d9e5a92d

BCG. Соперничество «знахаря» с «гробовщиками»

А закончилась история крайне неприятно. До сих пор на Стейт-стрит в Чикаго стоит здание огромного универсального магазина, являющегося символом американского бизнеса. Этот магазин настолько связан с историей розничной и оптовой торговли в стране, что порой воспринимается как святилище. Для тех же, кто в равной степени смешивает ностальгию и материализм, магазин Marshall Field Co., расположенный в деловой части Чикаго, в последний месяц года становится настоящей Меккой. Это одно из мест, зарабатывающих свои основные деньги на Рождество и уделяющих особое внимание этому самому прибыльному периоду года.

Для многих тысяч жителей Чикаго Рождество представляется немыслимым без посещения Walnut Room, одного из помещений магазина, в котором находится огромная елка высотой в три этажа, а под ней стоят тарелки с горячим мясным пирогом, выпечкой и лежат тысячи подарков. Если изучить историю создания Marshall Field Co., то можно поразиться тому, чего стоило выстроить такой магазин в городе, находившемся на переднем крае экономического роста. Задолго до того, как Чикаго выгорел дотла в 1871 году, Field's была настоящим магнитом для тех, кто хотел приобрести качественные вещи. Магазин был столь уверен в своем будущем, что строил собственные фабрики по производству текстиля и рассылал по всему свету закупщиков, имевших одну цель - найти и купить самое лучшее. Магазин занимался оптовыми закупками, снабжая не только бурно растущий Чикаго, но и небольшие городки.

Руководство Field's потратило целое состояние на строительство витрин, каждая из которых была посвящена определенной теме и дизайн которых отражал самые свежие культурные веяния. Оптовая и розничная формула работы магазина была очень успешной.

На протяжении десятилетий Field's получала существенные прибыли и признание. Компания стала лидером всей американской розничной торговли и активно воплощала в жизнь свой девиз Дайте женщине то, что она хочет!. Однако одна важная страница истории Field's почти неизвестна многим покупателям, делающим покупки в магазине в предвкушении Рождества. Эта история связана с настоящей войной между Маккинзи и приверженцами традиций, управлявшими магазином почти 60 лет назад. Маккинзи был гениальным чужаком, приглашенным в компанию для того, чтобы совершить чудо.

Выживание бизнеса в тот момент было под вопросом. Разногласия между сторонами той битвы очень похожи на разногласия между консультантами по управлению и руководителями компаний в наши дни. Маккинзи был человеком извне, обладавшим великолепной репутацией, который сначала выступал как сторонний консультант, а затем был приглашен в штат компании - такое часто происходит и в наши дни по всему миру.

Маккинзи защищал метод научного управления и предложил компании новую философию бизнеса (что также в большой степени присуще современным консультантам). Он агрессивно защищал идеи уменьшения размеров компании (downsizing) еще до того, как это явление получило такое название.

Он был в равной степени безжалостен и активен в своих действиях. Он был уверен в своей правоте практически по любому вопросу.

Далеко не во всем он оказался столь толковым, как казалось.
В то время консалтинг был совершенно новой отраслью, маленькой настолько, что было сложно определить, чем занимаются такие компании и насколько быстро они растут. Однако то, что произошло в Marshall Field Co. в годы депрессии, практически предсказало, во что может превратиться эта отрасль, а Маккинзи, ключевая фигура произошедшего, чья история и деятельность не были ни в малейшей степени забыты, выступил в роли пророка.
Маккинзи прошел через все ворота, через которые нужно пройти консультантам сегодняшних дней, в каждом своем шаге он переигрывал любого из своих конкурентов. Джеймс Оскар Маккинзи был провидцем, наполненным идеями из лучших бизнес-школ Америки. Тем не менее о его деятельности осталось не так много свидетельств.



Он удостоился лишь одного абзаца в книге Who Was Who in American History. Про него написана крошечная книга Management and Consulting: An introduction to James О. McKinsey, авторства преподавателя Корнельского университета Уильяма Вульфа, опубликованная в 1978 году. В ней Маккинзи предстает в роли Моисея, пророка современного бизнеса, а его управленческие планы превозносятся подобно десяти заповедям. Эту книгу не так-то легко найти.

При упоминании его имени многие современные консультанты теряют интерес к разговору - складывается впечатление, что для них он стоит в одном ряду с другими значительными фигурами давнего прошлого, где-то между Карнеги, Рокфеллерами, Гулдами, Стэнфордами и другими создателями мира, в котором он работал. Нынешние консультанты практически не видят связи между тем, что Маккинзи делал много лет назад, и тем, что они сами делают сегодня.

Однако это невозможно игнорировать. Внимательно изучите корни любой консультационной компании - и рано или поздно придете к истории Джеймса Маккинзи.

Помимофактора времени ничто не отличает его от любого сегодняшнего консультанта. Он был трудоголиком еще до того, как появился термин, описывающий это навязчивое состояние. Его приверженность интересам клиента не вызывала сомнений, равно как и ценность его работы.

Он превратил получение прибыли в собственную религию. Он верил, что в состоянии сделать любую работу любой ценой и вне зависимости от спроса. В случае с Marshall Field Co. брошенный вызов был практически безграничным. А цена для Маккинзи оказалась крайне высокой.
В разгар Великой депрессии, когда оптовый бизнес компании находился в глубоком коллапсе, Field's отказалась от своей патерналистской культуры и решила обратиться за помощью к людям извне. Это было беспрецедентным шагом для компании, гордившейся своими руководителями, поднявшимися по карьерной лестнице с самых низов. Это была компания, в которой активный и прилежный мальчик на побегушках мог достичь высот иерархии, постепенно двигаясь по длинному старомодному пути от одной управленческой должности к другой.

Если вы занимались продажами, то перед вами были открыты все пути в компании - большинство ее руководителей пришли из отдела продаж. Для старых сотрудников обращение за помощью к чужаку было верхом глупости.

Они при первой возможности сопротивлялись и создавали препятствия, которые могли бы остановить почти любого. Однако депрессия настолько сильно повлияла на механизмы розничной торговли, что принятые в компании испробованные и истинные методы повышения прибыльности перестали работать.
Президент Field's Джон Макинлей, который с 1888 года входил в правление и начал свою карьеру с должности помощника кассира с жалованием $2,25 в неделю, видел за свою жизнь много панических ситуаций, но с такой столкнулся впервые. В 1931 году розничное подразделение компании заработало $1,6 млн, однако потери в оптовой торговле были столь значительны, что съели практически всю прибыль, и год окончился с убытками в $5 млн.

В 1932 году компания впервые за тридцать лет не выплатила дивиденды. Наша компания подобна кораблю, - сказал Макинлей своим сотрудникам, - и сейчас мы временно находимся на мели... Он перепробовал все способы, чтобы при вести дела в порядок.

Навел блеск в магазине на Стейт-стрит, вложив $600 000 в строительство эскалаторов. Он продолжал надеяться на то, что Field's Merchandise Mart, огромный оптовый магазин, выстроенный со значительным превышением строительного бюджета всего лишь за год до начала депрессии, сможет оживить полумертвую оптовую деятельность компании.

Этого не произошло.
В 1934 году убытки от оптовой торговли вновь превысили доходы от розничной. А на горизонте были видны и другие плохие финансовые новости. Field's предстояло делать платежи по 18-миллионному кредиту, взятому для строительства Merchandise Mart.

Но даже и без этого все шло к тому, что оптовая деятельность в 1935 году принесла бы дополнительные убытки в $2 млн.
Отчаявшиеся руководители обратились за советом к Маршаллу Филду III. Почему бы нам не пригласить эксперта в области корпоративного управления, чтобы он приглядывал за компанией? - предложил тот.

Для этой работы у него уже был кандидат. Будучи членом правлений нескольких компаний в Чикаго, он слышал хорошие отзывы о Джеймсе Маккинзи, преподавателе бизнеса одного из коллег. Маккинзи к тому времени уже изучил несколько компаний и дал им рекомендации, позволившие существенно улучшить показатели.

Правление совещалось примерно в течение часа, а затем приняло решение. McKinsey Со. предлагалось внимательно изучить положение дел в Mar shall Field Co. и понять, что могло бы быть сделано в их ситуации.

Маккинзи и группа блестящих молодых консультантов приступили к трехмесячному изучению деятельности всех подразделений Field's. Выбор был достаточно неожиданным. Маккинзи, самый высокооплачиваемый консультант в стране, работавший по ставке $500 в час, считал, что бизнес является, по сути, наукой и что дни, когда магнатом мог стать вчерашний клерк, подходят к концу. В результате ведения бизнеса накапливались данные, вполне понятные для любого человека, способного их прочитать. Будучи гением бухгалтерского учета, он отлично понимал, что стоит за цифрами.

Сильная личность, великий человек действия, способный принимать решения в нужный момент, постепенно начинает уступать место лидерам другого типа, - говорил Маккинзи в одной из своих речей в 1925 году. -Теперь разрешать вопросы бизнеса призван ученый, привычный к исследовательской работе и тщательному планированию. Когда команда приступила к изучению работы Field's, самому Маккинзи было 44 года и он являлся признанным экспертом во всем, что связано с бизнесом и наукой управления. Он был большим поклонником бизнес-ланчей и использовал их для того, чтобы иметь возможность пообщаться с любым нужным ему человеком в компании.

По воспоминаниям современников, он был человеком, никогда не упускавшим шанса установить контакт, не согласным оставаться вторым хоть в чем-либо. Маккинзи был настолько уверен в своих интеллектуальных и профессиональных навыках, что применял их для решения любого вопроса.
Он был автором целого набора учебных материалов по бухгалтерскому учету. Он хотел, чтобы его студенты думали о себе не как о бухгалтерах, а как о менеджерах.

Его принципом было аналитическое мышление. По сути, он изобрел теорию управления по целям (management by objective) задолго до того, как эта концепция стала боевым кличем бизнес-консультантов и гуру управления прошлого столетия.
Он был непростой личностью. По воспоминаниям его сына, он проводил дома крайне мало времени, но и тогда детям не разрешалось отвлекать его от работы шумными играми. Почти каждую субботу он проводил в офисе и брал работу на дом по воскресеньям.

Он совершенно не был похож на Санта-Клауса. Когда дети просили его о чем-нибудь, столь привлекательном в детстве, Маккинзи, который мог легко позволить себе удовлетворить любой каприз детей, обычно начинал читать им целые лекции о том, как же повезло детям жить в доме с прислугой.

Игрушки и спонтанные покупки считались ненужными.
Он был полностью погружен в бизнес. И для Field's это было важно как ни для кого другого.
Работа Маккинзи на Field's в 1930-е годы отражает практически все концепции и стратегии, ставшие нормой для современного управленческого консультирования. Даже поверхностное изучение его тогдашней деятельности дает ощущение того, что мы присутствуем при зарождении консалтинга. Он был настолько последователен в воплощении своего плана, что оставил собственную компанию и поступил на работу в Field's. Его опыт работы в Field's может служить как примером для современного консультанта, так и предостережением, связанным с чрезмерным увлечением и спесью.

Представьте себе, что находитесь на заседании правления Field's в июне 1935 года, когда обстановка в Америке была гнетущей. Маккинзи и его команда закончили изучение компании и были готовы поделиться своими выводами.

На этом заседании и началось то, что известно в легендах Field's под названием Слабительное Маккинзи.
Руководству компании противостоял не смиренный профессор в очках. Маккинзи был высоким человеком, лысеющим и немного сутулившимся, но переполненным уверенностью в себе и фактами. В достаточно бесцеремонных выражениях он признал, что Field's является отличной организацией с толковой финансовой структурой и хорошо управляемыми розничными подразделениями.

Однако оптовое подразделение, по мнению Маккинзи, должно было быть реорганизовано. Производство текстиля или импорт можно было бы и сохранить,но от мелкосерийных или индивидуальных работ необходимо было отказаться - так описывает происходившее история Field's. Макинлей и его люди не могли поверить собственным ушам. Индивидуальные заказы являлись основой работы оптового направления. Field's делала эту работу лучше других в стране.

Они резко выступили против идеи Маккинзи. Они говорили о том, что даже при необходимости ликвидации этого направления процесс должен идти медленно, безболезненно и тихо.

Если бы на рынок просочилось хоть слово о том, что Field's отказывается от выполнения мелкосерийных заказов, компании пришлось бы заплатить за это крайне высокую цену.
Господа, - сказал Маккинзи после того, как выслушал все возражения. - Я думаю, вы примете мое предложение.
Через пять месяцев после этой встречи стало ясно, что Макинлей не собирается следовать рекомендациям Маккинзи. Однако Маккинзи не успокаивался.

В конце концов директора компании решили прекратить противостояние. 9 октября 1935 года Джеймс Маккинзи получил должность главного исполнительного директора, подотчетны которому были все, включая президента компании.

На высшую должность попал человек со стороны, что потрясло компанию до основания и привело в замешательство все 17 000 ее сотрудников.
То, как я начал свою работу, совершенно не добавляло мне популярности, - позднее говорил Маккинзи. Но популярность не стояла на повестке дня. Либо вы должны были поддерживать усилия Маккинзи, либо вам следовало покинуть компанию.

Для того чтобы оптовое направлении работы полностью исчезло, Маккинзи потребовалось шесть месяцев. Работу потеряли 600 сотрудников оптового подразделения и 800 сотрудников, занятых на производстве.

Маккинзи получал письма с угрозами. Согласно летописи Field's, те, кто выжил после приема слабительного, еще многие годы говорили об этом периоде с дрожью и стенаниями.
В ходе процесса реконструкции многое из того, что считается активами в биографии Маккинзи, в старомодной Field's рассматривалось как пассивы. Он общался с руководителями компании как со своими студентами в Чикагском университете. Его считали высокомерным, самодостаточным, а хуже всего - не имеющим представления о традициях Field's и технологиях розничной торговли. Эту проблему хорошо иллюстрирует один анекдот.

Беседуя с закупщиками шелка, он поделился с ними своим убеждением, что наиболее толковым было бы покупать шелк в период низких цен и продавать его в случае повышения цен. Закупщики не могли понять, говорит ли Маккинзи серьезно или просто шутит. Подумав, что это шутка, они дружно засмеялись.

Они ошиблись. Красный от гнева Маккинзи моментально покинул зал заседаний.
С течением времени земля под ногами Маккинзи начала шататься. Стоит признать, что он превратил убыточную компанию в прибыльную, однако совершил на своем пути несколько крупных политических и деловых ошибок.

К примеру, он попытался ввести в ассортимент магазина на Стейт-стрит более дешевые товары, что вызвало сильное возмущение и противодействие со стороны персонала, гордость которого была настолько уязвлена, что они охотно жаловались каждому встречному.
Действуя вопреки советам окружающих, он попытался купить трикотажную фабрику в Новой Англии, производившую низкокачественный товар. Он был вынужден отказаться от этой идеи под давлением и противодействием со стороны Стэнли Филда, одного из важных членов правления компании.

Макинлей, в свою очередь, тоже устал от работы под началом Маккинзи и ушел в отставку в 1936 году. Правление напрягло мускулы и послало Маккинзи недвусмысленное послание, назначив на пост Макинлея еще одного ветерана компании Фредерика Корли, точно так же прошедшего весь путь от посыльного до члена правления.

Было понятно, что новый тип лидера, ученый, не находит должного одобрения со стороны Field's. Но и сам Маккинзи порой принимал неправильные решения. Field's не оплачивала заложенность по счетам в установленные сроки, что приводило к снижению ее кредитных рейтингов. Правление было разочаровано тем, что не получало в ходе своих ежегодных заседаний детальной финансовой информации.

И хотя Маккинзи смог объявить весной 1937 года о прибыли в $3 млн и объеме продаж в $104 млн, проблемы только начинались. Когда правление надавило на Маккинзи и заставило рассказать о работе в деталях, оказалось, что компания в начале года произвела масштабные закупки сырья, цена на которое впоследствии начала снижаться. Шелк, купленный Маккинзи по $2 за фунт, теперь продавался по $1,58.

Цены на шерсть упали с $1,05 до 81 цента. Цена на хлопок упала вдвое. Склады были переполнены, а запасы стабильно теряли в цене.

Маккинзи со всей энергией погрузился в управление вопросами, в которых он, очевидно, не был компетентен, что с политической точки зрения стало основой его фиаско как бизнесмена, так и консультанта. В начале ноября 1937 года Маккинзи был приглашен на частную беседу с Маршаллом Филдом III, в ходе которой ему было сказано, что если он не изменит стиля своего управления, то правление потребует его отставки еще до наступления нового года. Как раз в это время Маккинзи подхватил простуду.

Напряжение на работе привело к тому, что простуда переросла в пневмонию. В самом конце декабря, когда Field's готовилась к скачку продаж в преддверии Рождества, на первой странице газеты Chicago Daily Tribune появилась печальная новость: Скончался руководитель магазина Field's.

Ему было 47 лет. Внутри газеты, как и прежде, размещались рекламные объявления.

Одно из объявлений, адресованных покупателям, гласило, что даже в этот тяжелый год так же, как и раньше, важно помнить, как поздравлять с Рождеством.
После смерти Маккинзи журнал American Business с восторгом отозвался о нем как о человеке, столкнувшемся со сложным заданием и призывавшем безжалостно отказаться от ненужных сантиментов и хладнокровно анализировать факты... Он умер, как умирают многие другие бизнесмены, пожертвовав всем ради работы, требования которой были непомерными.
Объявление о смене курса в Field's не заставило себя долго ждать. Корли, новый президент, сообщил, что планы нынешнего руководства компании требуют существенных изменений программы действий и организации бизнеса, ранее созданных Маккинзи.
То, что думал об этой ситуации Маккинзи, ушло вместе с ним в могилу. Однако за день до смерти этот человек, легенда консалтингового бизнеса, поделился своей последней мыслью со своим другом и бывшим клиентом Джеймсом Маргесоном: Принимать реальные бизнес-решения гораздо сложнее, чем получать деньги за свои советы о том, как поступать в той или иной ситуации.

Оценивая ситуацию в исторической ретроспективе, можно сказать, что в итоге все стороны конфликта оказались в опасной компании.

BCG. Соперничество знахаря с гробовщиками

Артур Мартинес прибегает к помощи консультантов в ограниченных масштабах, и это новая стратегия компании. А Boston Consulting Group воплощает растущее влияние консультантов на повседневную жизнь обычных людей.

BCG - самая новаторская среди крупных консалтинговых фирм и отличный пример того, как консультанты создают и продают идеи, относящиеся к реформам здравоохранения и другим вопросам, которые затрагивают широкие слои населения Америки.
Ким Уэллман прекрасно помнит тот момент, когда впервые заподозрила, что у ее трехлетней дочери Джоди астма. Девочка закашляла отрывисто, с присвистом, как будто задыхаясь, и Ким вскочила с постели. Солнце только начало подниматься над горизонтом, бросая первые лучи на чернеющие вокруг их дома кукурузные и бобовые поля. За следующие несколько лет гортанный астматический кашель дочери стал для Ким Уэллман таким же неотъемлемым атрибутом семейной жизни, как и коричневые абажуры на светильниках в гостиной: Он всегда начинался рано утром и продолжался примерно два дня.

Я регулярно отвозила Джоди в отделение неотложной помощи и говорила врачу: По-моему, у нее астма. А он отвечал: Нет, проблема не в этом.
Но в начале 1990-х семья Уэллман получила помощь с неожиданной стороны, когда благодаря действиям политиков в США была проведена широкая реформа здравоохранения. Муж Ким, Грег Уэллман, работал на конвейере по производству болтов в компании Deere Co, выпускающей сельскохозяйственную технику. И компания предложила сотрудникам несколько вариантов медицинского страхования, в том числе через John Deere Health Care HMO: 100 %-ное дочернее предприятие Deere и одну из лучших организаций медицинскогообеспечения (НМО) в Америке.

Уэллман выбрал John Deere Health Care HMO, и это оказалось настоящим благом для Джоди.
Раньше я водила ее и к врачам общего профиля и к аллергологу, у которого лечилась моя свекровь, но их ответы меня не удовлетворяли, - вспоминает Ким Уэллман. Начав пользоваться услугами Deere HMO, она узнала, что там предлагаются информационные занятия, где рассказывают об астме. Я пошла с Джоди на это занятие, у нее начался кашель, и врач, который вел занятие, воскликнул: У ребенка приступ астмы!

Ей нужен небулайзер! (Это устройство, которое распыляет медицинское средство, снимающее симптомы астмы.) Он прописал ей препараты, которые нужно принимать с помощью небулайзера, и вот уже два года она чувствует себя гораздо лучше.
2 Организация здравоохранения, клиентам которой предоставляют медицинские услуги ее участники - больницы, врачи и другие медицинские специалисты.
Еще десять лет назад семья Уэллман вряд ли получила бы уход, настолько улучшивший перспективы их дочери. Джоди (сейчас ей девять лет) наверняка была бы до конца жизни обречена носить с собой ингаляторы, то и дело мчаться в отделение неотложной помощи, во многом себя ограничивать, нести расходы и пускаться в изнурительные споры со страховыми компаниями. Но этого не случилось, потому что такие организации, как John Deere HMO, начали применять новаторский подход к здравоохранению.

В ходе его развития из мира бизнеса были позаимствованы принципы комплексного управления качеством, чтобы разработать экономически эффективные стратегии для борьбы с рядом болезней, включая астму. В ближайшие годы пациенты всех типов еще не раз услышат об управлении лечением: ведь сегодня это одна из самых актуальных тем в здравоохранении. Уникальность этого подхода в том, что его предложили не медицинские институты, исследовательские лаборатории страны или другие традиционные источники оригинальных идей в медицине, а компания по менеджмент-консалтингу Boston Consulting Group, одна из самых влиятельных и новаторских консалтинговых фирм в мире. В рассказе о том, как Boston Consulting Group создала и продвинула на рынок эту идею, нельзя обойтись без истории BCG и объяснения уникального положения этой фирмы в отрасли консалтинга. Консультанты по менеджменту любят представать некими анонимными адъютантами, которые разрабатывают выигрышные стратегии для генералов свободного предпринимательства в войне за финансовые результаты. На самом деле эти консультанты - сообразительные и умелые продавцы идей.

Упаковка их продукции - изысканно и с умом оформленные брошюры, книжные обложки или бесцветные страницы Harvard Business Review. Но если абстрагироваться от напыщенного стиля и уймы графиков, то становится заметной простая формула успеха консультанта: придумать идею, поместить ее в привлекательную упаковку, дать броское название, а потом продать еще раз в новой упаковке - другому клиенту.



Содержание раздела