вариант | Экономия | |
Капитальные вложения из прибыли | 58 352,59 | 34 840,89 | -23 511,17 |
Социальные расходы из прибыли | 30 564,24 | 20 237,87 | -10 326,37 |
Сумма налога на прибыль | 52 627,15 | 28 908,68 | -23 718,47 |
Прибыль валовая | 150 363,28 | 82 596,23 | -67 767,05 |
Факт | Рекомендуемый вариант | |
Затраты, включаемые в себестоимость, млн.р | 139 406,89 | 134 861,84 |
Прибыль чистая, млн.р | 97 736,38 | 53 687,55 |
Рентабельность, % | 70,10 | 39,81 |
Налог на прибыль, млн.р | 52 627,15 | 28 908,68 |
Налоги, относимые на финансовый результат | 22 683,40 | 14 475,39 |
Тарифная выручка, млн.р | 312 453,57 | 231 933,46 |
Удельный тариф на перекачку, руб/ткм | 20,18 | 16,31 |
В работе на основании фактических данных АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" был произведен анализ затрат и планируемой в существующем порядке прибыли по представленной методике. Размер удельного тарифа зафиксирован на отметке 20,18 рублей за ткм., что соответствует полученным на предприятии сведениям и отражает фактический уровень тарифа (табл.
1.1). Такой уровень тарифа гарантирует получение тарифной выручки 3 749 442,84 млн. руб, что обеспечивает покрытие затрат, включаемых в себестоимость, на уровне 1 673 278,200 млн. руб в год и получение годовой же чистой прибыли в размере 1 172 836,560 млн. руб с рентабельностью 70,10% (см. табл. 3.10). Однако необходимо заметить, что при проведении работы были выявлены моменты, позволяющие подойти с новых позиций к стратегии формирования ценовой политики предприятия.
Суть проблемы в том, что существующее естественное монопольное положение объекта исследования, позволяющее завышать минимально необходимую величину тарифов на перекачку нефти, негативно сказывается как на желании предприятий нефтедобывающей отрасли увеличивать объем добычи и транспортировки, так и на снижении выполняемого АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" грузооборота. Именно поэтому необходимо найти пути повышения эффективности деятельности предприятия в направлении оптимизации ценовой политики. Снижение тарифной выручки, что неизменно влечет снижение удельного тарифа при принятом за константу грузообороте, так как расчет осуществляется в одном и том же периоде, возможно при изменении прибыльной части тарифной выручки или ее затратной части.
Проанализировав структуры тарифной выручки, прибыли и себестоимости, в нее включаемых, можно отметить, что имеется возможность для регулирующего воздействия на уровень тарифа через его структурные компоненты. В работе предложены направления действий по оптимизации тарифа, которые позволят способствовать приведению его в соответствие с динамикой развития экономической ситуации в отрасли.
С точки зрения затрат предусматривается снижение потребляемой электроэнергии и экономия средств на оплате труда путем приведения производительности труда в соответствие с уровнем предшествующего периода.
Реализация рекомендуемых мероприятий в расчете прибыльной части должна состоять в отказе от планируемого уровня ожидаемой прибыли и перехода к ее нормированию на уровне 40 % от создаваемой предприятием себестоимости.
Позитивное влияние на ценовую политику предприятия внедрения предложенных в работе комплексных мероприятий можно проследить на основании следующих данных:
Внедрение более масштабных и действенных мероприятий по различным направлениям хоть и может дать больший эффект, но в будущем, тогда как сейчас оно окажется сопряжено со значительными расходами и вложениями (к примеру - замена оборудования). Дальнейшая работа в направлениях снижения затрат и изменения прибыльной части признается целесообразной только при рассмотрении перспективы и составления прогноза деятельности отрасли в целом и предприятия в частности на более - менее продолжитель-ный период, чтобы можно было оценить эффективность осуществляемых вложений в долгосрочные проекты. На данном этапе не представляется возможным регулировать размер тарифа путем снижения уровня средств, направляемых на производственные нужды.
Предприятия трубопроводного транспорта, осуществляющие свою деятельность в Западно-Сибирском регионе, сталкиваются в настоящий момент с проблемой аварийности на их трубопроводах. Проистекает эта проблема из срока эксплуатации данных сооружений, к настоящему времени уже составляющего значительную величи-ну. Аварийность на транспортных предприятиях вызывает потерю грузов. В случае трубопроводного транспорта авария - это еще и ущерб, нанесенный эко-логии региона, а при соответствующем стечении обстоятельств - и планеты.
Для обеспечения безаварийности работ по транспорту нефти и нефтепродуктов необходимо осуществлять замену устаревшего и изношенного оборудования, обеспечивать всему оборудованию соответствующие инструкциям изготовителя условия и режимы эксплуатации. На обновление фондов предприятия необ-ходимы значительные финансовые средства, которые предусматриваются пла-ном тарифной выручки и чье целевое расходование обеспечивается контроли-рующими службами.
И по этой причине все меры по оптимизации уровня и структуры цен, рассмотренные в работе, предполагают невмешательство в пла-нируемые производственные и капитальные расходы и затраты предприятия.