Держать для такого случая денежную наличность слишком накладно, поскольку, как было сказано, наличные деньги не приносит дохода. Поэтому банки, как правило, предпочитают держать в своих портфелях некоторые ценные бумаги, которые легко превратить в деньги реализуя ценные бумаги на фондовом рынке. Тоже можно сказать и о государственных облигациях. Эти ценные бумаги практически не меняются по своей стоимости и могут быть проданы в любой момент. Существует пословица: "Государственную облигацию легко продать даже в воскресенье".
Всегда можно продать и долгосрочные государственные облигации, правда по несколько более низкой цене. В данном случае первостепенное значение имеет не срок погашения облигаций, а характер ликвидности активов банка, насколько легко переходить от одних денег -- кассовой наличности к использованию менее ликвидных средств, коими являются акции и облигации.
В теоретическом плане для нас имеет значение вопрос, как деньги обслуживают хозяйственный оборот, какое количество денег существует в обращении, какое количество денег необходимо для покрытия потребностей в деньгах и каково качество этих денег.
Спрос на деньги со стороны общества и частных лиц изменяется обратно пропорционально ставке процента.
Уменьшение предложения денег создает временную нехватку денег на денежном рынке. В этом случае лица и учреждения, в руках которых сосредоточено определенное количество облигаций, выбрасывают их на рынок, что ведет к снижению их цен и поднимает процентную ставку.
Увеличение предложения денег создает временный их избыток, в результате чего увеличивается спрос на облигации, и цены на них становятся выше.
Несмотря на имеющуюся тенденцию дерегулирования фондовой системы в странах Запада, степень централизации и государственного контроля остается значительной.
Избыток денег может усложнять нежелательные инфляционные ожидания, в свою очередь недостаток денег может затормозить рост экономики, препятствуя накоплению и процессу инвестирования капитала. Все это вызывает объективную необходимость введения системы монетарного контроля в рамках Закона о Федеральной резервной системе соответствующих стран.
Сама эта система характеризуется достаточно сложной организационной структурой. В этой структуре немаловажное место занимают консультативные советы, осуществляющие многосторонние исследования состояния денежного рынка.
Большое теоретическое и практическое значение имеют данные о величине национального продукта, денежной массе и скорость обращения денежной единицы.
Ранее мы рассмотрели общую концепцию определения количества денег, необходимых для покрытия потребностей товарооборота. Необходимо более детально рассмотреть вопрос о количестве денег и скорости их обращения.
Количество денег и скорость их обращения
Правительство и соответствующие кредитно-финансовые институты стремятся держать под контролем движение денег и кредита, чтобы активно влиять на соотношение между сбережениями и инвестициями. На правительство возложена ответственность за ограничение инфляции и борьбу с застоем в экономике. Для этого правительство пользуется сведениями о состоянии экономики в целом и денежного обращения в частности.
Сами деньги, выполняя указанные соответствующие функции, существуют в нескольких видах: разменных монет, бумажных денег и банковских депозитах, которые перечисляются чеками.
К примеру, в США в 1960 году, как указывается в учебнике П.А. Самуэльсона "Экономика" разменные монеты в обращении составляли 1, 3 млрд. долларов, соответственно бумажные - 29,3; банковские деньги (бессрочные депозиты во всех банках) - 108,8 - всего 140,4 млрд. долларов.
Зная общую массу денег, участвующих в обращении в течение года, и зная величину чистого национального дохода, нетрудно определить скорость обращения денег. В 1960 году в США чистый
национальный доход
составлял 460 млрд. долларов. В этом случае скорость обращения денежной единицы составит 460 : 140 = 3,6 оборота в год.
Скорость обращения денег
по существу является отражением скорости обращения дохода. Когда сумма денег оборачивается медленно, то темп расходования денежного дохода низок и следовательно скорость мала.
Когда же оказывается, что люди держат у себя денег меньше по отношению к возрастающему потоку чистого национального продукта, то скорость обращения денежной единицы будет высокой.
Эта величина изменяется во времени и зависит от изменений финансовой системы, привычек, мнений и видов на будущее распределение общей массы денег между различными видами организаций и классами людей с различными доходами.
Количество денег, обслуживающих обращение, имеет самое непосредственное отношение к формированию уровня цен. Если в обращении присутствует излишние количество денег, то это грозит ростом цен и возникновением инфляции. Вот почему проблема поддержания оптимального соотношения денежной массы к величине чистого национального дохода является не только экономической, но и социальной задачей.
Система денежного контроля в различных странах характеризуется своей структурой, схематично ее можно изобразить следующим образом, исходя из устоявшегося опыта и многолетней практики в США.
Структуры организаций, осуществляющих контроль за денежными потоками.
1
Вопросы для самопроверки
1.Какие основные функции денег?
2. Основные факторы определяющие количество денег необходимых для покрытия потребностей денежного оборота.
3. Основные типы денег.
4. Какова скорость обращения денежной единицы в США в 60-х годах?