d9e5a92d

Совокупный спрос и масштабы национального производства


Объясните эту зависимость.
  • Покажите на примерах, используя график совокупного предложения, каким образом влияют на совокупное предложение различные неценовые факторы.
  • Что вы понимаете под равновесным уровнем цен и равновесным объемом производства? Покажите также на графике.
  • Если совокупный спрос увеличивается под воздействием неценовых факторов, что происходит с равновесным уровнем цен и равновесным объемом производства? Предполагается, что экономика функционирует на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения.
  • Если совокупное предложение уменьшается под воздействием неценовых факторов, что происходит с равновесным уровнем цен и совокупным спросом? Предполагается, что экономика функционирует на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения.
  • Литература Основная
    1. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 22-23, с. 169-185.
    2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 11, c. 176-189, гл. 13, с. 209-223.
    3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 12-13, с. 265-272, 282-286.

    Дополнительная

    1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999. - Гл. 7, с. 131-156, гл. 11, с. 228-250.
    2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 23-24, с. 412-450.
    3. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - Гл. 20, с. 387-398.
    4. Курс экономической теории: Учебное пособие / Рук / авт. кол. А.В. Сидорович. - М.: Изд-во "ДИС", 2001. - Гл. 21, с. 230-244, гл. 23, с. 254-261.

    ТЕМА 8. ФОРМИРОВАНИЕ УРОВНЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

    • 8.1. Совокупный спрос и масштабы национального производства.
    • 8.2. Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы.
    • 8.3.Равновесный объем производства. Изменение равновесного ВВП и мультипликатор.
    • Важнейшие термины и понятия.
    • Вопросы для повторения и задания.
    • Список рекомендуемой литературы.

    8.1. Совокупный спрос и масштабы национального производства В предыдущей теме была рассмотрена макроэкономическая модель AD-AS (модель "совокупный спрос - совокупное предложение"). Она объясняла механизм формирования уровня цен в результате взаимодействия факторов совокупного спроса и совокупного предложения, механизм адаптации экономики к изменениям совокупного спроса и совокупного предложения.
         Перейдем к рассмотрению другой макроэкономической модели - простейшей модели формирования уровня национального производства. В этой модели выделяются важнейшие факторы, влияющие на уровень национального производства и в общем виде объясняется механизм воздействия совокупного спроса на уровень ВНП и национального дохода. Она известна также как стандартная кейнсианская модель совокупного спроса.

    • Если коротко суммировать, то основные идеи этой модели совокупного спроса состоят в следующем:
      1. Совокупный спрос рассматривается в качестве наиболее активной и изменчивой макроэкономической переменной. Совокупный спрос непосредственно формируется под воздействием наших потребностей, точнее потребностей субъектов рыночной экономики. В свою очередь, масштабы совокупного спроса формируют уровень национального производства. Уровень национального производства определяет уровень национального дохода ( 8.1).


    8.1

      1. Важнейшим положением кейнсианской модели совокупного спроса является положение о необходимости государственного макроэкономического регулирования. Доказывается, что с помощью мер государственного регулирования, в частности с помощью государственных расходов, можно стимулировать или тормозить расширение совокупного спроса и тем самым воздействовать на уровень национального производства.
      2. Предполагается, что экономика функционирует на кейнсианском отрезке кривой совокупного спроса. Это означает, что в экономике имеются неиспользуемые ресурсы, в частности существуют безработица и незагруженные производственные мощности.
      3. С изменением совокупного спроса цены не меняются, являются постоянными. Это означает также, что в модели совокупного спроса анализируется короткий период. В макроэкономическом смысле коротким считается период, когда цены негибкие, т.е. не меняются.
      4. Структура совокупного спроса - это структура совокупных расходов. В открытой экономике с участием государства совокупные расходы включают потребительские расходы (С), инвестиционные расходы (I), государственные закупки (G), чистый экспорт (NX):
    <

    p> AD = C + I + G + NX.

      1. В данной модели, которая является краткосрочной макроэкономической моделью, инвестиционный спрос рассматривается как автономный, то есть независимый от уровня дохода, формирующегося в экономике.
      2. Модель совокупного спроса исходит из того, что существует тождество совокупных расходов (AD), объема производства (GDP), совокупного дохода (Y). В частности, это означает, что мы будем использовать понятия продукт и доход как взаимозаменяемые. Это тождество вытекает из модели экономического кругооборота, рассмотренной нами в теме 2. (Упрощенная модель экономического кругооборота представлена на 8.1.)

    AD = Y = GDP
    Одна из важнейших целей данной темы - ознакомиться более подробно с кейнсианской моделью совокупного спроса, выделив отдельно роль каждого элемента совокупного спроса. Для начала выделим в составе совокупного спроса два важнейших элемента, потребительский спрос и инвестиционный спрос, то есть рассмотрим закрытую экономику (без внешней торговли) и без участия государства (без государственных расходов и доходов).
    AD = C + I
    Это означает, что мы абстрагируемся от государственных расходов (G) и чистого экспорта (NX). Исключение последних двух элементов совокупного спроса на начальном этапе анализа мало что меняет. Потребительские и инвестиционные расходы составляют 75-85% совокупного спроса в развитых рыночных экономиках, то есть его большую долю.

    Впоследствии мы усложним модель совокупного спроса, включим в анализ государство и внешнеэкономический сектор.
    8.2. Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы

    • Потребительский спрос.
    • Инвестиционный спрос.
    • Совокупный спрос.

    Потребительский спрос Важнейшим элементом совокупного спроса является потребительский спрос.
    Потребительский спрос (С) представляет собой запланированные совокупные расходы населения, домашних хозяйств, на покупку предметов потребления и потребительских услуг, то есть таких товаров и услуг, которые удовлетворяют личные потребности человека.
    Потребительские расходы населения многочисленны и разнообразны, люди покупают продукты питания, дома, машины, одежду, ходят в театр и на футбол, повышают свою квалификацию на курсах иностранного языка и т.д.
         Большую часть своих доходов люди тратят на потребление, но не все доходы идут на потребление. Часть доходов сберегается населением; эта часть представляет собой сбережения. Люди откладывают средства по разным причинам.

    Одни копят средства для покупки квартиры, другие откладывают деньги для поездки на море в очередной отпуск, третьи покупают облигации и акции предприятий. Итак, весь доход общества (Y) используется на потребление (С) и сбережения (S), а потребительские расходы - это разница между доходом и сбережениями.
    Y = C + S,          C = Y - S.
    Очевидно, что в масштабах экономики потребительские расходы меньше национального дохода и ВВП. Например, в России в 1998 г. расходы на конечное потребление измерялись суммой в 2048 трлн. руб., что составляло 79,8% ВВП страны. Соответственно остальные 518 трлн. руб., или 20,1% ВВП, представляли собой сбережения (S).

    В 1990-е гг. доля потребления в ВВП России увеличивалась, а доля сбережений уменьшалась ( 8.2).


    8.2
    Рассматривая масштабы потребления, необходимо иметь в виду, что в конечном потреблении потребительские расходы домашних хозяйств, то есть те расходы, которые в модели совокупного спроса представляют собой собственно потребительский спрос (С), составляли меньшую сумму. Дело в том, что в конечное потребление входят также расходы государственных учреждений на потребление. Таким образом, собственно потребительский спрос (С) в России в 1998 г. измерялся суммой в 1507 трлн. рублей, что составляло 59% ВВП.

    • Из предыдущей темы мы знаем, что важнейшими факторами, влияющими на масштабы потребительского спроса, являются:
    • уровень доходов населения, его благосостояние;
    • ожидания потребителей;
    • задолженность потребителей;
    • изменения в налогообложении.

    С учетом того, что было сказано об использовании доходов населения на потребление и сбережения, мы можем выделить еще один важный фактор, влияющий на масштабы потребительских расходов, - это пропорция деления доходов на потребление и сбережения. В экономической теории вводятся специальные коэффициенты, отражающие это деление, - предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям.
    Предельная склонность к потреблению (с) - это доля дополнительного дохода, идущая на увеличение потребительских расходов. Другими словами, это величина, на которую возрастает потребление при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.



    Содержание раздела