Эта теория также рассматривает деятельность правительства, вопросы государственных финансов, фискальной и денежной политики, меры по сокращению бюджета страны и экономической стабильности и многое другое. Она задает вопросы как, что и для кого в масштабах общества, как теория спроса и предложения изучает выбор в рамках частного сектора. Различие в том, что центральные фигуры озабочены тем, как победить на выборах или продвинуться по иерархической служебной лестницы, а центральные фигуры рынка фирмы стремятся получить максимальную прибыль.
Но сама по себе государственная экономическая деятельность не является гарантией преодоления недостатков рынка и достижения экономически эффективного размещения ресурсов. Современные экономисты не переоценивают роль государства в экономике, но государственные органы могут принимать неверные решения. Например, существуют несостоятельные рынки типа монополий и загрязнение окружающей среды, так же может существовать и несамостоятельности правительства, когда вмешательство государства в экономику ведет к убыткам или нежелательному перераспределению доходов.
Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что в силу чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы возможно принятие невыгодных с точки зрения экономической эффективности общественных решений. Хотя они и не отрицают положительной роли государства, которое исправляет несовершенства рыночного механизма в определенных рамках.
Но сторонники сходятся во мнении, что именно государственное вмешательство вносит неопределенность в экономическую систему. На их взгляд, государство внесет наибольший вклад в достижение экономической стабильности, если будет поменьше вмешиваться в экономику. Теоретически кто осознал роль государства в рыночной экономике, был английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в состоянии решить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводит экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации.
Позиции Кейнса противостоят принципам неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобы государство не вмешивалось в деятельность предприятий, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, что именно этот механизм способен регулировать национальную экономику.
Но современные экономисты считают, что в целях улучшения ) управления экономики разумнее применять смешанный тип управления, где соединяются достоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов. Управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой11.
Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Также нельзя говорить о достоинства их возможности государства, не привлекая при этом роль рыночной саморегуляции и стимулирования.
Если же государство стремится делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходит деформация рыночных процессов, повлекая за собой падение производства, а значит, не будут удовлетворять потребности общества в целом. В результате этого проводится разгосударствление. Вмешательство государства в рынок должно быть экономически оправданным и допустимым, в случае повышения экономической эффективности.
Таким образом, активное вмешательство в экономику нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства рынку закончился. Сегодня не отрицается, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей.
Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы людей. Государство и рынок две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития.
Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности, проходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного механизма и государственного механизма регулирования экономики.
Таким образом, перечисленные преимущества рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его несовершенство. Это, в первую очередь, стихийность, которая порождает экономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное расслоение.
Эти несовершенства смягчаются мерами государственной экономической и социальной политики.
В самом общем виде рынок это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг.
Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.
Рынок это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночного механизма.
Государственное регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования он носит довольно ограниченный характер.
У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.
Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.
В экономической теории различают различные виды рынков, которые основываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей его потребности. Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое.
Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного регулирования и стимулирования ее развития.
Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; убирает неконкурентоспособных предприятий и свертывает устаревшее производство.
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.
Как не упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природа остается в основном неизменной это столкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой хозяйственной деятельности и поэтому абсолютно самостоятельно решающих для себя главные вопросы экономики: что производить? Как изготовлять?
Кому и по какой цене продавать? Как использовать полученные доходы?
Таким образом, можно сформулировать еще один рецепт экономического процветания: для процветания страны необходимо поддерживать развитие рыночных механизмов и следить за тем, чтобы они работали на благо, а не во вред национальной экономике.
1. Базылева М. Н. Экономическая теория. Минск: БГЭУ, 1999, 385 стр.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций.
М.: 1997, 266 стр.
3. Булатов А. С. Экономика. М., 1999, 786 стр.
4. Дискин И. Е. Социальная составляющая развития переходной экономики. // Общество и экономика. 1997.
1-2, стр. 12
5. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М.: 1997, 391 стр.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс 1990, 613 стр.
7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика.
1992. т. 1, 348 стр.
8. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов н\Д., 1998, 633 стр.
9. Микульский К. И. Социально-ориентируемая рыночная экономика выбор России. // Общество и экономика. 1997.
1-2, стр. 8
10. Николаева И. П. Экономическая теория.
М.: Проспект, 1998, 511 стр.
11. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник.
М., 1999, 625 стр.
12. Райзберг Б. А. Курс экономики.
М.: ИНФРА-М, 1999, 718 стр.
13. Самуэльсон П. Экономические науки.
М 1990, 282 стр.
14. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. М., Республика.
1990, 687 стр.
15. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория.
М.: 1998, 405 стр.
16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.
М., 1962, 535 стр.
17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.
М., 1993, 483 стр.
18. Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. М.: 1997, 561 стр.