Она была бы результатом логического рассуждения, посредством которого действующие лица пытаются заранее вычислить время и степень этих изменений цен относительно всех товаров и услуг, прямо или косвенно имеющих значение для их собственной удовлетворенности. Однако подобные расчеты невозможны, поскольку для их выполнения требуется совершенное знание будущих условий и оценок.
Возникновение ценовой премии не является результатом арифметической операции, способной обеспечить надежное знание и исключающей неопределенность относительно будущего. Она следствие интерпретации будущего промоутерами и их расчетов, основанных на этом понимании. Она появляется на свет постепенно, по мере того, как сначала некоторые, а затем все больше и больше действующих лиц осознают тот факт, что рынок столкнулся с изменениями денежного отношения под действием денежных факторов, а следовательно, и с определенным образом ориентированной тенденцией.
Ценовая премия появляется только тогда, когда люди начинают продавать и покупать с целью извлечь выгоду из этой тенденции.
Необходимо уяснить, что ценовая премия представляет собой результат спекуляции, предвосхищающей изменения в денежном отношении. В случае ожидающегося сохранения инфляционной тенденции она вызывается уже первыми признаками явления, которое позднее, когда станет всеобщим, будет названо бегством в реальные ценности и в конечном счете породит ажиотажный бум и крушение денежной системы. Как и в любом другом случае интерпретации будущих событий, спекулянт может ошибаться, инфляционная или дефляционная динамика может остановиться или замедлиться, а цены будут отличаться от ожидаемых.
Увеличившаяся склонность продавать или покупать, порождающая ценовую премию, как правило, раньше и в большей степени оказывает влияние на краткосрочные кредиты, чем на долгосрочные. Если это так, то ценовая премия сначала оказывает воздействие на рынок краткосрочных кредитов и только потом, вследствие взаимосвязанности всех частей рынка, также и на рынок долгосрочных кредитов. Однако в некоторых случаях ценовая премия в долгосрочных кредитах появляется независимо от того, что происходит с краткосрочными кредитами. Особенно ярко это проявлялось в международном кредитовании в то время, когда еще был жив международный рынок капитала. В некоторых случаях кредиторы были уверены в краткосрочном поведении национальной валюты той или иной страны; в краткосрочных кредитах, выраженных в этой валюте, ценовая премия отсутствовала или была незначительной.
Однако оценка долгосрочных перспектив данной валюты была менее благоприятна, а следовательно, в долгосрочных контрактах предусматривалась значительная ценовая премия. В результате долгосрочные кредиты, выраженные в этой валюте, могли выдаваться только по более высокой ставке, чем кредиты тому же должнику, выраженные в золоте или иностранной валюте.
Мы продемонстрировали одну причину, почему ценовая премия может в лучшем случае практически свести на нет, но не уничтожить полностью, последствия изменений денежного отношения под действием денежных факторов на содержание кредитных сделок. (Вторая причина будет обсуждаться в следующем параграфе.) Ценовая премия всегда отстает от изменений покупательной способности, потому что ее порождают не изменения в предложении денег (в широком смысле), а неизбежно случающееся позже воздействие этих изменений на структуру цен. И только непрекращающаяся инфляция меняет положение дел. Паника валютной катастрофы, ажиотажный спрос характеризуются чрезвычайным ростом не только цен, но и положительной ценовой премии. Никакая валовая процентная ставка, какой бы высокой она ни была, не кажется потенциальному кредитору достаточно высокой, чтобы компенсировать потери, ожидаемые от прогрессирующего снижения покупательной способности денежной единицы.
Он воздерживается от кредитования и сам предпочитает покупать реальные блага. На ссудном рынке возникает застой.
4. Ссудный рынок
Валовые ставки процента, установившиеся на ссудном рынке, не являются едиными. В зависимости от индивидуальных характеристик конкретной сделки варьируется предпринимательская компонента, всегда являющаяся их частью. Именно игнорирование этого фактора является одним из самых серьезных недостатков исторических и статистических исследований, посвященных движению процентных ставок.
Бессмысленно строить временные ряды на основе процентных ставок открытого рынка или учетных ставок центрального банка. Имеющиеся для построения таких временных рядов данные несопоставимы. Одинаковая учетная ставка центрального банка в разное время обозначает разные вещи. Институциональные условия деятельности центральных и коммерческих банков разных стран и их организованные ссудные рынки настолько отличаются друг от друга, что сравнивать номинальные процентные ставки, не обращая внимание на это многообразие, абсолютно неверно.
Нам априори известно, что при прочих равных условиях кредитор стремится предпочесть более высокие валовые процентные ставки более низким, а должник более низкие более высоким. Но прочие условия никогда не равны. На ссудном рынке преобладает тенденция выравнивания валовых процентных ставок по кредитам, у которых идентичны факторы, определяющие величину предпринимательской компоненты и ценовую премию. Это знание дает интеллектуальное средство интерпретации фактов, касающихся истории процентных ставок. Без помощи этого знания имеющийся в нашем распоряжении огромный исторический и статистический материал был бы всего лишь массой бессмысленных цифр.
Строя временные ряды цен на конкретные первичные товары, эмпиризм имеет по крайней мере одно очевидное оправдание, заключающееся в том, что ценовые данные относятся к одному физическому объекту. В действительности это оправдание иллюзорно, так как цены относятся не к неизменным физическим свойствам вещей, а к меняющимся ценностям, которые присваивают им действующие субъекты. Однако при изучении процентных ставок нельзя выдвинуть даже этого неудовлетворительного оправдания.
Реальные валовые процентные ставки не имеют между собой ничего общего, кроме тех характеристик, которые видит в них теория каталлактики. Они предстают сложными явлениями и их нельзя использовать при создании эмпирической или апостериорной теории процента. Они не могут ни подтвердить, ни опровергнуть того, что экономическая наука утверждает по данной проблеме.
При условии тщательного анализа в совокупности со всем знанием, сообщаемым экономической наукой, они являются бесценными документами для экономической истории, но они бесполезны для экономической теории.
Обычно различают рынок краткосрочных займов (денежный рынок) и рынок долгосрочных займов (рынок капитала). Более глубокий анализ, классифицируя ссуды по их продолжительности, должен пойти дальше. Кроме того, существуют различия в отношении юридической стороны соответствующих соглашений. Одним словом, ссудный рынок неоднороден. Но самые заметные различия возникают благодаря содержащейся в валовой процентной ставке предпринимательской компоненте.
Именно ее имеют в виду люди, утверждая, что кредит основан на доверии.
Причиной взаимосвязи всех секторов ссудного рынка и установившихся на них валовых процентных ставок является неустранимая устремленность чистых процентных ставок, входящих в состав валовых процентных ставок, к конечному состоянию первоначального процента. Относительно этой тенденции теория каталлактики может рассматривать рыночную ставку процента, как если бы она была единым феноменом, и абстрагироваться от предпринимательской компоненты, всегда присутствующей в составе валовых ставок, и ценовой премии, присутствующей в них от случая к случаю.
Цены всех товаров и услуг в каждый момент времени движутся к конечному состоянию. Если это конечное состояние когда-либо будет достигнуто, то отношение между ценами на настоящие и будущие блага будет первоначальным процентом. Однако изменяющаяся экономика никогда не достигает идеального конечного состояния.
Постоянно появляется новая информация, отклоняющая ценовой тренд от движения к предыдущей цели другому конечному состоянию, которому могла соответствовать другая ставка первоначального процента. В ставке первоначального процента не больше постоянства, чем в ценах и заработной плате.
Люди, предусмотрительная деятельность которых направлена на согласование применения факторов производства с происходящими изменениями, а именно предприниматели и промоутеры опираются в своих расчетах на цены, ставки заработной платы и процентные ставки, определенные рынком. Они обнаруживают расхождение между сегодняшними ценами на комплиментарные факторы производства и прогнозируемыми ценами на конечную продукцию минус рыночная ставка процента и стремятся извлечь из этого прибыль. Роль процентной ставки в размышлениях планирующего предпринимателя очевидна.
Она показывает ему, как далеко он может пойти, отвлекая факторы производства от использования для удовлетворения потребностей более близкого будущего и направляя их на удовлетворение потребностей более отдаленного будущего.