Надо отметить, что именно такой подход проверен международной практикой в Калифорнии (США), Руре (Германия), в районах Шанхая и Шеньяна (Китай) и др. Дело в том, что в целом переход на водородную экономику отдельных стран и регионов не может осуществляться одновременно и равномерно.
В этих условиях наиболее нагруженные мегаполисы выполняют особую миссию: вхождение в их жизнь водородной экономики должно наглядно демонстрировать ее эффективность.
Касаясь выбора анклава для местного внедрения модели водородной экономики, отметим, что в России он затруднен по ряду причин, прежде всего географического, природного и административного характера. Тем не менее среди перспективных моделей специалисты называют Калининградскую область, Сахалин, Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и некоторые другие регионы.
Привлекателен в качестве города-анклава Саров. В нем градообразующим является Российский федеральный ядерный центр, сохранивший четкую организацию работ, а также систему взаимодействия с законодательными, исполнительными органами и средствами массовой информации.
Природные условия также сохранены практически в экологически чистом виде.
Вместе с тем ясно, что в одиночку государство с такими задачами не справится. Их решение требует объединения усилий государственного и частного секторов экономики, вовлечения бизнеса в стратегические направления экономического развития на стадии их становления.
Этому должна способствовать институциональная система, добиваясь соединения интересов федеральной и региональной, законодательной и исполнительной власти с привлечением крупного капитала.
В институциональном отношении весьма важно, что сегодня в России уже действует Национальная ассоциация водородной энергетики (НАВЭ), которая призвана стимулировать и координировать общие усилия государства, бизнеса и науки по развитию водородной экономики, в том числе добиваться совершенствования законодательной базы, направленной на стимулирование инвестиций в эту отрасль.
В последнее время под эгидой и с участием НАВЭ в России предпринят ряд энергичных шагов в данном направлении. Прежде всего хотелось бы отметить Первый международный симпозиум Водородная энергетика будущего и металлы платиновой группы в странах СНГ, который состоялся 2 ноября 2004 г. в МИРЭА Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (техническом университете).
Этот симпозиум под эгидой НАВЭ и Министерства образования и науки инициирован учеными, специалистами и преподавателями учебных заведений системы высшего образования, национальных академий и академических институтов, общественных и некоммерческих организаций России, Белоруссии, Казахстана, Украины, других стран СНГ В качестве наблюдателей на нем присутствовали представители компаний Великобритании, Германии, Латвии. Симпозиум поддержали НАВЭ и ОНК-совет, национальные водородные ассоциации стран членов СНГ
Подчеркнуто, что инициатива ГМК Норильский никель должна стать примером для крупнейших нефтяных, газовых, энергетических и других российских компаний, заинтересованных в том, чтобы уже сейчас готовить кадры для будущей системы технических и экономических отношений, становление которой неизбежно на корпоративном, общегосударственном и международном уровнях в условиях перехода к водородной энергетике.
Был поставлен вопрос о широком сотрудничестве вузов России и других субъектов СНГ, которое должно включать в соответствующую информационную и образовательную инфраструктуру, предусматривающую систематический обмен опытом, учебными программами, планами, методиками, пособиями, а также преподавателями, аспирантами, студентами. Ученые и педагоги, специализирующиеся в области металлов платиновой группы в связи с водородной энергетикой будущего, сочли необходимым не только определить на перспективу общие задачи образования и науки в данной сфере, но и решить другие, не менее важные вопросы в области кадров, права, общественного мнения и т. д.
Участники симпозиума рекомендовали правительствам стран членов СНГ обратить внимание на то, что в перспективе в этих странах становится неизбежным прямое вовлечение в процессы перехода к водородной энергетике больших социальных групп, которым в дальнейшем предстоит стать массовыми потребителями на водородном рынке. В этих условиях представляется вполне естественным подключение к обсуждению проблем водородной энергетики широких кругов общественности, средств массовой информации, а также структур, лоббирующих научные, коммерческие, политические, групповые интересы.
В связи с этим правительствам стран членов СНГ рекомендовано побеспокоиться о том, чтобы решение проблем водородной экономики не перекладывалось исключительно на бизнес, а предусматривало и бюджетное финансирование, причем обязательно адресное, в том числе через гранты, предоставляемые на конкурсной основе при независимой экспертизе проектов.
Участники симпозиума активно поддержали предложение МИРЭА и химического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова по созданию учебно-методического и научно-исследовательского центра Соколиная Гора, ориентированного на организацию исследований и подготовки специалистов в области водородной энергетики в вузах России и других стран членов СНГ, а также на учебно-методическое содействие развитию водородного всеобуча в этих странах.
Центр создан при Экспертном совете по высоким технологиям, который на общественных началах работает в МИРЭА с 2002 г. В него вошло около 50 творческих групп из России и других субъектов СНГ, которые по согласованию с Норильским никелем уже представили на рассмотрение более 30 исследовательских проектов по водородной энергетике и металлам платиновой группы. Но, пожалуй, самое важное в работе Центра состоит в том, что здесь идея водородной энергетики объединила не только исследователей, но и преподавателей и студентов.
В результате стали открываться экспериментальные студенческие научные лаборатории, появился первый в России студенческий водородный клуб, выпускается своя газета. Теперь студенческие исследования и дипломные проекты все чаще касаются водородной энергетики.
Разработана общая концепция развития водородной экономики в России, которую в настоящее время готовит НАВЭ. Концепция предусматривает специальный раздел Институциональное и инфраструктурное обеспечение перехода к водородной экономике, что весьма отрадно, ибо вне использования институционального подхода в современных условиях нельзя надеяться на успех любой широкомасштабной концепции или программы, особенно с выходом на международный уровень.
В данном разделе предусмотрены следующие подразделы институционального и инфраструктурного обеспечения:
- законодательное и нормативное, включая коды и стандарты;
- образовательное и информационное;
- безопасности;
- защита интеллектуальной собственности;
- стимулирование развития инфраструктуры распределения водорода потребителям.
Работа на этих направлениях крайне необходима. Ведь без решения предусмотренных в них вопросов, строго говоря, трудно надеяться на жизнеспособность проекта концепции развития водородной экономики в нашей стране, разрабатываемой под руководством НАВЭ.
В решении всего комплекса вопросов, связанных со становлением и развитием водородной экономики, проблема кадров со временем будет обостряться. Актуальность скорейшего перехода к водородным проектам обусловливает необходимость скорейшего накопления опыта практической работы по созданию и освоению водородных технологий, разработки необходимых для их безопасного применения технических условий и стандартов, подготовки квалифицированных специалистов, повышения уровня доверия населения к водородному топливу.
Все это говорит о необходимости рассмотрения проблемы подготовки кадров для водородной экономики с позиций не только формирования критической массы необходимых специалистов, но и обеспечения понимания обществом роли водородных технологий в настоящем и будущем страны. В этом смысле важно сделать понятной населению ожидаемую логику развития событий в области водородной энергетики.
По имеющимся на сегодня данным, именно уровень освоения водородных технологий будет во многом определять энергетическую и экономическую безопасность нашей страны и мировую безопасность в ближайшем будущем.
В меморандуме Глобальная энергетическая безопасность, принятом 16 июля 2006 г. на саммите Группы восьми в Санкт-Петербурге, указано, что спрос на энергоресурсы в мире увеличится к 2030 г. в полтора с лишним раза, причем приблизительно на 80% он будет удовлетворяться за счет ископаемого топлива, запасы которого ограничены. Отсюда понятны требования к той области энергосферы, которая к указанному рубежу будет покрывать оставшиеся 20% потребностей.
В этой области требуются инновационные прорывы. Поэтому не случайно в меморандуме саммита содержится обращение: Мы призываем высшие учебные заведения и частный сектор предпринять шаги по обеспечению надлежащей подготовки и развития человеческих ресурсов в энергетической сфере, в том числе в области новых и инновационных источников энергии и технологий, необходимых для обеспечения долгосрочной энергетической безопасности.
Разработчики водородных технологий сталкиваются в России с рядом проблем, сдерживающих коммерциализацию этого направления. Причем наряду с техническими трудностями все больше проявляет себя отсутствие в стране системы водородного обучения, специальной подготовки кадров для этой сферы.
Для успешного развития водородной экономики исключительно значимым также является само информирование общества о научно-экспериментальных работах в этой области в стране и за рубежом, обеспечивающее базу для принятия новых технологий широкими слоями общественности, студентами, специалистами, бизнесменами, государственными деятелями.
Что представляет собой водородная энергетика в России в настоящий момент, знает только узкий круг специалистов. Важно уже сегодня сделать проблему водородной энергетики вполне понятной и для политической элиты, и для государственных служащих, и для менеджмента корпораций, и для экологической и энергетической общественности, и для представителей сферы образования.
Информация о водородной энергетике особенно важна для подрастающего поколения, так как именно в этой среде будут формироваться проводники в жизнь принципиально новых технологий. Перспективная идея, заложенная в технологии использования водорода, овладевая сознанием основных социальных слоев, может на каком-то этапе стать даже компонентом общенациональной идеи, способной консолидировать российское общество в контексте возникающих перспектив.
Поприще водородной энергетики открывает для России также новые перспективы в многостороннем сотрудничестве с Европой, США, Японией и другими странами. Далеко не случайно уже сейчас проблема собственно водородной энергетики рассматривается в терминах водородной экономики.
На упомянутом выше Санкт-Петербургском саммите главы государств восьмерки опубликовали также меморандум Образование для инновационных обществ в ХХІ веке. В нем, в частности, они приняли на себя обязательства содействовать созданию инновационных альянсов и расширять обмен идеями и опытом сотрудничества между частным и государственным сектором на базе университетов в странах Группы восьми.
В документе также указывается на важность максимального наращивания человеческого и социального капитала всех людей на основе политики признания того, что многообразие в секторе образования и на рабочем месте способствует инновациям и стимулирует творческую активность.
Основой эффективного институционального и кадрового обеспечения перехода России к водородной экономике должно стать широкое информирование всех слоев населения о проблемах и задачах водородной энергетики. Водородное образование (всеобуч) населения России является:
- необходимой предпосылкой перехода к водородной экономике;
- новым институциональным фактором, раскрывающим потенциал инновационного прорыва в России;
- ключевым звеном в работе по вовлечению всего населения в обеспечение экологической и энергетической безопасности в целях устойчивого развития;
- непременным условием массовой коммерциализации технологий водородной энергетики.
Водородное образование в широком смысле слова важно начинать со школы. Кроме того, уже сейчас надо создавать соответствующие образовательные модули в техникумах, колледжах, высших учебных заведениях различного профиля.
В технических вузах при подготовке инженерно-технических кадров для водородной энергетики курсы и исследовательские программы по водородным технологиям должны разрабатываться в комплексе с соответствующими программами по химии, физике, естествознанию, экологии и т. д.
При подготовке специалистов по водородной энергетике важно сочетать фундаментальный подход с прикладной ориентацией обучения. Необходимо привлекать студентов к целевой научно-исследовательской работе, закладывать водородную тематику в процессы выполнения курсовых и дипломных работ.
Важно также шире внедрять спецкурсы по проблемам водородной энергетики в различные формы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации государственных служащих, а также специалистов иных сфер и отраслей национального хозяйства.
Для успешного решения задач водородной энергетики в ближайшие годы потребуются специалисты в следующих областях: катализ, химия и технологии катализаторов и сорбентов; конструирование и управление каталитическими конверторами; технологии производства водорода; техническая, экологическая и экономическая экспертиза водородных проектов; хранение и транспортировка водорода; водородный транспорт и его инфраструктуры.
В России уже созданы определенные заделы в области подготовки технических специалистов по водородной энергетике.
Так, на кафедрах МЭИ исследования в области топливных элементов проводились с середины 1950-х годов. Выпускники МЭИ, выполнявшие дипломные работы в этой области, впоследствии стали известными специалистами, внесли существенный вклад в развитие новых водородных технологий в нашей стране.
Достаточно серьезные наработки в сфере водородного образования имеет научно-образовательный центр Соколиная Гора, созданный Московским государственным институтом радиотехники, электроники и автоматики (техническим университетом) (МИРЭА) совместно с химфаком МГУ им. М.В.
Ломоносова. Исследовательские и образовательные программы по водородной энергетике уже реализуются в ряде ведущих вузов Сибири и Урала на базе Сибирского и Уральского отделений РАН.
При разработке современных образовательных программ целесообразно также воспользоваться опытом ряда американских, японских и европейских вузов и компаний. Так, например, компания Heliocentris предлагает самый широкий выбор лабораторно-демонстрационных комплексов по водородной энергетике в мире.
Сегодня Heliocentris развивает шесть направлений, представленных более чем тридцатью различными наборами оборудования от простых лабораторно-демонстрационных комплексов до многофункциональных лабораторий для университетов.
На современном этапе развития водородной энергетики в России потребность в подготовке специалистов экономистов и управленцев в сфере водородной энергетики осознается в наименьшей степени. Пока не получили широкого внедрения в вузах страны образовательные программы по водородной экономике.
Уже сейчас необходимо включать в программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации экономистов для энергетической отрасли учебные дисциплины по водородной энергетике. Еще острее стоит проблема подготовки управленческих кадров для водородной энергетики, причем как в сфере бизнес-менеджмента, так и в отношении водородного образования управленцев, занятых сегодня в иных сферах экономики (в предположении, что и в этих сферах произойдут изменения, связанные с внедрением водородных технологий).
Водородная программа призвана стать полигоном освоения в стране новых подходов к управлению социально-экономическим развитием в широком смысле слова. Она потребует от системы подготовки кадров государственного управления скорейшего формирования служащих и управленцев нового типа специалистов, способных к стратегическому мышлению, обладающих необходимыми знаниями и навыками в области долгосрочного прогнозирования научно-технологических и социально-экономических процессов, умеющих формировать и реализовывать на практике прорывные для экономики целевые программы.
Таким образом, задача подготовки кадров для водородной энергетики должна получить особую поддержку на государственном уровне. От положительных сдвигов в этой области в большой мере будут зависеть перспективы перехода всей российской экономики на инновационные траектории развития.
* * *
Кадровые, образовательные, социальные, экологические, политические и иные проблемы государственного регулирования перехода к водородной энергетике должны найти соответствующее отражение в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, которая, обновляясь один раз в пять лет, придает развитию энергосферы основные стратегические направления, проработанные с учетом новейших достижений науки и практики в стране и за рубежом.
Правительство Российской Федерации, координируя Программу Водородная энергетика, уже в ближайшей перспективе могло бы осуществлять контроль участия в ее формировании и реализации министерств и ведомств, выступающих заказчиками и основными исполнителями конкретных проектов, а также деятельности бизнес-структур и научных центров, которые в рамках Программы ведут разработки и освоение водородных источников энергии. Возможность глубоко и систематически оценивать динамику энергоэффективности экономики с учетом степени загрязнения земель, воды и атмосферного воздуха, энергообеспечения населения и производства, оказывающих прямое влияние на состояние национальной безопасности России, в условиях глобального энергоэкологического кризиса открывает сама инновационная программа.
Для успешного государственного регулирования развития водородной энергетики, прежде всего в регионах пионерного освоения, а далее и в целом по стране на период до 2050 г., необходима надежная система количественных и качественных показателей, позволяющих адекватно отражать место и роль отдельных проектов в самой Программе. Такая система, призванная начиная с первого этапа реализации программы обеспечить максимальную объективность при оценке приоритетности включенных в нее проектов НИОКР и СПР, согласно программе опирается на информационную периферию (ИП), которая вполне соответствует требованиям глобальной энергоэкологической революции, определяющей технологический переворот первой половины XXI столетия.
Мировая энергоэкологическая революция базируется на использовании в качестве основного источника энергии не ископаемого топлива, преобладавшего в индустриальную эпоху, а альтернативных и возобновляемых экологически чистых источников энергии, ведущее место среди которых займет водородное топливо. С учетом этого ИП Программы органично вписывается в информационное пространство страны, в том числе Интернет, соединяя прямой и обратной связью энергоэкологические, социально-экономические и государственно-политические аспекты Программы с международным водородным движением.
ИП состоит из двух взаимодополняющих компонентов ближайшей и отдаленной периферии, причем отдаленная ИП включает свободные СМИ и поэтому не поддается регулированию, а служит базой для волеизъявления гражданского общества. ИП соединяет мониторинги реализации Программы и участия в ней населения в муниципалитетах, регионах и по стране с мониторингом общественного мнения, государственным энергоэкологическим мониторингом и водородным всеобучем, в том числе дистанционным обучением всех желающих основам водородной и других видов экологически чистой энергетики.
ИП позволяет существенно повысить степень обоснованности включаемых в программу проектов НИОКР и СПР, которая определяется в рамках каждого тематического направления. В единую систему показателей качества НИОКР и СПР включаются: важность работы с точки зрения решаемых программой задач энергоэкологической безопасности, этапность (текущая) выполнения работы, научно-практическая ценность полученных результатов, степень практической реализации, новизна образца, экономическая эффективность работы, характеристика исполнителя и иные показатели.
Одни из них позволяют оценивать уровни приоритетности НИР, ОКР и СПР в любой комбинации, другие используются лишь для оценки уровней приоритетности НИОКР и СПР в целом, третьи касаются выполнения только НИР ОКР или СПР! Оценка приоритетности НИОКР и СПР происходит в три этапа.
На первом этапе осуществляется ранжирование (вычисление коэффициентов значимости) выбранных показателей эффективности, на втором производится оценка вклада конкретных проектов в программные показатели, на третьем оценка приоритетов реализации НИР, ОКР, СПР с учетом полученных на первом этапе коэффициентов важности самих показателей.
Такой подход, в полной мере опирающийся на правовые основы и ресурсы информационного общества ХХІ в., включая методы и средства современного математического моделирования, должен обеспечивать максимальную надежность государственного регулирования реализации программы на протяжении всего периода до 2050 г. с активным участием общественности.
Важнейшим направлением научно-технологического переворота, волны эпохальных и базисных инноваций первой половины XXI в. является энергоэкологическая революция, главное содержание которой переход от невозобновляемого, загрязняющего окружающую среду и быстро растущего в цене ископаемого топлива к практически неисчерпаемому, экологически чистому водородному топливу и системе топливных элементов как автономных генераторов энергии.
С середины 1970-х годов в развитых странах развернулись исследования в области водородной энергетики, а с 2003 г. в авангардных странах и Европейском союзе приняты долгосрочные программы, направленные на решение проблем производства, транспортировки, безопасности и использования водородного топлива. Прогнозируется, что с 1920-х годов развернется широкое инновационное освоение нового источника энергии, которое изменит структуру экономики авангардных стран, создаст условия для устойчивого развития и повышения экологической безопасности, формирования водородной экономики.
В СССР активно на мировом уровне проводились исследования и эксперименты в области водородной энергетики. Однако в 1990-е годы они были свернуты, практически прекращена их государственная поддержка. Лишь с конца 2003 г. по инициативе РАН и ГМК Норильский никель эти исследования возобновились.
Разработан проект Национальной научно-инновационной программы Водородная энергетика на период до 2050 г., создана управляющая компания по Программе Национальная инновационная компания Новые энергетические проекты.
Для преодоления отставания в освоении важнейшего направления современного глобального научно-технологического переворота, одного из базовых направлений шестого технологического уклада, представляется необходимым утвердить и реализовать долгосрочную (с горизонтом до 2050 г.) Национальную научно-инновационную программу, которая должна стать главным инструментом в решении проблем становления водородной энергетики в России и решить следующие проблемы:
- крупномасштабного производства, хранения, транспортировки, безопасности водородного топлива, его удешевления;
- создания, освоения и производства широкой гаммы водородных топливных элементов надежных и относительно дешевых;
- использования водорода и топливных элементов в различных отраслях и сферах экономики (на транспорте, в промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, портативных радиоэлектронных устройствах и т.