Конкуренция среди действующих на рынке компаний. Конкуренция среди функционирующих на рынке компаний следует схемам достижения более выгодного положения.
Эти схемы включают тактические приемы типа предложения товаров по сниженным ценам, рекламных компаний, выброса на рынок больших масс товаров, предоставления потребителям дополнительных услуг и гарантий.
Портер отмечает ряд факторов, определяющих интенсивность конкуренции:
Товары - субституты. Все компании данной отрасли в широком смысле конкурируют с другими отраслями, которые поставляют продукцию, удовлетворяющую данный вид потребностей.
Появление товаров -субститутов ограничивает возможности извлечения прибыли в данной отрасли, устанавливая потолок цен, которые могут запросить компании без снижения своей нормы прибыли.
Возможности потребителей. Потребители вступают в конкуренцию с отраслью, стремясь снизить цены, приобрести товары или услуги более высокого качества и сталкивая конкурентов друг с другом; и все это делается за счет реализуемой в отрасли прибыли.
Группа покупателей обладает большой силой, если она соответствует следующим критериям:
Возможности поставщиков. Поставщики могут оказать давление, угрожая поднять цену или снизить качество товаров или услуг.
Поставщики, имеющие сильные позиции, могут снизить прибыльность отрасли, которая не в состоянии покрыть рост издержек путем повышения цен.
Группа поставщиков считается сильной , если она соответствует следующим критериям:
Пять сил конкуренции по М. Портеру
Угроза появления новых конкурентов
Угроза появления товаров-субститутов
Альтернативный метод. Данный метод основан на анализе экономических, политических, социальных, технологических факторов, влияющих на привлекательность отрасли и состояние конкурентной среды.
Общий уровень платёжеспособного спроса зависит от текущих доходов населения, уровня цен, сбережений, долгов и доступность кредита.
Распределение доходов пропорции распределения доходов определяются отраслевой структурой экономики. Из четырёх известных типов отраслевых структур наша страна относится к экспортирующей природные ресурсы.
Данная структура, а так же политическая система России, распределяют доходы на очень низкие и очень высокие.
Абсолютные расходы потребителей зависят от размеров сбережений, задолженности и возможностей получения кредита. Все это может серьёзно сказаться на бизнесе.
Социальная среда общество, в котором вырастает человек, формирует его убеждения, ценности и нормы. Люди, практически неосознанно, принимают устоявшийся взгляд на мир, который и определят их отношение к самим себе, к другим, к природе и мирозданию.
Политическая сфера состоит из законов, государственных учреждений и влиятельных групп, воздействующих и ограничивающих деятельность организаций и отдельных граждан.
Организационные формы оптовой торговли
В недалеком прошлом в отечественной экономической науке понятие оптовая торговля теоретически определялось как форма планового распределения ресурсов в народном хозяйстве и организация продажи продукции предприятиям с широким использованием товарно-денежных отношений. Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения была определена как форма планового распределения материальных ресурсов, основанная на государственном плане развития народного хозяйства.
К основным видам оптовой продукции относили торговлю через оптовые предприятия и транзитом продукции, распределяемой территориальными органами снабжения; через мелкооптовые магазины; реализацию продукции в порядке мобилизации внутренних ресурсов.
Через оптовую торговлю предполагалось провести связь между формами и методами снабжения предприятий материальными ресурсами, расширить хозяйственную самостоятельность заказчиков (потребителей) в решении вопросов снабжения, сократить долю материальных ресурсов, оседающих в излишних запасах.
Попытки, продолжавшиеся четверть века, перейти к оптовой торговле, базирующейся на плановом распределении товаров центральными и территориальными органами, не дали реального результата.
Новый этап развития и качественного преобразования оптовой торговли в России следует отнести к 1991 году, когда было упразднено централизованное распределение продукции, стали отпускаться оптовые цены. Начался процесс становления новых организационных форм и институтов оптовой торговли.
Наиболее заметными элементами инфраструктуры "рыночной" оптовой торговли в современных условиях являются ярмарки, выставки, товарные биржи, оптовые продовольственные рынки. При этом их значение определяется не масштабами совершенных сделок, а рыночным характером их работы, кардинально отличным от прежде существовавших распределительных форм.
Оптовая торговля - это любая деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
Значение оптовой торговли для участвующих в сделках контрагентов заключается в том, что оптовая торговля предоставляет следующие преимущества для производителей:
Наличие каналов оптового товародвижения предоставляет значительные выгоды для розничной торговли:
Разрешительные функции оптовиков сводятся к следующим.
Мировая практика выделила следующие виды оптовой торговли:
а) оптовую торговлю с централизованной доставкой товаров. Оптовый торговец осуществляет снабжение товарами розничных торговцев и также предоставляет им обширный сервис;
б) оптовую торговлю с получением товаров у поставщика. Клиент оптового торговца, розничный торговец или крупный потребитель самостоятельно забирают товар;
По ассортименту различают следующие виды оптовой торговли:
В реальной рыночной среде имеется ряд разновидностей предприятий, отличающихся между собой специфическими организационными, технико-технологическими функциями, масштабом деятельности (см. 2.1.). К числу наиболее значимых относятся:
Коммерческо-посреднические фирмы - оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечением кредитов, как с собственных складов, так и со складов изготовителей и других торговых посредников.
Оптовые базы - это предприятия, организационно объединяющие склады, специализированные по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также централизованными экспедиционными, вспомогательными службами, аппаратом управления, организующим складирование и отгрузку продукции.
Товарные биржи - организованные рынки биржевых товаров с установленными правилами приема, фиксированным членством.
Оптовые магазины - оптовые предприятия, максимально приближенные к покупателям продукции.
Торговые дома - брокерские фирмы, которые осуществляют сделки с реальным товаром за собственный счет или за счет производителей, потребителей или других оптовых предприятий.
Ярмарки - выставки - периодически организуемые в установленном месте кратковременные оптовые рынки на основе просмотра образцов товаров.
Аукционы - особые рынки, созданные в определенных местах продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами путем публичных торгов.
Брокерские конторы (фирмы, брокеры) - посреднические торговые предприятия, действующие в интересах своих клиентов за их счет (получая за это комиссионное вознаграждение) и в своих собственных интересах за свой счет.
Дилерские конторы (фирмы, дилеры) посреднические предприятия (юридические и физические лица), совершающие за свой счет и от своего имени операции по передаче ценных бумаг, валюты и драгоценных металлов.
Коммивояжеры - разъездные представители торговых фирм, предлагающие покупателям товары по имеющимся у них образцам и каталогам.
Торговые и промышленные агенты - лица, действующие по поручению торговых (промышленных) представителей или других лиц в качестве посредников в сбыте товаров или их рекламе на основании соглашения за фиксированную комиссию.
Ассоциативные добровольные объединения предпринимателей и коммерсантов. К ним, в частности, относится торговые (торгово-промышленные) палаты.
Торговые палаты объединяют предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской системы в масштабах административно-территориальных единиц (областей, городов, районов).
В настоящее время в Республике Бурятия существуют такие формы организации оптовой торговли:
- оптовые базы;
- оптовые магазины;
- торговые дома;
- ярмарки-выставки;
- коммерческо-посреднические фирмы.
Основные формы организации оптовой торговли на товарном рынке
Рынок алкогольной продукции характеризуется стабильным спросом и высокими доходами. Технологически не сложное производство и отсутствие товаров-заменителей делает привлекательным данный рынок для бизнеса. В то же время государство, стремящееся к пополнению доходной части бюджета и установлению контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, также не оставляет без внимания рынок алкоголя. В 1994 году правительством были приняты меры по восстановлению монополии на производство и оборот алкогольной продукции.
Государственная монополия в сфере производства и реализации алкогольной продукции осуществляется посредством системы мер государственного регулирования, направленных на защиту экономических интересов государства, прав потребителей, и распространяется на предприятия, осуществляющие указанные виды хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями.
К ведению государства относятся:
Из экономической теории известно, что возможности монополистического воздействия на рынок тесно связаны, зависят от эластичности спроса по цене. Статистические данные за последние 5 лет показывают, что даже при многократном увеличении цен на алкоголь спрос остаётся стабильно высоким и даже растёт несмотря на общее снижение доходов населения.
Следовательно, по уровню эластичности алкоголь относится к товарам с не эластичным спросом, что является экономическим обоснованием для введения государственной монополии на алкоголь.
Рассмотрим региональные особенности товарного рынка оптовой торговли алкогольной продукции.
Отличительными чертами рынка алкогольной продукции Республики Бурятия являются:
Для состояния рынка алкогольной продукции республики в последние годы характерно сокращение доли поставок местных предприятий-производителей, обусловленное ростом объёмов нелегального производства, экономической ситуацией и многими другими проблемами. Так, объём производства водки и ликёро-водочных изделий сократился в 1998 г. относительно 1990г. на 51 %.
Ниже приводится структура формирования ресурсов алкогольной продукции для продажи населению по данным учтенным официальной статистикой.
Таблица 2.1.
Структура формирования ресурсов алкогольной продукции, дал
Статьи Баланса |
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | ||||
Всего алког. прод. |
В том числе водка ЛВИ |
Всего алког. прод. |
В том числе водка ЛВИ |
Всего алког. прод. |
В том Числе Водка ЛВИ |
Всего Алког. Прод. |
В том Числе Водка ЛВИ |
|
Запасы на начало периода | 11,6 | 8,0 | 14,8 | 14,2 | 8,0 | 9,9 | 5,5 | 5,2 |
Производство | 219,9 | 212,4 | 230,2 | 229,2 | 273,3 | 240 | 292,4 | 291,6 |
Ввоз | 9,1 | 1,4 | 30,7 | 7,1 | 18,5 | 5,1 | 18,4 | 9,2 |
Вывоз | 0,6 | 0,6 | 0,3 | 0,3 | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 2,5 |
Запасы на конец периода | 14,8 | 14,2 | 10,3 | 9,9 | 5,5 | 5,2 | 9,8 | 7,1 |
Всего ресурсов для продажи | 240 | 221,2 | 275,4 | 250,2 | 297,8 | 253 | 313,8 | 303,5 |
Продано, всего | 225,2 | 207 | 265,1 | 240,3 | 292,3 | 247,8 | 304, | 296,4 |
Потреблено, всего | 618,6 | 559 | 777,7 | 732,4 | 862 | 815,8 | 730,2 | 687,4 |
Скрытый оборот | 393,4 | 352 | 512,6 | 492,1 | 569,7 | 568 | 426,2 | 391 |
Скрытый оборот в % | 63,6 | 62,9 | 65,9 | 67,2 | 66,1 | 69,6 | 58,4 | 56,9 |
По расчетам объём теневого оборота алкогольной продукции, под которым подразумевается нелегальный оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, составил в 1996 году 63,6 % от общего объёма реализованной продукции, в 1997г.- 65,9 %, в 1998 г. 66,1, за 9 месяцев 1999г. снизился до 58,4 процента.
В настоящее время подавляющую долю всего нелегального оборота занимает более дешёвая по сравнению с этиловым спиртом из пищевого сырья, спиртосодержащая жидкость (отходы гидролизных заводов, импортный спирт), из которой в последующем кустарным способом производится водка. Кроме того, весьма существенна доля самогона и поддельной алкогольной продукции, завозимой из-за пределов республики.
В частности, в 1996г. отмечено значительное поступление дешевой водки из Северной Осетии (около 200 тыс. дал), которая не всегда соответствовала требованиям ГОСТа, тогда как производство на АО "Ливона" в этот же период составляло 500 тыс. дал.
Сегодня одним из важнейших вопросов для республики является увеличение сбора налогов в государственный бюджет. Одним из источников их поступления является акцизный и лицензионный сбор с производства и реализации алкогольной продукции. В течение ряда лет доля алкогольных акцизов в валовом республиканском продукте (ВРП) уменьшается, хотя в абсолютном выражении величина их растёт.
Поскольку государственный бюджет получает налоги примерно с одной третьей части потребляемого алкоголя, вполне естественно, что темпы сбора акцизов отстают от темпов роста объёма ВРП.
Таблица 2.2.
Доля акцизов в валовом региональном продукте
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
ВРП, млн. руб. | 66,9 | 731,4 | 3741,9 | 7737,3 | 9478,1 | 11541,3 | 11376,7 | 11507,3 |
Акцизы, млн. руб. | 0,7 | 4,7 | 14,9 | 21,6 | 26,3 | 30,1 | 59,0 | 58,2 |
В % к ВРП | 1,0 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,5 | 0,5 |
Как уже говорилось ранее, возрастающие объёмы производства и продажи нелегальной алкогольной продукции вызвали резкое сокращение производства местными производителями. До 1995 года производство алкогольной продукции было относительно стабильным и составляло 1,2-1,7 млн.