Экспертный совет МИРЭА подчеркивает, что для нашей страны значение этих инноваций особенно велико из-за трудностей коммуникации на территории, где абонентов разделяют не только пространство, но и 12 часовых поясов. Новые МПК и доступные ресурсы грид-компьютинга укрепят межличностные контакты и социальные отношения внутри страны, откроют путь к массовому водородному движению молодежи, которая жизненно заинтересована в том, чтобы сохранить природную среду для устойчивого развития новых поколений.
С 2000 г. российские компании проводят комплекс подготовительных работ по строительству в ближайшее время глобальной информационно-коммуникационной сети с использованием маршрута прокладки оптоволоконного кабеля между Европой, Азией и Америкой по дну арктических морей. Понятно, что это возможно благодаря уникальному геогра-
фическому расположению нашей страны. Проект трансконтинентальной сети получил поддержку в отечественных и зарубежных научных и промышленных кругах, и Россия может стать влиятельным участником преобразования мировой сферы ИКТ.
В достижении технического прогресса на указанных направлениях наша страна, как считают эксперты Соколиной Горы, может и должна сыграть первостепенную роль. На это работают и ее геополитическое положение, и наличие высококвалифицированных специалистов и технологических традиций. Конечно, как и в сфере водородной энергетики, здесь должно быть предусмотрено правовое регулирование, включая законодательное, касающееся защиты интеллектуальной собственности, охраны государственных и коммерческих тайн, ряда других аспектов. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным способом защиты национальных интересов в сфере коммерциализации интеллектуальной собственности, в частности высоких технологий, определяющих энергетическую, экологическую и экономическую безопасность страны, а также развитие водородной энергетики, является организация государственно-частного партнерства для ведения соответствующей инновационной деятельности.
Именно такой подход выдерживается и в отношении разработки и реализации Национальной водородной программы.
Логика экономического подъема в условиях нарастающей глобализации подсказывает, что основной составляющей устойчивого развития в наше время становится экологически чистая энергетика, в данном случае водородная как наиболее перспективная. В условиях перехода к шестому технологическому укладу водород как топливо и энергоноситель придает водородной энергетике лидирующее положение среди других экологически чистых видов энергии.
Этой особенностью, а также сложностью продвижения нашей страны к водородной экономике, которое возможно лишь при сознательном участии производителей и потребителей новой энергии, обусловлена объективная необходимость водородного всеобуча. Отсюда вытекает и его полифункциональность, позволяющая в настоящее время представить водородный всеобуч как:
- важнейшее направление обучения населения страны основам водородной и других экологически чистых видов энергии;
- непременное условие массовой коммерциализации водородной энергетики и необходимая предпосылка перехода к водородной экономике;
- ключевое звено в привлечении населения к обеспечению энергоэкологической безопасности в целях решения приоритетных национальных проектов;
- новый интеллектуальный фактор, раскрывающий потенциал инновационного прорыва страны в ХХ! в.;
- средство установления и расширения новых межличностных связей на местном, региональном, национальном и международном уровнях в целях устойчивого развития в гармонии с национальными и общечеловеческими ценностями.
В будущем эти важнейшие функции водородного всеобуча могут видоизменяться, терять актуальность или дополняться новыми в зависимости от конкретных условий экономического развития, однако в обозримой перспективе они выступают с достаточной определенностью.
Водородный всеобуч как важнейшее направление обучения населения основам водородной и других экологически чистых видов энергии прежде всего должен охватить учащихся и все деятельное население страны в форме государственного и/или частного обучения по единым программам, обеспечивающим в дальнейшем единство действий в сфере водородной энергетики.
Содержание водородного всеобуча базируется на программе, которая придает магистральное направление всему водородному обучению в системе среднего, среднего технического и высшего образования РФ и вместе с тем вполне доступна для всех слоев деятельного населения со средним образованием. Программа содержит основные сведения о водородной энергетике (получение, транспортировка, хранение и применение водорода, обеспечение его безопасности, энергосбережение и т. д.), которые сравнимы с уровнем среднего образования, однако не входят в учебный план и поэтому в настоящее время часто неизвестны даже выпускникам вузов.
Всеобуч как важнейшее водородное направление образования концентрирует в себе основную проблематику, связанную со всеми другими восполняемыми источниками энергии (солнца, ветра, земли, океана и др.), включает основы знаний о высоких технологиях, применяемых для экологически чистого использования невосполняемых источников энергии (угля, нефти, газа), а также раскрывает их роль и значение в устойчивом развитии и инновационном прорыве России в условиях шестого технологического уклада.
Рассматривая всеобуч как непременное условие массовой коммерциализации водородной энергетики, обычно подразумевают два этапа коммерциализации: начальный этап, когда в ней участвуют государство, крупные и средние компании, и массовый этап, когда к ней подключаются широкие массы потребителей. Это государственные служащие, работники образовательных учреждений и малых предприятий, другие слои населения, которые первыми осваивают новую энергетику в отдельных отраслях и регионах страны.
Всеобщее обучение, несомненно, является непременным условием их участия.
Переход к водородной экономике без всеобщего обучения вообще невозможен. Населению надо заранее объяснить все преимущества и особенности экономики, основанной на новой энергии, чтобы оно было готово к ней и ожидало ее.
Надо заранее обучить всех основным правилам использования альтернативной энергии, научить технике безопасности, а иначе водородная энергетика встретит массовое сопротивление, и рынок ее отвергнет.
Всеобуч является ключевым звеном обеспечения устойчивого развития, потому что привносит в экологическое движение два новых существенных элемента. Во-первых, ноосферную программу сохранения природной среды на планетарном уровне и, во-вторых, сознательное участие в ее осуществлении всего населения. Всеобуч призван объяснить, что экологически чистая энергетика не просто отодвигает на время, а снимает в целом проблему глобальной климатической катастрофы.
И более того, он способен обеспечить сознательное и деятельное участие населения в переходе к новой экологической эпохе, связанной с устойчивым развитием на неограниченный срок.
Всеобуч выступает как новый интеллектуальный фактор,
раскрывающий потенциал инновационного прорыва в России, потому что настраивает менталитет нашего общества на новые прорывные технологии ХХІ в., которые так или иначе концентрируются вокруг водородной энергетики. Это должно оказывать определенное консолидирующее влияние на все слои образованного населения от деятелей науки и культуры до инженеров, педагогов, менеджеров, технической и гуманитарной молодежи, на все подрастающее поколение.
И далее инициировать массовую интеллектуальную работу в русле стратегии инновационного прорыва России в ХХІ в. поиск новых идей, технологий, разработку проектов и других конкретных решений в этой области.
Наконец, как средство установления новых связей водородный всеобуч резко расширяет и углубляет оптимистические межличностные связи населения на всех уровнях, начиная со школы и до глубокой старости, а учитывая Интернет, открывает широкие возможности для развития таких связей в глобальном масштабе. В современных условиях водородный всеобуч предстает перед миром как своего рода метатехнология гуманистического общения, которая при ближайшем рассмотрении взамен абстрактных общечеловеческих ценностей несет людям вполне осязаемые, конкретные и понятные всем общечеловеческие ценности ценности жизни в ладу с природой.
Реализацию основных функций водородного всеобуча обеспечивает прежде всего его живая связь с наукой. С учетом этого УМНИЦ Соколиная Гора как научно-образовательный центр, развивающий интеграцию образования, исследований и инноваций (треугольник знаний), в рамках заявленной творческой конкуренции ведет более 50 инновационных проектов, которые в настоящее время находятся на разных стадиях разработки и реализации.
Независимые творческие группы из России, Белоруссии, Казахстана, Украины разрабатывают новые технологии изготовления материалов из платиновых металлов в виде наночастиц и каталитических систем.
Экспертизу, патентование и лицензирование новых научно-технических проектов осуществляет Экспертный совет МИРЭА по высоким технологиям. По этим проектам возможно совместное производство водородных устройств с последующим внедрением в промышленность.
Приоритетными направлениями этих проектов (их реализация намечена на ближайшие годы) являются:
- исследования по поиску и получению материалов для твердооксидных и портативных топливных элементов;
- разработка и освоение выпуска нанокомпозитов на основе платиноидов для решения проблем экологии и оздоровления населения;
- разработка автономных водородно-кислородных энергоустановок средней и малой мощности (до 10 кВт);
- организация и проведение открытых конкурсов-проектов по актуальным проблемам водородной энергетики.
Ряд актуальных проектов выполняется с участием студентов. Водородный клуб МИРЭА создает свои экспериментальные студенческие научные лаборатории (ЭСНЛ).
В некоторых из них принимают участие старшеклассники из подшефных школ МИРЭА.
Научно-технические проекты Соколиной Горы тесно смыкаются с проектами по водородному обучению. Обучение водородной энергетике в России возможно в трех основных формах корпоративной, государственной и всеобщей, которые постоянно совмещаются, переходят одна в другую.
Причем каждую из них можно дополнить еще и самообразованием, личным и/или групповым, в том числе семейным. Хотя считается, что основа водородного обучения это самообразование, наиболее эффективной пока выглядит клубная форма обучения.
Между различными формами обучения есть только одна четкая граница финансовая (бюджетные и внебюджетные формы). Так, в ходе корпоративного обучения можно использовать те же программы, учебные планы, методы и средства обучения, что и в государственной системе образования.
Однако в целом обучение водородной энергетике в стране должно осуществляться на основе государственной программы, обеспечивающей всем принятым формам обучения единые достоверные знания основ экологически чистой энергетики, что крайне важно в целях коллективного практического применения этих знаний.
В современных экономических и социальных условиях, сложившихся в нашей стране, в проведении водородного всеобуча на практике условно можно выделить четыре этапа. Первый этап (инициативный) осуществляется еще до разработки и принятия соответствующей государственной программы, а три последующих в соответствии с намеченной государственной программой. Особенности этапов:
- инициативный этап проходит избирательно в разных местах и в разное время, осуществляется инициаторами водородного всеобуча, обеспечивает кадровую и информационную поддержку пионерным проектам; в рамках подготов -ки государственной программы позволяет выявить, оценить и усовершенствовать отдельные элементы будущей системы всеобуча;
- предварительный этап происходит в заранее определенных местах и в определенное время, осуществляется в соответствии с государственной программой ее отдельными участниками, позволяет практически проверить и уточнить заложенные программой системные связи;
- становление системы происходит повсеместно, время и порядок работы определяются государственной программой для всех ее участников, в результате с учетом неизбежных уточнений самой программы складывается оптимальная система водородного всеобуча;
- система в действии завершающий этап. Он не имеет ограничений в продолжительности, происходит повсеместно и непрерывно в соответствии с поставленными целями, осуществляется участниками государственной программы водородного всеобуча, которая на практике периодически корректируется с учетом новых требований жизни.
Указанные этапы во многом зависят не только от степени развития самого водородного всеобуча в стране, но и от того, как будут развиваться водородная энергетика и экономика, а также экологическая обстановка в России и во всем мире.
Государственное обучение. Водородный всеобуч, программы и методика которого разрабатываются в рамках Соколиной Горы, в первую очередь призван охватить государственный сектор.
Обучение в этом секторе включает государственных служащих и все деятельное население страны (кроме специалистов, обучаемых корпорациями), а также обучение учащихся и других слоев населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Проектами Соколиной Горы предусматривается, что обучение государственных служащих в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в ее региональных отделениях и филиалах (всего система охватывает 135 тыс. обучающихся) основам водородной энергетики предшествует массовой коммерциализации, по существу являющейся переходом к водородной экономике. Государственное обучение в целом готовит к этому переходу производственную сферу, ее инфраструктуру и все деятельное население страны.
Обучение охватывает сначала руководителей, а затем всех работников не только самих государственных ведомств, но и тех учреждений, которые находятся в их ведении.
Ведомственное обучение необходимо вводить уже в ближайшем будущем федеральным, региональным и муниципальным ведомствам, прежде всего в регионах пионерного освоения водородной энергетики, за счет их собственных бюджетных средств. Оно должно проходить по единой для всех государственной учебной программе (основы новой энергетики, правила пользования, техника безопасности, энергосбережение и т. д.), дополненной специальными курсами, отражающими ведомственную и региональную специфику.
Основы водородной энергетики в рамках государственного обучения, согласно проектам Соколиной Горы, осваиваются по следующим базовым специализациям: отраслевая, экологическая, экономическая, педагогическая, научно-техническая. Каждая из этих базовых специализаций имеет существенные особенности и в свою очередь состоит из единого общего курса и нескольких спецкурсов для различных групп работников ведомств и учреждений.
Так, проект базовой педагогической специализации, кроме общего спецкурса, включает водородные курсы для преподавателей вузов и средних технических учебных заведений по всей номенклатуре утвержденных в стране специальностей, учителей младших и старших классов, в том числе предметников, классных руководителей, организаторов тематических кружков, клубов с учетом профессиональных задач всех групп.
Обучение основам водородной энергетики учащихся и других слоев населения, которые нуждаются в социальной поддержке, согласно проектам Соколиной Горы, должно проходить или одновременно с обучением государственных служащих (в системе образования), или по мере их привлечения к реализации конкретных проектов. В конечном счете всеобщее обучение должно охватить все население страны, включая пенсионеров, инвалидов и т. д.
Всеобуч, таким образом, осуществляется в системе среднего, среднего технического и высшего образования, а также в семье, по месту жительства и отдыха. В настоящее время его инициируют учреждения системы образования и науки (как государственные, так и негосударственные), общественные и некоммерческие структуры, средства массовой информации, частные лица, сотрудничающие с Соколиной Горой.
Проектами предусматривается, что обучение учащихся, других слоев населения ведется преимущественно за счет государства, но с привлечением средств корпораций, общественности, частных лиц. Программы дифференцируются в зависимости от групп обучаемых и существенно отличаются по содержанию.
На основе анализа современного состояния системы образования в России и первого практического опыта водородного всеобуча, инициированного МИРЭА, можно сделать вывод, что специальность и специализация Водородная энергетика, как и в целом система водородного всеобуча, тоже должны вводиться поэтапно.
Специальность по решению Министерства образования и науки может без особых затруднений вводиться в энергетических и других вузах, на факультетах и кафедрах, многие годы профессионально занимающихся этой проблемой. Включение же новой специальности (и/или специализации) теми вузами, факультетами и кафедрами, которые прямо не связаны с энергетикой, но близки к ней, конечно, потребует большего времени.
Но это тоже решаемо, причем в сжатые сроки.
Сложнее обстоит дело с дополнительной специализацией,
которая должна стать общей для всех других технических и гуманитарных учебных заведений. Понятно, что она не нужна ни вузам, ни техникумам энергетического или близкого к нему направления, но при этом крайне необходима другим учебным заведениям.
Однако в настоящее время немедленное и повсеместное введение дополнительной специализации по водородной энергетике в систему среднего, среднего технического и высшего образования в нашей стране заведомо обречено на неудачу. Главное препятствие в том, что дополнительная специализация не может вводиться иначе, как в дополнение к основной специальности, что весьма затруднительно в условиях перегруженности учебных программ.
Есть все основания полагать, что дополнительная специализация вызовет сопротивление значительной части преподавателей основной специальности и самих учащихся.
Ввиду этого проекты введения новой, дополнительной специализации в системе высшего образования разрабатываются в рамках Соколиной Горы с учетом того, что переход к водородной энергетике в России пока еще только намечается и что к нему в вузах преимущественно негативное отношение.
В этих условиях, тем не менее, по согласованию с Министерством образования и науки РФ в рамках Соколиной Горы ученые и преподаватели МИРЭА совместно с коллегами из других российских вузов готовят необходимые методические материалы для введения в России специальности и специализации Водородная энергетика.
В профильных вузах и на факультетах (энергетических, химических и других) системы высшего образования в проектах Соколиной Горы намечены следующие уровни обучения: стажеры (повышение квалификации), аспиранты, специалисты, магистры, бакалавры. Одновременно определяется последовательность введения специальности и специализации, в том числе с использованием дистанционного, очного, вечернего и заочного обучения.
По каждому уровню и форме обучения готовятся свои проекты.
Вся эта система обучения проектируется Соколиной Горой для государственных нужд, но при этом легко вписывается в корпоративное и частное обучение на договорной основе. Такой подход может заинтересовать и вузы других стран, образовавшихся на территории бывшего СССР, тем более, что некоторые педагоги вузов и академических институтов этих стран разрабатывают свои образовательные проекты в области водородной энергетики в контакте с Соколиной Горой.
В сложившихся условиях наиболее эффективной, по мнению экспертов, является избирательная подготовка по программе дополнительной специальности в сфере водородной энергетики на добровольных началах и в неакадемической форме (клубах, кружках, секциях и т. д.). Первый опыт продвижения проектов УМНИЦ показал, что специализацию целесообразно вводить прежде всего в учебных заведениях, которые имеют энергетическую, химическую, экологическую, педагогическую, журналистскую, культурологическую и социологическую ориентацию.
Так, студенты кафедры информатизации журналистики на факультете кибернетики МИРЭА приняли новую специализацию, когда она была представлена в клубной форме. Здесь для кибернетиков дополнительно к их основной специализации, связанной с применением автоматизированной обработки информации в СМИ введена вторая, дополнительная специализация и к ней учебное пособие по проблеме Водородная энергетика будущего и металлы платиновой группы в странах СНГ.
Причем вторая специализация введена в рамки действующих учебных программ и планов по основной специализации без дополнительных часов.
Проект реализуется в целом успешно. Собранные в учебном пособии материалы по истории, современному состоянию и перспективам водородной энергетики достаточно тттиро-ко используются на лекциях и семинарах, в лабораторных и курсовых работах, при выполнении дипломных проектов.
В связи с этим эксперты МИРЭА рекомендуют использовать опробованный УМНИЦ метод свободного распределения информации по основам водородной энергетики при разработке и реализации проектов введения дополнительной специализации во всех гуманитарных вузах.
Водородный всеобуч в школах по проекту Соколиной Горы проводится в порядке эксперимента (прежде всего в подшефных школах МИРЭА) с ориентацией на Москву и другие крупные промышленные центры, а также экологически перегруженные регионы России и других стран СНГ с русскоязычными школами.
По мнению некоторых специалистов, это рискованный эксперимент, поскольку для таких проектов еще не созрели благоприятные условия. Действительно, в российской средней школе до настоящего времени водородная энергетика почти неизвестна ни учителям, ни школьникам.
То же самое наблюдается и в семьях школьников. В силу этого к альтернативной энергии, строго говоря, еще не сложилось никакого отношения ни положительного, ни отрицательного.
Однако это не причина отказываться от проектов, а скорее наоборот основание для того, чтобы активнее продвигать их в жизнь, учитывая, однако, реальную ситуацию с перегруженностью программ и преподавателей.
В связи с этим проекты водородного всеобуча в настоящее время предлагаются лишь тем школам-лидерам, где учителя и ученики в них как-то заинтересованы. В первую очередь это школы и колледжи, которые ориентируются на профильные технические вузы. Водородные проекты находят себе место и в школах гуманитарного направления, для которых основной ориентацией являются экономика, журналистика, педагогика, экология, краеведение и т. д.
Для подшефных школ МИРЭА по проекту Соколиной Горы при финансовой поддержке Фонда интеллектуальных технологий подготовлено первое в России и других странах СНГ учебное пособие по истории, состоянию и перспективам водородной энергетики Энергия будущего. В подшефных школах МИРЭА по нему проводятся занятия по водородной энергетике. Есть основания полагать, что данное пособие может стать для школьников средством профессиональной ориентации, а затем и неформальных познавательных связей со студентами технических университетов. При подготовке пособия было учтено, что перспективы водородной энергетики не только не изолируют Россию от всего мира, но, наоборот, находят ей достойное место в числе экономически развитых стран.
И это особенно важно для той части молодого поколения, которое стремится к вершинам знаний и личных успехов.
Корпоративное обучение специалистов в сфере водородной энергетики проводится избирательно, по мере необходимости, некоторыми заинтересованными компаниями в рамках специальных курсов, стажировок или курсов повышения квалификации специалистов. Обучение ведется за счет компаний и по их программам.
С учетом этого в УМНИЦ планируют коммерчески эффективную систему подготовки и переподготовки кадров для отдельных компаний из России и других стран.
Соколиная Гора имеет возможность по ценам значительно ниже, чем в Европе, привлекать необходимые кадры преподавателей, в том числе из Евросоюза, использовать для занятий помещения и аппаратуру, обеспечивать необходимые условия для проживания преподавателей и слушателей.