d9e5a92d

Право применения полезных свойств благ для себя


2. Право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;
3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;
5. Право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;
6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
7. Право на передачу благ в наследство;
8. Право на бессрочность обладания благом;
9. Запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;
10. Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;
11. Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.
Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе. «Права собственности это права контролиро-
71
вать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса» (П.Хейне. Экономический образ мышления.

С. 325).
Вторая отличительная черта теории права собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы относительной редкости, или ограниченности ресурсов: «Без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности» (Toumanoff P.O. Theory of market failure - «Kyklos», 1984, v. 37, № 4).
Правда, такой подход не является открытием вышеназванных авторов; впервые он был обоснован еще в 1871 г. австрийским экономистом К.Менгером в книге «Основания политической экономии». Собственность, писал К.Менгер, своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравнению с потребностями в них. Поэтому институт собственности является единственно возможным институтом разрешения проблем «несоразмерности между надобностью и доступным распоряжению количеством благ» (Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа политической экономии.

M., 1992. С. 79).
Такое несоответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключающий характер. Отношения собственности это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Отсутствие исключений из доступа к ресурсам (т.е. свободный доступ к ним) означает, что они ничьи, что они не принадлежат никому или что то же самое всем.

Такие ресурсы не составляют объекта собственности, По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.
С точки зрения авторов теории прав собственности, исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них1.
'Термин «спецификация» дословно означает перечисление подробностей, на которые необходимо обратить особое внимание.
72
Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.
«Если права на совершение определенных действий могут быть куплены и проданы, пишет Р.Коуз, их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производства или развлечения. В этом процессе права будут приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятельность приносила доход, имеющий наивысшую рыночную ценность» (Коуз P. Фирма, рынок и право. M., 1993.



С.14).
Таким образом, основная задача спецификации, т.е. четкой определенности прав собственности, заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Он поэтому оказывается заинтересованным в максимально полном их учете при принятии решений. Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его решения приносят другому лицу. Именно поэтому в процессе обмена прав собственности на те или иные блага будут переданы тому экономическому агенту, для кого они представляют наивысшую ценность.

Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к более производительному использованию, от лиц, менее их ценящих к лицам, ценящим их больше.
В хозяйственной деятельности людей известны два основных правовых режима: частной собственности и государственной собственности, а также смешанные (на основе этих двух) правовые режимы.
Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем «пучком» из 11 прав собственности или, по образному выражению американского экономиста П.Хейне, некоторыми «травин-
ками» из этого пучка. Например, вы можете обладать 1-4 из перечисленных прав, но не обладать остальными правами. Комбинации этих прав с учетом того, что ими обладают различные физические и юридические лица могут быть весьма разнообразными.

Поэтому можно говорить о разнообразии форм частной собственности (см.подробнее гл.8).
Право государственной собственности означает, что всем «пучком трав» или различными его компонентами обладает исключительно государство, причем, чем в большей степени все 11 прав на подавляющую массу ограниченных ресурсов реализуются государством, тем в большей степени такая система хозяйствования претендует на звание иерархии.
Современная хозяйственная система западных стран именуется «смешанной экономикой». И все-таки мы не совершим большой ошибки, если назовем эти страны капиталистическими. Во-первых, определяющим способом передачи информации в них является механизм ценовых сигналов, или спонтанный порядок.

Во-вторых, в частной собственности находится преобладающая доля редких (ограниченных) ресурсов, главным из которых является капитал. Поэтому термин «смешанная экономика» отражает всего лишь то обстоятельство, что в чистом виде мы не наблюдаем ни спонтанного порядка, ни иерархии; ни правового режима частной собственности, ни государственной собственности. Речь не идет о некоем «третьем пути», по которому идут такие страны, как США, Великобритания, Швеция, Япония, Южная Корея и т.п. Более того, стремление расширить границы государственного сектора с неизбежностью будет усиливать иерархические компоненты в данной системе хозяйственных связей и чревато нарастанием трансакционных издержек, которые могут перечеркнуть благие намерения, с коим и связано усиление роли государства в экономике. В этом смысле и следует понимать бескомпромиссное высказывание Л.Мизеса: «Производство может направляться либо рыночными ценами.., либо правительственным советом по управлению производством.

Третьего решения не существует. Невозможна
74
третья социальная система, которая была бы ни социалистической, ни капиталистической» (Людвиг фон Мизес. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность.

M., 1993. С. 113).
Основные понятия:
Хозяйственная система
Три основных задачи в любой хозяйственной системе
Спонтанный, или стихийный порядок
Иерархия
Трансакционные издержки и хозяйственные системы
Права собственности как «пучок прав» и как «правила
игры»
Спецификация прав собственности
Право частной собственности
Право государственной собственности
«Смешанная экономика»
Раздел П. МИКРОЭКОНОМИКА



Содержание раздела