d9e5a92d

Доли, занимаемые крупнейшими оптовыми фирмами


Доли, занимаемые крупнейшими оптовыми фирмами Объем продаж и доли 10 крупнейших оптовиков на розничном рынке алкогольной продукции составляют: Таблица 3.5.

Наименование предприятий оптовой торговли Объем, тыс. дал Доля, %
Кабанский 28,44 7,02
Фирма 1 г. Улан-Удэ 26,8 6,62
Селенгинский 23,87 5,9
Заиграевский 22,2 5,48
Фирма 4 г. Улан-Удэ 22,0 5,43
"Ливона" 21,3 5,26
Фирма 3 г. Улан-Удэ 20,8 5,14
Фирма 5 г. Улан-Удэ 20,5 5,06


Продолжение таблицы 3.5.

Фирма 2 г. Улан-Удэ 20,3 5,01
Фирма 6 г. Улан-Удэ 18,84 4,65

Расчет коэффициента рыночной концентрации Таблица 3.6.
Расчет коэффициентов рыночной концентрации
(по прогнозным данным за год)

Показатель CR - 3 CR - 4 CR - 6 CR - 8 CR 10
Объем реализации крупнейших продавцов 79,11 101,31 144,61 185,91 225,05
Общий объем реализации товара 404,81 404,81 404,81 404,81 404,81
Коэффициент концентрации, %* 19,54 25,02 35,72 45,93 55,6

* коэффициент концентрации рассчитывается как доля объема реализации определенного числа крупнейших оптовиков к общему объему реализации продукции на товарном рынке Расчет индекса концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) Таблица 3.7.
Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана

Перечень продавцов товара на рынке Объем реализации товара каждым продавцом, тыс. дал Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке, % Квадрат долей
Ливона 21,3 5,26 27,67
Байкалфарм 11,1 2,74 7,51
Фирма 1 г. Улан-Удэ 26,8 6,62 43,82
Фирма 2 г. Улан-Удэ 20,3 5,01 25,1
Фирма 3 г. Улан-Удэ 20,8 5,14 26,42

Продолжение таблицы 3.7.

Фирма 4 г. Улан-Удэ 22,0 5,43 29,49
Фирма 5 г. Улан-Удэ 20,5 5,06 25,66
Фирма 6 г. Улан-Удэ 18,84 4,65 21,62
Баргузинский 16,31 4,03 16,24
Баунтовский 4,93 1,22 1,49
Бичурский 12,76 3,15 9,92
Джидинский 14,67 3,62 13,1
Еравнинский 8,0 1,98 3,92
Заиграевский 22,2 5,48 30,03
Закаменский 13,96 3,45 11,9
Иволгинский 9,1 2,25 5,06
Кабанский 28,44 7,02 49,28
Кижингинский 8,67 2,14 4,58
Курумканский 7,02 1,73 2,99
Кяхтинский 18,13 4,48 20,07
Мухоршибирский 12,31 3,04 9,24
Окинский 1,96 0,48 0,23
Прибайкальский 13,11 3,25 10,56
Селенгинский 23,87 5,9 34,81
Тарбагатайский 7,33 1,82 3,31
Тункинский 10,98 2,72 7,4
Хоринский 9,42 2,33 5,43
Всего 404,81 100 446,85


Таким образом, увеличение количества хозяйствующих субъектов на рынке алкогольной продукции способствует снижению концентрации. Так, если до проведения мероприятий по улучшению конкурентной среды коэффициент концентрации для трех крупнейших оптовиков составлял 59,34 и индекс Герфиндаля-Гиршмана 1401,2, то после их осуществления уровень концентрации предположительно составит 19,54, а индекс концентрации уменьшится до 446,85.

Это позволит судить о рынке как о низкоконцентрированном с развитым уровнем конкуренции. Данное направление улучшения конкурентной среды на рынке алкогольной продукции подразумевает, как уже отмечалось, увеличение количества хозяйствующих субъектов. Создание оптовых центров в районах республики вызывает определенные сложности.

Во-первых, значительные расходы на транспортировку и хранение продукции. Во-вторых, отвлечение оборотных средств, связанное с закупкой необходимого количества продукции по предоплате. Исходя из выше изложенного, необходимо дать возможность торговым предприятиям рассчитываться за полученную продукцию без предоплаты, а по мере реализации алкогольных напитков.

Крупнейший местный производитель алкогольной продукции ОАО Ливона сделал в этом направление шаг на встречу - по решению данного предприятия торговые организации должны рассчитываться за продукцию в течение тридцати дней.
Сразу же возникает вопрос: каким образом гарантировать ОАО Ливона, что через месяц они получат свои деньги обратно в полном объеме, а не окажутся в положении безрезультатного поиска своих исчезнувших клиентов. Для решения данной проблемы предполагается ответственность за своевременность платежей возложить на глав администраций городов и районов.
Причем главы администраций сами будут заинтересованы в увеличении ответственности. С четвертого квартала прошлого года из тех средств, что поступают в республиканский бюджет за счет акцизов от производства и реализации водочных изделий, определенная доля (в зависимости от суммы реализации продукции в районе или городе) зачисляется в трансферт этому городу или району.

Таким образом, главы администраций районов и городов заинтересованы в пополнении своего бюджета и наведении порядка в торговле алкогольными напитками на своей территории. Поэтому водочная продукция местных заводов-производителей должна отпускаться под их гарантию.
Рекомендуется главным получателем водочной продукции сделать потребительскую кооперацию. Эта организация имеет гарантированный залог в товарах и имуществе. В случае неуплаты поставщику есть чем расплатиться.



С другой стороны, деятельность и баланс потребкооперации доступны и прозрачны для налоговых и контрольных органов. Возможно, что не все главы администраций согласятся с данной рекомендацией.

Некоторые предпочтут сотрудничество с частыми коммерческими структурами и фирмами.
Вторым направлением улучшения конкурентной среды на товарном рынке является снижение барьеров вхождения на рынок как со стороны имеющих доминирующее положение хозяйствующих субъектов, так и со стороны администрации республики.
Согласно Федерального Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" под доминирующим понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающего ему (им) возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Ограничивать конкуренцию могут:
- соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов;
- акты и действия власти и управления;
- соглашения (согласованные действия) органов власти и управления.
Под барьерами вхождения на рынок понимаются любые обстоятельства, мешающие новому хозяйствующему субъекту на равных конкурировать с уже существующими на данном товарном рынке хозяйствующими субъектами.
Стимулом для вхождения в рынок для хозяйствующего субъекта является возможность получения прибыли, в частности, связанной с ростом цен на рынке и повышенным спросом на алкогольную продукцию.
Для снижения барьеров входа на товарные рынки (в том числе и рынок алкогольной продукции) рекомендуется осуществить целый комплекс мероприятий, включающий в частности:

  • разработку и реализацию государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках;
  • осуществление антимонопольного контроля с целью предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках; выявление и пресечение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами;
  • недопущение создания и сохранения более благоприятных условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов на товарных рынках, в том числе путем необоснованного предоставления льгот, присвоения эксклюзивных прав в части доступа на определенный рынок и т.п.;
  • выработку сбалансированной политики по ввозу и вывозу продукции из региона, в том числе политики умеренного республиканского протекционизма, определяемый уровнем конкурентоспособности продукции местных производителей;
  • выявление и пресечение незаконных действий государственных органов и органов местного самоуправления, приводящих к ограничению или подрыву конкуренции;
  • снижение законодательным путем барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, устранение административных региональных барьеров, препятствующих нормальному развитию конкуренции;
  • разработка и реализация республиканской политики по поддержки предпринимательства, в том числе малых предприятий; данное направление включает в себя предоставление льготных кредитов для субъектов, впервые выходящих на товарные рынки, поддержка органов местного самоуправления для развития конкурентной среды на районных рынках республики и т.д.;
  • защиту предпринимателей от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны должностных лиц;
  • предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, в том числе в сфере рекламной деятельности;
  • для фирм, занимающихся оптовой торговлей алкогольной продукции в районах Республики Бурятия, применять льготы при получении лицензии и при прохождении аттестации со стороны республиканской администрации.


Эффективность проведения конкурентной политики в значительной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в республике Бурятия рынок алкогольной продукции характеризуется как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией. На рынке алкогольной продукции действуют 4 производителя, 6 дистрибьюторов и 4 оптовых центра. Для получения данного вывода мы использовали методику "Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках". Согласно проведенного анализа коэффициент концентрации для трех крупнейших предприятий, реализующих алкогольную продукцию равен 59,34, индекс Герфиндаля-Гиршмана составил 1401,2.

Анализ также показал наличие высоких административных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов. В частности, обязательность наличия лицензии и прохождения аттестации, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т. п. А также, оптовый рынок алкогольной продукции Республики Бурятия является закрытым для ввоза произведенной за пределами республики продукции.
С точки зрения развития конкурентных отношений основной причиной обеспокоенности должна являться не высокая концентрация производства и отдельных товаров, а в большей степени - состояние конкуренции на товарных рынках и экономической концентрации, сохраняющаяся высокая степень сегментации региональных рынков.
Одним из направлений улучшения конкурентной среды на товарном рынке является увеличение количества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (в данном случае оптовых центров) .
Целью создания данных оптовых центров будет являться реализация алкогольной продукции местных производителей оптом и в розницу для удовлетворения потребностей населения Данным обстоятельством мы:
во-первых, обеспечиваем потребности населения в более дешевой и качественной алкогольной продукции;
во-вторых, поддерживаем местных производителей;
в-третьих, способствуем наполнению местного республиканского и районного бюджетов (по законодательству 50 % акцизных сборов направляются в местные бюджеты).
Используя вышеупомянутую методику анализа товарных рынков, учетом новых предложений можно сделать вывод, что увеличение количества хозяйствующих субъектов на рынке алкогольной продукции способствует снижению концентрации. Так, если до проведения мероприятий по улучшению конкурентной среды коэффициент концентрации для трех крупнейших оптовиков составлял 59,34 и индекс Герфиндаля-Гиршмана 1401,2, то после их осуществления уровень концентрации предположительно составит 19,54, а индекс концентрации уменьшится до 446,85.

Это позволит судить о рынке как о низкоконцентрированном с развитым уровнем конкуренции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Федеральный закон РФ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.95 г. 171-ФЗ
  2. Постановление Правительства РФ "О мерах по восстановлению государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" от 22.04.94 358.
  3. Постановление Правительства РБ "Об утверждении положений о лицензировании деятельности производства, розлива, хранения алкогольной продукции" от 16.07.96 245.
  4. Указ Президента РБ "Об упорядочении производства и реализации алкогольной продукции" от 17.12.96 430.
  5. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.- М, 1996.
  6. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр. / А. Дайн, Ф. Буркель, Р. Ланкар и др. / Науч. ред. А.Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993.
  7. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  8. Антимонопольная деятельность и защита прав потребителей: учеб. пособие./ ИГЭА; Солодков В.Т., Заморина В.А., Герцкин А.И., Солодков М.В. - Иркутск: ИГЭА, 1996. - 130 с.
  9. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев,В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общей ред. Г.Л. Багиева. - М.: Экономика, 1999.
  10. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. - М., 1999.
  11. Бурмистрова Т., Мартыненко Г.И., Костюк Г.В. Товарный рынок: структурный анализ концентрации и конкуренции. Право и экономика. - 1999. - 7. - С. 18-30.
  12. Бурмистрова Т., Скробов А. Формирование конкурентной среды и антимонопольная политика. // Право и экономика. - 1999. - 6.- С. 29-40.
  13. Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры. - М.: Прогресс, 1992.
  14. Гилева В.К. Конкурентные структуры рынка. - Иркутск: ИГЭА, 1999.
  15. Горбашко А.Е., Карлик А.Е. Стратегия формирования конкурентной среды в России. //Известия СПб. университета экономики и финансов. - 1995. - 1. - С.62-68.
  16. ЕлькинВ.А., Елькина Н.В. Государственное управление и регулирование экономики: Учебник./ ИГЭА. - Иркутск, 1995.- 202 с.
  17. Жиентаев И. Формирование конкурентной среды на рынке сельскохозяйственного сырья. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика - 2000. - 2.
  18. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М., 1991.
  19. Ковалев А.И., Войленко А.Д. Маркетинговый анализ. - М., 1996.
  20. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М.: Логос, 1999.
  21. Крылова К. Д. Маркетинг. М., 1999.
  22. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. // Маркетинг. - 1996.- 3. - С. 33-40.
  23. Маркетинг: Учебник/ Романов А.Н. и др.- М.: ЮНИТИ, 1996.
  24. Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. // Российские вести. - 1997. - 6 февраля.
  25. Основы предпринимательской деятельности. / под ред. Власовой. - М., 1997.
  26. Пантелеев А.В. Развитие конкурентной среды банковского рынка. // Банковские услуги. - 1999. - 8-9. - С. 17-26.
  27. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ.- М., 1999.
  28. Поповская Е.В. Оценка монополизации российской экономики. // Проблемы прогнозирования. - 1999.- 2. - С. 85-90.
  29. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ.- М., 2000.
  30. Портер М. Международная конкуренция.- М., 1993.
  31. Прокопенко С.А. Конкурентное взаимодействие товаропроизводителей: от существующего - к сбалансированному. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 1999 - 6. - С. 7-42.
  32. Розанова Н. Общая характеристика конкуренции и монополии в Российской экономике. // Вопросы статистики. - 1998.- 5. - 25-31.
  33. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия. // Стандарты и качество. - 2000. 4.- С. 54-58.
  34. Солодков В.Т. Проблемы и перспективы демонополизации экономики региона. // Вестник ИГЭА. - 1998. - 13. - С. 16-26.
  35. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути ее повышения. М., 1993.
  36. Шкардун В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке. // Маркетинг в Росси и за рубежом. 2000. 2. С. 44-54.
  37. Шмелев А.Г. Продуктовая конкуренция. - М., 1997.
  38. Щербаковский Г.З. Конкуренция и стабильность фирмы. - СПб., 1998.
  39. Ястребов Е.К. эффективность конкуренции на продовольственном рынке России. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. - 1999 - 5. С. 24-45.




Содержание раздела