d9e5a92d

Количество денег и скорость их обращения


Держать для такого случая денежную наличность слишком накладно, поскольку, как было сказано, наличные деньги не приносит дохода. Поэтому банки, как правило, предпочитают держать в своих портфелях некоторые ценные бумаги, которые легко превратить в деньги реализуя ценные бумаги на фондовом рынке. Тоже можно сказать и о государственных облигациях. Эти ценные бумаги практически не меняются по своей стоимости и могут быть проданы в любой момент. Существует пословица: "Государственную облигацию легко продать даже в воскресенье".

Всегда можно продать и долгосрочные государственные облигации, правда по несколько более низкой цене. В данном случае первостепенное значение имеет не срок погашения облигаций, а характер ликвидности активов банка, насколько легко переходить от одних денег -- кассовой наличности к использованию менее ликвидных средств, коими являются акции и облигации. В теоретическом плане для нас имеет значение вопрос, как деньги обслуживают хозяйственный оборот, какое количество денег существует в обращении, какое количество денег необходимо для покрытия потребностей в деньгах и каково качество этих денег.
Спрос на деньги определяется двумя основными причинами. Первая и наиболее известная всем состоит в том, что люди нуждаются в деньгах как в средстве обращения, то есть как средстве приобретения необходимого товара, оплаты коммунальных услуг и т.п.
Предприятиям нужны деньги для оплаты труда, материалов, энергии и т.п. Необходимые для всех этих целей деньги формируют спрос на деньги для сделок. Количество денег, необходимых для заключения сделок, определяется, главным образом, общим денежным уровнем или денежным уровнем валового национального продукта, т. е. величиной материальных благ, произведенных в течение года всеми отраслями народного хозяйства, реализующих свою продукцию по рыночным ценам.
Чем больше общая стоимость произведенных товаров и услуг, находящихся в сфере обращения, тем больше потребуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги для приобретения элементов производства изменяется пропорционально номинальному ВНП.
Второй причиной, влияющей на величину спроса на деньги, является склонность населения или бизнесменов иметь сбережения или резервы денежных средств. Это вытекает из функции денег как средства сбережения. Люди склонны держать свои финансовые активы в различных формах -- в виде акций корпораций, частных или государственных облигаций или же в форме обычных денег.

Спрос на деньги со стороны общества и частных лиц изменяется обратно пропорционально ставке процента.
Уменьшение предложения денег создает временную нехватку денег на денежном рынке. В этом случае лица и учреждения, в руках которых сосредоточено определенное количество облигаций, выбрасывают их на рынок, что ведет к снижению их цен и поднимает процентную ставку.
Увеличение предложения денег создает временный их избыток, в результате чего увеличивается спрос на облигации, и цены на них становятся выше.
Несмотря на имеющуюся тенденцию дерегулирования фондовой системы в странах Запада, степень централизации и государственного контроля остается значительной.
Избыток денег может усложнять нежелательные инфляционные ожидания, в свою очередь недостаток денег может затормозить рост экономики, препятствуя накоплению и процессу инвестирования капитала. Все это вызывает объективную необходимость введения системы монетарного контроля в рамках Закона о Федеральной резервной системе соответствующих стран.
Сама эта система характеризуется достаточно сложной организационной структурой. В этой структуре немаловажное место занимают консультативные советы, осуществляющие многосторонние исследования состояния денежного рынка.
Большое теоретическое и практическое значение имеют данные о величине национального продукта, денежной массе и скорость обращения денежной единицы.
Ранее мы рассмотрели общую концепцию определения количества денег, необходимых для покрытия потребностей товарооборота. Необходимо более детально рассмотреть вопрос о количестве денег и скорости их обращения.


Количество денег и скорость их обращения
Правительство и соответствующие кредитно-финансовые институты стремятся держать под контролем движение денег и кредита, чтобы активно влиять на соотношение между сбережениями и инвестициями. На правительство возложена ответственность за ограничение инфляции и борьбу с застоем в экономике. Для этого правительство пользуется сведениями о состоянии экономики в целом и денежного обращения в частности.
Сами деньги, выполняя указанные соответствующие функции, существуют в нескольких видах: разменных монет, бумажных денег и банковских депозитах, которые перечисляются чеками.
К примеру, в США в 1960 году, как указывается в учебнике П.А. Самуэльсона "Экономика" разменные монеты в обращении составляли 1, 3 млрд. долларов, соответственно бумажные - 29,3; банковские деньги (бессрочные депозиты во всех банках) - 108,8 - всего 140,4 млрд. долларов.
Зная общую массу денег, участвующих в обращении в течение года, и зная величину чистого национального дохода, нетрудно определить скорость обращения денег. В 1960 году в США чистый национальный доход составлял 460 млрд. долларов. В этом случае скорость обращения денежной единицы составит 460 : 140 = 3,6 оборота в год.
Скорость обращения денег по существу является отражением скорости обращения дохода. Когда сумма денег оборачивается медленно, то темп расходования денежного дохода низок и следовательно скорость мала.
Когда же оказывается, что люди держат у себя денег меньше по отношению к возрастающему потоку чистого национального продукта, то скорость обращения денежной единицы будет высокой.
Эта величина изменяется во времени и зависит от изменений финансовой системы, привычек, мнений и видов на будущее распределение общей массы денег между различными видами организаций и классами людей с различными доходами.
Количество денег, обслуживающих обращение, имеет самое непосредственное отношение к формированию уровня цен. Если в обращении присутствует излишние количество денег, то это грозит ростом цен и возникновением инфляции. Вот почему проблема поддержания оптимального соотношения денежной массы к величине чистого национального дохода является не только экономической, но и социальной задачей.
Система денежного контроля в различных странах характеризуется своей структурой, схематично ее можно изобразить следующим образом, исходя из устоявшегося опыта и многолетней практики в США.
Структуры организаций, осуществляющих контроль за денежными потоками.
1


Вопросы для самопроверки
1.Какие основные функции денег?
2. Основные факторы определяющие количество денег необходимых для покрытия потребностей денежного оборота.
3. Основные типы денег.
4. Какова скорость обращения денежной единицы в США в 60-х годах?



Содержание раздела