Финансы предприятия.
Расчеты риска для крупных проектов осуществляется на основе ЭММ (Экономико-математических методов) с использованием ЭВМ, для проектов попроще экспериментальными методами. Если вероятность каждого риска известна, то ожидаемый общий эффект от инвестиций определяется по формуле математического ожидания: Э интегральный эффект от проекта.
Эi интегральный эффект при i-том условии реализации.
pi вероятность реализации i-того условия.
Критерии отбора проекта. Выбор проекта не может быть осуществлен на основе одного, сколь угодно сложного формального критерия.
Выбор зависит от различных и противоречивых характеристик проекта и его участников. К основным критериям отбора проектов относятся:
- целевые критерии
- внешние и экологические критерии
- критерии инвестора, реализующего проект
- научно-технические критерии
- коммерческие критерии
- производственные критерии
- рыночные критерии
- критерии региональных особенностей реализации проекта.
Финансы предприятия.
Финансы совокупность денежных средств предприятия, а также система их формирования, распределения и использования. Финансы нельзя отождествлять только с деньгами, т.к. финансовый оборот может осуществляться и в безденежной форме. Например, плата за оборудование, взятое в лизинг, осуществляется готовой продукцией или оплата аренды ценными бумагами.
Первоначальное формирование финансов на предприятии (стартовый капитал) осуществляется в момент учреждения предприятия, при образовании его уставного фонда. Его источниками могут быть:
- частные накопления
- акционерный капитал
- паевые взносы
- долгосрочный кредит
- инвестиции
- бюджетные средства (для государственных предприятий).
Финансовые ресурсы предприятия
Собственные и приравненные к ним средства |
Привлеченные и заемные средства |
Средства, полученные в порядке перераспределения |
- уставный фонд
- нераспределенная прибыль
- амортизационный фонд
- устойчивые пассивы (задолженность предприятию)
|
- эмиссия ценных бумаг
- кредиты банков
- инвестиции
- финансовый лизинг
|
- государственные субсидии (бюджетные)
- Средства, полученные от корпораций и холдингов
- страховые возмещения
- дивиденды и проценты по акциям и облигациям
|
На каждом предприятии разрабатывается финансовый план, целью которого является обеспечение платежеспособности предприятия и его ликвидности. Различают три вида финансового планирования:
- оперативное (на срок до 1 года)
- текущее (1 год)
- перспективное
Финансовый план включает в себя следующие документы:
- план доходов и расходов (отражает прибыльность предприятия);
- кредитные план (характеризует использование заемных средств);
- план денежных потоков (обеспечивает ликвидность);
- баланс предприятия (характеризует финансовое состояние предприятия в определенные момент времени).
План доходов и расходов:
|
Наименование показателя |
Год |
|
0 |
t |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1 |
Выручка от реализации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Объем продаж в натуральном выражении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Цена за единицу продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Затраты на производство и реализацию продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Результат реализации (1-2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Результат от прочей реализации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Доходы и расходы от внереализационных мероприятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Баланс прибыли (3+4+5) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Платежи в бюджет из прибыли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Чистая прибыль (6-7) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При планировании этого раздела необходимо решить главную задачу получить доход, который покроет все издержки. Для этого есть два пути либо продавать дороже и больше, либо продавать дешевле.
Кредитный план: Здесь определяются объемы необходимых инвестиций и источники получения средств.
|
Потребность в инвестициях |
Год |
Всего |
|
Источники финансирования |
Год |
Всего |
0 |
1 |
|
t |
0 |
1 |
|
t |
1 |
Основной капитал |
|
|
|
|
|
1 |
Акционерный капитал |
|
|
|
|
|
1.1. |
Здания и сооружения |
|
|
|
|
|
2 |
Привлеченный капитал |
|
|
|
|
|
1.2. |
Машины и оборудование |
|
|
|
|
|
2.1. |
Долгосрочные кредиты |
|
|
|
|
|
1.3. |
Транспортные средства |
|
|
|
|
|
2.2. |
Долгосрочные займы |
|
|
|
|
|
1.4. |
Прочие основные фонды |
|
|
|
|
|
2.3. |
Краткосрочные кредиты |
|
|
|
|
|
2 |
Оборотный капитал |
|
|
|
|
|
2.4. |
Краткосрочные займы |
|
|
|
|
|
2.1. |
Запасы и затраты |
|
|
|
|
|
3 |
Прочие источники финансирования |
|
|
|
|
|
2.2. |
Денежные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
Правая часть таблицы условна, так как источники финансирования отличаются от указанных.
План денежных потоков: Этот план детализирует сумму и время притока и оттока денег и обеспечивает постоянную ликвидность предприятия.
|
Наименование показателя |
Год |
|
0 |
t |
1 |
|
12 |
|
1 |
Начисленные денежные средства на начало периода |
|
|
|
|
2 |
Поступления денежных средств: |
|
|
|
|
|
а) выручка от продаж |
|
|
|
|
|
б) за счет кредитов |
|
|
|
|
|
в) другие источники |
|
|
|
|
3 |
Итого поступления денежных средств (2а+2б+2в) |
|
|
|
|
4 |
Всего денежных средств (1+3) |
|
|
|
|
5 |
Расходы денежных средств: |
|
|
|
|
|
а) себестоимость продукции |
|
|
|
|
|
б) аренда |
|
|
|
|
|
в) услуги сторонних организаций |
|
|
|
|
|
г) возврат кредитов |
|
|
|
|
|
д) выплата процентов за кредиты |
|
|
|
|
|
е) налоги |
|
|
|
|
|
ж) страховые взносы |
|
|
|
|
|
з) прочие расходы |
|
|
|
|
6 |
Итого расходы денежных средств |
|
|
|
|
7 |
Прибыль (убыток) денежных средств на конец периода |
|
|
|
|
Суммарная величина денежных потоков во все периоды деятельности предприятия должна быть только положительной. Наличие отрицательной величины в какой-либо из периодов означает, что предприятие не в состоянии покрывать свои расходы и фактически является банкротом.
Балансовый план.
Баланс предприятия характеризует устойчивость его финансового положения. В отличие от плана доходов и расходов он характеризует финансовое состояние предприятия не за определенный период времени, а на определенный момент t. Средства предприятия представлены в плане по схеме активных и пассивных счетов.
Активы это все то, что имеет в собственности предприятие, что образует его имущество и обладает стоимостью.
Пассивы это источники образования средств, включающие в себя собственный капитал и денежные обязательства перед кредиторами.
Активы предприятия можно условно разделить на ликвидные (оборотные средства) и неликвидные (основной капитал). Суммарное значение активов и пассивов всегда должно быть равно.
Это означает, что предприятие за все, что оно имеет должно или его собственникам, или кредиторам. В упрощенном виде это выглядит так:
Активы |
|
Пассивы |
|
Ликвидные активы:
- денежная наличность;
- ценные бумаги;
- дебиторская задолженность;
- запасы товарно-материальных ценностей.
|
|
- кредиторская задолженность;
- задолженность по выплатам (налоги, пошлины, з/пл и т.д.);
- краткосрочные займы (до 1 г.);
|
|
Сумма оборотного капитала |
|
Сумма текущих пассивов (краткосрочные обязательства) |
|
Неликвидные активы:
- земля;
- здания и сооружения
(амортизация);
- оборудование (амортизация).
|
|
Долгосрочные займы (более 1 года) |
|
Сумма основного капитала |
|
Собственный (акционерный) капитал |
|
Нематериальные активы |
|
Прирост собственного капитала (прибыль) |
|
|
|
Суммарный собственный капитал |
|
Сумма активов (валюта баланса) |
|
Сумма пассивов (валюта баланса) |
|
Бухгалтерский баланс сопровождается рядом расчетных показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность и финансовую независимость предприятия:
- ликвидность оборотных активов характеризует способность предприятия расплачиваться со своими кредиторами в момент наступления платежа.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
-
- Коэффициент ликвидности:
-
- Коэффициент текущей ликвидности:
- Коэффициент автономии характеризует финансовую независимость и самостоятельность предприятия.
- Коэффициент соотношения заемных и собственных средств характеризует способность предприятия отвечать по своим обязательствам без ликвидации неликвидных активов.
- Показатели рентабельности капитала:
Лизинг. Одним из новых видов финансов является лизинг особый вид аренды.
Лизинг соглашение между собственником имущества и арендатором о передаче имущества в пользование на определенный период, с выплатой ренты и, как правило, выкупом имущества в конце срока амортизации.
Разница между лизингом и арендой:
- При лизинге выплачивается полная амортизация.
- Лизинг рассматривается как одна из форм реализации продукции.
- Срок лизинга фиксируется в договоре и не подлежит отмене (от аренды можно отказаться).
Различают следующие формы лизинга:
- Оперативный лизинг: срок договора гораздо меньше срока амортизации (близко к аренде).
- Финансовый лизинг: срок договора близок или совпадает со сроком амортизации оборудования. Он подразделяется на следующие виды:
а) простой (прямой) лизинг: Оборудование находится на балансе лизинговой компании. б) возвратный лизинг: Преимущества:
- Лизинг предполагает 100% кредитования и не требует немедленного начала платежей.
- Арендатор имеет возможность обновления оборудования.
- В учете имущество находится на балансе лизингодателя.
- Лизинг не требует гарантий, так как гарантии само оборудование.
- Государственная политика всех развитых стран направлена на расширение и поощрение лизинговых операций.
Недостатки:
- Большие финансовые расходы лизингодателя.
- Если оборудование стареет вследствие НТП и это не оговорено в контракте, то платежи продолжаются до окончания срока амортизации.
- Общая стоимость лизинга, как правило, больше стоимость кредита.
- Некоторая сложность организации лизинговых операций.
Налоговая система. Налоговая система совокупность налогов, сборов и пошлин, а также методов их взимания и налоговый контроль.
Налог на прибыль 45%.
НДС и акцизы 33%.
Подоходный налог 12%.
Прочие налоги (около 40) 10%.
Основные принципы налоговой системы:
- плата по возможностям (кто получает больше, должен больше платить);
- плата за преимущество (кто выигрывает от данных преимуществ, должен платить за их использование; напр. автодороги);
- простота и доступность расчета.
Функции налогов:
- фискальная;
- перераспределительная (от богатых бедным);
- стимулирующая (налоги должны стимулировать развитие производства и НТП).
Налоги подразделяются на:
- прямые устанавливаются на доход и собственность юридических и физических лиц;
- косвенные устанавливаются на обращение и потребление (предприятие только перечисляет эти налоги, а платит их косвенно потребитель;
- общие поступают в бюджет безадресно;
- специальные поступают с указанием их применения.
Налоги также подразделяются на:
- пропорциональные (взимается процент от дохода независимо от его величины);
- прогрессивные (с высоких доходов взимается больший процент. Напр. подоходный налог).
В настоящее время в России существует трехканальная фискальная система:
Федеральные налоги |
Местные налоги |
Республиканские налоги |
Формируют бюджет государства
- НДС
- налог на прибыль (13%)
- подоходный налог
- налог на операции с ц/б
- налог на транспорт
|
Формируют муниципальный бюджет
- земельный налог
- налог на имущество (12%)
- на содержание правоохранительных органов (3%)
- на уборку территории
- в фонд занятости (1%)
- общеобразовательным учреждениям (1%)
- на рекламу (5%)
- за использование местной символики (2%)
|
Формируют республиканский бюджет
- налог на прибыль (22%)
- отчисления в пенсионный фонд
- на социальное страхование
- на медицинское страхование
- за пользование природными ресурсами
|
Виды налогов:
- Налог на прибыль (35%).
Объектом налогообложения является валовая прибыль, исчисляемая как разница между выручкой от реализации и издержками. При этом она уменьшается на сумму НДС и акцизов.
- Налог на добавленную стоимость.
Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
- Акцизы.
Акцизы это косвенные налоги, включающиеся в цену товара и оплачиваемые покупателями. Все подакцизные товары реализуются по ценам, включающим акцизы.
- Налоги на физических лиц.
- Подоходный налог (12%).
- Налог на имущество.
Объектами налогообложения являются жилые дома, приватизированные квартиры, дачи, гаражи и т.п. (10% стоимости).
-
- Налог на наследование и дарение (10%).
Налоговая политика проводится не только с целью пополнения государственной казны, но и для стимулирования экономики. Мировая теория и практика выработала достаточно разумную налоговую политику, примером которой является кривая Лафера. Ставка налога
100%
43-45% 1-2%
max Поступления в бюджет Цена и ценообразование.
Существует два подхода к категориям цены:
- основанный на трудовой теории стоимости. Цена это денежное выражение стоимости. Стоимость это овеществленный в товаре общественно необходимый труд.
- маржиналистский подход основан на теории предельной полезности. Цена это то количество денег, которое покупатель готов отдать за товар.
Цены определяют коммерческий результат деятельности предприятия, его рентабельность, жизнеспособность и финансовую устойчивость. Цены зависят от:
- стоимости товаров и услуг
- соотношения спроса и предложения
- уровня конкуренции
- уровня инфляции
- уровня НТП, т.к. он влияет на технику, технологию и тем самым на себестоимость продукции
- государственной политики цен.
Функции цены:
- Учетная является мерой затрат труда и используется для количественного выражения стоимости товаров.
- Распределительная позволяет воздействовать на потребление различных социальных групп общества.
- Стимулирующая оказывает воздействие на производство различных товаров.
Виды цен. Цены подразделяются по:
- Характеру обслуживаемого оборота.
- Цены на промышленную продукцию.
Структура цены
-
- Цены на строительную продукцию.
- Прейскурантные цены (на строительство типовых объектов).
- Сметная стоимость (применяется для индивидуального строительства).
- Тарифы на производственные услуги.
- Франко-станция отправления (включая стоимость товара, доставку его до станции отправления и погрузку).
- Франко-станция назначения (включая стоимость товара и доставку его до станции назначения).
- Цены на научные разработки.
- Цены внешнеторгового оборота.
ИНКОТЕРМС.
-
-
- Цена СИФ (CIF Cost, Insurance, Freight).
- Цена ФОБ (FOB Free on board) включает стоимость товара, его доставку и погрузку на борт.
- Цена ФАС (FAS Free along side) включая стоимость товаров и его доставку до борта.
По сроку действия цены подразделяются на постоянные, временные, сезонные, договорные, скользящие. Скользящая цена это цена, применяемая в контрактах с длительным сроком действия, состоит из двух частей: первая часть постоянная, устанавливается на момент подписания контракта; вторая часть переменная, периодически изменяется в период поставки товара.
Ценовая политика в условиях рынка.
Ценовая политика определение уровня цен в зависимости от задач, решаемых фирмой. Виды ценовой политики:
- Price leader установка цен на товары крупнейшими фирмами монополистами, выпускающими уникальную продукцию.
- Following the leader менее крупные фирмы повторяют ценовую политику ведущих монополистов.
- Skimming назначение максимальной цены на периодически существующий спрос.
- Penetration price политика ценового прорыва фирма идет на заведомо нерентабельное снижение цены с целью захвата рынка.
- Tide pricing политика связанного ценообразования относительно низкая цена на основное изделие при высоком уровне цен на сопутствующие товары, запчасти и т.п.
- Class price политика престижных цен.
В западной экономике широко применяют ценовые скидки (rebates), которые могут быть:
- бонусные предоставляются оптовикам за определенный объем оборота в год (7-8%).
- сконто предоставляются за оплату наличными или за досрочное осуществление платежа (3-5%).
- специальные предоставляются покупателям, с которыми фирма имеет длительные связи или особые отношения (50%).
Также могут быть применены сезонные скидки, дилерские скидки (оптовикам), закрытые скидки и т.д.
Бизнес план.
Основным рабочим инструментом планирования в современных условиях является бизнес план. Он позволяет разработать стратегию развития предприятия, планировать его деятельность, привлечь инвестиции, а также найти потенциальных партнеров.
Он должен обладать достоверностью, краткостью, убедительностью и рекламной привлекательностью. Типовая структура бизнес плана включает:
- титульный лист, который должен содержать суть предложения, название и адрес предприятия, виды связи, общая стоимость проекта, указания на то, что сведения не подлежат разглашению;
- оглавление;
- резюме (краткое содержание на 1-1,5 стр.);
- продукция и услуги;
- анализ рынка;
- маркетинг;
- производство;
- предприятие;
- финансовый план;
- эффективность проекта;
- риски и страхование;
- приложения.
Содержание раздела