Доли, занимаемые крупнейшими оптовыми фирмами
Объем продаж и доли 10 крупнейших оптовиков на розничном рынке алкогольной продукции составляют:
Таблица 3.5.
Наименование предприятий оптовой торговли | Объем, тыс. дал | Доля, % |
Кабанский | 28,44 | 7,02 |
Фирма 1 г. Улан-Удэ | 26,8 | 6,62 |
Селенгинский | 23,87 | 5,9 |
Заиграевский | 22,2 | 5,48 |
Фирма 4 г. Улан-Удэ | 22,0 | 5,43 |
"Ливона" | 21,3 | 5,26 |
Фирма 3 г. Улан-Удэ | 20,8 | 5,14 |
Фирма 5 г. Улан-Удэ | 20,5 | 5,06 |
Продолжение таблицы 3.5.
Фирма 2 г. Улан-Удэ | 20,3 | 5,01 |
Фирма 6 г. Улан-Удэ | 18,84 | 4,65 |
Расчет коэффициента рыночной концентрации
Таблица 3.6.
Расчет коэффициентов рыночной концентрации
(по прогнозным данным за год)
Показатель | CR - 3 | CR - 4 | CR - 6 | CR - 8 | CR 10 |
Объем реализации крупнейших продавцов | 79,11 | 101,31 | 144,61 | 185,91 | 225,05 |
Общий объем реализации товара | 404,81 | 404,81 | 404,81 | 404,81 | 404,81 |
Коэффициент концентрации, %* | 19,54 | 25,02 | 35,72 | 45,93 | 55,6 |
* коэффициент концентрации рассчитывается как доля объема реализации определенного числа крупнейших оптовиков к общему объему реализации продукции на товарном рынке
Расчет индекса концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)
Таблица 3.7.
Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана
Перечень продавцов товара на рынке | Объем реализации товара каждым продавцом, тыс. дал | Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке, % | Квадрат долей |
Ливона | 21,3 | 5,26 | 27,67 |
Байкалфарм | 11,1 | 2,74 | 7,51 |
Фирма 1 г. Улан-Удэ | 26,8 | 6,62 | 43,82 |
Фирма 2 г. Улан-Удэ | 20,3 | 5,01 | 25,1 |
Фирма 3 г. Улан-Удэ | 20,8 | 5,14 | 26,42 |
Продолжение таблицы 3.7.
Фирма 4 г. Улан-Удэ | 22,0 | 5,43 | 29,49 |
Фирма 5 г. Улан-Удэ | 20,5 | 5,06 | 25,66 |
Фирма 6 г. Улан-Удэ | 18,84 | 4,65 | 21,62 |
Баргузинский | 16,31 | 4,03 | 16,24 |
Баунтовский | 4,93 | 1,22 | 1,49 |
Бичурский | 12,76 | 3,15 | 9,92 |
Джидинский | 14,67 | 3,62 | 13,1 |
Еравнинский | 8,0 | 1,98 | 3,92 |
Заиграевский | 22,2 | 5,48 | 30,03 |
Закаменский | 13,96 | 3,45 | 11,9 |
Иволгинский | 9,1 | 2,25 | 5,06 |
Кабанский | 28,44 | 7,02 | 49,28 |
Кижингинский | 8,67 | 2,14 | 4,58 |
Курумканский | 7,02 | 1,73 | 2,99 |
Кяхтинский | 18,13 | 4,48 | 20,07 |
Мухоршибирский | 12,31 | 3,04 | 9,24 |
Окинский | 1,96 | 0,48 | 0,23 |
Прибайкальский | 13,11 | 3,25 | 10,56 |
Селенгинский | 23,87 | 5,9 | 34,81 |
Тарбагатайский | 7,33 | 1,82 | 3,31 |
Тункинский | 10,98 | 2,72 | 7,4 |
Хоринский | 9,42 | 2,33 | 5,43 |
Всего | 404,81 | 100 | 446,85 |
Таким образом, увеличение количества хозяйствующих субъектов на рынке алкогольной продукции способствует снижению концентрации. Так, если до проведения мероприятий по улучшению конкурентной среды коэффициент концентрации для трех крупнейших оптовиков составлял 59,34 и индекс Герфиндаля-Гиршмана 1401,2, то после их осуществления уровень концентрации предположительно составит 19,54, а индекс концентрации уменьшится до 446,85.
Это позволит судить о рынке как о низкоконцентрированном с развитым уровнем конкуренции. Данное направление улучшения конкурентной среды на рынке алкогольной продукции подразумевает, как уже отмечалось, увеличение количества хозяйствующих субъектов. Создание оптовых центров в районах республики вызывает определенные сложности.
Во-первых, значительные расходы на транспортировку и хранение продукции. Во-вторых, отвлечение оборотных средств, связанное с закупкой необходимого количества продукции по предоплате. Исходя из выше изложенного, необходимо дать возможность торговым предприятиям рассчитываться за полученную продукцию без предоплаты, а по мере реализации алкогольных напитков.
Крупнейший местный производитель алкогольной продукции ОАО Ливона сделал в этом направление шаг на встречу - по решению данного предприятия торговые организации должны рассчитываться за продукцию в течение тридцати дней.
Сразу же возникает вопрос: каким образом гарантировать ОАО Ливона, что через месяц они получат свои деньги обратно в полном объеме, а не окажутся в положении безрезультатного поиска своих исчезнувших клиентов. Для решения данной проблемы предполагается ответственность за своевременность платежей возложить на глав администраций городов и районов.
Причем главы администраций сами будут заинтересованы в увеличении ответственности. С четвертого квартала прошлого года из тех средств, что поступают в республиканский бюджет за счет акцизов от производства и реализации водочных изделий, определенная доля (в зависимости от суммы реализации продукции в районе или городе) зачисляется в трансферт этому городу или району.
Таким образом, главы администраций районов и городов заинтересованы в пополнении своего бюджета и наведении порядка в торговле алкогольными напитками на своей территории. Поэтому водочная продукция местных заводов-производителей должна отпускаться под их гарантию.
Рекомендуется главным получателем водочной продукции сделать потребительскую кооперацию. Эта организация имеет гарантированный залог в товарах и имуществе. В случае неуплаты поставщику есть чем расплатиться.
С другой стороны, деятельность и баланс потребкооперации доступны и прозрачны для налоговых и контрольных органов. Возможно, что не все главы администраций согласятся с данной рекомендацией.
Некоторые предпочтут сотрудничество с частыми коммерческими структурами и фирмами.
Вторым направлением улучшения конкурентной среды на товарном рынке является снижение барьеров вхождения на рынок как со стороны имеющих доминирующее положение хозяйствующих субъектов, так и со стороны администрации республики.
Согласно Федерального Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" под доминирующим понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающего ему (им) возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Ограничивать конкуренцию могут:
- соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов;
- акты и действия власти и управления;
- соглашения (согласованные действия) органов власти и управления.
Под барьерами вхождения на рынок понимаются любые обстоятельства, мешающие новому хозяйствующему субъекту на равных конкурировать с уже существующими на данном товарном рынке хозяйствующими субъектами.
Стимулом для вхождения в рынок для хозяйствующего субъекта является возможность получения прибыли, в частности, связанной с ростом цен на рынке и повышенным спросом на алкогольную продукцию.
Для снижения барьеров входа на товарные рынки (в том числе и рынок алкогольной продукции) рекомендуется осуществить целый комплекс мероприятий, включающий в частности:
Эффективность проведения конкурентной политики в значительной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В настоящее время в республике Бурятия рынок алкогольной продукции характеризуется как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией. На рынке алкогольной продукции действуют 4 производителя, 6 дистрибьюторов и 4 оптовых центра. Для получения данного вывода мы использовали методику "Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках". Согласно проведенного анализа коэффициент концентрации для трех крупнейших предприятий, реализующих алкогольную продукцию равен 59,34, индекс Герфиндаля-Гиршмана составил 1401,2.
Анализ также показал наличие высоких административных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов. В частности, обязательность наличия лицензии и прохождения аттестации, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т. п. А также, оптовый рынок алкогольной продукции Республики Бурятия является закрытым для ввоза произведенной за пределами республики продукции.
С точки зрения развития конкурентных отношений основной причиной обеспокоенности должна являться не высокая концентрация производства и отдельных товаров, а в большей степени - состояние конкуренции на товарных рынках и экономической концентрации, сохраняющаяся высокая степень сегментации региональных рынков.
Одним из направлений улучшения конкурентной среды на товарном рынке является увеличение количества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (в данном случае оптовых центров) .
Целью создания данных оптовых центров будет являться реализация алкогольной продукции местных производителей оптом и в розницу для удовлетворения потребностей населения Данным обстоятельством мы:
во-первых, обеспечиваем потребности населения в более дешевой и качественной алкогольной продукции;
во-вторых, поддерживаем местных производителей;
в-третьих, способствуем наполнению местного республиканского и районного бюджетов (по законодательству 50 % акцизных сборов направляются в местные бюджеты).
Используя вышеупомянутую методику анализа товарных рынков, учетом новых предложений можно сделать вывод, что увеличение количества хозяйствующих субъектов на рынке алкогольной продукции способствует снижению концентрации. Так, если до проведения мероприятий по улучшению конкурентной среды коэффициент концентрации для трех крупнейших оптовиков составлял 59,34 и индекс Герфиндаля-Гиршмана 1401,2, то после их осуществления уровень концентрации предположительно составит 19,54, а индекс концентрации уменьшится до 446,85.
Это позволит судить о рынке как о низкоконцентрированном с развитым уровнем конкуренции.