Фордом в Дирборне, музее, в котором собраны типичные американские дома, строения и коттеджи прошлого века). Тем не менее, было бы ошибкой считать эти исторические процессы неизбежными и вслед за Омаром Хайямом повторять слова его мрачной песни:
Мчатся вперед стрелки часов, всю вашу жизнь отмечая,
И не заставит вернуться их вспять добрая сила иль злая.
Жизнь была проста в то время. Муниципалитеты осуществляли основную часть функций, на их долю приходилась соответственно преобладающая часть государственных расходов, образующихся, главным способом, за счет налогов на владельцев различной собственности.
273
Самое крупное предприятие в мире это Правительство Соединенных Штатов. Оно выплачивает самую большую заработную плату, покупает самое большое количество пишущих машинок и цемента.
В сфере финансов правительство оперирует астрономическими величинами миллиардами долларов. Совершенно очевидно, что такие величины трудно постичь человеческому разуму. Все мы знаем, что значит находиться на расстоянии 1 мили от дома, но на нас никогда не произведет эффекта утверждение, что солнце удалено от земли на 93 млн. миль или что в стакане воды содержится такое количество молекул, какого хватило бы, чтобы протянуть нитку жемчуга от США до Англии. Данные о государственных расходах можно лучше себе представить, если иметь в виду, что каждый миллиард долларов распределяется примерно по 6 долларов на каждого американского мужчину, женщину, ребенка.
Таким образом, при годовом федеральном бюджете 85 млрд. долл. на душу населения приходится примерно 480 долл., это равнозначно тому, что если бы примерно двухмесячная часть годового дохода должна поступать государству.
Таблица 9-2. Большая часть федеральных расходов идет на оборону и оплату последствий прошлых войн
На первые четыре статьи приходится 79% общей суммы расходов. Следовательно, чисто гражданские расходы на внутренние нужды мирного времени составляют менее 1/5 общей суммы расходов. В довоенный период это соотношение было обратным.
Оценка, млрд. долл. |
% к износу |
|
Национальная безопасность |
45,6 |
57 |
Услуги и пенсии ветеранам |
5,5 |
7 |
% по государственному долгу |
9,6 |
12 |
Помощь иностранным государствам |
2,2 |
3 |
Развитие природных ресурсов |
1,9 |
2,5 |
Сельское хозяйство |
5,6 |
7 |
Социальное страхование, обеспечение и |
4,6 |
6 |
здравоохранение |
||
Торговля и жилищное строительство |
2,7 |
3 |
Другие расходы, включая расходы, на |
2,1 |
2,5 |
государственный аппарат |
||
Общая сумма расходов |
78,8 |
100 |
В табл. 9-2 даны оценки различных видов федеральных расходов в 1961 бюджетном году, т.е. с 1 июля 1960 г. по 30 июня
274
1961 г., и их доли в общей сумме федеральных расходов. Расходы по первым четырем статьям представляют в основном издержки на прошлые и будущие войны. В сумме они составляют 4/5 всех федеральных расходов; на них также приходится преобладающая часть прироста федеральных расходов по сравнению с довоенным уровнем.
Соотношение, естественно, может измениться в ту или иную сторону в случае ослабления или усиления международной напряженности.
Большая часть расходов по пятой статье идет на финансирование программ сохранения ресурсов, Администрации долины реки Теннесси, на проект морского пути по реке Святого Лаврентия и пр. Другие статьи не требуют пояснения; в них включены: помощь фермерам, социальное обеспечение нуждающихся, престарелых и инвалидов, расходы на рабочую силу, образование и здравоохранение. Расходы на дорожное строительство включены в предпоследнюю статью.
Последняя категория расходов включает издержки на функционирование Конгресса и судов, общие затраты на содержание исполнительной власти. В заключение следует отметить, что основная часть текущих федеральных расходов и долга является результатом горячей и холодной войны, а не депрессии или программ социального обеспечения.
Изменяющиеся функции государства
При изменении политической обстановки обязательно наблюдаются перемены в экономической ситуации. Последние четверть столетия происходили значительные политические перемены. Необходимо проанализировать, насколько велики и серьезны были отклонения от традиционной капиталистической системы в экономике. Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим следующие четыре вида государственной деятельности:
1. Прямой контроль. Как отмечалось выше, значительно расширилась область государственного контроля. Многие элементы этого механизма регулирования вряд ли могут быть определены как планирование, так как большую часть деятельности регулируют все еще рыночные цены.
Тем не менее, государственное вмешательство заслуживает того, чтобы подвергнуть его в дальнейшем экономическому анализу.
2. Общественное потребление. Как мы уже говорили выше, увеличение государственных расходов означает, что мы, как нация, потребляем все большую часть национального продукта. Не каждый человек покупает все больше и больше товаров
275
на деньги, а общество в целом. Например, вместо того чтобы платить за проезд по государственному шоссе (как мы платим по железной дороге), мы оплачиваем такие ценные услуги в виде налогов.
При этом следует отметить, что такие общественно потребляемые товары и услуги производятся в основном свободными частными предприятиями. Так же обстоит дело и с большей частью государственных расходов на товары производственного назначения. Однако это совсем не то, что основатели социализма понимали как социализм, т.е. не государственная собственность на землю, фабрики и заводы и не государственное управление ими.
3. Государственное производство. Вслед за этим необходимо проанализировать третий вид государственной деятельности непосредственное управление производством. В этом отношении мало что изменилось за последние несколько десятков лет.
Исторически так сложилось, что государство осуществляет лишь некоторые производственные функции. Почта и почтово-посылочная служба в течение длительного времени находятся в подчинении государства, а телеграф и железнодорожные перевозкив частных руках. Аэропорты являются собственностью государства, а железнодорожные станционные устройства частной собственностью.
В настоящее время многие муниципалитеты обеспечивают людей водой, газом, электричеством, а телефонная связь не входит в их компетенцию.
Причины такого разграничения частично объясняются исторически сложившимися условиями. Но с экономической точки зрения, их нельзя считать полностью случайными.