d9e5a92d

ТЕМА 21. ДЕНЬГИ


Цель изучения темы состоит в том, чтобы узнать:

  • какие решения правительства воздействуют на совокупные расходы;
  • в чем состоят принципы управления государственным бюджетом и его макроэкономическое значение;
  • какие существуют типы фискальной политики.

Государство (правительство) осуществляет определенный объем расходов на покупку товаров и услуг. Государственные расходы на товары и услуги включают затраты на товары и услуги, которые государство закупает у частного сектора и у своих предприятий, плюс зарплата бюджетных работников. Величина государственных расходов на товары и услуги измеряет прямое воздействие правительства на совокупный спрос (AD).

Общие государственные расходы существенно превышают расходы на покупку товаров и услуг, так как они включают еще и трансферты физическим и юридическим лицам (пенсии, пособия по инвалидности, безработице, субсидии сельскому хозяйству и промышленным предприятиям, процент на государственные ценные бумаги).
Правительство финансирует свои расходы, увеличивая доходы, получаемые за счет как прямых, так и косвенных налогов. Если доходов от налогообложения не хватает, правительство прибегает к займам, выпуская государственные ценные бумаги. Управляя бюджетом, правительство осуществляет фискальную политику сознательные действия властей в отношении налоговых поступлений, трансфертов и покупок товаров и услуг с целью достижения макроэкономических и других целей.
§ 106. ГОСУДАРСТВО КАК ПОКУПАТЕЛЬ ТОВАРОВ И УСАУГ Власти всех уровней (государство) обеспечивают такие виды благ, как школьное образование, дороги, общественный транспорт, здравоохранение, библиотеки и т. д. Структура государственных расходов отражает сложившуюся на данный период систему общественных приоритетов. Государство обеспечивает населению общественные блага, имеющие две ключевые особенности: а) никто не может быть исключен из процесса их потребления; б) никто не конкурирует за их получение. Государство также обеспечивает денежную поддержку той части граждан, кто еще не может или уже не может заработать себе на жизнь. Она имеет форму социальных трансфертов.

Государство обеспечивает духовно значимые блага музеи, библиотеки, театры и т.д. Государство обеспечивает подавляющую часть национальной системы образования. Это перечисление можно продолжать.
С макроэкономической точки зрения государственные расходы на товары и услуги (G) являются частью автономных расходов, а величина G фиксирована политическими решениями.
§ 107. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ ФУНКЦИЯ Налоги главный источник покрытия государственных расходов. Хотя составление бюджета во всех странах предполагает достижение баланса доходов и расходов, повсеместной реальностью является их более или менее существенное несовпадение. Во всех странах с традициями рыночной экономики имеется постоянный дефицит государственного бюджета (наибольший по отношению к ВНП в процентах в Италии, Бельгии, Голландии и Канаде).

Значительный бюджетный излишек был известен в Ботсване (экспортер нефти и алмазов) и до 1991 г. в Кувейте. Абсолютный размер дефицита был рекордным в США (около 400 млрд долл. в начале 90-х гг.). А наиболее высокие по отношению к ВНП значения дефицита остаются в России.
Валовые налоговые поступления (Тg) поступления, получаемые от всех налогов, собираемых всеми уровнями властей. Вычитая из Тg трансфертные платежи (Тp), мы получаем чистые налоговые поступления (T). Таким образом, Т = Тg Тp.

Трансфертные платежи прибавка к доходам домашних хозяйств и институций, т. е. к доходам получателей (реципиентов). Именно получатели, а не правительство, определяют, как будут расходоваться трансферты. Поэтому трансферты нельзя считать частью совокупного спроса. Трансферты отрицательные налоги.

Увеличение или снижение чистых налоговых поступлений воздействует на расходные решения в частном секторе, потому что Т расходуются на покупку товаров и услуг, а покупка товаров и услуг государством является частью совокупных расходов. Однако величина Т связана с уровнем дохода.
И трансфертные платежи, и валовые налоговые поступления имеют предсказуемые взаимосвязи с уровнем национального дохода (Y). В периоды экономических подъемов, когда уровень безработицы минимален, а заработная плата, прибыль и другие доходы выше, увеличиваются и валовые налоговые поступления, в которые входят налоги на индивидуальные доходы и на фонд заработной платы. С другой стороны, в эти периоды трансфертные платежи понижаются, так как снижается число безработных, пожилые люди откладывают уход на пенсию и часть социальных расходов государства сокращается.



Поэтому чистые налоговые поступления растут, когда растет Y, и снижаются, когда Y снижается.
Налоговая функция является аналогом уже известных нам потребительской и инвестиционной функций:
T = Т0 + Т1Y.
Это уравнение описывает взаимосвязь между чистыми налоговыми поступлениями и Y через налоговую функцию, которая показывает, как Т изменяется по мере изменения Y. Некоторые виды налогов (например, налог на имущество) не меняются вместе с Y. Налоговая функция отражает это явление. Т0 представляет собой автономную часть налоговых поступлений, т.е. часть, которая не связана с Y. Но большая часть налогов (на индивидуальный доход, с фонда зарплаты), как и трансферты, меняется вместе с Y, что отражено во втором члене правой части приведенного уравнения (Т1Y). Постоянный наклон (Т1) экономисты называют предельной склонностью к налоговому изъятию (МРТ), т. е. изменением в Т, являющимся следствием изменения в Y. Каждый дополнительный рубль Y производит ту часть рубля (Т1), которая становится дополнительным налоговым поступлением (изъятием).
Из темы о национальных счетах мы знаем, что располагаемый личный доход (YD) величина дохода, которая находится в распоряжении домашнего хозяйства на расходы и сбережения. Располагаемый доход образуется вычитанием Тg из дохода и добавлением трансфертов.
YD = Y - Тg + Тp = Y - Т,
т. е. в конечном счете
YD = Y - Т
(располагаемый доход равен валовому доходу минус чистые налоговые поступления). Потребительские расходы определяются располагаемым доходом, а не уровнем валового дохода. Вследствие того что прямо на совокупный спрос (AD) воздействуют государственные расходы на покупку товаров и услуг, а налоги воздействуют косвенно (через изменение потребительских и инвестиционных расходов), мы должны рассмотреть вопрос о равновесии на товарных рынках, чтобы выявить роль государственных расходов и чистых налогов.
§ 108. АГРЕГИРОВАННЫЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК, НАЛОГИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ Включение государственных закупок (G) в совокупный спрос изменяет условия равновесия на товарных рынках. Если в двухсекторной модели условие равновесия определялось как Y = С + I, то теперь оно выглядит как
Y = С + I + G.
Государственные закупки добавляются к AD, но они одновременно снижают частные потребительские расходы через налоговые изъятия. Поскольку располагаемый доход является частью У, которую потребители расходуют или сберегают, потребительская функция должна быть изменена так, чтобы потребление зависело от располагаемого дохода:
С = C0 + C1 YD или С = C0 + C1(Y - T).
Мы предполагаем, что включение G не изменяет инвестиционного спроса и его связи с Y и ставкой процента, так что инвестиционная функция остается той же. Мы лишь перепишем ее в следующем виде:
1= I0 + I1 Y I2R.
Теперь в уравнении с основным условием равновесия (Y = С + I + G) мы заменим члены С и Y на приведенные выражения для потребительского и инвестиционного спроса, а также добавим автономный уровень государственных расходов (G) к совокупному спросу и получим новое условие равновесия. Но замещения, ведущие к этому условию равновесия, мы покажем через последовательные шаги:
Y = C0 + C1 YD + I0 + I1 Y - I2R + G.
Затем, поскольку располагаемый доход равен (Y Т),
Y = C0 + C1(Y T) + I0 + I1 Y - I2R + G.
Теперь заменяем Т на налоговую функцию, так что результатом этих замещений является условие равновесия на товарных рынках:
Y = C0 + C1 [Y - (T0 + T1 Y)] + I0 + I1 Y - I2R + G. (20.1)
Это последнее уравнение может быть перестроено так, бы получился график комбинаций Y и ставки процента (R), для которых соблюдается условие равновесия на товарных рынках:

(20.2)
Это сложное выражение, которое нелегко интерпретировать и не нужно запоминать. Мы можем применить его к гипотетическим величинам С, I, T, G:
С = 80 + 0,7YD; I = 250 + 0,1Y - 10R; Т = 300 + 0,2Y.
Допустим, что G = 1290; тогда условие равновесия на товарных рынках будет:
Y = С + I + G =
= 80 + 0,7YD + 250 + 0,1Y - 10R + 1290 =
= 80 + 0,7 [Y- (300 + 0,2Y)] + 250 + 0,1Y- 10R + 1290.
Приведение подобных дает:
Y = (80 - 210 + 250 + 1290) + (0,56Y + 0,1Y) - 10R.
Переводя член уравнения со ставкой процента R в левую сторону уравнения, а член уравнения с Y в правую сторону и разделив обе части уравнения на 10, получаем:
R = 141 - 0,034Y.
Если R = 5%, то
0.034Y = 141 - 5 = 136,
Y = 4000.
Таким образом, при приведенных допущениях равновесный уровень Y = 4000.
При заданной ставке процента, как мы видим, равновесный Y может быть определен из условия равновесия: если R известна, то известен и уровень Y, соответствующий этой точке.



Содержание раздела