Цель изучения темы состоит в том, чтобы узнать:
Вопрос об экономической роли государства, т. е. роли властей различных уровней, является одним из старейших в экономической науке. Назревший и выдвинутый еще в начале XVIII в., затем образно сформулированный А. Смитом («государство ночной сторож») принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х гг. XX столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами, исключая, конечно, Россию, ставшую тоталитарным государством после 1917 г.
Этот принцип, получивший французское обозначение laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И все-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. Но, во-первых, серьезно нигде не идет речь о совмещении рыночной и централизованной плановой командной экономики. Во-вторых, степень вмешательства властей (пропорции «смешанной» экономики) не имеет каких-либо универсальных значений.
Сколько стран столько пропорций сочетания свободного рыночного регулирования и государственного вмешательства.
Свободные рынки через систему цен, прибылей и убытков координируют поведение тех, кто принимает экономические решения.
Вследствие того, что они отвечают на сигналы, отражающие реальные рыночные условия, их решения координируются без участия какого-либо сознательного вмешательства. На свободных рынках относительные цены отражают относительные затраты. Поэтому производители и потребители используют ограниченные ресурсы в соответствии с эффективностью распределения.
Ценовая система рынка обладает способностью создавать силы, преодолевающие не равновесие.
Когда мы говорим о несостоятельности рынка, мы вовсе не имеем в виду в первую очередь, что рыночная система не обеспечивает эффективности распределения ресурсов общества. Речь идет о том, что рыночная система плохо служит другим (отличным от эффективности распределения ресурсов) социальным целям таким, как желаемое распределение совокупного дохода, охрана природы, обеспечение населения общественными благами.
§ 83. СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, НЕ ДОСТИГАЕМЫЕ УСИЛИЯМИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ Есть несколько создаваемых рыночной системой причин, которые могут вести к неэффективности. Первая из них монополия, которая осуществляет производство, если цена превышает предельные затраты, что ведет к неэффективной.
Мы знаем, что есть разные причины возникновения монополий, но ясно также и то, что регулировать их деятельность в нужном для общества направлении рынок не может. Это функция властей, государства.
Вторая причина наличие внешних факторов (экстерналий), т. е. затрат или выгод от операций, когда действия того (или нескольких) субъектов влияют на положение того, никак не связанного с первым. Внешние факторы, или экстерналии, могут быть отрицательными и положительными, что зависит от характера указанного влияния (отрицательного или положительного). Если химические заводы в г. N загрязняют Оку и Волгу на многие сотни километров вниз по течению, то это, конечно, отрицательный внешний фактор для жителей, живущих по берегам этих рек. Концепция внешних факторов позволяет рассматривать соотношение частных и социальных (общественных) затрат.
Различие между ними ведет к несостоятельности рынка. Частные затраты измеряют наилучшее альтернативное использование ресурсов, доступных частному субъекту. Общественные затраты включают частные, а также вызванные наилучшим использованием всех ресурсов, доступных обществу в целом.
15-1
В этом случае в общественные затраты входят затраты, навязанные заводами г. N жителям на берегах Оки и Волги.
На 15-1 показано, что конкурентная фирма будет выпускать продукцию, если частные предельные затраты равны рыночной цене. Но в таком случае (как и в случае с заводами г. N) каждая единица этой продукции создает «внешние», или экстернальные, затраты, которые равны расстоянию между кривой частных предельных затрат (МСр) и кривой общественных предельных затрат (МСs).
Максимизируя прибыль, эта фирма выберет объем производства Q0 где ее МСр = Р. А если учесть полные общественные затраты, то объем производства должен при той же цене составить Q1 (либо придется увеличить Р до Р1). Для каждой единицы продукции между Q0 и Q1 затраты для всех членов общества превышают стоимость, полученную потребителями и составляющую Р. Общественные затраты в интервале Q0 Q1, превышают частную выручку, что и составляет неэффективность распределения ресурсов. Другими словами, заводы г. N производят слишком много продукции и по слишком низкой цене.
Этот же вывод относится и к положительным внешним факторам. Рекордные темпы роста Японии в 6070-е гг., Сингапура, Тайваня, Южной Кореи в 7080-е гг. во многом связаны с тем, что эти страны, пользуясь незащищенностью интеллектуальной собственности, бесплатно внедряли и применяли чужие технологии, в основном американские. Но в данном случае это означало, что американцы производили слишком мало и по слишком высокой цене.
То есть если бы американцы допроизвели и продали то, что фактически у них было изъято бесплатно, объем их продукции был бы больше, а цены ниже.
В обоих случаях возникает очевидная проблема с низкой эффективностью распределения ресурсов. Продолжение деятельности, создающей внешний фактор, сопровождается созданием предельного ущерба дополнительного ущерба, возникающего в результате повышения уровня создающей внешний фактор деятельности на одну единицу. Если производство товара А загрязняет атмосферу, предельный ущерб составляет дополнительные затраты, которые навязываются жителям данной местности благодаря дополнительному загрязнению воздуха, возникающему вследствие увеличения производства на одну единицу (в течение времени t).
Еще один, третий источник несостоятельности рынка его неспособность обеспечить население общественными благами товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление. Общественные блага радикально отличаются от частных благ, успешно обеспечиваемых рынком, во-первых, тем, что они не конкурируют в потреблении, во-вторых, тем, что никто не может быть исключен из процесса потребления этих благ. Это относится к оборонным услугам, школьному Образованию, созданию и применению законов и т.д.
Рынок не может обеспечить все эти блага вследствие так называемой проблемы «безбилетника», являющейся одним из открытий теории игр. Суть ее сводится к тому, что, имея свободный выбор в решении платить или не платить, потребитель, скорее всего, платить не будет. Следовательно, рынок не будет обеспечивать население такими благами.
Поэтому государство должно аккумулировать через налоговую систему необходимые средства на производство или обеспечение общественных благ.
Общественным благом может с известными оговорками считаться распределение и перераспределение совокупного дохода. Подавляющая часть россиян, вероятно, готова заплатить какую-то сумму через налоговую систему, чтобы полностью устранить нищету. Достижение такой цели принесет облегчение не только тем, кто нищенствует, но и всем членам общества, снизив общественные расходы, которые необходимо нести в связи с последствиями нищеты.
Но для этого нужно, чтобы была преодолена проблема «безбилетника», т. е. нужно вмешательство властей.
Мы уже знаем, что есть два типа общественных благ:
Когда исключение невозможно, то частное (рыночное) обеспечение общественными благами будет несостоятельным. Когда они не конкурируют в потреблении, предельные затраты обеспечения общественными благами равны нулю, а эффективность требует свободного доступа к ним. Рыночное (частное) обеспечение общественными благами возможно, но неэффективно.
§ 84. ТЕОРЕМА П. САМУЭЛЬСОНА Возможность исключения из потребления имеет принципиальное значение, основанное на микроэкономических принципах. Эффективная экономика экономика, которая производит то, что нужно людям.
Рыночный спрос на частное благо просто сумма того, что домашние хозяйства решают приобрести.