d9e5a92d

Правовое обеспечение участия регионов в Программе

В связи с этим является неоправданным отсутствие в налоговом законодательстве льгот для юридических и физических лиц, создающих и особенно использующих объекты отечественной интеллектуальной собственности (ИС).
Целесообразно учесть положительный зарубежный опыт, в частности опыт США, по активизации использования изобретений в отраслях экономики, отраженный в известных законах Бэйя Доула, Стивенсона Уайдлера и других, дополнив отечественный Налоговый кодекс аналогичными актами.
Для стимулирования инновационной ориентации отечественных разработчиков и товаропроизводителей следует дополнить пункт 1 (При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы) статьи 251 части II Налогового кодекса подпунктом 27 Суммы, полученные в течение первых пяти лет:
- благодаря использованию в собственном производстве российских изобретений и других объектов интеллектуальной собственности;
- от продажи российским лицензиаром (продавцом) лицензии российскому лицензиату (покупателю);
- от использования российским лицензиатом по лицензионному соглашению с российским лицензиаром изобретения или другого объекта интеллектуальной собственности.
Это позволит стимулировать предприятия и организации, создающие и использующие отечественные изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности в области водородной энергетики, создаваемые и используемые с привлечением бюджетных средств.
Для стимулирования инноваций целесообразно:
- расширить спектр налоговых льгот, предоставляемых предприятиям, в части их освобождения от уплаты таможенных пошлин, тарифов, НДС с приобретаемых оборудования, приборов, сырья, материалов, объектов интеллектуальной собственности, необходимых для осуществления инновационных проектов в области водородной энергетики;
- не облагать НДС инновационную деятельность участников реализации Программы, а также обороты по реализации принципиально новой инновационной продукции в области водородной энергетики.
При стимулировании изобретательской и инновационной деятельности, предоставлении налоговых льгот целесообразно связать их действие как со значимостью, стоимостью объектов поощрения (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и др.), так и с моментом отражения в отчетности соответствующего факта (например, создания или использования изобретения, полезной модели, промышленного образца и др.).
При этом представляется целесообразным отображать в отчетной форме в качестве результата инновационной деятельности для научно-исследовательского, опытно-конструкторского, проектно-технологического или учебного заведения получение правовой охраны того или иного технического решения в области водородной энергетики, а для промышленного (или иного) предприятия введение его в хозяйственный оборот (использование).
Пока эти вопросы не нашли общего решения, возможно их частное решение в Федеральном законе о Национальной программе Водородная энергетика применительно к участникам выполнения проектов Программы и в инновационноэнергетических законах.

Региональные аспекты реализации Национальной программы

Программа будет иметь две взаимодополняющие друг друга стороны для регионов России, которые определяют их роль в ее реализации.
Во-первых, все задействованные в реализации мероприятий Программы учреждения, организации и предприятия (научные, технологические, проектные, образовательные, производственные и т. д.) территориально расположены в тех или иных конкретных регионах России, которые заинтересованы в деятельности расположенных на их территории структур в качестве участников Программы, так как это дает возможность получить новые рабочие места, повысить занятость и качество жизни населения, увеличить производство регионального внутреннего продукта и налогооблагаемую базу и т. п. Регионы будут стремиться через организационные структуры, функционирующие на их территории, участвовать в проектах Программы и внести свой вклад, став ее непосредственными исполнителями и потребителями.
Во-вторых, пользоваться результатами и достижениями Программы в регионах будут не просто выборочно те или иные организационные структуры, являющиеся участниками проектов, а юридические и физические лица, так или иначе связанные на территориях с теми сферами и областями народного хозяйства, которые охвачены Программой и обеспечат более эффективное функционирование энергосектора. Иными словами, регионы будут стремиться стать не только непосредственными исполнителями Программы, но и потребителями ее результатов и достижений в различных сферах и областях.
По предварительным оценкам и проработкам, такими сферами и областями в Программе для потребителей станут энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электроника, включая бытовую технику, а для исполнителей еще и производство, хранение и транспортирование водорода, машиностроение для водородной энергетики, создание топливных элементов.
Муниципальный уровень, являющийся в регионах конкретной географической территорией, где размещаются как непосредственные участники Программы, создающие ее результаты и достижения, так и потребители этих результатов и достижений (города, поселки, деревни и другие виды населенных пунктов), аналогично региональному уровню имеет серьезную заинтересованность в достижениях и результатах Программы.
Непосредственные участники (исполнители) Программы, расположенные в регионах, муниципальных образованиях, будут формироваться из числа тех хозяйственных систем, которые готовы пойти на то, чтобы их деятельность была подчинена ее целям и задачам. В связи с этим им предстоит принять на себя обязательства перед государством (в том числе экономические) о концентрации собственных усилий и ресурсов на проведении исследований, разработок и создании на их основе новой техники, технологий для получения, хранения, транспортировки и использования водорода и других мероприятий, предусмотренных Программой.
Участники (исполнители) проектов Программы будут отбираться на конкурсной основе из числа выразивших желание участвовать в ее реализации академических и отраслевых институтов, высших учебных заведений, предприятий промышленности, имеющих необходимый потенциал и соответствующий опыт работы независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Зарубежные организации также смогут принять участие в реализации Программы, но только в кооперации с отечественными исполнителями, несущими всю полноту ответственности за результаты деятельности по Программе перед федеральными органами исполнительной власти, ее государственными заказчиками.


Государство как основной инициатор и заказчик Программы должно в максимальной степени обеспечивать ее участников (исполнителей) всеми видами требующихся ресурсов (прежде всего финансовыми). Ресурсы должны выделяться на весь срок выполнения конкретного проекта и не пересматриваться ежегодно.

Роль регионов при этом не должна быть пассивной, поскольку в них сосредоточены различные хозяйственные системы, влияющие на качество результатов социально-экономического развития.
Остальные участники Программы юридические и физические лица, которые в регионах и муниципальных образованиях непосредственно связаны со сферами и отраслями, охватываемыми Программой, определяются в зависимости от их связи с данными сферами и отраслями, от их участия в выполнении проекта. Роль региональных и муниципальных органов власти относительно этих участников будет ведущей. Именно они должны финансировать основную часть затрат, связанных с подготовкой к освоению результатов и достижений Программы, подлежащих передаче остальным участникам. Что касается государства, то, занимая ведущее место в финансировании деятельности непосредственных участников Программы, на стартовом этапе оно применительно к остальным ее исполнителям будет играть вспомогательную роль, содействуя (частично финансово) подготовке к освоению результатов и достижений Программы.

Активное участие в финансировании соответствующих проектов и мероприятий Программы должны принимать заинтересованные в них представители частного и корпоративного секторов национальной экономики (например, это делает ГМК Норильский никель, активно сотрудничая с РАН по вопросам водородной энергетики).

Правовое обеспечение участия регионов в Программе

Законодательная и нормативная база, устанавливающая регионам России правила хозяйственной деятельности, в том числе и возможности для их включения в решение проблем, имеющих важнейшее значение для всей страны в целом, является главным условием для участия регионов в Программе.
Поскольку Программа должна быть инновационной, то есть ориентированной на создание и комплексное использование в практике современных достижений науки, определяющее значение для которой будут иметь научно-техническая сфера и сфера наукоемкого высокотехнологичного производства, она должна иметь соответствующее нормативноправовое обеспечение этих сфер.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., предусматривает активную роль регионов в тех сферах жизни страны, которые сопряжены с наукой, образованием и наукоемкими направлениями деятельности (ст. 72). В развитие этого в 1996 г. был принят Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике, статья 12 которого предоставляла регионам право финансировать научную и научно-техническую деятельность за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Все это полностью отвечало общемировой тенденции по консолидации усилий и возможностей (в том числе финансовых) федерального центра и территорий для совместного решения крупномасштабных стратегических задач наукоемкого характера.

Такая тенденция присуща фактически всем экономически развитым странам мира.
Механизм участия регионов в реализации Программы, который мог быть задействован на практике после законодательно оформленных соответствующих изменений в действующей нормативно-правовой базе, целесообразно запустить с использованием прежнего опыта сотрудничества федерального центра с регионами в научно-технической сфере (Миннауки и Госкомвуза России в 1990-х годах), поскольку этот опыт уже привычен и имеются позитивные результаты для регионов.
Речь идет об опыте совместно финансируемых на долевых началах из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации региональных и межрегиональных научнотехнических программ и инновационных проектов, результаты выполнения которых имеют общегосударственное или межрегиональное значение или по крайней мере могут быть использованы сразу в нескольких регионах. На подобных же началах может базироваться и механизм участия регионов России в реализации тех проектов Программы, непосредственными исполнителями которых по конкурсу будут определены организации и предприятия, расположенные в этих регионах.
Что же касается деятельности регионов в качестве так называемых остальных участников Программы (подготов -ка к освоению и использованию результатов и достижений водородной энергетики), то ведущая роль в финансировании будет принадлежать именно им. Целесообразно воспроизвести опыт 1990-х годов, восстановив в бюджетах субъектов Российской Федерации специальные целевые разделы по науке и содействие научно-техническому прогрессу и инновационному развитию.
Конкретизация участия регионов в Программе может быть проведена на этапе подготовки ее проектов в качестве обобщающего итогового программного документа, в котором будут конкретизированы структура Программы, состав охватываемых ею сфер и отраслей народно-хозяйственного комплекса России, набор проектов. В настоящее время могут быть сформулированы основные положения и подходы к такой конкретизации.
Во-первых, возможность вхождения регионов в число непосредственных участников Программы. Выполнение ее проектов во многом будет зависеть от размещения научно -технического и производственного потенциала на территории России, которое сложилось к настоящему времени.

Так, например, когда возникает вопрос о том, в каком конкретно регионе, согласно Программе, должно быть размещено изготовление авиационных водородных двигателей для самолетов, то таким регионом, пусть даже и на конкурсной основе, реально сможет стать тот, где сейчас уже существует производство авиадвигателей (например, Пермская, Самарская и Ярославская области и т. д.).
Во-вторых, принадлежность регионов к остальным участникам Программы будет связана не только с фактором размещения на территории страны образовательного потенциала, но и с необходимостью организации межрегионального сотрудничества, поскольку научные организации и высшие учебные заведения соответствующего профиля (например, энергетические) имеются далеко не во всех регионах России, а потребность в подготовке к освоению и использованию результатов и достижений Программы будет фактически у всех субъектов Российской Федерации.
В-третьих, главным условием участия региона в Программе в той или иной форме, даже если и будет создана необходимая нормативно-правовая база, определены конкретные механизмы формирования ресурсного обеспечения и ее реализации, и, как показывает практика, всегда будут присутствовать мотивация, стремление к участию и желание не оставаться в стороне от научно-технического прогресса, не отставать от уровня развития других регионов.

Регионы пионерного освоения водородной энергетики и инновационно-энергетические зоны

Для проведения экспериментальных работ и пионерного комплексного освоения проектов Программы необходимо определить несколько субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
К критериям определения региона (муниципального образования) можно отнести:
- остроту энергетической проблемы и невозможность ее решения традиционными способами;
- наличие инновационно ориентированных субъектов хозяйственной деятельности, способных воспринимать наукоемкие водородные технологии;
- имеющиеся передовые научные и конструкторские школы по главным направлениям фундаментальных и прикладных исследований в области водородной энергетики;
- эффективную систему образования и подготовки высококвалифицированных кадров в сфере энергетики, традиции и авторитет высокой технической культуры;
- наличие высококвалифицированного научного, инженерно-технического и производственного персонала, способного освоить наукоемкие технологии;
- способность органов государственного и муниципального управления к осуществлению активной долгосрочной инвестиционной и инновационной деятельности, включая софинансирование проектов по водородной энергетике;
- высокие удельные затраты на НИОКР и инновации в структуре регионального производственного комплекса.
В отобранных для пионерного освоения водородной энергетики регионах (муниципальных образованиях) могут создаваться инновационно-энергетические зоны, предусматривающие преференции для предприятий и организаций, участвующих в выполнении проектов Программы (по примеру особых инновационно-внедренческих зон).
В качестве объектов для таких зон могут быть предложены следующие:
- города Королев, Обнинск, Дубна, Черноголовка, Троицк, Северск (Томская область), Заречный (Свердловская область), Саров (Нижегородская область), Железногорск (Красноярский край);
- города Москва, Санкт-Петербург, Тольятти, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Норильск крупные промышленно развитые города, удовлетворяющие вышеназванным критериям и в которых наиболее остро проявляются энергетические и экологические проблемы.
Способом определения потенциальных зон может стать проведение открытого конкурса для отбора регионов и муниципальных образований, имеющих межрегиональную стратегическую компоненту для реализации программных мероприятий (проектов) по водородной энергетике, в том числе возможность формирования инновационно-технических кластеров.

Международное сотрудничество в реализации Программы

Проблемы перехода к водородной энергетике невозможно решить, замыкаясь в пределах страны и опираясь только на собственные силы. Необходимо активное международное сотрудничество как в обмене результатами научных исследований, изобретениями и технологиями, так и при инновационном освоении научных результатов и в выходе на мировые рынки, что особенно важно в условиях глобализации. Это сотрудничество возможно осуществить в трех контурах:
- между странами СНГ как в разработке, так и в инновационном применении водородных технологий;
- с Европейским союзом, США, Японией, Индией, Китаем и другими странами, осуществляющими собственные долгосрочные инновационные водородные программы и проекты;
- с международными организациями (ООН, ПРООН, ЮНЭП и др.) в решении глобальных энергетических и экологических проблем.
Среди стран членов СНГ наибольший задел в области водородной энергетики имеет Украина. НИОКР в этой области проводятся в Белоруссии, Казахстане и других странах.

Учитывая сложившиеся научно-технические связи и острую заинтересованность в освоении водородной энергетики, целесообразно совместно с заинтересованными субъектами СНГ разработать межгосударственную водородную программу, предусмотрев в ней круг приоритетных направлений и проектов, совместное их финансирование и согласованные выступления на внешних рынках. Это будет содействовать реинтеграции экономики заинтересованных стран членов СНГ
Следует активно включиться на партнерских началах в решение ряда научных проблем и освоение инноваций в области водородной энергетики с Европейским союзом (с учетом Европейской водородной платформы и рамочных программ ЕС), а также с США, Японией, Китаем, Индией и другими заинтересованными странами. Опыт совместных работ с отдельными американскими и немецкими компаниями уже имеется. Потребуются конкретные соглашения с каждой страной с учетом мер по защите интеллектуальной собственности (в том числе в рамках намеченного сотрудничества в области энергетики с США).

Также опыт уже имеется у Национальной инновационной компании Новые энергетические проекты.
Опыт международного сотрудничества, накопленный ранее, следует распространить и развить в международных проектах по разработке и инновационному освоению узловых направлений водородной энергетики. Это прежде всего относится к программам помощи развивающимся странам, испытывающим острый энергоэкологический кризис, особенно в Африке, где большинство населения не имеет доступа к электричеству. Такие программы обсуждались на встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.), где отмечалось, что ЕС выделяет 700 млн долл. для решения энергетических проблем в африканских странах.

Участие в таких международных программах откроет дополнительные ниши для реализации инновационных продуктов, созданных по Национальной программе, для достижения Целей тысячелетия ООН.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы

Эффективность реализации Национальной программы Водородная энергетика предварительно можно оценить в следующих шести аспектах, которые получат конкретизацию и количественную оценку в процессе разработки подпрограмм и проектов:
- инновационно-технологическом;
- экономическом;
- экологическом;
- внешнеэкономическом;
- социальном;
- государственно-политическом.

Инновационно-технологическая эффективность реализации Программы

Инновационно-технологический эффект реализации Программы состоит в осуществлении инновационного прорыва в энергосекторе России, освоении базисного направления шестого технологического уклада, снижении энергоемкости и повышении конкурентоспособности отечественной продукции, модернизации научно-технического и инновационного потенциала страны и формировании важнейшего звена национальной инновационной системы. Тем самым будет преодолена тенденция технологической деградации экономики России и вытеснения ее продукции с внутреннего и внешнего рынков.
Повышение технологического уровня и конкурентоспособности отечественной продукции чрезвычайно важно в условиях вступления России в ВТО, когда при снижении импортных пошлин усилится поток на внутренний рынок импортных товаров, чья конкурентоспособность будет расти на основе реализации глобального научно-технологического переворота в авангардных странах.

Экономическая и внешнеэкономическая эффективность

Экономическая и внешнеэкономическая эффективность реализации Национальной водородной программы найдет выражение в следующих аспектах:
- переходе на новый уровень экономического развития на основе использования водорода в качестве основного энергоносителя за счет сравнительно более низких издержек производства водорода (в перспективе), при массовом производстве водорода и топливных элементов (становление водородной экономики);
- повышении темпов прироста ВВП в Российской Федерации, а также значительном увеличении доли прироста ВВП за счет повышения эффективности энергосектора;
- увеличении доли Российской Федерации на мировом рынке наукоемкой продукции; занятии значительной доли мирового рынка топливных элементов для децентрализованной стационарной энергетики и автотранспорта и портативных электронных устройств;
- уменьшении зависимости экономики от колебаний конъюнктуры мирового топливного рынка.

Экологический эффект

Экологическим результатом реализации Национальной программы в перспективе станет:
- существенное снижение выбросов парниковых газов в атмосферу при использовании энергетических установок и транспортных средств на водородном топливе, что улучшит экологическую обстановку в крупных городах и будет способствовать укреплению экологической безопасности страны;
- снижение темпов исчерпания разведанных запасов нефти и газа, что позволит более широко и долго использовать их в качестве источников получения разнообразной гаммы химических продуктов.

Социальный эффект

Социальный эффект реализации Программы выразится:
- в растущей востребованности труда ученых, инженеров, квалифицированных рабочих, увеличении их доходов, притоке талантливой молодежи в науку, инновации и передовое производство;
- в увеличении темпов роста реальных доходов, уровня и качества жизни населения в результате более высоких темпов роста ВВП и улучшения экологической обстановки;
- в улучшении условий снабжения энергией ЖКХ и населения, особенно в северных и восточных районах страны, перестрой на высокотехнологичных началах и обеспечение надежности коммунальной энергетики.

Государственно-политический эффект

Государственно-политический эффект реализации национальной программы найдет выражение:
- в усилении роли государства в осуществлении страте -гии инновационного прорыва, более полном выполнении им своей стратегически инновационной функции, повышении доверия населения к власти;
- в обеспечении социально-политической стабильности в стране в результате преодоления энергоэкологического кризиса, который затрагивает интересы все более широких слоев населения;
- в укреплении позиций России в глобальном геополитическом пространстве.

Ожидаемые социально-экономические последствия

Ожидаемые социально-экономические последствия реализации Программы:
- ускорение процессов применения водорода как энергоносителя в целях формирования устойчивых, безопасных и экологически чистых энергетических систем;
- обеспечение условий для устойчивого экономического роста и социального развития;
- повышение эффективности государственных и частных инвестиций, направляемых в энергетику Российской Федерации;
- сохранение и последующее наращивание научно-технического и инновационного потенциалов субъектов хозяйственной деятельности регионов России;
- повышение рентабельности производства на основе использования современного водородного энергообеспечения.
Следует также отметить роль Национальной программы как локомотива перехода экономики к инновационному пути развития, востребованности науки и возрождению духа творчества и смелого поиска (особенно среди молодежи), что в прошлом выводило страну в число мировых лидеров инновационного прорыва.



Содержание раздела