Идея использовать в качестве моторного топлива продукты, которые проиэво-дяі ся из растительного сырья, не нова. Подобная альтернатива минеральным энергоносителям, получаемым из нефти, была разработана более ISO лет назад англичанами Даффи и Патриком.
Двигатель, созданный спустя 40 лет немцем Рудольфом Дизелем, работал на арахисовом масле. Но солярка в то время стоила дешевле, поэтому она и стала основным видом топлива для дизельных двигателей.
Спустя 100 лет повышение цен на минеральные энергоресурсы возродило интерес к биотопливу. Под данное определение подпадают все виды топлива, которые получают из растительного сырья. Перечень очень длинный, поскольку биотопливо можно получить практически из любых растений.
Вопрос лишь в том, какова стоимость переработки и как быстро происходит восполнение исходного сырья.
Можно выделить две основных категории биотоплива. К первой относится биоэтанол - жидкое спиртовое топливо. Оно вырабатывается из сельскохозяйственной продукции, содержащей крахмал ИЛИ сахар.
Например, ИЗ кукурузы, зерновых или сахарного тростника. Вторая категория биотоплива, зачастую определяемого как биодизелин (или просто биодизель). производится из любого растительного масла путем несложной технологии.
Например, из масел пальмы, хлопчатника, сои, подсолнечника, клещевины, кукурузы, конопли, рапса. Есть даже разработки, позволяющие использовать в качестве сырья продукты животного происхождения - например, куриный жир.
Обе основных категории биотоплива имеют свои преимущества и недостатки. Они зависят прежде всего от того, насколько дорогостоящим является производство.
Разнятся и типы моторов, в которых может применяться это топливо. Так, биотопливо, полученное из растительного масла, можно использовать в качестве горючего для обычных дизельных двигателей, а для применения биоэтанола нужны особые, т.н. гаэохольные двигатели.
Однако дополнительные трудозатраты, связанные с их созданием и производством, себя оправдывают.
Спиртонефтяная смесь, на которой рабшаЮі подобные автомобильные моторы, дешевле минерального топлива на 25-30%. Поэтому в настоящее время примерно в 15 странах налажено производство гаэохольных двигателей и автомобилей. Первое место в мире по их производству и сбыту занимает Бразилия.
По некоторым оценкам, доля автопарка планеты, работающего на газохоле, уже составляет около 20% от общего числа автомобилей в мире.
Круговорот веществ
Однако биодизель более перспективен, чем гаэохол. В первую очередь, благодаря тому, что он экологически значительно чище.
Сгорает практически без токсичных отходов, таких как сера и свинец, которые в избытке выбрасывают в атмосферу двигатели, работающие на бензине и солярке. Основной продукт воздушных выброоов мотора, работающего на биодизеле, - это углекислый газ. Его выделяется не более того, что потребило в процессе роста рас-
Существуют даже директивы Европарламента, которые предполагают, что к 2010 г. на экологически чистое топливо будет переведено 10% всех транспортных средств.
В Малайзии же поступили еще более радикально. В этой азиатской стране с будущего года вступает в силу программа, согласно которой широко используемая традиционная солярка будет полностью заменена биотопливом. Переходный период Затягивать не предполагается: парламент Малайзии считает, что пяти месяцев будет достаточно.
Выгода для страны очевидна. Экология улучшится, да и о сырье беспокоиться не нужно.
Пальмы, которые дают необходимое для производства биодизеля масло, растут в этой стране повсюду. Правда, активность малайзийцев вызывает у отдельных экспертов опасения: чрезмерное
распространение пальмовых плантаций может негативно сказаться на окружающей среде, т.к. сократятся площади естественных лесов.
Возможность использовании биодизеля - вернее, его смеси с обычной соляркой на стандартных дизельных двигателях - одно из самых важных преимуществ данного вида топлива. Переход автопарка на биотопливо с солярки может проходить многие годы совершенно безболезненно.
В процессе эксплуатации двигателей не возникает никаких проблем, даже если доля биодизеля достигает одной трети в общем объеме топлив-ной смеси.
Впрочем, это, скорее, усовершенствование, поскольку на самом деле лишь расширяет возможности двигателя.
Этим не исчерпываются преимущества биодизеля. Дело в том, что некоторые растительные масла, например рапсовое, могут исполь-ЭоВаіЬся В Качестве топлива без какой-либо дополнительной переработки.
Эго значительно снижает себестоимость. Кроме того, появляется возможность производить топливо в непосредственной близости от мест потребления, что особенно актуально для сельской местности или удаленных от цивилизации районов. Ведь дня производства масла из семян растений нужна всего лишь небольшая маслобойня, а не огромный завод
Данный вид биотоплива можно признать чуть ли не идеально экологичным. Масло-то ведь пищевое. А потому ни фауна, ни флора от него пострадать не могут - это проверено, и не раз.
Разве что в воде резко возрастает на какое-то время количество биопланктона. Любопытно также, что выхлопные трубы трактора или автомобиля, работающих на рапсовом масле, издают характерный запах свежих пончиков. Отчего натощак за такими машинами ездить не реко-меі щуется,
Есть ряд проблем технического характера, связанных с использованием того же рапсового масла в качестве горючего. Однако есть и опыт преодоления этих сложностей.
Так, в 20-х годах прошлого столетия на полях Германии трудился небольшой трактор ланц-бульдог. Он одинаково хорошо употреблял минеральное дизтопливо, бензин, растительное масло и даже (стопленное сливочное.
К слову, двигатель знаменитого советского танка Т-34 также мог работать на любом топливе, в том числе И На растительном масле. Но и современные двигатели, созданные под солярку, могут успешно переваривать рапсовое масло.
По уверению специалистов, достаточно всего лишь уста-попить специальные форсунки, Во всяком случае, подобное решение проблемы нашли отечественные инженеры на Алтайском заводе прецизионных изделий. Цена вопроса - 1300 рублей за одну форсунку, и можешь лигъ в топливный бак вместо солярки рапсовое масло. Одна беда - такой двигатель можно эксплуатировать только при плюсовой температуре окружающей среды. Причина в том, что рапсовое масло по плотности тяжелее солярки, к тому же при пониженных температурах масло, как известно, еще и загустевает.
Однако и эта проблема решаема. Ведь ездят же по Алтайскому краю, где морозы зимой под минус 40, экспериментальные тракторы и КамАЗы, работающие на рапсо-вом масле!
Рапс - масличная и кормовая культура семейства кресте цветных. Источник ценного растительного масла, которое может использоваться для пищевых и технических нужд.
По вкусовым качествам приравнивается к оливковому маслу. Превосходный предшественник-фитосанитар в севооборотах, насыщенных зерновыми культурами. Отличный медонос.
Ценный источник корма для животноводства.
Возделывается человеком более 6 тысяч лет. В настоящее время 47% всего рапса в мире выращивается в Азии, 30% - в тпрз-с 10% - п Оспсззі Америке.
Среди стран по производству лидирует Китай, за ним Канада и Индия, где в совокуп-- - ости снимают до 57% мирового урожая данной культуры. Рапсовое масло по объемам производства стоит на третьем месте в мире после пальмового и соппп-п масел
из
Кепи бы не распад СССР и все связанные с этим последствия, в нашей стране давно бы серийно выпускались автомобили, работающие на любом растительном масле, солярке или их смеси. Еще в 1988 г. Советский Союз за весьма умеренную цену приобрел у небольшой немецкой фирмы Эль сбетт Конструкцион права, необходимые для производства многотопливных двигателей.
Это не легенда Достаточно сказать, что создателем чудо-мотора для легковых автомашин был Людвиг Эльсбетт - легендарная личность в мировом диэелестроении. К слову, он же является изобретателем хрестоматийного двухтактного дизеля, который разрабатывался для юн-керсов.
Проект планировали реализовать на АЗЛК, оснастив для начала москвич-2141 многотопливным двигателем. Однако экономическая неразбериха 90-х годов, а также противодействие сил, незаинтересованных в продвижении подобных технических решений, эту перспективную идею похоронили.
Естественно, самый важный вопрос - сколько стоит рапсовое масло. Сырье для его производства, точнее семена рапса, - продукт биржевой. Фьючерсы на рапс (Rapeseed) торгуются, по крайней мере, уже лет восемь на французской бирже MATIF, которая сейчас вошла в Euronext.
В последние годы биржевые цены на этот продукт остаются стабильными и колеблются от 220 До 240 евро За тонну (рис. 1). Приблизительно по тем же ценам, или чуть дешевле, покупают рапс и на внебиржевом рынке. Из 1 тонны получается около 300 кг масла, из которого выходит примерно 270 кг биодизеля.
Соответственно, его себестоимость составляет как минимум I евро/кг, а масла - 0.75-0.85 евро/кг. Однако это, так сказать, экспортные цены.
Внутри нашей страны себестои-мскль рапса, Как И продукте его переработки, совершенно иная. На самом деле все зависит от урожайности. А она напрямую связана с используемой технологией.
Если культуру возделывать абы как, то себестоимость 1 литра рапсового масла для производителя составит не менее 9 рублей (В ценах 2005 Г. для южных районов России и средней полосы). Это при условии минимальной обработки земли, без внесения удобрения и без специальной техники - т.е. так, как сейчас работает подавляющее число сельхозпредприятий и фермеров России.
Урожайность можно повысить раза в 3-4 (с 12-15 Ufra до 35 и даже до 50 ц/га). Соответственно, в этом случае себестоимость масла для производителя не превысит 3-4 рублей. Правда, для этого придется полностью отказаться от традиционного подхода к земледелию, поскольку нужна особая техника предварительной подготовки поч-вы, внесения семян и т.д,
Но дело того стоит. Ведь, помимо экспорта, рапсовое масло можно использовать и для нужд внутреннего потребления. Подсчитано, если сельхозпредприятие одну пятую часть своих земельных угодий засевает рапсом, оно удовлетворяет годовую потребность техники в топливе, когда им является рапсовое масло. Остается добавить, что рапс, помимо всего прочего, хорошо воздействует на почву, восстанавливая ее.
Чего не скажешь о других масличных культурах (например, подсолнечнике), которые землю истощают. Специалисты даже утверждают, что почва для земледелия непригодна, пока на ней не посеяли рапс,
Одна беда: рапс в России почти не сажают. Согласно официальным данным, под этой культурой занято не более 2% всех посевных площадей, находящихся под посевами масличных. А ведь данная культура неприхотлива и может расти практически где угодно - от Тихоокеанского побережья до берегов Ледовитого океана.
Однако времена меняются. Например, массовые посадки рапса в этом году планируются в ряде областей южной части России, а также Урала.
В отдельных регионах вопрос о сбыте выращенного рапса уже не стоит. Например, на Кубани, где немецкие инвесторы строят завод, который будет производить рапсовое масло для использования его в качестве биотоплива в Германии. Впрочем, завод - это слишком сильное определение.
Технология выгонки растительного масла из рапса та же, что и при получении его из подсолнечника. Поэтому отжать рапсовое масло можно практически на любой маслобойне. Так что вопрос сбыта больше связан с тем, насколько широк кругозор менеджеров в фирмах, занимающихся производством растительного масла.
Сбыт вовсе не определяется спросом на рапсовое масло. Спрос есть, и в обозримом будущем он будет расти.
Во всяком случае, в Европе - это точно.