Всем понятна опасность, которую несет в себе привязанность страны к добывающим отраслям, в первую очередь к нефти. Перепады цен, изменение экономической конъюнктуры, политические факторы - судьба стран с преобладанием в экоіюмике доли добывающих отраслей полностью зависит от этих факторов.
Втг. цены на черное золо то у нал и до 113.8 за бар рель, в последующие 12 лет ми ровые -тети,: колебались вокруг среднего значения Я 7.9 за баррель. Всплеск цен в т-тчо был связан с нападением Ирака на Кувейт и прекращением поступления нефти ия этих стран :кн мировой рынок.
Колебания цен на нефть происходят главным образом из-за нарушения баланса между спросом и предложением. Однако немало важную роль играют также сосго яние коммерческих запасов и всевозможные спекулятивные опера цни нефтяных дилеров.
Критическое положение сложи лось л начале 1999 г., когда цены опускались в отдельные дни ниже $9.6. Лишь своевременные дейст я ил членов ОПЕК смогли улучшить конъюнктуру рынка.
Уже к декабрю мировые цены находились гга уровне $2:5-25 я а баррель, а в первом квартале 2000 г. - $32-3$. Разработанный членами ОПЕК меха ниэм поддержания цен позволял в течение двух лет держать коридор $22-28.
Однако террористические атаки и сентября в США дестаби лизировали положение на миро вых рынках нефти.
Из политических фйКГОрОВ, тли яющих на изменение пег: гы нефть, решающую роль играет энергетическая политика промышленно развитых стран - как членов ОПЕК, так и не входящих в эту ор-ганизацию.
Энергетическая политика Соединенных Штатов с момента гы чала нефтяного кризиса 70 8о х го дов была направлена на приток в страну дешевой нефти. Как пока эали события 2003 года (нападение г г с L Ирак, выделение значительных сумм на восстановление нефтяного сектора), новая стратегия Шта тов будет заключаться в быстром освоении иракских (а возможно, и иранских) месторождений, после-дующем снижении цен и борьбе е ОПЕК.
Несмотря на разговоры о равных возможностях для компаний и деле освоения иракской нефти, можно гге сомневаться, что, если через пару лет Ирак выйдет гга уровень добычи 4 млн. баррелей в день, большая часть этой нефти уйдет в США.
Время, когда нефть для стран Персидского залива значила зсс и даже больше, подходит к концу. Нефтедобывающие отрасли по-прежнему составляют основу экономики Саудовской Аравии (доля в ВВП - 35%). Объединенных Арабских Эмиратов (28%), Ливии и Кувейта (45%), Катара (25%) и других стран.
Н арабских странах на ходится более 60% разведанных за пасов нефти и 30% газа, при этом Саудовская Аравия обладает 25% мировых запасов нефти, Ирак -11%, ОАЭ и Кувейт - по 10%. Ди версификация экономики - на сегодня основная задача, стоящая :іс только перед этими странами, об падающими значительными запасами нефти и других минеральных ресурсов, но также и перед Егип том, Ливаном и Иорданией.
Страны лидеры нефтедобычи понимают, что ріі:ю иг.и поздно нефтяные запасы закончатся. При намеченных средних темпах роста ВВП я мире на 2000-3010 гг.
4-3% г год потребление нефти будет увеличиваться меньшими темпами и составит около 1.5 1.55% в год. !!о и при таких умеренных объемах запасов нефти в странах ОПЕК хватит примерно на 70 лет.
Арабский ми;.:, осознав опас ноетъ, стремится развивать г первую очередь те отрасли .экономики, ко торые не связаны с добычей и пере работкой полезных ископаемых: ту ризм, IT-технологии, грузоперевозки, банковский бизнес, а также новые для себя отрасли - добычу газа, цветную и черную металлургию.
Значительные успехи заметны г Саудовской Аравии. Крупнейший г мире экспортер нефти лидирует но поставкам за рубеж газоконденсатов, производство которых достигло уже 750 тыс. баррелей в день.
Газовая промышленность составляет около 1 % ВВЦ или $25 млрд,, обеспечивая более 150 тые. рабочих мест. Активно развивает ся в Саудовской Аравии и цветная металлургия, ііриіfoentг:;иг ежегод но более 3 тыс. тонн цинка, 900 т меди, 8.5 т серебра и более 400 кг золота
Правительство Катара также весьма успешно проводит целенаправленную политику по диверсификации производства. Здесь активно развиваются газодобывающая и газоперерабатывающая отрасли.
По оценкам экспертов, в ближайшее время доходы от экспорта газа могут сравняться с доходами от продажи нефти.
В ОАЭ приоритетными направлениями развития экономики правительство признало туризм, медиаиндустрию, международные грузоперевозки и информационные технологии. Успехи уже налицо: лидерство в ГГ-индустрии среди арабских стран, значительный рост грузо- и пассажироперевозок.
Отрасли, не связанные с нефтью, принесли стране $51 млрд., или 72% ВВП страны.
В первую очередь это касается Египта, для которого ту ризм становится системообразующей отраслью.
Практические шаги арабских стран по диверсификации эконо мики уже приносят свои плоды, тем самым показывая и другим го сударствам выход из тупика.
Вто время как большинство арабских стран стремятся снизить свою зависимость от нефти, Россия активно обсуждает вопрос о возможном увеличении экспорта сырья. Не раз от правительства можно было услышать, что главное - преодолеть сырьевую зави симостъ и ускорить диверсификацию экономики за счет создания благоприятных условий для несы рьевого сектора.
На деле россий окне нефтедобывающие компании и западные потребители нефти і юдталкивают российское і ірави тельство к тому, чтоб г.і оно согла силосъ на значительное повышение пропускной способности маги стральных ііефтепроводов.
Выросший объем экспорта нефти стал одной из главных причин быстрого восстановления экономики страны после кризиса 1998 года. К сегодня Россия увеличивает пропускную способность экспортных нефтепроводов, стремясь максимально выгодно для себя использовать текущую ситуацию с высокими ценами на нефтепродукты. Экспорт российской нефти за январь август 200з г. оказался на 10% выше показателя аналогичного периода 2002 г. В целом за 8 месяцев нынешнего года экспорт нефти из России в дальнее зарубежье составил 113.642 ТЫС.
ТОНН.
Несмотря на очевидные нега тивные последствия от подобных шагов в перспективе, правительство не очень обеспокоено нефтезависимостью. Так, премьер-министр Михаил Касьянов не раз высказывал мнение, что российская экономика сможет сохранить ус тойчивые позитивные тенденции, даже если цены на нефть снизятся.
Редкие критические выскаэы вания о том. что высокая цена на нефть дестимул ирует экономичес кие реформы в России, можно уо лышать лишь из уст главы Мин экономразвития. Высокая цена на нефть - и плохо, и хорошо одно-
Так, среднего довая цена г гл нефть в 2004 г. оце нивается на уровне $22 за бар рсть; в 200$ г. - немного выше, $12.5 за баррель. Зависимость бюджета от чегг ггл нефть как была раньше, так и сохранится з ближайшие 2-Ъ года.
Согласно исследованиям Всемирного банка, 3% и:? указанных 7-2% роста российского ВВП были достигнуты благодаря росту цен г г с L нефть. Бели в первой половине прошлого года средняя цена ггл российскую нефть составляла $тн,5 за баррель, то о началом войны в Ираке она поднялась до $23.7. По прежнему 80% капитали зации российского рынка зависят от нефтегазовой сферы. При они жении цены ггл нефть хотя б:.г ггл 1 доллар производство теряет более $1 млрд.
Возможен ли подобный сценарий? Большинство аналитиков считают, что возможен.
Мировой нефтяной рынок стоит на грани серьезных потрясений из за отсутствия взаимодействия стран - крупнейших производителей нефти. Кризис перепроизвод-ства нефти и резкое падение цен могут начаться уже в конце зимы-весны 2004 года. Прогнозируемое возвращение Ирака на рынок способ: го привести к превышению предложения над спросом.
Сое ди непные Штаты не дел того затевали бурю в Ираке, чтобы потом не воспользоваться громадными нефтяными запасами этой страны, обладающей тт% всех запасов (второе место в мире).
В 2004 г. Россия имеет все шансы вступить в В'.'О, после того проблемы еще более ужесто чатся, Снизится уровень государ ственного контроля, повысится конкуренция. К этому не готовы ни промышленность, і-ти сельское хозяйство.
Уже сегодня Россия представляет собой страну с расбаланси-ровакной экономикой- при значительном расширении сектора добычи углеводородного сырья другие секторы промышленности и сельского хозяйства значительно отстают. Нефтяной сектор находится преимущественно в частных руках - фактически в руках 2-3 компаний.
У правительства остает ся единственный рычаг - сеть нефтепроводов, которые используются для экспорта нефти. Регулируя темпы увеличения пропускной способности экспортных нефтепроводов. российское правительство имеет возможность замедлять или ускорять темпы наращивания нефтедобычи, чтобы они соответствовали общим темпам эконом и-ческого роста.
Правда, нефтедобывающие компании уже добиваются р to реп іс-гга к и частном порядке финанси ровать развитие сети магистральных нефтепроводов. Все больше признаков того, что оперативный контроль над нефтепроводами уходит (.?і- правительства.
Вполне объясним соблазн, кото рый одолевает как владельцев нефтяной отрасли, так и прав и тельство: высокие средние цены за баррель сырой нефти л сочетании с ростом экспорта позволили Рос сии за четыре года после финансового кризиса 1998 г. заработать на продаже своей нефти и природного газа $160 млрд. В прошлом году на долю экспорта нефти и газа пришлось 40% общего объема экспорта страны, что со ставило зя% налоговых поступле пий з федеральную казну.
Та ликвидность, которую обес печили России нефть и газ, также стала одним из главных двигате лей роста ті секторе услуг и по требнтельскнх товаров. Нефтяной отрасли Россия целиком обязана и взрывным ростом на фондовой бирже я последнюю пару лет.
Однако настораживает тот разрыв, который образовался между добывающими компаниями и остальным российским предприни мательством.
Нарашивамие объемов добычи выгодно многим. Сегодня Россия добывает чуть более 8 млн. баррелей нефти в сутки и гіаловину этого экспортирует, что соответственно на 25% и на 60% больше, чем в 1998 г. При этом Россия могла бы добывать больше нефти, и недавнее слияние компаний ЮКОС и Сибнефть*, отражает этот потенциал.
У нас разведанные запасы нефти оцениваются на уровне 100 млрд, баррелей. К 2010 г. российские нефтедобывающие компании могли бы без большого труда увеличить свой экспорт до 7 млн. баррелей нефти в сутки.
Правнтеліістяо вынуждено сегодня планировать рост инвестиций в другие секторы экономики, стремясь достичь сбалансированного роста и сократить зависимость экономики от колебаний мировых цен. U то же время, по мнению многих экспертов, экономика стра ны продолжает сидеть на нефтедолларовой* игле.
И именно от г гее зависит весь распропагандиро ванный экономический подъем. Отсюда и бюджетные проблемы, которые кроются не в конъюнкту ре цен г га нефть, а в нефтезависи мости бюджета и целом.
Кроме всего прочего, страна недополучает огромные суммы налоговых отчислений от экспорта сы рья По мнению ряда аналитиков, в бюджет поступает я лучшем случае 1% от многомиллиардного оборота крупнейших фирм, занимающихся поставками за рубеж нефти, газа и другого сырья.
Серьезных правительственных программ по развитию реального сектора, по прекращению утечки капитала за рубеж, по контролю г гад естественными монополиями как гге было, так и нет. Сегодня прибыль в нефтяном секторе со сгавляет 100 1 50%, а, к примеру, в наукоемких отраслях - не более
Сбалансированного развития экономики не добиться бе:: струк турной реформы в пользу перерабатывающей отрасли. U долгосрочной перспективе зависимость экономики от одного сектора будет считаться более рискованной для инвесторов, в результате чего поток прямых инвестиций сократится, Дальнейшее развитие и г г дуст рии нефтедобычи говорит о желании получить легкие нефтяные деньги.
Благодаря этому может Пы;-!. продолжено восстановление экономики, финансируемое за счет доходов от экспорта нефти, и Россия сохранит почетное место за столом глобальной политики как важный источник энергетических ресурсов для Соединенных Штатов, Европы и Азии, Правда. этом случае экономика и все богатства страны будут все больше сосредоточиваться в руках немногих промышленно-финансовых групп, действующих в данном секторе.
Остается надеяться, что разум победит. Залог тому слова прези лепта, который обещает не за-снуть под теплым одеялом нефте долларов, а развивать российскую экономику и стабильных условиях. Правда, пока не ясно, ч-го это зна читг то ли пару лет поэксплуатиру ем ресурсы, а затем что нибудь придумаем, то ли уже сейчас перейдем к реальным шагам по диверсификации