d9e5a92d

Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности"


  • Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
  • Использование работы другой аудиторской организации (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г., протокол N 3)
  • Использование работы эксперта (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
  • Образование аудитора (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г. Протокол N 2)
  • Общение с руководством экономического субъекта (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18 марта 1999 г. протокол N 2)
  • Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)
  • Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (Одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.)
  • Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
  • Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
  • Планирование аудита (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
  • Понимание деятельности экономического субъекта (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г. протокол N 3)
  • Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6)
  • Правило (Стандарт) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год (Одобрено Экспертным комитетом при ЦБР по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., Протокол N 4)
  • Правило (стандарт) аудиторской деятельности Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности(утв. Комиссией по аудиторской деятельности РФ 9 февраля 1996 г.)
  • Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6)
  • Применимость допущения непрерывности деятельности (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)
  • Проверка прогнозной финансовой информации (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г. протокол N 5)
  • Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)
  • Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г. протокол N 5)
  • Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)
  • Существенность и аудиторский риск (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г., протокол N 2)
  • Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6)
  • Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г. протокол N 5)
  • Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г. протокол N 2)
  • Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18 марта 1999 г. протокол N 2)

Проекты Федерального закона РФ Об аудиторской деятельности


Проект Государственной Думы
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом


Настоящий Закон регулирует отношения в области аудита между предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем - организации), государственными органами, аудиторами и аудиторскими организациями, а также устанавливает основные принципы регулирования аудиторской деятельности на территории Российской Федерации. Аудиторская деятельность (аудит) регулируется также другими актами. Для целей настоящего Закона используются следующие определения:
аудитор физическое лицо, имеющее специальный аттестат, подтверждающий право заниматься аудиторской деятельностью;
аудиторская организация - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с действующим законодательством;
пользователь аудиторских услуг - организации, имеющие статус юридического лица и физического лица, пользующиеся аудиторскими услугами;
стандарты аудиторской деятельности - единые требования, регламентирующие порядок осуществления аудиторской деятельности;
бухгалтерская отчетность - действующая на всей территории РФ, единая система отчетных данных, установленных в законодательном порядке, об финансовом и имущественном положении хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
аудиторское заключение - документ фиксирующий мнение аудитора по результатам проведенной проверки, предназначенной для любых пользователей;
аудиторский отчет - документ содержащий информацию о ходе и результатах аудиторской проверки, адресованный руководителям и лицам, принимающим участие в управлении экономического субъекта;
рабочая документация - документы содержащие информацию, необходимую для подготовки аудиторского отчета и аудиторского заключения;
сопутствующие аудиту услуги - услуги аудиторских организаций, осуществляемые на коммерческой основе и не требующие специального лицензирования, если это не установлено законом.
Основной целью Закона является:
регулирование отношений, возникающих у независимого аудита, при осуществлении им своей деятельности, с государственными законодательными, исполнительными органами власти и пользователями аудита;
установление пределов компетенции аудитора при осуществлении им вневедомственного контроля;
закрепление степени ответственности аудитора при недобросовестном выполнении им взятых на себя обязательств;
установление и закрепление основных прав и обязанностей аудитора и аудиторской организации, которыми они обязаны руководствоваться при выполнении взятых на себя обязательств при занятии аудиторской деятельностью;
установление и закрепление основных прав и обязанностей проверяемых хозяйствующих субъектов, в том числе при оказании им сопутствующих аудиторских услуг.
Статья 2. Понятие аудиторской деятельности (аудита)
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой независимую экспертизу бухгалтерской отчетности организации, проводимую квалифицированными специалистами (аудиторами) путем проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета. соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и верности отражения показаний деятельности предприятий в бухгалтерской отчетности.
Аудит не подменяет государственный и внутриведомственный контроль, осуществляемый в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Основной целью аудиторской деятельности является обеспечение достоверности бухгалтерской отчетности организации.
Аудиторская деятельность является разновидностью предпринимательской и осуществляется в виде платных услуг.
Статья 3. Виды аудита
Аудит может быть обязательным либо инициативным.
Обязательным является аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций, у которых объем реализации товаров, работ или услуг и показатели баланса превышают размеры, установленные Аудиторской палатой России, а также в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. От обязательного аудита освобождаются бюджетные учреждения.

Инициативным является аудит, проводимый по инициативе собственника организации, а также лиц. владеющих не менее чем 10% акций (долей), дающих право голоса, либо руководителей организации. Аудит может проводиться по инициативе государственных органов и за их счет.
Глава 2. Аудитор и аудиторская организация
Статья 4. Аудитор
Аудитором признается специалист, имеющий сертификат аудитора полученный в порядке, установленном статьей 16 настоящего Закона.
Аудиторы, получившие в других государствах документы, дающие право на занятие аудитом, приобретают право на аудиторскую деятельность в Российской Федерации в порядке, установленном статей 16 настоящего Закона.
Статья 5. Аудиторская организация
Аудиторской организацией признается юридическое лицо, созданное в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации (кроме акционерных обществ открытого типа) для аудиторской деятельности, имеющее в своем штате хотя бы одного аудитора и получившее лицензию на аудиторскую деятельность в порядке, установленном статей 17 настоящего Закона.
Доля средств аудиторов в уставном капитале аудиторской организации должна превышать 50%.
Статья 6. Сопутствующие аудиторские услуги
К числу сопутствующих аудиту услуг относятся следующие аудиторские услуги, оказываемые аудиторами и аудиторскими организациями на коммерческой основе:
а) постановка, восстановление, составление бухгалтерской отчетности, а также бухгалтерское консультирование;
б) ведение бухгалтерского отчета за хозяйствующего субъекта и представление его интересов, на основании доверенности, только в пределах составленной отчетности, в налоговых и иных фискальных органах,
в) автоматизация бухгалтерского учета, обучение методам автоматизированного ведения учета:
г) оказание консультаций по налоговому планированию, расчетов налоговых платежей, консультирование в части соблюдения налогового законодательства;
д) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей и выдача рекомендаций по вопросам эффективной организации производства (экономическое и финансовое консультирование);
е) издание и распространение литературы по учету, анализу, аудиту;
ж) разработка рекомендаций по экономической реструктуризации производства;
з) представление, по доверенности, интересов хозяйствующего субъекта в различных инстанциях в качестве специалиста по аудиторской деятельности;
и) анализ и разработка инвестиционных проектов и сопровождение их;
к) экономическая оценка имущества и эффективности осуществляемого бизнеса;
л) экономическое обоснование маркетинговых исследований;
м) выработка рекомендаций по разработке внутреннего аудита.
Аудиторы и аудиторские организации не могут заниматься производственной, торгово-посреднической и иной предпринимательской деятельностью, не предусмотренной настоящей статьей.
Статья 7. Объединения аудиторов и аудиторских организаций
Аудиторы и аудиторские организации могут образовывать в соответствии с законодательством Российской федерации союзы, ассоциации и другие профессиональные общественные объединения для координации своей деятельности и защиты своих интересов.
После регистрации в установленном порядке объединения аудиторов и аудиторских организаций сообщают об этом Аудиторской палате России для внесения их в реестр аудиторских объединений.
Аудиторские объединения не могут непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.
Глава 3. Осуществление аудиторской деятельности
Статья 8. Договор на проведение аудита
Отношения между аудиторскими организациями и организациями-заказчиками их услуг строятся на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Организация (заказчик) имеет право самостоятельно выбирать аудиторскую организацию для проведения аудита, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на проведение аудита годовой бухгалтерской отчетности заключается с аудиторской организацией, назначаемой общим собранием акционеров либо с одобрения большинства собственников предприятия.
Договор на проведение обязательного аудита, содержащий условия, направленные на ограничение объема аудиторской проверки, считается недействительным.
Договор на проведение аудита не может быть заключен, а заключенный договор считается недействительным с момента его заключения, если существуют или возникли после заключения договора следующие обстоятельства:
а) аудиторская организация имеет имущественные интересы в проверяемой организации, а также ее дочерних предприятиях;
б) аудитор или лица, состоящие с ним в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дочери, сыновья):
имеют личные имущественные интересы в проверяемой организации,
являются учредителями, собственниками, руководителями или сотрудниками проверяемого предприятия, а также ее дочерней организации, филиала или представительства,
оказывают или оказали организации услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению бухгалтерской отчетности.
Статья 9. Независимость а[диторов и аудиторских отношений
Аудиторы и аудиторские организации при осуществлении аудиторской деятельности руководствуются настоящим Законом, другу ми актами законодательства Российской Федерации и аудиторскими стандартами, утвержденными Аудиторской палатой России. Государственные органы, заказчики и никакая третья сторона не вправе вмешиваться в аудиторскую деятельность аудитора и аудиторской организации.
Статья 10. Права и обязанности заказчика, аудитора и аудиторских организаций
Заказчик имеет право получить от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, прав и обязанностей сторон, а также о нормативных документах, на которых основываются замечания и выводы аудитора, а аудитор обязан предоставить заказчику такую информацию.
Заказчик обязан:
а) создавать аудитору все условия для своевременного и качественного проведения аудита, предоставлять ему всю необходимую документацию, за достоверность которой заказчик несет ответственность, запрашивать у банков, финансовых, налоговых органов и иных лиц сведения, затребованные аудитором в целях проведения аудита, давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной или письменной форме;
б) не вмешиваться в деятельность аудитора с целью ограничения круга вопросов, подлежащих проверке при аудите.
Аудитор и аудиторская организация имеют право:
а) самостоятельно определять формы и методы проверки, исходя из требований настоящего Закона и иных актов законодательства, а также руководствуясь действующими стандартами аудита, собственными профессиональными знаниями и опытом;
б) проверять в аудиторской организации все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию о его хозяйственной деятельности, его активы и обязательства, наличие денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей, а также учредительные документы, протоколы собраний, заседаний управляющего органа и наблюдательного совета, планирующие документы, бюджеты и сметы;
в) получать объяснительные записки и справки от всех должностных лиц и персонала аудируемой организации;
г) привлекать к участию в аудите специалистов, за исключением лиц, состоящих в близком родстве с руководителями и другими должностными лицами, аудируемой организации, имеющих в ней личные имущественные интересы либо оказывающих или оказавших этой организации услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности.
Аудитор и аудиторские организации обязаны:
а) добросовестно проводить аудит, руководствуясь законодательством Российской Федерации и аудиторскими стандартами,
б) обеспечивать сохранность документов, полученных на проверяемом предприятии и составленных в ходе проверки, а также переписки, связанной с проведением аудита;
в) сохранять в тайне полученные в ходе аудита конфиденциальные сведения;
г) передавать аудиторское заключение и аудиторский отчет исключительно тем лицам, с которыми был заключен договор на проведение аудита;
д) незамедлительно сообщать заказчику для извещения собственников организации о фактах, свидетельствующих об угрозе ее существованию, а также нарушений законодательства Российской Федерации, в результате которых организации был нанесен или может быть нанесен ущерб.
Статья 11. Аудиторское заключение и аудиторский отчет
По результатам аудита аудиторы обязаны составить аудиторское заключение и аудиторский отчет. Аудиторский отчет составляется только для заказчика аудиторских услуг. В нем указываются заказчик и период проверенной деятельности организации, приводятся исчерпывающая информация о ходе аудиторской проверки и результаты проведенной экспертизы бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности и состояния внутреннего контроля, отмечаются факты не устраненных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников предприятия, государства и третьих лиц.

Аудиторский отчет является конфиденциальным документом. Его содержание может быть раскрыто только с ведома заказчика и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В аудиторском заключении содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности организации.
Аудиторское заключение и аудиторский отчет подписываются руководителем аудиторской организации либо уполномоченным им лицом, а также аудитором, проводившим проверку, и заверяется печатью аудиторской организации. Пользователям бухгалтерской отчетности представляется полный текст аудиторского заключения.
В случае, если в ходе проведения аудита не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в аудиторском заключении делается запись о невозможности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, либо указываются ограничивающие условия, определившие его содержание.
В последующем для подтверждения исправления нарушений, отмеченных в аудиторском заключении и аудиторском отчете, должен быть проведен повторный ограниченный аудит.
Статья 12. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций
Аудитор и аудиторская организация несут ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае, если в результате небрежности или неправомерных действий аудитора или аудиторской организации нанесен материальный ущерб заказчику, его инвесторам или собственникам, он подлежит возмещению аудиторской организацией. Лица, требующие возмещения материального ущерба, обязаны доказать причинную связь между содержанием аудиторского заключения (отчета) и понесенным ими ущербом.
Статья 13. Страхование ответственности аудиторов и аудиторских организаций
Аудиторы и аудиторские организации обязаны страховать в страховых организациях ответственность за результаты своей деятельности в соответствии с федеральным законом.
В случае возражения заказчика против страхования в страховых организациях ответственности аудиторов и аудиторских организаций за результаты своей деятельности. последние несут материальную ответственность в пределах суммы стоимости оказанных услуг.
Глава 4. Основные принципы регулирования аудиторской деятельности
Статья 14. Государственное регулирование аудиторской деятельности
Государственное регулирование аудиторской деятельности возлагается на Правительство Российской Федерации, Министерство финансов и Центральный Банк РФ.
Правительство Российской Федерации утверждает положения об Аудиторской Палате России, (в дальнейшем - Палата), о порядке аттестации аудиторов, лицензирования аудиторской деятельности, контроля за соблюдением законодательства и иные нормативные документы об аудиторской деятельности, устанавливает плату за лицензирование аудиторской деятельности.
Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает контроль аудиторской деятельности при выдаче аттестатов и лицензий, наблюдение за деятельностью Палаты, аудиторов и аудиторских организаций.
Центральный банк Российской Федерации контролирует деятельность Палаты и аудиторских организаций в части услуг в области банковского аудита.
Статья 15. Аудиторская палата России
Организация и контроль аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Законом Аудиторской палатой России, которая является негосударственной организацией, объединяющей всех аттестованных аудиторов и все аудиторские организации, имеющие лицензии. Основными задачами Палаты являются:
а) контроль соблюдения требований законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности всеми аудиторами и аудиторскими организациями;
б) защита прав и законных интересов аудиторов и аудиторских организаций;
в) содействие развитию профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Основными функциями Палаты являются:
а) организация аттестации специалистов на право осуществления аудиторской деятельности;
б) организация обучения и повышения квалификации практикующих аудиторов;
в) ведение реестров аудиторов и аудиторских организаций, а также реестра объединений аудиторов и аудиторских организаций;
г) разработка и утверждение стандартов аудиторской деятельности и обязательных норм профессионального поведения (профессиональной этики);
д) обеспечение аудиторов и аудиторских организаций актами законодательства Российской Федерации и методическими документами, связанными с осуществлением аудиторской деятельности;
е) осуществления контроля качества аудиторских услуг, оказываемых аудиторскими организациями, имеющими лицензии на аудиторскую деятельность, организация постоянного взаимного контроля деятельности аудиторских фирм не реже одного раза в три года;
ж) анализ, обобщение и распространение опыта работы аудиторов и аудиторских организаций;
з) внешние связи с аудиторскими палатами и объединениями других стран, содействие признанию российских аудиторских аттестатов, стандартов и заключений международными организациями и деловыми кругами иностранных государств.
Статья 16. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
Аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности проходят специалисты, желающие заниматься этой деятельностью.
Порядок аттестации, единые программы ее проведения, состав аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации устанавливаются Министерством финансов РФ по представлению Палаты.
К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее либо среднее специальное образование и трехлетний стаж работы в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, юриста, ревизора, руководителя организации, научного работника или преподавателя по соответствующему профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные вступившим в законную силу приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений.



Содержание раздела