d9e5a92d

Регулирование аудиторской деятельности

Рассмотрим более подробно требования, предъявляемые претенденту в рамках раздела 5. Аудит.
Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
В рамках данной темы претендент обязан раскрыть сущность аудита и его экономическую обусловленность, описать цели и задачи аудита, связать аудит с другими формами экономического контроля. Знать историю возникновения, становления и развития аудита в России, виды аудита, а также основные услуги аудиторских организаций.

Регулирование аудиторской деятельности


Данная тема предъявляет претенденту требования к знаниям в области правовых основ аудиторской деятельности, независимости аудита, прав и обязанностей аудиторов при осуществлении аудиторской проверки, прав и обязанностей хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки, ответственности аудиторов и аудиторских организаций, страхования ответственности, этики аудитора, подготовки и аттестации аудиторов, лицензирования аудиторской деятельности, ограничений в аудиторской деятельности.
Претендент должен знать роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг), международные аудиторские стандарты, российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, а также внутрифирменные стандарты, их значение и область регулирования.
Тема 3. Организация аудиторской деятельности
Претендент обязан знать организационно-правовые формы аудиторских организаций, особенности организации внешнего и внутреннего аудита, состав и структуру аудиторских профессиональных объединений, порядок организации контроля качества аудита, внутрифирменного контроля качества, порядок аннулирования лицензий, а также проведения экспертиз и проверок по поручению государственных органов.
Тема 4. Организация подготовки аудиторской проверки
В рамках данной темы необходимо знать состав экономических субъектов (клиентов) аудиторских организаций и порядок их выбора, правила оценки стоимости аудиторских услуг, уметь составлять письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки, договор на оказание аудиторских услуг, осуществлять планирование аудита, составлять предварительный план, общий план, аудиторскую программу, знать этапы аудиторской проверки, уметь учитывать аудиторский риск, внутрихозяйственный риск, риск средств контроля, а также риск необнаружения.
Уметь определять уровень существенности в аудите, знать порядок комплектования и распределения обязанностей в аудиторской группе, уметь использовать работу эксперта, знать правила назначения эксперта, оформления и использования в аудите результатов его работы.
Тема 5. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
В рамках указанной темы претендент должен продемонстрировать навыки в документировании аудита, знать состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов, представлять содержание постоянного и переменного файла рабочих документов, знать состав аудиторских процедур, процедуры по существу, уметь тестировать средства контроля, делать аудиторскую выборку, оценивать результаты аудиторской выборки, ее репрезентативность и распространение ее результатов.
Претендент должен уметь выявлять в ходе аудиторской проверки искажения в бухгалтерском учете и отчетности, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности. Знать действия аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности. Уметь обрабатывать разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта.

Знать ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности, уметь использовать аудиторские доказательства, применять их различные виды, а также использовать различные источники получения аудиторских доказательств, и осуществлять их оценку. Применять различные методы аудита, осуществлять проверку соблюдения нормативных актов при проведении аудита, а также проводить аудит в условиях компьютерной обработки данных.
Тема 6. Обобщение результатов аудита
Претендент должен уметь обобщать полученную информацию и формировать выводы и рекомендации по результатам проверки, самостоятельно оценивать результаты проверки. Составлять аудиторское заключение, знать его состав, содержание, назначение, вводную, аналитическую и итоговую части аудиторского заключения, знать виды заключений.
Порядок предоставления аудитором письменной информации руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, ее содержание, принципы подготовки и порядок представления.
Тема 7. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала


Претендент должен знать порядок проверка юридического статуса экономического субъекта и права его функционирования, контролировать состав проверяемых документов: наличие устава организации, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, протоколов собраний, документов приватизации, патентов для субъектов малого предпринимательства, договоров банковских счетов и вкладов, проспектов эмиссии, приказов, распоряжений, внутренних положений и др.
Претендент должен уметь проверять формирование уставного капитала, его структуру, правильность оформления изменений уставного капитала, проводить анализ его обоснованности, учитывать особенности аудита складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда, проверять наличие государственной регистрации и лицензирования отдельных видов деятельности, обобщать выявленные замечания по результатам проверки учредительных документов, формирования уставного капитала и законности осуществления отдельных видов деятельности.
Тема 8. Аудит системы управления организации
Претендент обязан определить цели проверки и источники информации, проанализировать систему управления организацией и ее соответствие организационной структуре, специализации и объемам производства, проверить состояние внутреннего контроля в организации, обобщить результаты проверки.
Тема 9. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия
В рамках данной темы претендент обязан определить цель проверки и источники информации, использовать нормативные положения, регулирующие организацию бухгалтерского учета на предприятиях, знать методику аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета, оценивать организационную систему бухгалтерского учета, форму бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации и управления предприятия, проводить аудит системы документации и документооборота, автоматизации бухгалтерского учета, анализировать и оценивать учетную политику предприятия, проводить обобщение результатов проверки.
Тема 10. Проверка учета операций с денежными средствами
Претендент должен продемонстрировать умение ставить цель проверки и определять источники информации, знание нормативного регулирования денежных операций, методов проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, умение проверять правильность документального отражения операций с денежными средствами, условий хранения и учета денежных средств в кассе, проводить аудит валютных операций, проверять законность операций с наличными денежными средствами, отчетной информации о наличии и движении денежных средств, выявлять типичные нарушения действующих правил ведения операций с денежными средствами и их последствия, обобщать выявленные замечания по результатам проверки денежных операций.
Тема 11. Аудит расчетных и кредитных операций
Претендент должен уметь определять цели проверки и источники информации, знать правила нормативного регулирования ведения и учета кредитных операций, использовать необходимые методы проверки расчетных взаимоотношений экономического субъекта и эффективности его работы с дебиторской и кредиторской задолженностью, проводить аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, расчетов по претензиям, с подотчетными лицами, аудит долгосрочных и краткосрочных займов.
Претендент обязан продемонстрировать знание методов проверки кредитных взаимоотношений экономического субъекта, инструментов анализа потребности экономического субъекта в кредитах, условий получения, источников покрытия, эффективности использования, умение проводить аудит расчетов с дочерними обществами, по совместной деятельности и внутрифирменных расчетов, аудит расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей, осуществлять проверку правомерности использования льгот по налогам и внебюджетным платежам, делать проверку и подтверждение отчетных показателей о состоянии расчетных и кредитных отношений предприятия, выявлять типичные ошибки и искажения в учете расчетных и кредитных операций, обобщать результаты проверки.
Тема 12. Аудит финансовых вложений и ценных бумаг
Претендент подтверждает знания при постановке цели проверки и определении источников информации. Показывает знание нормативного регулирования финансовых вложений и операций с ценными бумагами.
Также претендент должен продемонстрировать знания в области аудит капитальных вложений и оценки вводимых в действие объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов, аудита источников финансирования капитальных вложений, аудита долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, аудита инвестиционных и долговых ценных бумаг и оценка эффективности финансовых вложений в них, аудита исчисления и выплаты дивидендов, расчетов с бюджетом по налогам на операции с ценными бумагами и по доходам от ценных бумаг, а также уметь обобщать результаты проверки.
Тема 13. Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами
Помимо знания целей проверки и основных источников информации, а также правил нормативного регулирования операций с основными средствами и нематериальными активами и их учета претендент должен показать знания по проверке наличия и операций по движению основных средств, их документального оформления и отражения в учете, правильности оценки и переоценки основных средств, начисления амортизации, учета проведения капитального и текущего ремонта, наличия и операций по движению нематериальных активов, срока полезного действия нематериальных активов и их амортизации, правильности аналитического учета основных средств и нематериальных активов, правильности учета лизинговых операций.
Также претендент должен уметь оценивать обеспеченность предприятия основными средствами, их состояния и эффективности использования, проверять правильность налогообложения основных средств и нематериальных активов, правильность отражения основных средств и нематериальных активов в балансе и приложениях к нему, а также выявлять типичные нарушения в учете операций с основными средствами и нематериальными активами и обобщать выявленные замечания по результатам проверки.
Тема 14. Аудит операций с товарно-материальными ценностями
В рамках данной темы претендент показывает знание цели проверки и источников информации, а также порядка нормативного регулирования операций с товарно-материальными ценностями и их учета.
Также претендент демонстрирует знания по проверке сохранности и операций по движению производственных запасов, материальных ценностей и товаров, правильности их стоимостной оценки, документального оформления и отражения в учете, складского учета товарно-материальных ценностей, показывает знание особенностей проверки учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов и их износа, а также порядка проверки экспортных и импортных товарных операций, правильности налогообложения товарно-материальных ценностей, правильности отражения товарно-материальных ценностей в балансе, обобщения результатов проверки.
Тема 15. Аудит расчетов по оплате труда
Претендент показывает знание цели проверки и источников информации, трудового законодательства и нормативной базы расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц, а также знания по проверке соблюдения законодательства о труде, документального оформления трудовых отношений, расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом предприятия, расчетов по прочим операциям с персоналом, в том числе по расчетам по возмещению материального ущерба и по операциям займа, правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.
Также претендент показывает знание типичных ошибок и нарушений в учете расчетов по оплате труда, обобщения результатов проверки.
Тема 16. Аудит издержек производства и обращения и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
В рамках указанной темы претендент демонстрирует знание целей проверки и источники информации, нормативной базы учета затрат на производство и издержек обращения, методов проверки правильности учета затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).
Претендент также обязан показать знание порядка проверки правильности учета затрат на основное, вспомогательное и незавершенное производства, проверка учета внутренних производственных процессов, правильности учета и распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, правильности учета и оценки незавершенного производства, обоснованности используемых методов учета затрат на производство, правильности отражения операций по налогообложению в учете издержек производства и себестоимости продукции.
Претендент должен уметь оценивать эффективность затрат на производство, а также выявлять типичные ошибки в учете затрат на производство и исчисления себестоимости продукции и обобщать результаты проверки издержек производства и себестоимости продукции.
Тема 17. Аудит реализации продукции и ее финансовых результатов
Претендент показывает знание цели проверки, источников информации, нормативной базы организации и учета реализации продукции, а также порядка проверки правильности отражения в учете реализации продукции в соответствии с принятой экономическим субъектом учетной политикой. Проверка документального подтверждения и учета отгрузки и реализации продукции, умение проводить аудит экспортных операций, проверять учет коммерческих расходов и их распределения, проверять достоверность и анализировать показатели финансовых результатов от реализации продукции, выявлять типичные ошибки в учете готовой продукции и ее реализации, обобщать результаты проверки.
Тема 18. Аудит финансовых результатов и использования прибыли
Претендент в рамках данной темы показывает умение формулировать цель проверки, указывать источники информации, использовать нормативную базу формирования и использования прибыли, проводить аудит формирования финансовых результатов, текущего использования прибыли и ее распределения, налогообложения прибыли, прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, фондов и резервов, выявлять особенности аудита финансовых результатов на субъектах малого предпринимательства, проверять и подтверждать отчетность о финансовых результатах, выявлять типичные ошибки и искажения в учете, отчетности и налогообложении прибыли, обобщать результаты проверки.
Тема 19. Аудиторская проверка состояния забалансового учета
Претендент демонстрирует знание цели проверки и источников информации. Показывает умение проводить аудит учета арендованных основных средств, товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, в переработку и товаров на комиссию, других объектов забалансового учета, обобщать результаты проверки.
Тема 20. Аудиторская проверка и подтверждение бухгалтерской отчетности
В рамках данной темы претендент должен показать знание целей проверки и источников информации, нормативного регулирования бухгалтерской отчетности.
Также претендент должен уметь проводить аудиторскую проверку, анализ и подтверждение бухгалтерского баланса и приложений к нему, отчета о прибыли и убытках, отчета о движении капитала, отчета о движении денежных средств, аудиторскую проверку и оценку пояснительной записки, а также знать особенности аудита консолидированной отчетности.

Аудиторская проверка коммерческой организации


Становление в России рыночной экономики, передача в частную собственность средств производства, развитие банковского, страхового дела и инвестиционной активности привели к появлению такого совершенно нового для нас вида предпринимательства, как аудиторская деятельность. Аудит осуществляется в первую очередь в интересах собственников с целью защиты их имущественных интересов и обеспечивает контроль за достоверностью информации, отраженной в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Аудиторство особая, самостоятельная форма контроля и представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявленным к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Главное назначение аудита проверка финансовых отчетов. Основная цель аудита объективная оценка полноты, достоверности и точности отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатов деятельности предприятия за определенный период, проверка соответствия принятой на предприятии учетной политики действующему законодательству и нормативным актам.
Аудиту вообще внутренне присущ риск выдачи ошибочного заключения в силу объективных обстоятельств, который может быть существенно снижен только проведением проверки в объемах, совпадающих или больших, чем объемы работы, ранее проведенной бухгалтерией клиента.
Аудиторский риск риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора. Обычно различают следующие виды рисков:
1) риск профессиональной способности аудитора. Он определяется строгим подходом к выбору проверяемой фирмы, с учетом ее репутации (порядочность, честность фирмы, степень риска совершаемых операций данным банком).

Берясь за проверку той или иной фирмы, аудиторская компания прежде всего обращает внимание на ее репутацию. Таким образом, проверка данной фирмы не должна нанести ущерб аудиторской компании и ее клиентам;
2) риск ожидания клиента риск не удовлетворить выводами своего клиента. В случаях, когда клиент не доволен аудиторской проверкой, он может в дальнейшем отказаться от услуг этой аудиторской компании;
3) аудиторский риск это вероятность того что аудиторское заключение может быть неверным по причинам: бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Рассмотрим наиболее подробно последний вид риска аудиторский.

Аудиторские риски


Сущность аудиторского риска состоит в том, что аудитор может допустить некоторые погрешности в своей работе (осуществив тестирование контрольных моментов и другие аудиторские процедуры) и при подведении общих итогов сделать неверные выводы. По существу этот риск можно рассматривать как взаимодействие нескольких факторов:
а) риск наличия в бухгалтерской отчетности существенных некорректностей;
б) риск того, что какие-либо из имеющихся в бухгалтерской отчетности некоректностей не будут выявлены в ходе проверки.
С практической точки зрения, перечисленные факторы вызывают риск, который можно раздробить на три компонента:
а) внутрихозяйственный риск;
б) риск средств контроля;
в) риск необнаружения.
Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков необходимо использовать не менее трех градаций: высокий, средний; низкий.

Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках рисков, чем три вышеупомянутые, либо об использовании для оценки рисков количественных показателей (процентов или долей единицы).

Внутрихозяйственный риск


Под внутрихозяйственным риском (чистым риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность появления существенных искажений в данном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств.
Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.
Этот риск во многом определяется спецификой клиента и обусловлен теми его внутренними характеристиками, а также условиями внешней среды, которые иногда и невозможно проверить средствами внутрихозяйственного контроля. По существу это вероятность того, что хозяйственная система не может постоянно находится на оптимальной траектории своего развития.
От этого риска нельзя избавится в принципе, причем в независимости от того, примет или не примет на обслуживание данного конкретного клиента определенная аудиторская фирма. Источником этого риска может выступать даже внешняя среда хозяйственной среды, еще до организации внутрихозяйственного контроля.
Аудитор должен дать оценку внутрихозяйственному риску проверяемого экономического субъекта на этапе планирования, используя свое профессиональное суждение. При этом он должен оценить внутрихозяйственные риски в отношении отдельных статей баланса и показателей бухгалтерской отчетности, уделив особое внимание счетам бухгалтерского учета и операциям, сальдо и (или) обороты по которым превышают заданный уровень существенности.
При оценке внутрихозяйственного риска в отношении баланса и отчетности аудитору необходимо принимать во внимание такие факторы, как:
а) особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует экономический субъект;
б) специфические особенности деятельности, осуществляемой данным экономическим субъектом;
в) честность персонала экономического субъекта, осуществляющего руководство и ответственного за ведение учета и подготовку отчетности;
г) опыт и квалификацию работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности;
д) возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал экономического субъекта с целью достижения любой ценой определенных показателей бухгалтерской отчетности;
е) возможность контроля за деятельностью предприятия со стороны его собственников.
При оценке внутрихозяйственного риска в отношении конкретных счетов учета и однотипных групп хозяйственных операций аудитору необходимо принимать во внимание такие факторы, как:
а) отдельные счета учета, для которых характерно появлениM в них непреднамеренных искажений;
б) отдельные счета учета, для которых характерно появление в них преднамеренных искажений вследствие высокой вероятности использования их для совершения злоупотреблений;
в) сложность учитываемых хозяйственных операций, которая требует для их правильного оформления высокой квалификации исполнителей;
д) наличие хозяйственных операций, бухгалтерское оформление которых может быть основано полностью или частично на субъективном мнении исполнителей;
е) наличие хозяйственных операций, порядок правильного оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;
ж) наличие редких, необычных, нестандартных хозяйственных операций.
При оценке внутрихозяйственного риска аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, однако при этом он обязан убедиться в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году, справедливы и для проверяемого года.

Риск средств контроля


Под риском средств контроля (контрольным риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.



Содержание раздела