Сопоставление черт объективно вызревающего нового, качественно более развитого общества с особенностями планово-распределительной и рыночно-капиталистической системами позволило сделать ряд выводов.
1. Рыночно-капиталистическая и планово-распределительная системы хозяйства, называемые капитализмом и социализмом, являются крайними полюсами индустриальной стадии развития производительных сил.
2. По мере развития общества на базе индустрии, в качестве условия дальнейшего прогресса, обязательно использование в рамках единой социально-экономической системы страны рыночного и планово-распределительного контуров общественного воспроизводства, соответственно взаимодействие рыночного и планового хозяйственных механизмов.
3. Качественно более прогрессивное общество, по сравнению с современным, должно обеспечить синтез экологичности, высокой производительности, а также гуманизма, чему соответствовал бы термин: экогуманное информационно-индустриальное общество.
4. При развитии индустриального общества по пути подлинного прогресса необходимо оптимальное сочетание рыночных и планово-распределительных начал воспроизводства, при обеспечении разумного взаимодействия между ними.
5. Основу экономической системы экогуманного информационно-индустриального общества составляет сочетание рыночного и планово-распределительного контуров воспроизводства, рыночного и планового хозяйственных механизмов.
Для оптимального сочетания планово-распределительных и рыночно-капиталистических элементов в системе общественного воспроизводства особо важное значение имеет организация денежного обращения таким образом, чтобы масса денег и скорость их обращения соответствовали товарной массе, с учетом ее структуры и динамики.
В современных условиях усложненной, динамичной экономики нельзя ограничиться классической формулой денежного обращения, она нуждается в конкретизации и структуризации, с учетом изложенного ниже:
Развернутая формула, определяющая количество денег, необходимых для обращения, представлена в следующем виде (показатели за период времени, обычно за год):
где:
М масса денег, необходимая для обращения товаров и платежей;
∑Ц1 сумма цен всех текущих покупок-продаж и платежей в эмитируемой государством денежной единице;
С1 скорость обращения эмитируемых государством денежных единиц в виде числа оборотов за год;
∑Ц2 сумма всех инвестиций в эмитируемых государством денежных единицах;
С2 скорость обращения (число оборотов) эмитируемых государством денежных единиц, направленных на инвестиции;
∑Ц3 сумма цен всех текущих платежей в заменителях денег (векселя и т.д.), эмитируемых региональными властями и предприятиями;
С3 средняя скорость обращения (число оборотов) заменителей денег в текущем обороте;
∑Ц4 сумма цен всех ресурсов, используемых для инвестирования, опосредованного заменителями денег;
С4- средняя скорость обращения (число оборотов) заменителей денег в инвестиционном обороте;
К1 коэффициент перевода заменителей денег в текущем обороте в эмитируемые государством денежные единицы;
К2 коэффициент перевода заменителей денег в инвестиционном обороте в эмитируемые государством денежные единицы.
Приведенная выше формула конкретизирована для тех случаев, когда существенная часть денежной массы и не обслуживает текущий товарно-денежный оборот, и не используется на производственные инвестиции, а направляется в спекулятивно-посреднические сделки, к которым, в частности, относится предоставление кредита под процент, значительно превышающий общественно-целесообразную норму (в реальном исчислении).
В работе выделены и проанализированы два процесса (см. схему 5).
Во-первых, нормальный процесс круговорота денег и товаров, когда денежная масса: а) трансформируется в платежеспособный спрос; б) через этот спрос деньги поступают в производство; в) увеличивается товарная масса и поставляется продукция; г) товарная объем продукции покрывает денежную массу, соответственно эмитируемые деньги обеспечены товарами и услугами. При росте производства и параллельной эмиссии денег инфляции не возникает.
Во-вторых, наблюдается диаметрально противоположный цикл, начинающийся со спекулятивно-посреднического бума. Этот цикл, по мере его раскручивания, вытесняет охарактеризованный выше здоровый цикл
вплоть до вхождения всей экономики в коллапс. Второму циклу присущ ряд стадий:
1)направление денег в спекулятивно-посреднический бум (что равнозначно их изъятию из производительного финансирования экономики);
2)сокращение платежеспособного спроса основной массы населения;
3)уменьшение объема выпуска продукции спад производства;
4)сокращение товарной массы уменьшение товарного покрытия обращающихся денег;
5)инфляционное обесценивание денег рост цен.
Раскручивание этого цикла по спирали, приводит к удушению реального сектора экономики, вплоть до ее окончательного развала.
В период реформ наиболее заниженными оказались следующие виды ценностей:
В диссертации, с позиций взаимодействия государства и самоорагнизации рынка, проанализирован механизм кризиса российской экономики, с выделением его особенностей на микро-мезо-макроуровнях экономики.
Обстоятельному анализу предшествовало выяснение предпосылок вызревания экономического кризиса в процессе реформ, осуществляемых в советский период, с выделением трех этапов (I 1956-1964; II 1965-1985; III 1986-1991). К особенно болезненным последствиям перестройки можно отнести: а)перелив путем махинаций денежных накоплений предприятий (в фонде развития) в частный сектор и, соответственно, в розничную торговлю, что, в существенной мере, породило гиперинфляцию в 1992г.; б)отток из госсектора экономики значительного числа квалифицированных кадров в спекулятивно-посредническую сферу или эмиграцию; 3)втягивание страны во внешнюю задолженность.
В диссертации проанализирована модель хозяйственного механизма, внедренная в экономику России в период радикальных рыночных реформ, с выделением 24 наиболее существенных элементов этой модели.
На основе 23 статистических таблиц, составленных с использованием данных общегосударственной статистики, дана обобщенная характеристика системного кризиса экономики, отмечены его наиболее существенные черты.
В процессе анализа механизма кризиса на микроуровне экономики особое внимание обращено на: обесценивание оборотного капитала предприятий, практическую недоступность банковского кредита, замораживание бюджетного финансирования на стороне денежных источников развития производства; трудность сбыта продукции по причине резкого сокращения массового платежеспособного спроса на основе денежных доходов производителя.
При анализе механизма кризиса на мезоуровне, в число прочего, выделено накручивание цен в межотраслевом обороте, соответственно увеличение издержек производства, наслоение на них сверхдоходов спекулятивно-посреднических структур. В результате: а)уровень цен на большинство товаров и услуг завышен в 3-х, 4-х и более раз; б)уровень цен на реализуемую предприятиями продукцию значительно ниже уровня цен на приобретаемые им средства производства (из-за многочисленных посредников).
В процессе исследования механизма кризиса на макроуровне экономики, помимо синтезирования элементов, порождающих кризис на микро- и мезоуровнях, проанализированны нижеследующие процессы и явления: а)искусственное сжатие денежной массы страны относительно ВВП (7-8 раз) и наличных производственных мощностей (еще в 2-2,5 раза); б)отрицательная переструктуризация денежной массы в пользу коротких денег, обслуживающих торговые и спекулятивно-посреднические обороты, при крайнем дефиците длинных денег, предназначенных для инвестирования в производство; в)уход государства от активного влияния на развитие реального сектора экономики; г)проведение тотальной приватизации форсированными темпами, при продаже госимущества за бесценок, при передаче предприятий в собственность и управление случайным людям, часто с криминальным прошлым; д)односторонняя ориентация экономики на внешний рынок, при искусственном сужении объемов внутреннего рынка; е)игнорирование внутренних источников инвестиций, при иллюзиях на масштабные иностранные инвестиции; ж)разбухание до гипертрофированности спекулятивно-посреднической сферы и разрастание соответствующих структур; з)сверхвысокий уровень налогообложения производителей; и)подчинение рубля во внутреннем товарообороте страны американскому доллару и долларизация экономики страны; к)наращивание внешней задолженности страны на кабальных условиях и при диктате курса экономической политики; л)заниженность уровня зарплаты в стране, что сжимает внутренний рынок и толкает предприятия к преимущественному экспорту продукции по демпинговым ценам, с использованием низкого уровня себестоимости в части оплаты труда; м)практически свободный вывоз из страны капитала, поскольку в стране созданы заведомо невыгодные условия для какого-либо его производительного инвестирования.
В работе проанализированы наиболее важные элементы корпоративного механизма хозяйствования, попытка построения которого была предпринята в России в начале ХХ века по инициативе Леденцова Х.С.:
Использование теоретического наследия ЛеденцоваХ.С. предполагает учет опыта прошедших десятилетий и уникального своеобразия социально-экономической ситуации, сложившейся в России.
В диссертации исследованы пути формирования и развития корпораций (финансово-промышленных групп) в качестве точек опоры активного воздействия государства на рыночную экономику.
Многоотраслевые комплексы предприятий, образующих цельную сеть устойчивых взаимных поставок, являются объективной основой для образования корпораций (финансово-промышленных групп).
Наличие данной объективной основы еще не означает объективной неизбежности создания многоотраслевых корпораций. Целесообразность, в ряде случаев и необходимость их создания с целью экономического выживания, определяется стечением конкретных обстоятельств в контексте характера социально-экономического развития страны.
Автором всесторонне проанализированы факторы как способствующие, так и противодействующие образованию многоотраслевых корпораций (ФПГ).
Факторы, способствующие образованию корпораций (ФПГ):
1) экономия денежных средств при финансировании инвестиций за счет вовлечения в производственный оборот внутренних ресурсов корпорации, вместо того, чтобы приобретать их за деньги на стороне;
2) экономия денежных средств в процессе текущих расходов, при замене покупки сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п., оплаты различных услуг поставками и услугами внутри корпорации;
3) устойчивый сбыт товаров и услуг за счет их потребления внутри корпорации (производители-поставщики этих товаров и услуг могут поставлять их без оплаты в национальной или иностранной валюте , чем удовлетворяют существенную часть своих производственных и личных потребностей через поставки такого же рода со стороны других звеньев межотраслевой корпорации); в крупной многоотраслевой корпорации большая часть ниши рынка, необходимой для выживания предприятий, заменяется на устойчивый внутрикорпоративный спрос. Таким образом, крупная межотраслевая корпорация приобретает значительно большую устойчивость не только на достигнутом уровне, но и реальные условия для устойчивого экономического роста;
4) нарастающее с течением времени все более тесное приспособление друг к другу в технико-технологическом, организационно-управленческом, экономическом отношениях предприятий, объективно составляющих многоотраслевой комплекс субъектов хозяйствования, связанных между собой устойчивыми взаимными поставками;
5) способность предельно быстро внедрять в производство самые передовые достижения НИОКР, путем ускоренного задействования межотраслевых производственных связей, необходимых для быстрого освоения и выпуска новейшей продукции;
6) наиболее тесная интеграция науки и производства, посредством включения в многоотраслевую корпорацию наряду с производственными предприятиями различного рода научных учреждений;
7) создание наиболее благоприятных условий для взаимопроникновения промышленного и финансового капитала, при ориентации последнего на сферу науки и производства, на инвестиции в реальный сектор экономики;
8) стабильное обеспечение высоких стандартов жизнесуществования, уровня социальной защиты, профессиональной подготовки и переподготовки работников межотраслевой корпорации (ФПГ) и членов их семей;
9) снятие существенной части нагрузки в расходах государственного бюджета на науку, образование, социальную, культурную, жилищную сферы;
10) усиление экономической безопасности государства, поскольку народное хозяйство страны, структурированное в виде крупных межотраслевых корпораций, неизмеримо более устойчиво как к кризисам национальной денежной, финансовой, кредитной систем, так и к кризисным явлениям на мировом и региональных рынках;
11) создание благоприятных возможностей для осуществления действенных экологических программ в рамках крупной многоотраслевой корпорации;
12) формирование трудовых отношений нового типа, соединяющих в себе лучшие черты в сфере трудовых отношений, свойственных народным и частным предприятиям, а именно коллективизм (фирма - это семья) и индивидуальную творческую инициативу (кружки качества в Японии, в частности).
Наряду с изложенными выше факторами общего порядка, способствующими образованию крупных межотраслевых корпораций, применительно к современной российской экономике выделены дополнительно факторы, благоприятствующие созданию таких корпораций (ФПГ), и, в частности, резкое сокращение финансирования производства и емкости внутреннего рынка из-за недопустимого сокращения денежной массы страны относительно ВВП и наличных производственных мощностей.
В отличие от реформ, ставящих целью форсированную интеграцию России с мировым рынком, экономические преобразования, осуществляемые российским государством, должны быть ориентированы на построение высокоразвитой, гуманистически и экологически ориентированной экономики, основанной на оптимальном сочетании сфер производства, потребления, обмена (т.е. рынка) и распределения. Этому должно соответствовать гармоничное сочетание интересов всех субъектов хозяйствования и государства в целом.
Российская экономика необходима органически сочетать в себе как элементы социально ориентированного планово-распределительного механизма хозяйствования, так и элементы рыночно-капиталистических начал. Объединение этих элементов в единое, динамично развивающееся целое должно осуществляться в соответствии с коренными национально-государственными интересами народов России, заключающихся в их всестороннем процветании, начиная с настоящих и кончая будущими поколениями, имея ввиду повышение рождаемости и увеличение продолжительности жизни, рост образовательного, научного, культурного потенциалов, обеспечение внешней и внутренней безопасности государства.
Основным критерием успешности экономических преобразований необходимо считать рост реального жизненного уровня народа. Никакие реформы в богатой всеми видами ресурсов России не могут быть признаны успешными, если даже на короткий период, исчисляемый несколькими месяцами, происходит снижение этого уровня.
Приоритетами ее экономического развития являются две группы сфер народного хозяйства и отраслей.