Кривая безразличия (idifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Кривые безразличия дают информацию о предпочтениях потребителя продукту А или продукту В. Иначе говоря, кривые безразличия показывают, что хочет приобрести потребитель на определенный денежный доход. С
Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага (табл. 5.1).
Таблица 5.1. Таблица безразличия
Комбинации
Единица продукта А
Единица продукта В
j
12
2
k
6
4
i
4
6
т
3
8
При комбинации S продукта А (яблоки) мы потребляем в неделю 12 штук, а продукта В (груши) только 2, в комбинации А" соответственно 6 и 4 и т.д. Если перенести эти данные на график, то получим изображение кривой безразличия (/( 5.5).
Точка /?, на графике отражает комбинацию./ предпочтений потребителя, а точка R2 комбинацию К и т.д. Кривая безразличия представляет все множество комбинаций блага А и блага В, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность.
требительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения 127
6 12 Благо А
Рис 5.5. Кривая безразличия U
Множество кривых безразличия называются картой кривых безразличия ( 5.6).
На графике, чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Кривые безразличия являются непрерывной функцией, а не набором дискретных точек, имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.
Построение и анализ кривых безразличия стандартного вида основывается на следующих допущениях, или аксиомах:
Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта.
у
ш
о
|_
га
Благо А 5.6. Карта кривых безразличия
128
Глава 5. Поведение потребителя в рыночной экономике
Аксиома непрерывности.
Все товары можно непрерывно разбивать на все более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.
Аксиома возможности выбора.
Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительнее набора В (А В), либо набор В предпочтительнее набора Л (А В), либо наборы А и В имеют одинаковую полезность для потребителя (А = В).
Аксиома транзитивности.
Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор А в большей степени, чем набор В, и набор В в большей степени, чем набор С, то он однозначно предпочитает потребительский набор А в большей степени, чем набор С, или если А В С, то А С.
Аналогичным образом, если для потребителя потребительская корзина Л столь же значима, что и потребительская корзина В, а корзина В что и корзина С, то корзины А и Стакже являются одинаковыми по своим полезностям для данного потребителя, или если А = В С, то А =С.
Аксиома ненасыщенности.
Для любого набора А всегда существует набор Д более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочтет иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.
Предельная норма и зона замещения
При рассмотрении поведения покупателя с помощью кривых безразличия возникает вопрос: от какого количества одного товара готов отказаться потребитель, чтобы приобрести дополнительную единицу другого товара. Ответ на этот вопрос дает предельная норма замещения (MRS), которая показывает, в какой степени (в каком пределе) потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В) так, чтобы получить при этом то же удовлетворение полезности.
2. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия
129
Алгебраическое выражение, показывающее пропорцию, в которой потребитель готов обменивать один товар на другой, имеет вид отношения приращения товара В к приращению товара А, или
Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.
Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов budget constraint).
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.
Например, если продукт А стоит 1,5 тыс. руб., а продукт В стоит 1 тыс. руб., то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов А и В, показанные в табл. 5.2, при денежном доходе, равном 12 тыс. руб. Заметим, что в одном из двух крайних случаев потребитель мог бы затратить весь свой доход на покупку 8 единиц продукта А (яблоки) так, что у него не осталось бы денег для приобретения продукта В (груши).
Или, отказавшись от 2 единиц продукта А и тем самым сэкономив 3 тыс. руб., он мог бы купить 6 единиц продукта А и 3 единицы продукта В. И так далее.
Таблица 5.2. Бюджетная линия продуктов А и В, доступных покупателю с доходом 12 тыс. руб.
Единица продукта А (цена 1,5 тыс. руб.)
Единица продукта В (цена 1 тыс. руб.)
Суммарный расход (тыс. руб.)
8
0
12(=12+0)
6
3
12(=9+3)
4
6
12(=6+6)
2
9
12(=3+6)
0
12
12(=0+12)
2. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия
131
Математически бюджетные ограничения можно записать следующим образом:
/ = РлОл + Ръ или в более привычном виде:
_\ РА В~~В~ТВ В '
где угловой коэффициент прямой расходов, который измеряет
наклон этой прямой к оси абсцисс ( 5.8.).
На 5.8 бюджетная линия изображена графически. Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В (Рв) к цене товара А (РА):
РА _ 1,0 тыс. руб. _2 Рв 1,5 тыс. руб. 3
Это всего лишь математическое выражение того факта, что потребитель должен отказаться от приобретения двух единиц продукта А по цене 1,5 тыс. руб. каждая, чтобы получить в свое распоряжение 3 тыс. руб., необходимых для покупки 3 единиц продукта В.
Каждая точка этой прямой показывает, какое количество товара А (яблоки) и товара В (груши) может приобрести потребитель, располагая фиксированным доходом 12 тыс. руб. и тратя его полностью на по-
Количество продукта А
Угловой коэффициент прямых расходов
Количество продукта В
5.8. Бюджетная линия потребителя
9*
132
Глава 5. Поведение потребителя в рыночной экономике
купку этих двух товаров при условии, что цены на груши и яблоки не меняются.
Снижение денежного дохода при условии, что цены на товары остаются неизменными, приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево. Соответственно увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо.
Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (или понизятся), то положение бюджетной линии не изменится. В этом состоит смысл индексации доходов населения: инфляционное повышение цен (которое приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево) сопровождается одновременным пропорциональным (т.е. в то же количество раз) увеличением дохода (что смещает бюджетную линию параллельно вправо) и бюджетная линия, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняется.