d9e5a92d

Аудит расчетов по претензиям

Синтетический учет расчетов с поставщиками в СКВ ведется обычным порядком. Аналитический учет ведется по каждому поставщику раздельно в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на дату возникновения обязательств.
При оплате счета поставщика операцию отражают по курсу на день платежа, который может отклоняться от курса на дату возникновения долга.
Указанная курсовая разница относится либо на внереализационные доходы (кредит сч. 80) или потери (дебет сч. 80) предприятия, либо предварительно в течение года учитывается на сч. 83, а в декабре списывается на внереализационные доходы или потери (в зависимости от принятой учетной политики предприятия).

В конце месяца все неоплаченные счета поставщиков в СКВ в обязательном порядке пересчитываются по курсу на последний день месяца и возникшую при пересчете по курсу на последний день месяца курсовую разницу, списывают со сч. 60 и относят также либо на сч. 80, либо на сч.

83.

Аудит расчетов по претензиям


Основным нормативным документом, регламентирующим аудиторскую деятельность по проверке расчетов по претензиям является "Положение о претензионном порядке урегулирования споров" (постановление Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. 3116-1).
При проверке необходимо обратить внимание на:

  • обоснованность, своевременность и правильность оформления документов. Несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства;
  • обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию. В случае удовлетворения претензий нужно проверить проводились ли административные расследования с целью установления виновных лиц, и если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по сч. 63 "Расчеты по претензиям";
  • правильность ведения аналитического учета он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям; соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере 8, главной книге и балансе.

Аудит расчетов по авансам полученным


Авансы могут быть получены под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ (оказание услуг), а также в счет оплаты продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности.
Необходимо проверить:

  • обоснованность получения авансов;
  • правильность ведения аналитического учета по сч. 64 "Расчеты по авансам полученным". Он должен вестись в разрезе кредиторов;
  • уплачен ли налог на добавленную стоимость с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги);
  • правильность составления бухгалтерских проводок по сч. 64;
  • соответствие записей аналитического учета с записями в журнале-ордере 8, главной книге и балансе;
  • правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте.

Полученные в СКВ авансы должны числиться в валюте на дату возникновения задолженности по курсу ЦБ РФ до момента их зачета в уменьшение задолженности покупателей. Возникающая курсовая разница списывается на внереализационные результаты.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками


При проверке необходимо установить:

  • заключены ли договора поставки продукции;
  • реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
  • правильность ведения аналитического учета по сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок);
  • правильность составления бухгалтерских проводок по сч. 62;
  • соответствие записей аналитического учета по сч. 62 записям в журнале-ордере 11, главной книге и балансе.

Аудит расчетов с подотчетными лицами


При проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить внимание на следующее:

  • имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку;
  • правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда);
  • имеется ли командировочное удостоверение с отметкой в месте пребывания в командировке;
  • правильность и своевременность составления авансовых отчетов;
  • правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;
  • наличие оправдательных документов;
  • полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетной суммы;
  • правильность возмещения затрат на представительские расходы.
<

p> Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет предприятия и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны:

  • дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов;
  • правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами;
  • правильность выведения остатков на конец месяца по сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
  • соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере 7 по сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и главной книге.

Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами


При проверке необходимо установить:

  • правильность и обоснованность удержаний по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю;
  • правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных гостиницах, за пользование общежитиями, квартирами, гостиницами и коммунальными услугами;
  • правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашения кредита и т.д.;
  • полноту и правильность расчетов по выданным членам трудового коллектива беспроцентным ссудам. Необходимо проверить обоснованность выдачи этих ссуд, правильность оформления документов на выдачу ссуд (кроме суммы, должен быть установлен срок и порядок погашения ссуды). Особое внимание следует обратить на полноту и своевременность погашения ссуд. На практике встречаются случаи, когда ссуды умышленно своевременно не погашаются и по истечении срока исковой давности списываются за счет предприятия (один из многих способов ухода от налогообложения физических лиц);
  • полноту и правильность расчетов по ссудам, выданным на индивидуальное жилищное строительство;
  • правильность отражения в чете депонированной заработной платы, Необходимо сверить записи по сч. 76 с записями в книге учета депонированной зарплаты. В случаях перечисления депонированной зарплаты с расчетного счета необходимо уточнить правильность указанных адресов получателей. На практике встречаются случаи, когда умышленно неправильно указывались домашние адреса получателей, а возвращенные в связи с этим переводы в кассу предприятия не приходовались. Также имеются случаи начисления оплаты труда работникам за не выполнявшиеся работы, которая депонировалась и присваивалась кассиром;
  • своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по расчетом с дебиторами и кредиторами;
  • правильность ведения аналитического учета по сч. 73; 76;
  • соответствие записей аналитического учета по сч. 76 записям в журнале-ордере 8, главной книге и балансе.

Аудит расчетов по оплате труда


Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", сч. 88 "Нераспределенная прибыль" (субсчет "Фонд потребления"), сч.

76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты с депонентами"), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.
Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по сч. 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату.

Для этого необходимо сверить сальдо по сч. 70 на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.
При выявлении расхождений необходимо установить их причины.
Также необходимо сверить данные по сч. 76 (субсчет "Расчеты Y депонентами") с данными книги учета депонированной зарплаты.
Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.
При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.
При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д.
При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо выяснить, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует проанализировать наряды по датам их выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава.

Необходимо проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое внимание следует обратить на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака по переделке работ, выполненных с низким качеством.
При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание необходимо уделить правильности арифметических подсчетов.
Дальнейшими этапами осуществления аудиторской проверки являются:

  • выборочная проверка правильности начисления оплаты труда;
  • порядок оформления доплат в связи с отклонением от нормальных условий работы;
  • документальное оформление и оплата простоя;
  • документальное оформление брака продукции и его оплаты;
  • доплата за работу в ночное время;
  • оплата труда за работу в сверхурочное время;
  • оплата работы в праздничные дни;
  • начисление выплат за неотработанное время, предусмотренное действующим законодательством (оплата отпусков, выходных пособий и т.п.);
  • начисление пособий по временной нетрудоспособности;
  • проверка правильности удержаний из заработной платы.

В соответствии с законодательством из заработной платы могут быть произведены следующие удержания: подоходный налог; отчисления в пенсионный фонд; погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата; за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях; возмещение материального ущерба, причиненным работником предприятию; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по исполнительным документам; за брак продукции. Другие удержания из заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника.
Подоходный налог удерживается в порядке и размерах, установленных законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" с последующими изменениями и дополнениями.
Удержания в пенсионный фонд производится в размере 1% от совокупного дохода.
Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников.
УдержанPе за товары, проданные в кредит, производится на основании поручения-обязательства, предусмотренного Правилами продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (постановление Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. 895).
Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.
В заключении проверки необходимо установить:

  • правильность проверки отнесения расходов к фонду оплаты труда;
  • правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • правильность составления бухгалтерских проводок по фонду оплаты труда;
  • правильность ведения синтетического и аналитического учета, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда;
  • соответствие записей аналитического учета по сч. 70 "Расчеты по оплате труда" и 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами" в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, записям в журналах-ордерах 8, 10 (при журнально-ордерной форме учета), главной книге и балансе.

Аудит расчетов по совместной деятельности


В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания юридического лица осуществляется на основе договора между его участниками. Имущество, объединенное участниками для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора.
Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются.
Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.
Исходя из вышеизложенного, необходимо проверить:

  • заключен ли договор о совместной деятельности; правильность его составления;
  • ведется ли отдельный учет по совместной деятельности у участника, ведущего общие дела;
  • правильность отражения участником, ведущим общие дела по договору о совместной деятельности, операций, связанных с его выполнением (если эти обязанности возложены на проверяемое предприятие);
  • правильность отражения участником договора о совместной деятельности операций, связанных с его выполнением;
  • правильность отражения в учете разницы от превышения оценки имущества, определенной по договору о совместной деятельности, над балансовой его оценкой (или разницы от занижения, если последняя оценка выше договорной). Эти результаты предприятие должно отнести соответственно в кредит сч. 85 "Уставный капитал" на субсчет "Добавочный капитал" (при положительном результате) с 01.01.95 г. "Добавочный капитал" или в дебет сч. 81 "Использование прибыли" (при отрицательном результате) либо других аналогичных счетов (86; 87; 88) (Письмо Минфина РФ от 24 января 1994 г. 7).
  • правильность ведения бухгалтерского учета операций по совместной деятельности у участника, ведущего общие дела. В письме определено, что учет этих операций осуществляется в общеустановленном порядке, т.е. необходимо руководствоваться
  • бухгалтерского учета по основной деятельности;
  • правильность отражения в учете полученных от совместной деятельности финансовых результатов. Долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, участник должен включать в состав внереализационных доходов по своей основной деятельности;
  • правильность уплаты налогов в бюджет по результатам совместной деятельности. Существует вопXос, на который до настоящего времени нет ответа. Нужно ли сдавать в налоговую инспекцию участнику, ведущему общие дела, вместе с отчетом по основной деятельности отчет по совместной деятельности? С одной стороны, действующим законодательством такого требования не предусмотрено. Но если учесть, что многие участники расчеты по совместной деятельности осуществляют через свой расчетный счет, платят различные налоги по совместной деятельности, то представление отдельного баланса вместе с основным отчетом представляется целесообразным;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по отражению совместной деятельности.

Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами


Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Основными задачами проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, правильность отражения в бухгалтерском учете этих операция и составления отчетности.
Исходя из вышеизложенного, необходимо проверить:

  • правильность определения фонда оплаты труда для начисления страховых взносов;
  • правильность применения тарифов страховых взносов;
  • своевременность и обоснованность начисления пособий, пенсий и т.д., выплачиваемых из средств социального страхования;
  • правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению взносов и их перечислению;
  • соответствие записей аналитического и синтетического учета по сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);
  • правильность и своевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов и своевременность их сдачи в соответствующие фонды.

Аудит расчетов по внебюджетным платежам
Общей задачей проверки по всем видам платежей во внебюджетные фонды является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей, правильности ведения бухгалтерского учета по этим операциям и составления отчетности.
Исходя из вышеперечисленных задач, необходимо проверить:

  • правильность определения объекта налогообложения;
  • правильность применения ставок налогов;
  • законность и обоснованность применения льгот по уплате налогов;
  • своевременность и полноту перечисления взносов;
  • правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению;
  • соответствие записей аналитического и синтетического учета по сч. 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" записям в главной книге и балансе;
  • правильность и своевременность составления форм отчетности по видам внебюджетных платежей, представляемых в налоговую инспекцию;
  • правильность начисления платежей в фонд имущества, фонд НИОКР, фонд содействия конверсии военного производства и другие фонды, предусмотренные действующим законодательством.

Аудит расчетов с бюджетом


Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.
Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции.
Совершенно естественно, что знать полностью все нормативные документы физически невозможно, однако аудитор обязательно должен знать, что имеется тот или иной нормативный документ, краткое содержание этого документа и где его можно прочитать в случае необходимости.
При наличии компьютера эта задача упрощается, т.к. можно приобрести программу с содержанием нормативных документов. Если же компьютера нет, то желательно иметь подшивку нормативных документов (раздельно по каждому виду налогов и платежей).
Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:

  • полнота и правильность определения налогооблагаемой базы;
  • правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей;
  • законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ;
  • полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;
  • правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей;
  • правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия.

Следует помнить, что отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается (Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п.

64)).

Подготовка аудиторского заключения


Содержание стандартного отчета
Стандартный положительный отчет состоит из трех основных разделов:
1) вводного раздела;
2) основного раздела;
3) аудиторское заключение.
Во Вводном разделе указывают, что проведена аудиторская проверка определенных финансовых отчетов. Кроме того, содержится отметка об ответственности руководителей проверяемой компании за информацию финансовых отчетов и ответственности аудитора за содержание аудиторского отчета.
В Основном разделе аудиторы должны представить не только свое заключение по финансовым отчетам, но и четко изложить содержание своей работы. В разделе приводятся сведения о характере работы, проведенной аудитором в ходе аудиторской проверки.

Эта часть отчета очень важна для раскрытия качества и масштаба проверки.
В основном разделе подразумевается, что в ходе проверки соблюдались общие и рабочие стандарты, в том числе:
1) аудиторы обладают соответствующей подготовкой и квалификацией;
2) аудиторы независимы;
3) проверка выполнена на должном профессиональном уровне;
4) проверка была спланирована и проведение ее контролировалось;
5) внутренний контроль хорошо изучен и оценен;
6) получен достаточный объем убедительной информации. Если один или несколько этих стандартов не были соблюдены в ходе проверки, в основной раздел необходимо включить ограничение, т.е. предложение, в котором точно объясняется, какой стандарт не соблюден. Такие ограничения могут быть вызваны нарушением независимости, недостатком доказательной информации, ограничениями, наложенными клиентом на проведение аудиторских процедур.

На практике аудиторы всегда вносят изменения и в стандартную форму заключения, если в основном разделе имеются ограничения.
В основном разделе приводят основные характеристики самой аудиторской проверки, ссылаясь на соблюдение общепринятых аудиторских стандартов. Здесь также показывают оценку аудиторами обоснованности выбора используемых компанией бухгалтерских принципов и общую оценку всех представленных финансовых отчетов.

Заключает основной раздел положение о том, что в ходе проверки была создана основа (т.е. получена достаточная доказательная информация) для принятия заключения по финансовым отчетам.
Пользователи проверенных финансовых отчетов больше всего интересуются заключением аудиторском отчета.
Аудиторское заключение содержит выводы аудитора о финансовых отчетах. В заключении указываются стандарты отчетности, и оно должно содержать выводы о финансовых отчетах:
1) представлены ли они с учетом общепринятых принципов учета;
2) фиксируют ли случаи несоблюдения этих принципов в текущем периоде в сравнении предыдущим периодом;
3) устанавливают ли адекватность информативных раскрытий в финансовых отчетах;
4) выводы о финансовых отчетах в целом или причинах, по которым такой вывод не может быть сделан.



Содержание раздела