Чаще всего выбирают обучение персонала, так как оно позволяет коренным образом развить человеческие ресурсы организации.
Первую возможность создать себе позитивный образ в глазах потенциальных участников вы получаете, составляя текст брошюры или объявления. Благоприятное впечатление потенциальных участников подтверждается последующим контактом с вами регистрацией на семинар. Если они звонят по указанному вами бесплатному номеру, то должны дозваниваться без труда. Регистрация же должна проходить быстро, компетентным специалистом, способным ответить на любые вопросы или перенаправить к источнику нужной и исчерпывающей информации.
Если кто-либо ответит по почте или по телефону, ему следует послать письменное подтверждение о регистрации. Это улучшит ваш профессиональный имидж и продемонстрирует добросовестность.
Пошлите письмо-подтверждение со всеми относящимися к делу деталями и еще одну брошюру на случай потери, отсылки с карточкой регистрации или для передачи знакомым.
Когда участники приедут в гостиницу, сделайте так, чтобы вас было легко найти. Объявление о семинаре должно занять заметное место в календаре событий, находящемся в холле гостиницы. Нужно досконально проверить текст, так как объявления часто бывают неправильными или же их вообще не помещают.
Если такое произошло, а гостиничный персонал не помог вам заменить объявление, сделайте это сами, указав фамилию, номер комнаты, дату и время проведения на самом видном месте. Как только записавшиеся найдут вас, угостите их чем-нибудь подходящим по времени дня.
Это даст посетителям несколько минут, чтобы освоиться в новой обстановке.
Процесс регистрации нужно закончить как можно быстрее. Люди уже знают, как будут платить, они прочитали об этом в брошюре. Вам поможет пара компетентных ассистентов, нанятых в местном агентстве.
Надо заранее ознакомить их с процедурой регистрации. По возможности присутствуйте при этом сами, отвечая на вопросы и обеспечивая нормальное течение процесса.
Бывает, что кто-то из записавшихся неудовлетворен программой. Заранее подготовьте правила для таких недовольных. Большинства недоразумений можно избежать, точно указав все подробности в рекламной брошюре.
Также стоит описать правила в материалах, письмах-подтверждениях, рассказать о них перед началом программы. Сообщите, что, согласно им, если участник не удовлетворится программой, то сможет получить деньги обратно после первого же перерыва или 90 минут занятий. Мало кто использует эту возможность, но такое сообщение придаст уверенности не любящим рисковать. Юно также даст вам возможность сконцентрироваться на презентации и не отвлекаться на быстрое принятие решений в последнюю минуту.
Исчезает риск недоразумений между недовольными клиентами и вами по поводу неправильно понятых с самого начала правил возврата денег.
Правила должны быть точно определенными и по поводу использования записывающих устройств во время занятий. Их следует включить в брошюру или в письмо-подтверждение. Многие организаторы запрещают записывать занятия из-за щелчков и шумов, раздражающих их и мешающих участникам.
Если организатор продает записи занятий или предоставляет их в качестве учебного материала, он также, скорее всего, не разрешит слушателям использовать индивидуальные записывающие устройства.
Если вы все же разрешите участникам записывать занятия, это может стать отличным побуждением для продолжения ими обучения после окончания семинара. Однако так можно и потерять нескольких потенциальных участников, ибо люди поделятся записями со своими друзьями. Но это же способно и увеличить популярность программы, так как приведет к вам других участников без затрат на рекламу.
Независимо от того, предоставите вы записи или разрешите их делать на занятиях, будьте постоянны и сообщите участникам о своей политике по данному вопросу до их прибытия на семинар.
Чтобы понизить оплату за семинар, можно продавать участникам кассеты с записями материалов. Желающие иметь такие записи приобретут их, но от этого стоимость семинара для других не поднимется.
Не обязательно записывать каждую презентацию. Запишите какую-то одну и продавайте кассету участникам последующих программ этого будет достаточно. Если вы хотите сделать запись программы и размножить кассеты на месте, обратитесь в занимающиеся этим компании, имеющиеся в любом городе.
Главное, не относитесь к проблемам записей небрежно. Обязательно воспользуйтесь услугами профессионалов, предварительно проверив отзывы о них.
На некоторых программах я успешно использовал две различные расценки оплаты. По более низкой цене предлагался сам семинар и его план, а по более высокой люди могли получить все семинар, план, кассеты, учебник, консультацию после семинара, обеды и пр.
Одни летают первым классом, другие предпочитают экономный. Преимущество такой системы состоит в том, что сперва людей привлекает программа по более низкой цене.
Во время же регистрации или позже с начала занятий они загораются желанием получить и все остальное. Этот психологический эффект всегда успешно использовался при продаже автомобилей.
Ведь рекламируются всегда дешевые автомобили, а демонстрационные залы дилеров наполнены шикарными дорогими моделями.
Иногда так не хочется отвечать на вопросы участников. Возможно, вопрос задан не по теме и прерывает текущие объяснения. Или он касается материала, который вы планируете глубже раскрыть в будущем.
Реагировать на такое можно разными способами. Либо просто отложить вопрос, сказав, что вы ответите на него позже.
Это позволит продолжить презентацию, но внимание задавшего вопрос вы утратите до тех пор, пока не ответите и не удовлетворите его любопытство. Лучше все же ответить на вопрос кратко, сказав, что еще вернетесь к нему позднее и ответите подробнее.
Помните отвечая на вопросы, вы признаете право участников на активную позицию в учебном процессе, а это решает, будет ли участник доволен семинаром.
После многократного представления программы вы уже слышали 95% всех возможных вопросов. Поэтому можете попытаться предвосхищать их, отвечая заранее. Если ваша программа перезрелая и негибкая, она лишится спонтанности и свежести, а участники утратят шансы на взаимодействие с вами. Еще один вид реакции на нежелательные вопросы временно их не замечать.
Можете смотреть и как бы не видеть поднятую руку, что даст вам время закончить мысль и возможность не создать впечатления, будто вы не обращаете внимание на нужды участников.
Будьте осторожны с любителями речей. Они могут испортить всю программу.
Есть категория людей, которые не прочь заплатить за регистрацию ради возможности провести свой собственный семинар. Такие не задают вопросов, но выступают с речами, желая усладить свое эго. То, что они говорят, к теме вовсе не относится. Они только надоедают участникам, пришедшим послушать вас.
Следует научиться пресекать их, не заставляя краснеть. Можно дать краткий ответ и без остановки продолжить свою речь.
Используйте вопрос такого участника в качестве моста перехода к следующему пункту.
В некоторых случаях уместно раздать награды или сертификаты об окончании в конце семинара или после успешного завершения теста. Это способствует росту популярности вашей программы, так как подобные сертификаты принято вставлять в рамки и вешать на стену на самом видном месте.
Оценки и последующие контакты продемонстрируют ваше желание добиться обратной связи с участниками и улучшить программу. Если это внутрифирменная программа обучения, используйте оценки программы, чтобы узнать, нужна ли участникам дополнительная вспомогательная информация, которую можно было бы включить в занятия.
Обратная связь ценна и для программ, предназначенных широкой общественности, но там это происходит и без официального опроса по реакции на презентацию прямо на месте проведения, устным рекомендациям и добровольным комментариям.
Если вы не смогли раскопать тему, по которой ваш глубокий интерес и знания совпадают с желанием потенциальных слушателей платить, не расстраивайтесь. Многие успешно действующие организаторы семинаров понимают только рекламную и маркетинговую сторону этого бизнеса. Они очень растерялись бы, если вынуждены были проводить занятия сами.
Вам тоже не обязательно это делать самому.
Сначала определитесь, нужен ли другой преподаватель. Если вы только начинаете, он вам и не понадобится, да у вас не хватит денег на его зарплату, общие и дорожные расходы. Поездки с персоналом могут обойтись очень дорого, а такие расходы лучше сократить (особенно в период проверочной фазы семинара).
Целый день или несколько дней учебной работы весьма утомительны. Поэтому подготовьте материалы самостоятельных и практических заданий для участников, включив их в программу, чтобы дать себе возможность немного отдыхать в течение дня.
Допустим, вы уже испробовали все это, но чувствуете, что помощь все-таки нужна. Причины этого даны ниже.
Теперь вам нужно найти самых сведущих людей, которые бы работали за наименьшую зарплату. Качества хорошего преподавателя отличаются от свойств полноценного организатора. Но даже до поиска преподавателя вам понадобится помощь библиотекаря. Аспиранты обычно прекрасно с этим справляются, как и с составлением расписания программы, и разработкой материалов.
Чтобы найти преподавателя-ассистента, нужно определиться, человек какой квалификации вам нужен. Уровень преподавания должен соответствовать сложности материала. В одной части спектра вы найдете людей очень высокой квалификации. Они хорошо знают предмет, прекрасные ораторы и отлично могут справиться с ответами на любые вопросы в сложных ситуациях.
Преподавателю такой категории не нужны особые учебные материалы. Так что средства на разработку подобных материалов можно использовать для зарплаты такого недешевого специалиста.
Если учебный материал хорошо разработан и систематизирован, ходячая энциклопедия по этому предмету вам не нужна. Программа четко структурирована, и у инструктора имеется все необходимое.
Если занятия будут проведены только единожды, а материал больше не будет использоваться, разумнее и целесообразнее воспользоваться услугами наилучшего преподавателя. Если же программа будет использоваться многократно, разными преподавателями, лучше иметь тщательно разработанную систему, легко приспосабливаемую к разным преподавательским стилям.
Это поможет постоянно сохранять высокое качество программы.
Когда станет ясно, какой преподаватель нужен, останется только узнать, где его найти. Предлагаем разные источники.
Теперь о возможных типах финансовых соглашений с заинтересованными участвовать в вашей программе. Можно найти специалистов, готовых выступать бесплатно только ради известности.
Существует много талантливых и энергичных ораторов, которые будут рады возможности выступить перед группой участников для улучшения связей с общественностью или для представления собственной деловой концепции, получения опыта и т.п. Поищите среди них того, кто поработает на вас бесплатно или в обмен на услугу.
Если же вы собираетесь заплатить за представление программы, это делается разными способами.
Любой выбранный вами тип соглашения необходимо оформить в письменной форме. Если помогающие вам являются вашими служащими, отметьте, что они не должны с вами конкурировать, и определите все подразумеваемое под понятием конкуренция. Во всяком случае, ваши взаимоотношения с независимыми консультантами должны оговариваться на принципах контракта, содержащего:
Ниже прилагается вариант удобного и дающего вам преимущества стандартного соглашения (контракта) с независимыми консультантами. Вы в нем называетесь Компанией, а преподаватель Консультантом.
Компания... (название) была создана для помощи в продолжении и специализации образования технических и других работников на индивидуальной и групповой основе. Уникальные программы Компании... (название) для семинаров/курсов приспособлены к особым профессиональным нуждам в реальных условиях и ориентированы на практическую деятельность.
Президент... (название компании) выражает желание использовать помощь специалиста... (фамилия), впоследствии именуемого Консультант, в области (областях) его квалификации.
Удостоверяя все вышеозначенное, стороны и составили данное соглашение.
КОНСУЛЬТАНТ ___________________ Дата |
КОМПАНИЯ _________________ Дата |
(Примечание: советуем читателю проконсультироваться с юристом, прежде чем подписывать какой-либо контракт.)
Имеющие наибольший успех в бизнесе организации семинаров должны тщательно проверять правильность своих концепций (замыслов программ и рекламных стратегий) до вложения солидных денежных сумм. Существует множество изменяющихся факторов, способных повлиять на финансовый успех семинара/курсов. В практике консультанта постоянно встречаются клиенты, готовые вложить несколько тысяч долларов для проверки концепции семинара.
Советуем тратиться поменьше. Практически любой семинар можно протестировать менее чем за тысячу долларов. Если вы рекламируетесь методом прямой рассылки, географическое расположение места проведения семинара не так важно, как стоимость самой рекламы.
Почтовые расходы в другой конец страны одинаковы с теми, что уходят на посылку в другую часть улицы. Допустим, доставка материалов непосредственно потенциальному слушателю обойдется в $0,30. Тогда за $900 можно протестировать трехтысячный рынок.
Однако при использовании средств массовой информации географическое положение становится очень важным фактором получения хороших результатов теста и сокращения расходов на маркетинг. В этом случае вам поможет последующая информация.
Выбор рынка для теста
Если семинар будет иметь успех на хорошем для теста рынке (в небольшом или среднего размера городке), он, возможно, будет успешным и в мегаполисах на общенациональном рынке. С этим важным условием надо считаться при выборе рынка для теста своей программы.