d9e5a92d

УИЛЬЯМ ЛЬЮИС


Вместе с тем они подвергли сомнению их ценность для экономического анализа, считая, что реалистическое отношение к процессу принятия решений не вписывается в общую теорию равновесия. Однако эти кажущиеся несовместимости г указанной теорией связаны на самом деле с разными комплексами проблем в экономических науках и потому по сути являются взаимодополняющими, а не противоречащими друг другу. На церемонии награждения лауреата отмечалось, что изучение структуры фирмы и принятия внутрифирменных решений стало важной задачей экономической науки... Теории Саймона в области принятия решений малыми предприятиями и полной мере применимы к системам и технике планирования, составления смет, бюджетов и осуществления контроля, которыми пользуются как в сфере бизнеса, так и в гражданской администрации.
444

1979 год
Премия памяти А. Нобеля по экономике вручена Уильяму Льюису и Теодору Шульцу за новаторские исследования проблем экономического развития, в особенности развивающихся стран.
УИЛЬЯМ ЛЬЮИС
Английский экономист из Британской Вест-Индии Уильям Льюис родился в 1915 г. на острове Сант-Люсия. В 14 лет окончил местный колледж и работал клерком, чтобы накопить денег для учебы в Англии. В 1937 г. окончил Лондонскую школу экономики при Лондонском университете.

Затем занимался преподавательской работой в вузах.
В начальный период научной деятельности У. Льюис подготовил обширный труд Теория экономического роста (1955). В этой работе он писал: Движение в неизвестность, представляющее собой процесс роста, увеличивает неуверенность инвестирования и возможность ошибок. Вот почему многие экономисты считают, что колебания это цена экономического роста, что если бы не было бума, а затем спада, то накопление капитала не происходило бы в среднем так быстро, как это происходит сейчас. Разработанная им теория факторов роста, восходящая в истоке к институционализму, включает экономическую деятельность, темпы и уровень накопления знаний и их применение на практике и накопление капитала третий и наиболее важный фактор.

У. Льюис считает нормальным темпом роста 3 процента в год.
Новаторской оказалась и работа У. Льюиса в области экономики промышленности, нашедшая отражение в целом ряде публикаций, в частности в книгах Труд в Вест-Индии (1939), Монополии в британской промышленности (1945), Принципы экономического планирования (1949), Накладные расходы: очерки по экономическому анализу (1950). Рассматривая влияние постоянных издержек производства на экономическое равновесие, ученый пришел к важному выводу, что предприниматели в действительности не используют понятие предельные издержки и фактически не знают, что оно означает. Здесь его метод смыкается с психологическим подходом к человеческому поведению.
Занятие проблемами экономического роста привело У. Льюиса к более углубленному исследованию причин экономического разрыва между развитыми и слаборазвитыми, только что завое-
445
вавшими политическую независимость странами. Большинство ученых в тот период считало, что для ускоренного экономического роста развивающихся стран им предпочтительнее вкладывать прибыли от экспорта традиционных продуктов и товаров в промышленность. Это мнение основывалось на успешном опыте реализации плана Маршалла для подъема экономики стран Европы в послевоенный период, когда массированные капиталовложения и стремительное обновление технологий обеспечили ускоренное восстановление европейского хозяйства.
Еще в Теории экономического роста У. Льюис писал, что, исходя из опыта передовых в экономическом отношении стран, можно приблизительно определить, в каком направлении будут развиваться слаборазвитые страны. Однако то, что может быть полезным для развитых государств, не обязательно даст аналогичный результат в развивающихся странах и потому не должно автоматически заимствоваться странами третьего мира. У. Льюис высказался за финансирование промышленных капиталовложений и инвестиции в народное образование как вклад в возрастание человеческого капитала.
ТЕОДОР ШУЛЬЦ
Американский экономист Теодор Шульц родился в 1902 г. в семье фермера неподалеку от г. Арлингтона (Южная Дакота). В 1930 г. он закончил обучение по экономике сельского хозяйства в Висконском университете. Затем преподавал экономику сельского хозяйства.



Основными из многочисленных тем его многолетних научных изысканий явились разнообразные вопросы экономики сельского хозяйства, демография, экономика образования и подготовка научных кадров.
В 1945 г. Т. Шульц выпустил сборник материалов организованной им конференции Продовольствие для мира, в котором обращалось особое внимание на факторы снабжения продуктами питания, вопросы структуры и миграции сельскохозяйственной рабочей силы и профессиональной квалификации фермеров, технологию сельскохозяйственного производства и направление капиталовложений в фермерское хозяйство. Тогда же, в работе Сельское хозяйство в нестабильной экономике (1945), он отмечал недопустимость безграмотного использования земли любым человеком, имеющим возможность ее купить. Это нередко приводило к чрезмерно интенсивному и просто хищническому ее использованию без заботы о будущем, к эрозии и другим отрицательным последствиям для аграрной экономики.
В начале 50-х годов Т. Шульц руководил проектом по оказанию
446

технической помощи странам Латинской Америки, включая сельское хозяйство. В этой работе он опирался на изучение опыта преодоления послевоенного продовольственного кризиса в Западной Германии на основе финансовой и материальной поддержки сельскохозяйственных структур в этой стране, осуществленной в рамках плана Маршалла. Кроме того, он обобщил опыт посещения многочисленных хозяйств в Латинской Америке.
В 1964 г. Т. Шульц выпустил монографию Преобразование традиционного сельского хозяйства, которая по сути утверждала новую область в современной экономической науке.
Одним из первых Т. Шульц начал исследовать то, что он называл человеческим капиталом. В книгах Вложения в человеческий капитал: роль образования и научных исследовали (1971) и Инвестиции в людей: экономика качества населения (1981) он показал, что образовательный уровень населения предопределяет его способность использовать информацию и технологию для экономического развития. В частности, Т. Шульц подчеркивал, что при точном определении стоимости земли и оборудования почти не проводились экономические оценки труда в сельском хозяйстве. Еще в 1960 г. он провел такие оценки стоимости рабочей силы, включая расходы на образование и потерянное человеческое время, затраченное на учебу.

Зато, по его словам, эта стоимость хорошо известна фермерам и семьям рабочих (предпочитающим нередко, чтобы их дети пополняли семейный бюджет с возможно более раннего возраста, а не тратили время на излишнюю учебу), но игнорируется экономистами. В отличие от многих своих коллег ученый считал человеческий капитал решающим экономическим фактором, в особенности для развивающегося мира. Наиболее важный экономический ресурс, как он пишет, это возможности народа в области образования, опыт, способности людей, а также их здоровье.
Большую роль Т. Шульц отводит повышению уровня образования женщин и высшему образованию молодежи. Тремя главными функциями высшего образования он называет обнаружение таланта, обучение и научную работу. Молодежь могла бы применить свои знания в наиболее важных областях здравоохранения, воспитания и обучения подрастающего поколения, в науке для улучшения благосостояния и экономического процветания новых наций третьего мира.
Теория человеческого капитала отражала переориентацию экономической науки с проблем использования трудовых ресурсов, в особенности степени их занятости, на проблемы создания
447

качественно новой рабочей силы в условиях научно-технической революции в связи с повышением требований к уровню ее профессиональной и общетеоретической подготовки. Как писал Т. Шульц, инвестиции в человека повышают не только уровень производительности труда, но и экономическую ценность его времени.
1980 год
Премия памяти А. Нобеля по экономике была вручена Лоуренсу Клейну за работы по созданию эконометрических моделей и их применение к анализу экономической политики и циклических колебаний.
ЛОУРЕНС КЛЕЙН
Известный американский экономист Лоуренс Клейн родился в 1920 г. в г. Омаха (штат Небраска). В 1942 г. он закончил Калифорнийский университет в Беркли по специальностям экономика и математика.
Опубликованная в 1947 г. Л. Клейном книга Кейнсианская революция имела огромный международный успех. В ней он переложил поистине революционные идеи Дж. Кейнса, высказанные в 1936 г. в знаменитой книге Общая теория занятости, процента и денег, на математический язык.

Теории британского экономиста были выражены уравнениями и формулами Более того, Л. Клейн пошел дальше и построил математико-статистическим путем, отталкиваясь опять же от идей Дж Кейнса, целый набор уравнений, с помощью которых можно было рассчитывать будущий объем производства в национальном хозяйстве. Ему удалось логически подтвердить то, к чему Дж. Кейнс пришел умозрительно.



Содержание раздела