Любые результаты экономического расчета и любые выводы, сделанные на их основе, обусловлены превратностями изменений покупательной способности под действием денежных факторов. В соответствии с ростом и падением покупательной способности между переменными, отражающими более ранние цены, и переменными, отражающими более поздние цены, возникает специфическая разница. Расчет показывает прибыли или убытки, которые производятся просто изменениями покупательной способности денег под действием денежных факторов.
Если мы сравним эти прибыли или убытки с результатом расчета, сделанного на основе денег, покупательная способность которых претерпела менее сильные изменения, то мы можем назвать их всего лишь мнимыми или кажущимися. Но нельзя забывать, что подобные утверждения возможны только как результат сравнения расчетов, сделанных на основе разных видов денег. Поскольку денег со стабильной покупательной способностью не существует, то такие кажущиеся прибыли и убытки присутствуют в любом методе экономического расчета, независимо от того, на каком виде денег он базируется.
Невозможно точно провести различие между подлинными прибылями и убытками и просто кажущимися прибылями или убытками.
Поэтому можно утверждать, что экономический расчет несовершенен. Однако никто не сможет предложить метод, который был бы свободен от этих недостатков, или придумать денежную систему, которая полностью могла бы устранить источник ошибок.
Невозможно отрицать, что свободный рынок сумел разработать денежную систему, которая отвечает всем требованиям как косвенного обмена, так и экономического расчета. Цель денежных расчетов состоит в том, чтобы они не нарушались погрешностями, проистекающими от медленных и сравнительно слабых изменений покупательной способности. Степень изменений покупательной способности металлических денег под действием монетарных факторов, происходивших в течение последних 200 лет, особенно золотых денег, не может так сильно повлиять на результаты деловых экономических расчетов, чтобы сделать их бесполезными. Исторический опыт показывает, что с помощью этих методов расчета можно достигнуть любых практических целей управления деловым предприятием. Теоретический анализ показывает, что лучшего метода невозможно придумать, а тем более применить на практике.
В связи с этим бессмысленно называть денежный расчет несовершенным. Человек не в силах изменить категории человеческой деятельности. Он должен приспосабливать к ним свое поведение.
Деловые люди никогда не считали необходимым освободить экономический расчет, основывающийся на золоте, от зависимости от колебаний покупательной способности. Предложения по усовершенствованию денежной системы путем принятия табличного эталона, основанного на индексах, или путем принятия на вооружение различных методов товарных эталонов делались не для коммерческих сделок и денежного расчета. Их цель состояла в обеспечении договоров долгосрочных займов эталоном, менее подверженным колебаниям.
Коммерсанты даже не считали целесообразным модифицировать методы бухгалтерского учета, чтобы уменьшить определенные погрешности, вызванные колебаниями покупательной способности. Например, можно было бы отказаться от практики списания оборудования с длительным сроком службы методом ежегодной амортизации. Вместо этого можно было бы использовать механизм установления постоянных долей амортизации, зафиксированных в процентах от затрат на реновацию в таком размере, который представляется необходимым, чтобы покрыть полные затраты на реновацию к тому времени, когда это потребуется.
Но бизнес не стремился принять подобную методику.
Все это действительно только в отношении денег, не подверженных быстрым, резким изменениям покупательной способности под действием денежных факторов. А деньги, с которыми происходят такие быстрые и резкие изменения, вообще теряют пригодность служить средством обмена.
8. Предвосхищение предполагаемых изменений покупательной способности
Размышления индивидов, определяющих свое поведение относительно денег, основываются на их знании цен ближайшего прошлого. Если они будут испытывать недостаток этой информации, то они не смогут определить величину необходимых остатков наличности и затраты на покупку различных товаров. Средство обмена без прошлого немыслимо.
Ничто не может начать выполнять функцию средства обмена, если прежде оно уже не было экономическим благом и люди не присвоили ему меновую ценность до того, как на него начал предъявляться спрос как на средство обмена.
Но покупательная способность, доставшаяся от ближайшего прошлого, видоизменяется сегодняшним спросом и предложением на деньги. Человеческая деятельность всегда готовится к будущему, пусть иногда оно представляет собой будущее следующего часа. Тот, кто покупает, делает это для будущего потребления и производства. Если он считает, что будущее будет отличаться от настоящего и прошлого, он изменит свои оценки ценности и стоимости. В отношении денег это действительно точно так же, как и в отношении всех товаров.
В этом смысле мы можем сказать, что сегодняшняя меновая ценность денег является предвосхищением завтрашней меновой ценности. Основа всех оценок, касающихся денег, их покупательная способность, сложившаяся в ближайшем прошлом. Но если ожидаются изменения покупательной способности под действием денежных факторов, на сцену выходит второй фактор предвосхищение этих изменений.
Тот, кто считает, что цены на товары, в которых он заинтересован, вырастут, покупает их больше, чем он купил в том случае, если бы у него не было подобной уверенности; соответственно, он ограничивает свои остатки наличности. Тот, кто считает, что цены упадут, ограничивает свои покупки и тем самым увеличивает свои остатки наличности. Пока подобные гипотетические предположения касаются лишь ограниченного круга товаров, они не вызывают общую тенденцию изменения остатков наличности. Другое дело, если люди считают, что близятся крупные изменения покупательной способности под действием денежных факторов. Когда они ожидают, что денежные цены на все товары вырастут или упадут, они расширяют или ограничивают свои покупки.
Это значительно усиливает и ускоряет ожидаемые тенденции. Это продолжается до тех пор, пока не наступит момент, когда дальнейших изменений покупательной способности не ожидается. Только тогда исчезает склонность людей покупать или продавать, и они снова начинают увеличивать или уменьшать свои остатки наличности.
Но если общественное мнение убеждено, что увеличение количества денег в обращении будет продолжаться и никогда не закончится, а следовательно, цены на все товары и услуги никогда не перестанут расти, то каждый будет стремится купить как можно больше и ограничить свои остатки наличности минимальным уровнем. Это объясняется тем, что в этих обстоятельствах издержки поддержания остатков наличности будут увеличены потерями, вызванными постоянным падением покупательной способности. За выгоды обладания наличными необходимо платить жертвами, которые считаются неоправданно обременительными.
Во время великой европейской инфляции 20-х годов это явление было названо бегством в реальные ценности (Flucht in die Sachwerte*) или ажиотажным спросом (Katastrophenhausse). Математическая экономическая теория затрудняется объяснить причинную связь между увеличением количества денег и тем, что в ней называют скоростью обращения.
Характерная особенность этого явления заключается в том, что увеличение количества денег вызывает падение спроса на них. Тенденция падения покупательной способности, порожденная увеличением предложения денег, усиливается общей склонностью к ограничению величины остатков наличности. В конце концов в определенный момент в цены, по которым люди были бы готовы расстаться с реальными товарами, включается такая степень ожидаемого падения покупательной способности, что никто не располагает достаточным количеством наличных денег, чтобы их заплатить. Денежная система рушится. Все сделки с участием денег прекращаются.
В результате паники их покупательная способность вообще исчезает. Люди либо возвращаются к прямому товарообмену, либо используют другой вид денег.
Инфляция развивается следующим образом: в самом начале вливание дополнительных денег заставляет цены некоторых товаров повышаться; остальные цены повысятся позже. Как было показано, рост цен оказывает влияние на различные товары и услуги в разное время и в разной степени.
Первый этап инфляционного процесса может длиться долгие годы. В это время цены на многие товары и услуги еще не приведены в соответствие с изменившимся денежным отношением. В стране еще существуют люди, пока не осознавшие, что они столкнулись с ценовой революцией, которая в конечном счете приведет к значительному росту всех цен, хотя степень этого роста не будет одинаковой для различных товаров и услуг.
Они еще считают, что когда-нибудь цены понизятся. В ожидании этого момента они ограничивают покупки и соответственно наращивают остатки наличности. Пока эти представления еще разделяются общественным мнением, государству не поздно отказаться от инфляционной политики.