Интересы конкурентов антагонистичны только в отношении услуг, оказываемых природными комплиментарными факторами производства. Этот неотвратимый естественный антагонизм вытесняется преимуществами разделения труда. До тех пор, пока средние издержки производства можно снизить с помощью крупномасштабного производства, конкуренция между теми, кто стремится получить один и тот же товар, способствует улучшению положения каждого отдельного конкурента.
Наличие большого количества людей, стремящихся приобрести товар c, позволяет производить его с использованием затратосберегающих технологических процессов. И тогда даже люди, располагающие скромными средствами, могут позволить себе его купить. Точно так же ценовая дискриминация иногда позволяет удовлетворить потребности, которые оставались бы неудовлетворенными в ее отсутствие.
Пусть в городе живут p любителей музыки, готовых истратить по 2 дол. на посещение концерта виртуоза. Однако такой концерт требует затрат, превышающих величину 2p, и, следовательно, не может быть устроен. Но если возможна дифференциация входной платы, а среди р друзей музыки находятся n, готовых заплатить по 4 дол., то концерт становится возможным при условии, что 2 (n + p) долл. достаточно.
Тогда n человек платят за билет по 4 дол., а (р n) человек по 2 дол. и отказываются от удовлетворения наименее настоятельной потребности, которую они бы удовлетворили, если бы не предпочли посетить концерт. Каждый человек в зале чувствует себя лучше, чем в том случае, если невозможность ценовой дискриминации помешала бы представлению. В интересах организаторов увеличивать аудиторию до тех пор, пока прием дополнительных потребителей не требует более высоких издержек по сравнению с платой, которую они готовы заплатить.
Ситуация была бы иной, если бы концерт можно было устроить и при входной плате не более 2 дол. Тогда ценовая дискриминация причинила бы ущерб тем, с кого взяли 4 дол.
Наиболее распространенная практика продажи входных билетов на художественные представления и железнодорожных билетов не является ценовой дискриминацией в каталлактическом смысле этого термина. Человек, оплачивающий более высокий тариф, получает нечто, что он ценит выше, чем тот, кто платит меньше. Он получает лучшие места, более комфортабельные условия путешествия и т.п. Подлинная ценовая дискриминация существует в примере с врачом, который хотя и делает всем пациентам одинаковые процедуры, с богатых клиентов берет больше, чем с менее состоятельных.
Она существует в случае железных дорог, берущих более высокую плату за отправку товаров, которым транспортировка добавляет больше ценности, чем за отправку остальных грузов, хотя издержки одни и те же. Очевидно, что и врач, и железная дорога могут практиковать ценовую дискриминацию только в пределах, установленных возможностями у пациентов и грузоотправителей найти другое, более выгодное для них решение своих проблем. Но это относится к одному из двух условий, требующихся для появления ценовой дискриминации.
Бессмысленно указывать на положение дел, при котором ценовая дискриминация может осуществляться всеми продавцами всех видов товаров и услуг. Более важно установить, что в рыночной экономике, не подорванной государственным вмешательством, условия, необходимые для ценовой дискриминации, встречаются так редко, что справедливо могут быть названы исключительным явлением.
11. Ценовая дискриминация со стороны покупателя
В то время как монопольный покупатель не может устанавливать монопольные цены и получать монопольные доходы, иное положение сложилось с ценовой дискриминацией. Для появления на свободном рынке ценовой дискриминации со стороны монопольного покупателя требуется одно условие: полное невежество продавца относительно состояния рынка. Поскольку маловероятно, что невежество может продолжаться в течение достаточно длительного времени, то ценовая дискриминация может осуществляться только в случае государственного вмешательства.
Швейцарское правительство установило государственную монополию на зерно. Оно покупает его по мировым ценам на внешних рынках и по более высоким ценам у местных фермеров. При домашних закупках оно платит более высокие цены фермерам, которые, выращивая зерновые на каменистых почвах горных районов, несут более высокие издержки, и более низкие но все равно выше мировых цен фермерам, работающим на более плодородных землях.
Взаимосвязь цен p и q можно назвать связанностью потребления.
Если услуги, оказываемые товаром b, могут быть заменены, пусть и не абсолютно удовлетворительно, на услуги, оказываемые другим товаром a, то изменение цены одного из них оказывает влияние на цену другого. Взаимосвязь цен a и b можно назвать связанностью замещения.
Связанность производства, связанность потребления и связанность замещения являются специфической связанностью цен ограниченного числа товаров. От этой специфической связанности следует отличать общую связанность цен всех товаров и услуг. Общая связанность представляет собой следствие того, что для удовлетворения потребностей любого рода, помимо некоторых более или менее специфических ресурсов, требуется один редкий ресурс, который, несмотря на различия своей качественной производительной силы, может быть назван в строго определенных выше границах[Cм. с. 126128.] неспецифическим фактором.
Мы имеем в виду труд.
В гипотетическом мире, где все факторы производства абсолютно специфичны, человеческая деятельность протекала бы во множестве областей удовлетворения потребностей, не зависящих друг от друга. В реальном мире различные области удовлетворения потребностей связываются вместе существованием огромного множества неспецифических ресурсов, подходящих для достижения разнообразных целей и в определенной степени взаимозаменяемых. Тот факт, что один ресурс труд необходим для любого вида производства, а с другой стороны, в определенных пределах является неспецифическим, приводит к связанности всей человеческой деятельности. Он интегрирует процесс установления цен в единое целое, где все шестерни оказывают влияние друг на друга.
Это делает рынок переплетением взаимозависимых явлений.
Было бы абсурдным рассматривать конкретную цену как изолированную вещь в себе. Цена отражает место, которое действующий человек определяет предмету в данном состоянии своих усилий по устранению беспокойства. Она указывает не на взаимосвязь с чем-либо неизменяемым, а просто на мгновенное положение в калейдоскопически изменяющемся скоплении.
В этом собрании предметов, считающихся ценными в соответствии с субъективными оценками действующего человека, положение каждой частицы взаимосвязано со всеми остальными частицами. То, что называется ценой, всегда представляет собой взаимоотношение внутри интегрированной системы, являющейся сложным результатом отношений между людьми.
13. Цены и доход
Рыночная цена представляет собой реальное историческое явление, количественное соотношение, в котором в определенном месте и в определенное время два индивида обменивают определенные количества определенных товаров. Она относится к особым обстоятельствам конкретного акта обмена. В конечном счете она определяется субъективными оценками этих индивидов.
Она не вытекает из общей структуры цен или из структуры цен на конкретный класс товаров и услуг. То, что называется структурой цен, является абстрактным понятием, полученным из множества отдельных конкретных цен. Рынок порождает не цены на землю или автомобили вообще и не ставки заработной платы вообще, а цены на конкретные участки земли и ставки заработной платы за выполнение определенной работы. Для процесса ценообразования не имеет значения, к какому классу следует отнести вещи, участвующие в обмене, с какой бы то ни было точки зрения. Хотя они могут различаться в других отношениях, в самом акте обмена они не более чем товары, т.е. вещи, обладающие ценностью за счет своей способности устранять ощущаемое беспокойство.
Рынок не создает и не определяет доходы.