d9e5a92d

Учёт товаров и транспортных средств

Акт таможенного досмотра составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются представителями всех заинтересованных организаций, присутствующих при досмотре.

Один экземпляр акта передаётся декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении досмотренных товаров. Второй остаётся в таможенном органе.
При необходимости проведения экспертизы, в процессе досмотра, могут отбираться пробы и образцы товаров. Взятие проб и образцов производится в установленном порядке.
При проведении таможенного досмотра могут применяться технические средства таможенного контроля (ТСТК), безопасные для жизни и здоровья людей, и не причиняющие вреда товарам и транспортным средствам. Применение видов ТСТК определяется для решения при таможенном досмотре следующих задач:

  1. проверка подлинности средств таможенной идентификации и их наложении;
  2. поиск и обнаружение потенциальных предметов контрабанды;
  3. идентификация материалов изделий и веществ;
  4. выполнение технологических операций при ручном таможенном досмотре.

Необходимо отметить, что Таможенным кодексом РФ, Федеральными законами и иными нормативными документами предусмотрено освобождение от таможенного досмотра. Так, статья 188 Таможенного кодекса указывает, что от таможенного досмотра освобождается личный багаж Президента Российской Федерации, а также личный багаж, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации РФ и членов Правительства РФ, если указанные лица пересекают границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей, а также военные корабли, боевые и военно-транспортные судна и военная техника, следующая своих ходом.
Следующим примером может служить Федеральный закон РФ "О федеральной фельдъегерской связи" от 16.11.94 г.1 , согласно которому не подлежат таможенному досмотру перевозимые фельдъегерями фельдъегерской связи отправления особой важности, совершенно секретные, секретные и иные служебные отправления.
2.2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного досмотра. Исключительной формой таможенного досмотра является личный досмотр. Его применение регламентировано статьёй 189 Таможенного кодекса РФ, а также инструкцией, утверждённой Приказом ГТК РФ от 22.09.97г.

5691. Инструкция определяет основание для проведения личного досмотра лиц, следующих через таможенную границу РФ, либо находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне транспорта, открытого для международного сообщения, и его порядок, а также форму протокола о его проведении. Как было уже сказано, личный досмотр является исключительной формой досмотра. Он может быть произведён по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего.

Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства. Не могут быть подвергнуты досмотру:

  1. Президент РФ2;
  2. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ3;
  3. судья Конституционного Суда РФ, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других людей4;
  4. прокуроры и следователи органов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также при задержании, при совершении преступления5 ;
  5. судьи РФ, за исключением случаев проведения личного досмотра в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи1 ;
  6. сотрудники органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей2 ;
  7. сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей;
  8. лицо, обладающее иммунитетом на территории РФ в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических отношениях 1961 года;
  9. а также иные лица, освобождённые от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства РФ и международными договорами .

Личный досмотр может быть проведён при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу РФ, либо находящееся в транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения или в зоне таможенного контроля, скрывает при себе и не выдаёт товары, являющиеся объектами нарушения законодательства РФ или международного договора РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ. Такими основаниями считаются соответствующие сведения, содержащиеся в заявлениях, и сообщениях российских и иностранных лиц, в материалах, поступивших от других таможенных органов РФ, а также непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает и не выдаёт товары.


Решение о проведении личного досмотра определённого физического лица принимается начальником таможенного органа или лицами, его замещающими, и оно оформляется письменно, путём наложения резолюции на таможенную декларацию, поданной физическим лицом, либо на рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельным актом. В решении должно быть указано конкретное должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. Личный досмотр проводится при участии понятых, а при необходимости специалистов, в том числе переводчика и медицинского работника.

Присутствие при личном досмотре лиц, не участвующих в нём и не имеющих к нему отношения запрещается. Лица. участвующие в личном досмотре, должны быть совершеннолетними, и, за исключением медицинского работника, одного пола с досматриваемым лицом.

Обследование тела досматриваемого лица осуществляется только медицинским работником. Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение непоправимого вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
Вред, причинённый имуществу досматриваемого лица неправомерными действиями должностных лиц, таможенных органов, проводивших личный досмотр, возмещается в соответствии с законодательством РФ.
Личный досмотр проводится в три этапа. Первый этап - подготовительный, он начинается с момента объявления физическому лицу решения таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра.

Лицу разъясняются его права и обязанности в присутствии понятых, а также предлагается добровольно выдать товары, скрытые от таможенного контроля. Во втором этапе должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о начале непосредственного личного досмотра, происходит досмотр вещей, одежды и тела физического лица, их исследование при необходимости.
Специалист (кроме медицинского работника) и переводчик не должны присутствовать в помещении, в котором проводится личный досмотр, во время обследования тела досматриваемого лица, а также в то время, когда лицо находится в нательном белье, либо без одежды. Производство фото-, киносъёмки и видеозаписи в это время в указанном помещении не допускаются.

На третьем, завершающем этапе личного досмотра, происходит документальное оформление личного досмотра. Составляется протокол личного досмотра (см. приложение 2).

Протокол подписывают: должностное лицо, проводившее личный досмотр, понятые, иные лица, привлекавшиеся к проведению личного досмотра, физическое лицо, в отношении которого проводится личный досмотр.
По результатам личного досмотра может быть возбуждено уголовное дело или заведено дело о нарушении таможенных правил. В том случае подлинник протокола личного досмотра приобщают к материалам дела, либо уголовного, либо о нарушениях таможенных правил, а копия остаётся в таможенном органе. 2.3. Повторный таможенный досмотр.
Таможенный контроль осуществляется не только в процессе таможенного оформления, но и после выпуска товаров и транспортных средств. В соответствии со статьёй 193 Таможенного кодекса РФ таможенный контроль может проводиться вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Они вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся у внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами и транспортными средствами.

На практике проводится как плановый так и внеплановый таможенный контроль. В плановом порядке осуществляется валютный контроль за поступлением валютной выручки, за условно выпущенными товарами и другое.

При внеплановом контроле таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять документы, имеющие отношение к данным товарам. Так, повторный таможенный досмотр может проводиться в любое время, в целях выявления фактов недостоверного декларирования товаров, прошедших таможенное оформление, уклонений от уплаты таможенных платежей или совершение иных таможенных правонарушений. Основанием для принятия решения о проведении повторного таможенного досмотра после выпуска товаров и транспортных средств могут быть любые сведения о наличии нарушения законодательства РФ или международного договора РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ.
Повторный досмотр вне мест таможенного оформления или вне мест нахождения таможенного органа проводится таможенными нарядами. При его проведении должностные лица таможенных органов имеют право проверять наличие товаров и транспортных средств, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации и других документах, необходимых для таможенного контроля, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами и транспортными средствами после их выпуска, а также осуществлять другие действия, предусмотренные таможенным кодексом РФ.

§3. Учёт товаров и транспортных средств.

Формой таможенного контроля является также учёт товаров и транс- портных средств. Так, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, как при ввозе, так и при вывозе, помещаются на склад временного хранения (СВХ) или в таможенный склад (ТС).

Товары и транспортные средства подлежат обязательному учёту. Формами учёта являются книги учёта и таможенный документ учёта.

Владелец СВХ и ТС обязан вести "Книгу учёта товаров и транспортных средств" в соответствии с Положением о временном хранении1 и Положением о таможенном складе2 . Книга ведётся по календарным годам. . Книга должна быть предварительно прошита, пронумерована, сброшюрована и скреплена подписью начальника таможни, либо лица, его замещающего и печатью таможни.

Таможенный документ учёта товаров и транспортных средств ведётся таможней. В качестве такого документа используется краткая декларация. Грузовая таможенная декларация, документы, составленные с использованием бланка ГТД, транспортные товаросопроводительные документы, вручаемые таможне при предоставлении товаров и транспортных средств.

На таможенном документе учёта проставляется два оттиска штампа, в котором указана надпись "Товар принял - Товар выдал". При принятии на хранение или выдаче со склада товаров и транспортных средств оформляется "Краткая декларация" с отметкой "товар принял - товар выдал", и заверяется личной номерной печатью инспектора таможни. При учёте товаров, фактическое помещение которых на СВК не происходит, в графе "Примечания" "Книги учёта товаров и транспортных средств" делается отметка "Учёт без помещения на СВК".

Аналогичная отметка делается на товаросопроводительных документах.
Владелец СВК или ТС обязан вести единый учёт товаров и транспортных средств и единый учёт регистрационных номеров, справок в хронологическом порядке.
§

4. Устный опрос должностных и физических лиц.

Одной из форм таможенного контроля является устный опрос физических и должностных лиц. Так, таможенным кодексом установлено, что товары и транспортные средства подлежат декларированию. Допускается письменная и устная форма декларирования. Устное декларирование, как правило, возможно при таможенном оформлении ручной клади и багажа пассажиров.

Если в ручной клади или багаже пассажиров есть товары, в отношении ввоза или вывоза которых установлены ограничения, то в этом случае необходима письменная форма декларирования. Также на основании международного договора Совета глав правительств Российской Федерации, республик Белоруссия, Казахстан, Киргизия, принимается форма и порядок декларирования товаров1 , не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами, постоянно проживающими в этих республиках в письменной форме не производится , за исключением товаров, запрещённых к ввозу и вывозу в соответствии с законодательством РФ.

§5. Проверка системы учёта и отчетности.


В качестве формы таможенного контроля применяется также проверка системы учёта и отчётности. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, находящиеся на складе временного хранения, а также заявленные в режиме таможенного склада и находящихся там, подлежат строгому учёту и отчётности со стороны таможенных органов.
На основании Таможенного кодекса РФ, владельцы складов обязаны вести учёт и представлять таможенному органу РФ отчётность о хранящихся товарах и транспортных средствах.
Мы уже рассмотрели ранее вопрос об ведении учёта и отчётности, там таможенными органами ведётся специальный журнал, на основании записей, сделанных и отмеченных в журнале, таможенные органы проводят учёт и отчётность. В положении о временном хранении1 сказано, что владелец склада временного хранения обязан предоставить отчёт о хранящихся или находящихся на хранении товаров и транспортных средств ежеквартально до 10 числа месяца следующего за отчётным. По письменному требованию уполномоченного должностного лица таможни владелец СВК обязан предоставить отчёт в течении 7 дней со дня предъявления требования.

В Положении о таможенном складе 2 сказано, что владелец склада обязан не реже одного раза в три месяца предоставить отчёт о хранящихся на его складе товарах и транспортных средствах. .
В таможенном кодексе РФ указано, что таможенные органы РФ вправе проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

§6. Осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов.

Следующей формой таможенного контроля является осмотр территорий и помещений складов, свободных таможенных зон, транспортных средств и других мест, где находится или могут находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. Основанием для проведения таможенного контроля является Таможенный кодекс РФ, а также приказы и указания ГТК РФ. Под таможенным осмотром понимается действие таможенного органа, заключающееся в проверке помещений и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, исследование внешнего вида транспортного средства или грузовых помещений, тары, либо упаковка груза на предмет установления законности их перемещения через границу и выполнение таможенных формальностей. В местах таможенного оформления таможенные органы производят осмотр транспортных средств как непосредственно перед выгрузкой товаров и проведением досмотра, так и после выгрузки.
Целью осмотра является контроль за надлежащим оборудованием транспортного средства, выявление внешних признаков наличия скрытых тайников, определения способа осуществления досмотра, сохранность средств идентификации и т.п. Осмотр предполагает проверку, обозрение внешнего вида грузов, предметов, транспортных средств без вскрытия упаковки, тары, без нарушения целостности товаров.

§7. Иные формы таможенного контроля.

К иным формам таможенного контроля относятся контролируемая поставка, организация и проведение которой регламентируется Таможенным кодексом РФ, статьями 227, 228, 229, Законом об оперативно-розыскной деятельности в РФ1 . Контролируемая поставка - это система согласованных между собой оперативно-розыскных мероприятий и иных действий таможенных и других компетентных органов одной или нескольких стран для пресечения незаконного международного оборота предметов, ввоз, вывоз и транзит которых запрещён международным, либо национальным правом стран - участников операции и выявление лиц, имеющих отношение к такому обороту .
Решение о проведении операции "контролируемая поставка" в соответствии со статьями 227, 228 Таможенного кодекса РФ принимается ГТК РФ с последующим уведомлением прокурора.
Контролируемые поставки подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние - это обнаружение контрабанды или получение соответствующей информации правоохранительными органами страны назначения, после чего принимается решение о координации совместной деятельности. Примером может служить дело, расследованное Нижегородской таможней, которое приводится в одном из информационных документов ПТУ ТФ 01.05.96г. В процессе таможенного досмотра МПО 63333 вал.

1327, следующего из города Актюбинск, республики Казахстан в адрес города Арзамас, Нижегородской области, сотрудники таможенного поста "Постовой" обнаружили вещество растительного происхождения, общим весом 600 грамм. Экспресс-анализ показал, что данное вещество является наркотиком - марихуаной. Было принято решение о проведении операции по методу контролируемой поставки. без замены наркотиков. В соответствии со статьёй 227 ТК РФ ГТК, разрешено проведение вышеуказанной операции совместно с ФСБ.

В процессе проведения операции были определены её участники, а также осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия по месту жительства получателя. Совместная внутренняя контролируемая поставка прошла успешно, лица, кому предназначена посылка, задержаны.
Внешние - это обнаружение контрабандного товара или получение оперативной информации за пределами страны назначения, которые принимают решения о координации проведения операции с правоохранительными органами стран назначения. Примером внешней контролируемой поставки может служить дело также расследованное Нижегородской таможней.
Так, по сведениям ПТУ РФ, правоохранительными органами республики Казахстан, была получена оперативная информация о том, что МПО 526, отправителем которой является гражданин республики Казахстан, вложен в количестве 1194 грамма вещества. Экспресс-анализ показал наличие наркотического вещества - марихуаны.

Получатель - одна из жителей Нижегородской области. Было решено провести операцию по методу "контролируемая поставка", на проведение которой, в соответствии со статьёй 227 ТК, было получено разрешение ГТК РФ.

К проведению "контролируемой поставки" были подключены сотрудники УФСБ по Нижегородской области, Самарской таможни и ООБТП управления. После прибытия МПО на таможенный пост "Постовой" она была изъята. Наркотик на другое вещество не заменялся. По месту жительства получателя проводились оперативные мероприятия, получатель задержан.

По данному факту возбуждено уголовное дело.
Из выше изложенного следует, что операции по методу "контролируемой поставки" проводятся при наличии следующих условий:

  1. обнаружение предметов, запрещённых к ввозу. вывозу, провозу;
  2. наличие любой информации из различных источников о возможном ввозе, вывозе и провозе предметов, являющихся объектами контрабанды;
  3. наличие данных получателя контрабандного товара.


Рассмотрев вопрос о формах таможенного контроля, можно сказать, что перечисленные формы позволяют наиболее полно и точно выполнить возложенные на таможенные органы функции и задачи по защите экономической безопасности России и по соблюдению установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации. Должностные лица таможенного органа могут использовать как одну форму контроля, так и несколько, исходя из целесообразности их проведения.

Перечисленные формы контроля являются такой юридической мерой воздействия, как принуждение.

Документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.


Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ, обязаны предоставить этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля1 .

§1. Документы, применяемые в качестве таможенных деклараций.

К числу таких документов относятся таможенные декларации. Основной формой таможенной декларации при декларировании товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, является грузовая таможенная декларация2 , заполненная на бланках основного листа формы ТД-1 (см. приложение 1) и бланках добавочного листа формата ТД-2 (см. приложение 4).

Вместо добавочных листов, в отдельных случаях, могут использоваться описи товаров в виде спецификаций, упаковочных листов и списков. Они используются при декларировании отдельных видов товаров, в отношении которых не взимаются пошлины и налоги, а также, к которым не применяются меры экономической политики, при декларировании товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи, при декларировании товаров, происходящих из государств - участников СНГ и ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с программой обеспечения жильём уволенных в запас или отставку российских военнослужащих за счёт безвозмездных субсидий, представленных Правительством США. Также, одновременно с предоставлением таможенному органу грузовой таможенной декларации, подаются документы, являющиеся неотъемлемой частью, письменные заявления лица, перемещающего товары и транспортные средства, при декларировании кино- и видеофильмов, созданных в странах, не входящих в СНГ, при вывозе на таможенную территорию РФ, при декларировании товаров, ввозимых из РФ для обеспечения производственной деятельности российских предприятий, связанных с добычей минеральных ресурсов на земельных участках территории иностранного государства, которые находятся в соответствии с РФ, судовая грузовая декларация, при декларировании не в порту, а в иных местах продукции морского промысла, справка, при декларировании алкогольной и табачной продукции иностранного производства, карточка транспортного средства или шасси транспортного средства при декларировании ввозимых авто-, мототранспортных средств, прицепов к ним, подлежащих регистрации в государственной автомобильной инспекции МВД России и шасси транспортного средства, принадлежащим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
В качестве таможенной декларации при заявлении таможенного режима транзита через территорию Российской Федерации, используется документ контроля за доставкой товаров, заполненный на бланках ДКД 1 (см. приложение 5) и бланках дополнительного листа ДКД 2 (см. приложение 6). При декларировании некоторых товаров и транспортных средств в качестве таможенной декларации лицами, на которых возложено представление товаров и транспортных средств таможенному органу могут быть использованы документы, такие как: письменные заявления, судовые документы, письменные обязательства, а иных случаях - товаротранспортные, транспортные, коммерческие, а также таможенные декларации специальной формы.
Письменные заявления могут использоваться при декларировании товаров, таможенная стоимость которых менее суммы, эквивалентно 100 евро включительно, и в отношении которых не применяются меры экономической политики, при декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенная стоимость которых не превышает 100 евро.



Содержание раздела