Особенности централизованно планируемой экономики Прежде всего централизованно планируемая экономика означает практически полное огосударствление (этатизация) ресурсов общества в результате массовой национализации основных производственных ресурсов нации. Преобладание и господство государственной собственности - одна из важнейших и определяющих черт реального социализма ХХ в. Это превратило государство в непосредственного субъекта хозяйственной деятельности, резко ограничило или полностью ликвидировало частнокапиталистический бизнес и конкуренцию, рынок со всеми его атрибутами, породило особую систему управления государственной собственностью - планомерность, стало экономической основой централизованно планируемой экономики.
Государственная собственность при социализме по своему происхождению есть национализированная частная собственность. Впоследствии она увеличивается за счет накопления и является фундаментальной характеристикой социализма и социалистической экономики. Является экономической основой планомерности и господства правящего класса - номенклатуры.
В социалистической идеологии рассматривалась как разновидность общественной и общенародной собственности, хотя по своему реальному, фактическому использованию в полной мере такой не была никогда. В СССР в 80-е гг. доля фактической государственной собственности во всей собственности на средства производства была близка к 99%, хотя формально-юридически эта доля была несколько ниже за счет главным образом наличия так называемой колхозно-кооперативной собственности.
В большинстве других социалистических стран доля государственной собственности (или степень этатизации, огосударствления ресурсов) была несколько ниже, чем в России (СССР), но ее преобладание было общей чертой всех этих стран. Государственная собственность именовалась общественной (общенародной) и считалась одной из исторически преходящих форм и видов общественной собственности.
Второй по значению и размерам была другая разновидность общественной собственности - колхозно-кооперативная собственность, занимавшая в 80-е гг. в разных странах от 1/5 до 1/3 всей национальной собственности на средства производства. В ряде стран, прежде всего в СССР, колхозно-кооперативная собственность была фактически тождественна государственной собственности, если рассматривать не форму, а реальные отношения в этом секторе экономики. Формально собственность колхозов и остальных видов кооперативов (например, потребительской кооперации) была негосударственной, а считалась паевой (долевой) собственностью ее участников.
В реальности (хотя и в разной степени в разных социалистических странах) она мало отличалась от государственной собственности.
В условиях централизованно планируемой экономики существовала и личная собственность. Личная собственность как собственность на принадлежавшие гражданам предметы потребления занимала практически незначительное место в национальном богатстве социалистических стран.
Способом организации общественного производства и распределения ресурсов в силу огосударствления основной массы ресурсов была планомерность хозяйствования директивного и командного характера. Эта планомерность - противоположность капиталистической конкуренции. Существовали плановые органы, которые определяли, оценивали объем ресурсов и общественных потребностей подавляющего большинства субъектов хозяйствования и населения, планировали и распределяли ресурсы и произведенную продукцию между отраслями и предприятиями, выдавая прямые обязательные задания, устанавливаемые больше по политическим критериям, нежели экономическим.
Одним из важных следствий такой системы была почти тотальная и перманентная дефицитность подавляющего большинства потребительских благ и производственных ресурсов. В этом смысле в теории централизованно планируемую экономику часто называют дефицитной экономикой. Дефицитность эта была относительной, а не абсолютной, потому что в регулировании связи между потреблением и производством фактически отсутствовали механизмы приведения их в соответствие через ценовое саморегулирование спроса и предложения.
Формально существовавшие цены на некоторые товары и услуги не отражали подлинные пропорции между ресурсами производства и потребностями субъектов хозяйствования.
Частная собственность на средства производства и товарные отношения играли третьестепенную роль в формировании пропорций общественного производства и его эффективности, несмотря на общую тенденцию к некоторому возрастанию роли рынка в последние два-три десятилетия существования социалистических стран. Рынок, конкуренция и инфраструктура рынка были в зачаточном состоянии, не было фондового рынка, акционерный капитал был исключением, частная собственность и частная инициатива были в задавленном состоянии, существовала государственная монополия на внешнюю торговлю и большую часть внутренней торговли и банковскую деятельность, банков было мало, все они были государственными или полугосударственными, из всех функций коммерческих банков социалистические банки выполняли только две-три функции.
Рынка рабочей силы ("рынка труда") почти не было. Воспроизводство рабочей силы осуществлялось в значительной степени за счет общественных фондов потребления. Рабочая сила распределялась по отраслям и регионам в большей мере не согласно стоимости рабочей силы и воле ее носителей - граждан страны, а в значительной мере теми же плановыми органами, а также с помощью специфически социалистических методов: "призывов" коммунистов и комсомольцев на определенные участки работы, мобилизации рабочей силы, принудительного труда, идеологического воздействия не только на членов правящей партии и комсомольцев, но и все население.
Нужно иметь в виду, что в течение всего срока существования этого реального социализма все его общественно-экономические отношения постепенно менялись, реальный социализм не был сразу и навсегда сформировавшимся и навсегда закостеневшим организмом. Тем не менее, его основы оставались неизменными на протяжении всей его истории и во всех странах, несмотря на обилие национальных особенностей.
Кризис централизованно планируемой экономики и ее крах Результатом функционирования централизованно планируемой экономики стал очевидный всем к 80-м гг. ХХ в. факт растущего отставания стран социализма от группы развитых буржуазных стран по эффективности производства, жизненному уровню населения, совокупности экономических, социальных и политических свобод населения. Нарастали экономические трудности разного рода.
В то же время в капиталистических странах постепенное усиление роли государства в социально-экономическом развитии этих стран дало больший эффект, чем в социалистических странах, при том что степень огосударствления их экономик была заметно ниже, чем в социалистических странах. Это продемонстрировало низкую эффективность социалистической экономики. Именно экономическая неэффективность реального социализма стала в конечном счете причиной падения данного строя в подавляющем большинстве этих стран в конце 80-х гг. прошлого столетия.
Предполагалось, что неэффективная централизованно планируемая экономики должна трансформироваться в более эффективную рыночную экономику.
Такая рыночная экономика была элементом развития обществ на протяжении нескольких тысячелетий, но не была господствующей в этих обществах, которые получили название добуржуазных (рабовладельческих, феодальных).