d9e5a92d

Учет деятельности жилищно-коммунальных обслуживающих подразделений

2. Организация предоставляет своим сотрудникам услуги социально-культурной сферы бесплатно за счет собственных средств.
В этом случае бухгалтерский учет должен вестись следующим образом:
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02 (10, 60, 67, 68, 69, 70, 76, ...)- затраты на содержание объектов социально-культурной сферы;
ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 29 - списание затрат по содержанию социально-культурной сферы.
Организации, имеющие на своем балансе объекты социально-культурной сферы, имеют право пользоваться льготой по налогу на имущество. В соответствии с пунктом 6 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. 33 О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий не учитывается при налогообложении балансовая стоимость (за вычетом износа) объектов социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе предприятия, независимо от того, используются они для нужд предприятия или обслуживают объекты населенного пункта, в котором организация находится.

  • Учет деятельности жилищно-коммунальных обслуживающих подразделений


Организации для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, находящегося у них на балансе, объединяют, как правило, все службы по их эксплуатации в жилищно-коммунальные организации (ЖКО). Учет ЖКО расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и сумм, поступающих в их возмещение (доходов), ведется в общем порядке, установленном для учета затрат на производство продукции (работ, услуг), с учетом отдельных особенностей, установленных Министерством финансов России в письме от 29.10.93 118 Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве (в редакции от 3.03.96 37).
Учет затрат по содержанию жилого фонда и поступлений в счет возмещения данных расходов ведется организацией (или ЖКО) в соответствии с номенклатурой статей, предусмотренной в ее финансовом плане, финансовый план включает в себя сводную смету эксплуатационных доходов и расходов, а также смету доходов и расходов по коммунальным услугам (целевым сборам).
Смета эксплуатационных доходов и расходов состоит из следующих статей:
Доходы
плата за наем жилья (на компенсацию затрат по его строительству или реконструкции) для лиц, нанимающих жилье (собственники жилых помещений уплачивают вместо указанной платы налог на имущество физических лиц);
оплата услуг за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в жилых зданиях (техническое обслуживание внутридомовых сетей водопроводно-канализационных; центрального отопления; горячего водоснабжения; электрических сетей);
арендная плата за нежилые помещения, сдаваемые другим организациям в аренду;
арендная плата за жилые помещения, сдаваемые другим организациям в аренду;
сборы с арендаторов на покрытие эксплуатационных расходов;
прочие доходы (плата за аренду прочего имущества и инвентаря; от оказания услуг вспомогательных подразделений на сторону; пени, поступившие от нанимателей жилых помещений за просрочку платежей; проценты, полученные в банке за пользование последним денежными средствами организации, и др.).
Расходы:
содержание аппарата управления (расходы на оплату труда с отчислениями в фонды социального назначения; почтово-телеграфные и телефонные расходы; содержание контор ЖКО и домоуправлений; износ МБП; амортизация основных средств и арендная плата за их использование);
содержание обслуживающего персонала (расходы на оплату труда с отчислениями в фонды социального назначения; расходы на содержание служебных помещений; охрана труда и техника безопасности и др.);
содержание домохозяйства (расходы на оплату труда обслуживающего персонала - дворников, уборщиц мест общего пользования, рабочих по очистке шахт мусоропроводов, лифтеров, диспетчеров и др.; отчисления на социальные нужды с расходов на оплату труда данных работников; расходы на спецодежду;
расходы по вывозу снега и мусора; освещение, отопление и содержание в чистоте мест общего пользования; содержание тротуаров и территории дворов; оплата услуг сторонних предприятий и др.);
расходы по ремонту жилого фонда (текущий ремонт жилых помещений и мест общего пользования в квартирах производится квартиросъемщиками за свой счет);
обшеэксплуатационные расходы в форме скидок по оплате отдельных видов услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством, и др.;
прочие расходы.
Смета доходов и расходов по коммунальным услугам (целевым сборам) включает в себя следующие статьи доходов и расходов:

  • водоснабжение и канализация,
  • электроосвещение,
  • горячее водоснабжение,
  • радиоточки,


  • телевизионная антенна общего пользования,
  • ассенизация,
  • уборка и вывоз мусора,
  • прочие.

Согласно постановлению Правительства России от 18.06.96 707 Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг сбор платежей за коммунальные услуги и оплата жилья, предоставляемого в наем, производятся собственником жилья или организацией, уполномоченной выполнять эти функции.
ЖКО ведет бухгалтерский учет операций содержанию жилья в разрезе объектов:
сдаваемых в наем населению, в том числе его собственникам;
сдаваемых в аренду другим юридическим и физическим лицам.

  • Учет операций по содержанию жилья, сданного в наем

Бухгалтерский учет эксплуатационных расходов по своим обслуживающим производствам организация ведет по дебету счета 29, а доходов в размере сумм возмещении, причитающихся к получению, по кредиту счета 46 Реализация продукции (работ, услуг) как выручку от реализации услуг.
Учет расходов и доходов ведется по их видам, при этом делаются следующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 29, К-т сч.

10, 13, 65, 67, 68, 69, 70 и др.
отражаются расходы по содержанию жилья (расходы о содержанию жилья распределяются по объектам, используемым для сдачи квартиросъемщикам и в аренду, к порядке, установленном организацией в своей учетной политике пропорционально площади помещений и т. д..);
Д-т сч. 76, К-т сч. 46
Отражается сумма квартирной платы, причитающаяся к получению с квартиросъемщиков;
Д-т сч. 76.

К-т ст. 46
отражается сумма платы за содержание и ремонт жилья, причитающаяся к получению с квартиросъемщиков;
Д-т сч. 51, К-т ст. 46
отражаются убытки по содержанию жилья, не перекрытые суммами доходов за его содержание;
Д-т сч. 51, К-т сч. 80
отражаются суммы пени, полученные за несвоевременную оплату платежей (НДС не облагаются).
В соответствии с разъяснениями налоговых органов указанные поступления необходимо рассматривать как выручку от оказания услуг, исходя из чего они делают вывод о необходимости обложения ее налогом на пользователей автодорог и содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы. В связи с этим организациям придется делать следующие записи:
Д-т сч. 29, К-т сч. 67
на сумму налога на содержание автодорог;
Д-т сч. 80, К-т сч. 61
на сумму налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы.
В этом случае при исчислении налога на содержание жилого фонда объектов социально-культурной сферы следует иметь в виду, что размер налога определяется за вычетом расходов организации на содержание собственных данных объектов. Уменьшение суммы налога на указанные расходы в бухгалтерском учете отдельно не отражается.
Д-т сч. 67, 68, К-т сч. 51
погашена задолженность по местным налогам.
От уплаты налога на добавленную стоимость освобождена плата за жилье как по договору найма, так и по договору передачи жилья в собственность в виде оплаты услуг по техническому обслуживанию дома. В случае взимания организацией дополнительной платы с населения сверх оплаты жилья (включая расходы на его содержание и ремонт, эксплуатацию домохозяйства) за оказание услуг и проведение работ по обслуживанию жилого фонда НДС взимается в общем порядке. При этом делаются следующие записи:
Д-т сч. 46, К-т сч. 29,
списываются расходы по оказанию дополнительных услуг;
Д-т сч. 76 К-т сч. 46
Отражается выручка от оказания услуг
Д-т сч.46 К-т сч.68
Отражается НДС от суммы выручки
Д-т сч. 46 (80) К-т сч.80 (46)
Отражается финансовый результат от оказания услуг

  • Учет операций по содержанию отдельных объектов жилого фонда, сданных в аренду


Организация может сдавать отдельные объекты жилого фонда в аренду. При этом операции могут носить разовый или постоянный характер.
Если организация предоставляет отдельные объекты жилого фонда в аренду на постоянной основе, то это будет рассматриваться как осуществление ею уставной деятельности, что должно найти отражение в учредительных документах организации.
В этом случае учет эксплуатационных расходов будет вестись на счете 29; доходов, причитающихся к получению, по кредиту счета 46 Реализация продукции (работ, услуг).
Учет расходов и доходов ведется по объектам, при этом делаются следующие записи:
Д-т 29, К-т 10, 13, 65, 67, 68, 69, 70 и др.
отражаются расходы по содержанию жилых помещений (с учетом уплаченного НДС);
Д-т 76, К-т 46
отражается начисленная плата за предоставленные в аренду помещения с учетом эксплуатационных расходов;
Д-т 46, К-т 68
отражается сумма НДС, причитающегося к уплате в бюджет от арендной платы;
Д-т 29, 80, К-т 67 и 68
отражается задолженность бюджету по налогу на пользователей автомобильных дорог, содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы.
При сдаче объектов в разовом порядке учет расходов по их содержанию и арендной платы ведется с использованием счета 80 Прибыли и убытки. Делаются следующие записи:
Д-т 19, 29, К-т 10, 13, 23, 60 и др.
отражаются расходы по содержанию объектов;
Д-т 80, К-т 29
списываются расходы по их содержанию;
Если в составе арендной платы не учитываются услуги по содержанию объектов, сданных в аренду, расходы по ним предъявляются в порядке. установленном для учета реализации продукции и оказания услуг. При этом делаются записи:
Д-т 46, К-т 29
списываются расходы по содержанию объектов;
Д-т 76, К-т 46
отражается выручка от оказания услуг,
Д-т 46, К-т 68
отражается НДС от выручки.
Объекты жилого фонда, находящиеся на балансе организации, в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 8.06.95 33 О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий налогом на имущество не облагаются.
В соответствии с действующим порядком амортизация по объектам жилого фонда и объектам внешнего благоустройства не начисляется. Таким образом, в бухгалтерской отчетности данные объекты показываются по первоначальной (восстановительной) стоимости. По данным объектам начисляется в конце года только износ в размере амортизации, начисляемой линейным способом, который отражается на забалансовых счетах:
по жилому фонду 014 Износ жилого фонда;
по объектам внешнего благоустройства 015 Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов.

  • Учет доходов и расходов по коммунальным услугам (целевые расходы и сборы)

Коммунальные услуги заключаются в обеспечении жилых домов услугами по водоснабжению, канализации, снабжению электроэнергией, газом, очистке выгребных ям, обеспечении радиотрансляционными точками, коллективными телеантеннами и др. Эти услуги подлежат оплате квартиросъемщиками, а также организациями-арендаторами, как правило, по стоимости фактического потребления, сверх платы за наем помещения и арендной платы.
Организации, предоставляющие коммунальные услуги своим филиалам и работникам, учитывают свои затраты по дебету счета 29, а суммы возмещений на счете 96 Целевые финансирование и поступления.
Порядок учета доходов или сумм возмещений, полученных в покрытие произведенных коммунальных услуг, зависит от порядка учета объектов жилого фонда, на которых они возникают. Учет расходов и поступлений ведется в следующем порядке:
Д-т 29, К-т 10, 13, 65, 67, 68, 69, 70 и др.
отражаются расходы по оказанию коммунальных услуг (с учетом уплаченного НДС);
Д-т 96, К-т 29
списываются затраты по оказанию коммунальных услуг;
Д-т 76, К-т 96
отражается плата за коммунальные услуга, причитающаяся к получению с квартиросъемщиков и арендаторов жилых помещений;
Д-т 29, К-т 96
отражается стоимость коммунальных услуг, предоставленных в соответствии с законодательством их пользователям, имеющим льготы по оплате.
Принимая во внимание то, что расходы по центральному отоплению объектов жилого фонда производятся лишь в отопительный период года, в течение определенных периодов возникает разница между сборами и расходами. В связи с этим доходы и расходы в течение отчетного года учитываются с использованием счетов 31 Расходы будущих периодов (для учета в отопительный сезон сумм расходов. превышающих их среднемесячный размер) и у Резервы предстоящих расходов и платежей (для Учета сумм доходов, превышающих их среднемесячный размер). При этом делаются следующие записи:
Д-т 31, К-т 29
отражается сумма превышения расходов над сборами в начале отчетного года;
Д-т 29, К-т 31
Списывается по расчету сумма превышения сборов над расходами в начале неотопительного сезона
Д-т 29 К-т 89
Отражается операция по образованию резерва предстоящих расходов в неотопительный период при полном списании средств со счета 31. Остатков на конец года по образуемому резерву на эти цели не должно быть. При учете целевых сборов и расходов следует иметь в виду, что, как правило, при наличии в отдельные отчетные периоды, разниц между начисленными суммами доходов и расходов они на счете 80 Прибыли и убытки не отражаются, а прибавляются (либо сторнируются) к доходам или расходам следующего отчетного периода.
В случае предоставления организацией коммунальных услуг другим организациям учет расходов и доходов по ним должен вестись в порядке учета операций по оказанию услуг на сторону с использованием счета 46 Реализация продукции (работ, услуг).

  • Учет операций по содержанию жилья, используемого для извлечения дохода

Организация может согласно учредительным документам заниматься приобретением имущества и сдачей его в аренду с целью извлечения дохода. В этом случае организация учитывает:
объекты жилого фонда, приобретаемые для сдачи в аренду, на счете 03 Доходные вложения в материальные ценности;
эксплуатационные расходы по содержанию жилья и аппарата организации на счете 20 Основное производство;
' амортизацию по данным объектам в порядке, установленном постановлением Правительства СССР от 22.10.90 1072;
плату, причитающуюся к получению, по кредиту счета 46 Реализация продукции (работ,
услуг).
Учет расходов и доходов ведется по заказчикам и видам объектов, сдаваемых в аренду. При этом делаются следующие записи:
Д-т 08, 19, К-т 60
отражается операция по получению объектов жилого фонда (либо на дату получения права собственности на них), с учетом НДС;
Д-т 03, К-т 08
полученные объекты зачисляются в состав собственных основных средств;
Д-т 60, К-т 51
оплачены счета поставщика объектов;
Д-т 68, К-т 19
принят НДС к зачету;
Д-т 03, К-т 03
отражается операция по передаче объектов в аренду;
Д-т 20 К-т 82, 10, 13, 65, 67, 68, 69, 70 и др. ,
отражаются расходы по эксплуатационной деятельности организации, включая начисленную, амортизацию;
Д-т 62, К-т 46
отражается выручка, начисленная к получению за предоставленные в аренду объекты;
Д-т 46, К-т 68
отражается сумма НДС, причитающегося к уплате в бюджет от суммы выручки;
Д-т 29, 80, К-т 67 и 68
отражается задолженность бюджету по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы;
Д-т 51, К-т 62
отражается операция по погашению задолженности.
Организация уплачивает с указанного имущества налог на имущество, как с объектов производственного назначения, а также все налоги с оборота в установленном порядке.

  • Учет операций по покупке и продаже отдельных квартир из жилого фонда

Организация наряду с целыми объектами жилого фонда жилыми домами и объектами внешнего благоустройства может покупать отдельные квартиры и нежилые помещения в других жилых зданиях, а также продавать квартиры и нежилые помещения из своего жилого фонда.
При этом в бухгалтерском учете делается ряд записей.
А. Покупка квартир и нежилых помещений в жилых зданиях:
Д-т 08, 19, К-т 60, 76
приобретение квартир за счет прибыли или иных
собственных средств организации;
Д-т 60, 76, К-т 51 и др.
оплачены счета продавцов;
Д-т 04, К-т 08
ввод квартир с отражением их стоимости в составе
нематериальных активов (бед НДС);
Д-т 88 (субсчета учета нераспределенной прибыли или спецфондов), К-т сч. 88 (субсчет учета фонда социальной сферы)
отражается использование источников;
Д-т 014
отражается в конце года начисленный износ по
данным объектам;
Д-т 08, 19, К-т 60, 76
приобретение нежилых помещений и объектов внешнего благоустройства за счет прибыли или иных собственных средств организации
Д-т 01, К-т 08
ввод нежилых помещений и объектов внешнего благоустройства в состав собственных основных средств (без НДС);
Д-т 20, 23 и др, К-т 02
начисляется в установленном порядке амортизация по нежилым помещениям;
Д-т 015
отражается износ, начисленный в конце года по объектам внешнего благоустройства.
Б. Продажа квартир и нежилых помещений из жилого фонда организации:
Д-т 48, К-т 04
списывается стоимость проданных квартир;
Д-т 47, К-т 01
списывается стоимость проданных нежилых помещений;
Д-т 02, К-т 47
отражается износ по нежилым помещениям;
К-т 014
списывается начисленный износ по жилым квартирам;
Д-т 76, К-т 47 и 48
отражается выручка от продажи указанных объектов другим организациям;
Д-т 73, К-т 48
отражается сумма выручки от продажи жилых квартир работникам организации;
Д-т 70, К-т 68
отражается сумма налога на доход работника, купившего (или получившего безвозмездно) квартиру;
Д-т 80 (47, 48), К-т 47 и 48 (80)
отражается финансовый результат от продажи указанных объектов.
В. Содержание объектов жилого фонда, находящихся в собственности муниципальных органов:
Отдельные организации после передачи объектов жилого фонда в собственность органов местного самоуправления вынуждены производить их финансирование в порядке долевого участия в случае, если в них проживают работники организации. Указанное финансирование производится наряду с осуществлением отчислений от прибыли на содержание объектов.

Расходы организаций по финансированию ремонтных работ и предоставлению коммунальных услуг для данных объектов осуществляются за счет остающейся у них чистой прибыли. В бухгалтерском, учете дела-
ются следующие записи:
Д-т 47, К-т 01
списывается стоимость объектов жилого фонда при его передаче в муниципальную собственность;
Д-т 88, К-т 47
отражается операция по использованию источника покрытия убытков от передачи объектов;
Д-т 46, К-т 29
списываются расходы по оказанным коммунальным услугам, по переданным объектам;
Д-т 88, 96, К-т 46
списываются расходы по коммунальным услугам за счет собственных средств организации (за минусом части, учтенной при определении налога);
Д-т 88, 96, К-т 51
отражается дотация на жилые помещения, используемые работниками организации (за минусом части, учтенной при определении налога).
Финансирование указанных объектов при наличии у организации права обшей (совместной, долевой) собственности на объект вместе с другими юридическими лицами или при наличии договора о совместном использовании объектов осуществляется за счет средств налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы. При отсутствии такого юридического оформления расходы по их содержанию в полном обьеме относятся на счета учета собственных средств организации.

  • Содержание общежитии коечного типа

Учет организацией расходов по содержанию общежитий и сумм, полученных с проживающих в них лиц, ведется на счете 29 в соответствии со сметой расходов и доходов, которая содержит следующую номенклатуру статей:
Расходы по содержанию общежития:

  • расходы по оплате труда управленческого персонала с отчислениями в фонды социального назначения;
  • прочие управленческие расходы (служебные командировки; телефонные и канцелярские расходы; почтово-телеграфные и иные расходы);

расходы по содержанию обслуживающего персонала;
плата за жилую площадь, занятую под общежития
расходы на бытовое обслуживание (стирка постельных принадлежностей; дезинфекция и санобработка; расходы по ремонту и др.);
амортизация оборудования и инвентаря;
расходы по коммунальному обслуживанию общежитии;
прочие расходы.
Доходы:
плата за проживание в общежитии работников организации;
плата за проживание в общежитии, взимаемая с других юридических и физических лиц, не являющихся работниками организации;
прочие доходы.
При проживании в комнатах общежития отдельных лиц, как в квартирах, они обслуживаются как квартиросъемщики отдельных квартир.
Учет расходов по содержанию общежитии и сумм возмещении ведется в следующем порядке:
Д-т 29, К-т 10, 13, 65, 67, 68, 69, 70 и др.
отражаются расходы по содержанию помещения общежития (с учетом уплаченного НДС);
Д-т 46, К-т 29
списываются расходы по содержанию общежитии в части, касающейся проживающих лиц, не являющихся работниками организации;
Д-т 76, К-т 46
отражается сумма коммунальных услуг, причитающаяся к получению с проживающих в общежитиях лиц, не являющихся работниками организации.

  • Учет операций по содержанию объектов коммунального хозяйства

Учет затрат по содержанию объектов коммунального хозяйства (бань, прачечных, гостиниц (без туристических) и т. п.) ведется в соответствии со сметой, которая имеет примерно следующую номенклатуру статей:
доходы от оказания услуг;
расходы по оплате труда обслуживающего персонала, включая аппарат управления, с отчислениями в фонды социального назначения;
расходы по содержанию производственных помещений (оплата электроэнергии, теплоэнергии, воды, топлива, износ МБП и др.);
амортизационные отчисления на. полное восстановление основных средств;
расходы на ремонт основных средств или отчисления в резерв рас ходов на их ремонт;
другие расходы (охрана труда и техника безопасности, потери от недостач и порчи материалов в пределах норм естественной убыли, прочие расходы).
Указанные хозяйства рассматриваются как определенный вид основного производства, с учетом себестоимости их услуг, выручки и финансового результата в порядке, установленном для производств, являющихся уставными видами деятельности. В бухгалтерском учете делаются записи:
Д-т 19, 29, К-т 10,13, 65, 67, Я, 69, 70 и др.
отражаются расходы по содержанию хозяйств;
Д-т 46, К-т 29
списываются затраты по содержанию хозяйств;
Д-т 76, К-т 46
отражается стоимость оказанных услуг, причитающаяся к получению;
Д-т 46, К-т 68
начислен НДС от суммы услуг;
Д-т 46 (80), К-т 80 (46)
отражается финансовый результат от деятельности
хозяйств.

Тестирование системы учета на счете 29 Обслуживающие хозяйства и подразделения

Для доказательности аудиторского заключения целесообразно в процессе проверки счета 29 осуществить процедуры с использованием тестов, что означает провести испытание или исследование по заранее разработанной стандартной форме. С учетом преследуемых целей их подразделяют на тесты независимые и тесты на соответствие.
Независимые тесты предназначены для получения сведений о полноте, правильности и законности операций, содержащихся в бухгалтерских записях и финансовой отчетности.
Тесты на соответствие применяют для выявления соответствия процедур внутреннего контроля установленным нормам.
Абсолютно все аудиторские тесты классифицируются в соответствии с процедурой их осуществления. Можно сказать, что тесты проводятся для выявления наиболее типичных ошибок. По счету 29 Обслуживающие производства и хозяйства тестирование может выглядеть следующим образом:



Содержание раздела