Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос.
Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица бывают обычно лишены.
Таким образом, с одной стороны необходимость уверенности заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности в ее достоверности (поскольку бухгалтерская отчетность используется для принятия ответственных решений), с другой стороны - отсутствие у заинтересованных пользователей специальных знаний и опыта, свобоументации одного доступа к докрганизации, возможность необъективной информации со стороны руководства и бухгалтерии организации в конфликтных ситуациях, подверженность бухгалтерской отчетности искажениям вследствие действия неизбежных факторов (субъективность составителей, неоднозначность интерпретации нормативных актов и т. д.) привели к возникновению института независимых высококвалифицированных специалистов-аудиторов, мнению которых по достоверности бухгалтерской отчетности организации заинтересованные пользователи могли бы доверять.
Чтобы сохранить свои позиции на рынке в условиях жесткой конкуренции, руководству для принятия управленческих решений требуется достоверная информация о состоянии доходов и расходов предприятия. В состав затрат организаций входя не только материальные ценности, но и расходы на оплату труда. В настоящее время среди всех расходов предприятия доля затрат на оплату труда занимает ведущее место.
Кроме того, процесс учета расчетов по оплате труда объемный и трудоемкий, поэтому могут быть значительные расхождения с нормативными документами, допускаться арифметические и другие ошибки, злоупотребления. В связи с этим роль аудита оплаты труда имеет важное значение для эффективной деятельности предприятия.
Целью данной работы является установление соответствия применяемой в ООО Полисиб-2001, основным видом деятельности которой является изготовление сборной мебели для кухонь, методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетам с персоналом действующим в Российской Федерации нормативным документам за 9 месяцев 2003 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.1 Системы и формы оплаты труда в рыночных условиях
Заработная плата начисляется в зависимости от принятых на предприятии форм оплаты труда. Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам платы труда.
Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы.
В настоящее время традиционными формами оплаты труда являются повременная и сдельная, довольно широко используемые в практике предприятий. Вместе с тем, если раньше превалировала оплата по сдельными системам, то сейчас на частных (малых) предприятиях все больше используется повременная оплата (окладные системы) [32, с. 233].
При повременной форме оплаты труда заработная плата начисляется за фактически отработанное время на основании табелей учета рабочего времени согласно окладам, утвержденным в штатном расписании.
При сдельной форме оплаты труда заработная плата работнику начисляется за фактически выполненную работу на основании нарядов и действующих ставок.
Учет использования рабочего времени ведется в табелях учета использования рабочего времени, в годовых табельных карточках и т. п. Каждому работнику при приеме на работу присваивается табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава, выработки и заработной платы. B случаях увольнения или перевода на другую работу его табельный номер, как правило, не может присваиваться другому работнику в течение одного-двух лет.
Предприятия могут устанавливать для руководителей, специалистов и служащих иной вид оплаты труда (в процентах от выручки, в долях от прибыли и другие) [3, с. 135].
В основу расчета повременной заработной платы берутся затраченное время и тарифная ставка рабочего.
Различают простую повременную систему оплаты труда и повременно-премиальную. В первом случае заработная плата находится в прямой зависимости от количества отработанного времени.
В повременно-премиальную систему входит не только оплата времени, но и качество работы, в связи с чем работникам начисляются премии за экономию материалов, топлива, энергии, за сокращение простоев и т. д.
Повременная оплата труда распространяется на все категории работающих. Так, значительная часть труда работников оплачивается по повременной форме, и для расчета их заработка достаточно знать количество фактически отработанного времени и тарифную ставку.
Основным документом при этом является табель учета использования рабочего времени. Сумма заработка рабочего-повременщика определяется как произведение тарифной ставки на отработанные рабочим часы.
Простая повременная система оплаты труда дает возможность учесть качество труда, квалификацию работника, но недостаточно обеспечивает связь между конечными результатами труда данного работника и его заработной платой.
Поэтому в организациях широко распространена повременно-премиальная система оплаты труда, при которой учитывается количество и качество труда, усиливается ответственность и личная заинтересованность.
Сдельная форма оплаты труда ставит оплату в прямую зависимость от производительности труда, обеспечивает сочетание интересов работника и предприятия.
При этой форме заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда. Она подразделяется на следующие системы:
При сдельной форме оплаты труда учет выработки можно организовать, если есть возможность измерить и просчитать объем выполненных работ каждым работником в натуральных измерителях.
Сдельная оплата труда работников определяется путем умножения количества выполненных работ (изделий, операций) на установленную расценку.
Если работы выполнялись бригадой, то оплата труда должна быть распределена между членами бригады в соответствии с их квалификацией и количеством затраченного труда.
Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда включает в себя [32, с. 228]:
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда [3, с. 143].
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется в денежной форме не менее чем в двойном размере.
Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
Таким образом, в условиях рыночной экономики действуют различные формы оплаты труда, выбор которых зависит от финансовой политики предприятия и условий коллективного договора.
В условиях становления рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется политика в области оплаты труда. Поэтому, проводя проверку оплаты труда, аудитор должен знать, что, с одной стороны, организациям предоставлены широкие права, в том числе по выбору режима работы, а с другой стороны, государством установлены нормы, обязательные для всех экономических субъектов независимо от форм собственности. К таким нормам относятся:
Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.
Задачами аудитора при проверке оплаты труда являются:
Исходя из целей, которые необходимо достичь аудитору при проведении проверки расчетов по оплате труда, формируются объекты аудита (таб. 1.1)
Таблица 1.1 Объекты аудита по оплате труда
Показатели | Формы бухгалтерской отчетности, в которых приведен показатель | ||||||
Наименование |
Номер счета, субсчета |
Форма 1 | Форма 2 | Форма 5 | |||
Номер строки | Номер графы | Номер строки | Номер графы | Номер строки | Номер графы | ||
Расходы на оплату труда | 70 |
624 624 |
3 4 |
620 860 |
3 3 |
||
Расчеты с бюджетом по: | 68 |
626 626 |
3 6 |
230 230 |
3 6 |
||
-подоходному налогу | 68 | ||||||
-целевому сбору на содержание правоохранительных органов | 68 | ||||||
-сборы на нужды образовательных учреждений | 68 | ||||||
-транспортному налогу | 68 | ||||||
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению | 69 | 625 | 3 | ||||
-расчеты по социальному страхованию | 69-1 | 625 | 4 | 810 | 3 | ||
-расчеты по пенсионному обеспечению | 69-2 |
810 810 |
4 5 |
||||
-расчеты по медицинскому страхованию | 69-3 |
820 820 820 |
3 4 5 |
||||
-расчеты занятости | 69-4 |
830 830 830 840 840 840 |
3 4 5 3 4 5 |
При проверке использования фонда оплаты труда, аудитор должен проверить :
Аудит представляет собой форму научно-практического исследования, поэтому важно, чтобы его результаты были основаны на объективных, сравнимых и достоверных данных. При проверке допускается использование любых видов документации по труду и его оплате.
Источниками проверки расчетов по оплате труда являются:
Далее проверяются регистры бухгалтерского учета:
Аудит соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда имеет свои особенности, которые определяются необходимостью выявления конфликтных ситуаций у клиента и последующего их устранения путем управленческих воздействий.
Таким образом, основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют, основной задачей - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.
ООО Полисиб-2001 создано в 2001 году тремя учредителями для проведения коммерческой деятельности и извлечения прибыли. Учредительские взносы на 01.01.2003 г. составили 1200 тыс. руб.
Основным видом деятельности ООО Полисиб-2001 по Уставу является изготовление сборной мебели для прихожих и кухонь как для массовой продажи через сеть магазинов, так и по индивидуальным заказам.
ООО Полисиб-2001 создано без ограничения срока деятельности, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество в соответствии с действующим законодательством несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Организационная структура ООО Полисиб-2001, представленная на 1.1, обеспечивает рациональное разделение труда, создает действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений.
Содержание выполняемых функций работников, способствующих обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, регламентируют должностные инструкции.
Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с принятой учетной политикой организации, составленной на основании действующих нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету и отчетности. Ответственность за достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности несет главный бухгалтер организации.
Численность работников по состоянию на 1 января 2003 года составила 43 человек (табл. 1.2) с годовым фондом оплаты труда 8598 тыс. руб.
Таблица 1.2.
Штатное расписание ООО Полисиб-2001 на 2003 год
Профессия (должность) |
Кол-во штатных единиц |
Оклад (тарифная ставка), руб. |
Поясной коэфф-т 25% |
Месячный ФОТ, руб. |
Годовой ФОТ, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Руководящий состав | |||||
Генеральный директор | 1 | 20 000 | 5 000 | 25 000 | 300 000 |
Коммерческий директор | 1 | 15 000 | 3 750 | 18 750 | 225 000 |
Главный бухгалтер | 1 | 15 000 | 3 750 | 18 750 | 225 000 |
Итого | 3 | 50 000 | 12 500 | 62 500 | 750 000 |
Служащие | |||||
Менеджер по управлению персоналом | 1 | 8 500 | 2 125 | 10 625 | 127 500 |
Технолог | 1 | 10 000 | 2 500 | 12 500 | 150 000 |
Проектировщик мебели | 1 | 10 000 | 2 500 | 12 500 | 150 000 |
Секретарь | 1 | 4 500 | 1 125 | 5 625 | 67 500 |
Бухгалтер | 2 | 10 000 | 2 500 | 12 500 | 150 000 |
Кассир | 1 | 3 500 | 875 | 4 375 | 52 500 |
Экономист | 1 | 5 300 | 1 325 | 6 625 | 79 500 |
Логистик | 1 | 5 500 | 1 375 | 6 875 | 82 500 |
Экспедитор | 2 | 8 600 | 2 150 | 10 750 | 129 000 |
Мастер по производству | 1 | 9 000 | 2 250 | 11 250 | 135 000 |
Кладовщик | 1 | 6 000 | 1 500 | 7 500 | 90 000 |
Дизайнер | 1 | 10 000 | 2 500 | 12 500 | 150 000 |
Заведующий складом | 1 | 8 500 | 2 125 | 10 625 | 127 500 |
Итого | 15 | 99 400 | 24 850 | 124 250 | 1 491 000 |
Рабочие | |||||
Столяр | 2 | 12 400 | 3 100 | 15 500 | 186 000 |
Плотник | 2 | 12 400 | 3 100 | 15 500 | 186 000 |
Токарь | 2 | 12 400 | 3 100 | 15 500 | 186 000 |
Слесарь по ремонту оборудования | 1 | 6 000 | 1 500 | 7 500 | 90 000 |
Водитель | 3 | 15 000 | 3 750 | 18 750 | 225 000 |
Сборщик мебели | 10 | 60 000 | 15 000 | 75 000 | 900 000 |
Грузчик | 4 | 16 000 | 4 000 | 20 000 | 240 000 |
Уборщица | 1 | 3 000 | 750 | 3 750 | 45 000 |
Итого | 25 | 137 200 | 34 300 | 171 500 | 2 058 000 |
Всего | 43 | 286 600 | 71 650 | 358 250 | 4 299 000 |
Планирование аудиторской проверки
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным Законом Об аудиторской деятельности 119-ФЗ [5], другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с указанным Федеральным законом.
Необходимо отметить то обстоятельство, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны: