Синтетический учет расчетов с поставщиками в СКВ ведется обычным порядком. Аналитический учет ведется по каждому поставщику раздельно в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на дату возникновения обязательств.
При оплате счета поставщика операцию отражают по курсу на день платежа, который может отклоняться от курса на дату возникновения долга.
Указанная курсовая разница относится либо на внереализационные доходы (кредит сч. 80) или потери (дебет сч. 80) предприятия, либо предварительно в течение года учитывается на сч. 83, а в декабре списывается на внереализационные доходы или потери (в зависимости от принятой учетной политики предприятия).
В конце месяца все неоплаченные счета поставщиков в СКВ в обязательном порядке пересчитываются по курсу на последний день месяца и возникшую при пересчете по курсу на последний день месяца курсовую разницу, списывают со сч. 60 и относят также либо на сч. 80, либо на сч.
83.
Основным нормативным документом, регламентирующим аудиторскую деятельность по проверке расчетов по претензиям является "Положение о претензионном порядке урегулирования споров" (постановление Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. 3116-1).
При проверке необходимо обратить внимание на:
Авансы могут быть получены под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ (оказание услуг), а также в счет оплаты продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности.
Необходимо проверить:
Полученные в СКВ авансы должны числиться в валюте на дату возникновения задолженности по курсу ЦБ РФ до момента их зачета в уменьшение задолженности покупателей. Возникающая курсовая разница списывается на внереализационные результаты.
При проверке необходимо установить:
При проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить внимание на следующее:
При проверке необходимо установить:
Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", сч. 88 "Нераспределенная прибыль" (субсчет "Фонд потребления"), сч.
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты с депонентами"), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.
Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по сч. 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату.
Для этого необходимо сверить сальдо по сч. 70 на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.
При выявлении расхождений необходимо установить их причины.
Также необходимо сверить данные по сч. 76 (субсчет "Расчеты Y депонентами") с данными книги учета депонированной зарплаты.
Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.
При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.
При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д.
При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо выяснить, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует проанализировать наряды по датам их выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава.
Необходимо проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое внимание следует обратить на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака по переделке работ, выполненных с низким качеством.
При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание необходимо уделить правильности арифметических подсчетов.
Дальнейшими этапами осуществления аудиторской проверки являются:
В соответствии с законодательством из заработной платы могут быть произведены следующие удержания: подоходный налог; отчисления в пенсионный фонд; погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата; за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях; возмещение материального ущерба, причиненным работником предприятию; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по исполнительным документам; за брак продукции. Другие удержания из заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника.
Подоходный налог удерживается в порядке и размерах, установленных законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" с последующими изменениями и дополнениями.
Удержания в пенсионный фонд производится в размере 1% от совокупного дохода.
Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников.
УдержанPе за товары, проданные в кредит, производится на основании поручения-обязательства, предусмотренного Правилами продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (постановление Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. 895).
Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.
В заключении проверки необходимо установить:
В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания юридического лица осуществляется на основе договора между его участниками. Имущество, объединенное участниками для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора.
Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются.
Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.
Исходя из вышеизложенного, необходимо проверить:
Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Основными задачами проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, правильность отражения в бухгалтерском учете этих операция и составления отчетности.
Исходя из вышеизложенного, необходимо проверить:
Аудит расчетов по внебюджетным платежам
Общей задачей проверки по всем видам платежей во внебюджетные фонды является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей, правильности ведения бухгалтерского учета по этим операциям и составления отчетности.
Исходя из вышеперечисленных задач, необходимо проверить:
Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.
Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции.
Совершенно естественно, что знать полностью все нормативные документы физически невозможно, однако аудитор обязательно должен знать, что имеется тот или иной нормативный документ, краткое содержание этого документа и где его можно прочитать в случае необходимости.
При наличии компьютера эта задача упрощается, т.к. можно приобрести программу с содержанием нормативных документов. Если же компьютера нет, то желательно иметь подшивку нормативных документов (раздельно по каждому виду налогов и платежей).
Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:
Следует помнить, что отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается (Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п.
64)).
Содержание стандартного отчета
Стандартный положительный отчет состоит из трех основных разделов:
1) вводного раздела;
2) основного раздела;
3) аудиторское заключение.
Во Вводном разделе указывают, что проведена аудиторская проверка определенных финансовых отчетов. Кроме того, содержится отметка об ответственности руководителей проверяемой компании за информацию финансовых отчетов и ответственности аудитора за содержание аудиторского отчета.
В Основном разделе аудиторы должны представить не только свое заключение по финансовым отчетам, но и четко изложить содержание своей работы. В разделе приводятся сведения о характере работы, проведенной аудитором в ходе аудиторской проверки.
Эта часть отчета очень важна для раскрытия качества и масштаба проверки.
В основном разделе подразумевается, что в ходе проверки соблюдались общие и рабочие стандарты, в том числе:
1) аудиторы обладают соответствующей подготовкой и квалификацией;
2) аудиторы независимы;
3) проверка выполнена на должном профессиональном уровне;
4) проверка была спланирована и проведение ее контролировалось;
5) внутренний контроль хорошо изучен и оценен;
6) получен достаточный объем убедительной информации. Если один или несколько этих стандартов не были соблюдены в ходе проверки, в основной раздел необходимо включить ограничение, т.е. предложение, в котором точно объясняется, какой стандарт не соблюден. Такие ограничения могут быть вызваны нарушением независимости, недостатком доказательной информации, ограничениями, наложенными клиентом на проведение аудиторских процедур.
На практике аудиторы всегда вносят изменения и в стандартную форму заключения, если в основном разделе имеются ограничения.
В основном разделе приводят основные характеристики самой аудиторской проверки, ссылаясь на соблюдение общепринятых аудиторских стандартов. Здесь также показывают оценку аудиторами обоснованности выбора используемых компанией бухгалтерских принципов и общую оценку всех представленных финансовых отчетов.
Заключает основной раздел положение о том, что в ходе проверки была создана основа (т.е. получена достаточная доказательная информация) для принятия заключения по финансовым отчетам.
Пользователи проверенных финансовых отчетов больше всего интересуются заключением аудиторском отчета.
Аудиторское заключение содержит выводы аудитора о финансовых отчетах. В заключении указываются стандарты отчетности, и оно должно содержать выводы о финансовых отчетах:
1) представлены ли они с учетом общепринятых принципов учета;
2) фиксируют ли случаи несоблюдения этих принципов в текущем периоде в сравнении предыдущим периодом;
3) устанавливают ли адекватность информативных раскрытий в финансовых отчетах;
4) выводы о финансовых отчетах в целом или причинах, по которым такой вывод не может быть сделан.