Хайруллин Т. - РЫНОК НЕФТИ - РАЛЛИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Торги на Нью -йоркской бирже закрылись 17 июня на отметке $58.47 за баррель, установив тем самым абсолютный исторический рекорд. Такого не было даже в период первой войны в Персидском заливе 1991 года, когда Ирак напал на Кувейт. Тогда на фоне панических настроений рынка нефтяные фьючерсы достигли, как казалось, неповторимо высокого уровня в $40. А сейчас этот ценовой уровень воспринимается как нечто нормальное и даже желаемое, а многие аналитики и эксперты соревнуются в своих прогнозах нефтяных цен на ближайшее будущее.
Так, инвестиционный банк Goldman Sachs оценил ситуацию на рынке как начало сверхскачка цен на нефть, прогнозируя достижение ценового уровня в 105 долларов за баррель. В то же время другие эксперты, напротив, говорят о том, что пузырь на нефтяном рынке неизбежно лопнет в ближайшее время.
Кто прав и кому верить?
Для обоснованного прогноза цен, а не гадания на кофейной гуще, необходимо выделить и рассмотреть факторы, определяющих динамику цен на нефть. Среди этих факторов наиболее значимыми являются следующие:
- Мировой спрос и предложение на нефть
- Квоты и политика ОПЕК
- Уровень запасов нефти и нефтепродуктов у основных импортеров нефти (прежде всего США)
- Риски нестабильности поставок нефти, обусловленные ситуацией на Ближнем Востоке и стихийными бедствиями
- Спекулятивная составляющая и изъятие нефти в резервы (США, Азия)
- Динамика курса доллара по отношению к основным валютам.
Рассмотрим более подробно каждый из этих факторов.
Спрос на нефть. Темпы роста потребления нефти в мире замедляются по сравнению с максимальным за последние 28 лет приростом спроса в прошлом году. Международное энергетическое агентство (IEA) прогнозирует спрос на нефть в 2005 году на уровне 84.3 млн. барр./день. В соответствии с прогнозом экспертов IEA рост потребления нефти мировой экономикой в 2005 г составит всего 2,2%, за счет того, что в Китае и Европе темпы роста спроса на нефть будут ниже прошлогоднего уровня.
Спрос на нефть зависит от благополучия экономик крупнейших импортеров нефти США, Китая, Европы и Японии. Растущие цены на нефть, как полагают многие эксперты, могут ослабить экономики этих стран. Однако, по оценке главного экономиста Morgan Stanley Стивена Роуча, подорожание барреля нефти на $10 уменьшает прирост мирового ВВП всего на 0,25%. Поэтому дорогая нефть не является такой уж критической угрозой для состояния мировой экономики. Более того, если раньше только ситуация в США (наиболее зависимой от импорта нефти стране) определяла спрос на нефть, то в настоящее время появился новый регион с огромными и стремительно растущими потребностями в нефти Азия.
Дефицит генерирующих мощностей на китайских электростанциях стал причиной бурного роста потребления дизельного топлива в Китае, что, в свою очередь, стало ведущим фактором роста спроса на нефть в этой стране. В 2004 году спрос на нефть в Китае вырос более чем на 15%, а Китай стал вторым (после США) крупнейшим импортером нефти. Однако впоследствии, под воздействием рестрикционных усилий правительства и частичной переориентации электроэнергетики на потребление угля, нефтяные потребностей Китая снизились. Так, по прогнозу IEA в текущем году произойдет более чем двукратное падении темпов роста потребления нефти Китаем до 7,1%. Подобные ожидания должны способствовать снижению цен на нефть, но ситуация осложняется тем, что спрос на нефть во втором полугодии этого года будет гораздо выше, чем в текущем II квартале. Ожидания роста спроса во втором полугодии, который усилит напряженности в балансе спроса и предложения, является значимым фактором, поддерживающим высокие цены на нефть.
Добыча нефти. По данным IEA добыча нефти в мире в мае 2005 года составила 84,6 млн. барр./день. Таким образом, пока предложение нефти в мире превышает спрос. Но проблема в том, что резервы роста добычи ограничены, и в результате темпы роста добычи нефти в мире отстают от темпов роста спроса. Еще одним свидетельством сложности увеличения добычи нефти является существенное замедление роста мировых запасов нефти в последнее время. Так, в соответствии с данными доклада англо-голландского нефтяного гиганта BP, в 2004 году объем разведанных запасов нефти в мире вырос всего на 0,02%, что гораздо меньше роста спроса (+3,4%). Таким образом, в 2004 году запасы нефти росли самыми медленными темпами за последние 15 лет, и это при максимально благоприятной конъюнктуре! В результате крупнейшие нефтяные компании не могут достичь замещения проданных объемов нефти запасами новых месторождений.
Следует отметить снижение степени влияния ОПЕК на ситуацию на рынке нефти. Так, 15 июня официальная квота добычи нефти для 10 стран ОПЕК была увеличена с 27,5 млн. до 28 млн. барр./день. Однако рынок никак не отреагировал на это решение, так как члены картеля уже давно не соблюдают установленные квоты и качают нефть практически на максимуме своих возможностей. К примеру, в мае действующая совокупная квота ОПЕК (без Ирака) составляла 27,5 млн. баррелей в день, а реальная добыча почти 30 млн. Из-за ограниченных резервов увеличения добычи нефти и отсутствия скоординированной политики членов организации в сочетании со сверхлимитной добычей ОПЕК фактически уже не может своими действиями снизить уровень цен. Влияние картеля падает также с ростом роли независимых производителей нефти в последнее время увеличение поставок нефти достигается в основном за счет роста нефтедобычи в странах СНГ, Азии и Северной Америке.
Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация с товарными запасами нефти и нефтепродуктов крупнейшем импортере нефти США. Сейчас в Америке с коммерческими запасами сырой нефти все в порядке. Их уровень (329 млн. барр.) почти на 10% выше прошлогоднего и существенно превышает уровень в 300 млн. барр., который считается достаточным для обеспечения бесперебойной работы американских НПЗ. Как следствие, трейдеры и аналитики обращают все меньше внимания на незначительные изменения резервов сырой нефти, ведь самое интересное происходит в сегменте нефтепродуктов.
В конце мая начался активный автомобильный сезон в США, а соответственно значительно возрос спрос на бензин. Но в этом секторе ситуация с запасами также достаточно неплохая запасы бензина значительно возросли зимой, когда потребности в бензине минимальны. В итоге запасы бензинов остаются почти на 5% выше прошлогодних и составляют 216 млн. барр. Однако на рынке нет уверенности, что американские НПЗ смогут обеспечить достаточные поставки автомобильного топлива в разгар автомобильного сезона. Эти опасения вовсе не беспочвенны дело в том, что ситуация в американской нефтеперерабатывающей отрасли не внушает оптимизма НПЗ работают почти на пределе своих мощностей (загрузка 96% от максимума), а новые НПЗ не строились почти 30 лет! Поэтому любая значимая для отрасли техногенная или природная катастрофа может привести к серьезному кризису на рынке бензина.
Запасы тяжелых дистиллятов в США не столь существенны, как запасы сырой нефти и бензинов. В настоящее время запасы тяжелых дистиллятов, включающие дизельное топливо и топочный мазут, составляют 110 млн. барр., что выше прошлогодних всего на 1,1%. А если учесть, что в последнее время наблюдается устойчивый рост потребления дизельного топлива как в США, так и в других регионах (Европе, Индии и Китае), то становится вполне понятным рост цен на дизель. При этом основные усилия НПЗ по-прежнему сосредоточены на производстве бензинов, что формирует на рынке опасения дефицита дизельного топлива в пик летнего автомобильного сезона в США. Ситуацию с мазутом мы оцениваем как не столь критичную, ведь до начала отопительного сезона (когда и потребляются максимальные объемы мазута) еще достаточно много времени. Тем не менее, столь напряженная ситуация на рынке нефтепродуктов не может не способствовать краткосрочному, но существенному росту цен на нефть.
Риск нестабильности поставок нефти. Ситуация на Ближнем Востоке (особенно в Ираке) остается неопределенной. Ясно, что в ближайшее время кардинального улучшения и стабильности ожидать не стоит. Новости из Ирака напоминают боевые сводки, причем нефтяная инфраструктура страны является одной из основных мишеней террористов. Подвергались неоднократным атакам трубопроводы, вышки, экспортные терминалы. Но зона нестабильности не ограничивается одним Ираком, существует опасность распространения угрозы терроризма на все новые страны Ближнего Востока. Но еще более плачевными последствиями для рынка нефти может стать вмешательство США во внутренние дела Ирана. Это дестабилизирует ситуацию на всем Ближнем Востока, а ведь на этот регион приходится около 2/3 доказанных запасов и примерно 30% добычи нефти в мире.
Стихийные бедствия также периодически взрывают рынок нефти. И как раз в июне начался штормовой сезон в Северной Атлантике. В этом сезоне пока был только один тропический шторм Arlene, который, несмотря на свою слабость, вынудил ряд нефтяных компаний эвакуировать персонал с буровых платформ и приостановить производство нефтепродуктов. Но по прогнозам метеорологов, штормовой сезон 2005 года будет необычайно активным: специалисты предсказывают 15 штормов и восемь ураганов. Для того чтобы понять опасность стихии, достаточно вспомнить прошлогодний ураган Ivan, который нанес огромный ущерб нефтедобывающей промышленности в Мексиканском заливе (годовая добыча снизилась почти на 10%), парализовав ряд НПЗ и разрушив нефтяную инфраструктуру.
Для минимизации рисков нестабильности поставок нефти крупнейшие страны-импортеры нефти приступили к наращиванию запасов. США, в соответствии с директивой Буша после терактов 11 сентября, постепенно аккумулируют нефть для стратегического резерва, который должен содержать 700 млн. баррелей. Китай также намерен создать резервы и уже строит хранилища. Ориентировочная вместимость оценивается на уровне в 150 млн. баррелей, а первые поставки в резерв запланированы на август этого года. Однако это наращивание запасов в настоящее время приводит к существенному изъятию нефти и дополнительному спросу, провоцирующему рост цен.
В условиях, когда в ряде нефтедобывающих стран присутствуют политические и террористические риски или угрозы стихийных явлений, способные нарушить нефтедобычу, малая величина резервных нефтедобывающих мощностей при высоком спросе на нефть является фактором напряженности на нефтяном рынке. Поэтому рынок заложил значительную премию к цене нефти за нестабильность и риски. Также существенную роль в ценообразовании на рынке нефти играет и спекулятивная составляющая (открытые длинные позиции крупных фондов). В прошлом году, когда ставки в США находились на минимальном за уровне, крупные спекулятивные инвесторы перераспределили часть ресурсов из финансового сектора на мировые товарные рынки (в том числе и рынок нефтяных фьючерсов). По мнению аналитика Банка Зенит Евгения Суверова, в прошлом году спекулятивная премия в цене одного барреля составляла порядка $8-9. Но по мере повышения ставок ФРС США привлекательность финансовых активов возрастает, и глобальные инвесторы, вероятно, переориентируются на этот сектор, а и их присутствие на товарных рынках будет не столь ощутимым, как ранее.
Еще одним фактором, влияющим на уровень цен на нефть, является курс доллара по отношению к различным валютам (в первую очередь к евро), который определяет прибыль стран-экспортеров нефти. Доллар является традиционной валютой для расчета по нефтяным контрактам, поэтому снижение курса доллара фактически приводит к снижению реальной цены на нефть. Так нынешний уровень цен в $58 за баррель все-таки ниже максимальной цены нефти в реальном выражении в разгар войны в Персидском заливе, когда стоимость нефти в сопоставимых ценах превышала $70.
Резюмируя проведенный анализ ситуации на рынке нефти, мы считаем, что нынешний рекордный уровень цен обусловлен совокупностью бычьих факторов напряженной ситуацией на американском рынке нефтепродуктов, опережающим ростом спроса по сравнению с ростом добычи нефти, ограниченными возможностями увеличения добычи нефти в среднесрочном периоде и спекулятивной составляющей. Ситуация, когда резерв нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих мощностей в мире мал, усугубляется тем, что во многих регионах присутствуют риски снижения добычи, переработки или транспортировки нефти (угрозы терактов, забастовок, техногенных и стихийных бедствий). В ближайшее время вышеперечисленные бычьи факторы сохранят свое значение, а это в сочетании с техническими факторами (пробой психологически важного уровня сопротивления исторического максимума в $58.1) создает благоприятные перспективы для роста цен на нефтяные фьючерсы.
Содержание раздела