27.3. Аудиторы не обязаны выполнять поручения госорганов.
28. Орган дознания с санкций прокурора дал аудитору поручение на проведении аудиторской проверки.
Действия аудитора?
28.1. Данная проверка практически ничем не отличается от обычного аудита;
28.2. Орган дознания на имеет права давать такое поручение, это область судебнобухгалтерской экспертизы, а не аудита;
28.3. Аудитору необходимо руководствоваться не только профессиональными требованиями проведения аудита, но и инструкцией о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз.
29. В договоре на аудиторскую проверку экономический субъект ставил задачу: дать аудиторское заключение о достоверности отчетности за истекший год.
Проведя проверку отчетности аудитор запросил материалы учета и отчетности за текущий год. Руководство клиента отказало в этом аудитору.
Оцените ситуацию.
29.1. Руководство клиента поступило правильно, т.к. действия аудитора нарушают условия договора на проведение аудита;
29.2. В проверке информации о событиях и операциях следующих после даты составления баланса нет никакой необходимости для аудитора. Если нарушений в ведении учета и отчетности за истекший гад не обнаружено, можно давать положительное аудиторское заключение:
29.3. Аудитор имеет право проверять у экономических субъектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности в полном объеме. Данный отказ можно. рассматривать как ограничение масштаба аудиторской проверки с соответствующими выводами;
30. Руководство фирмы клиента, сославшись на коммерческую тайну, не разрешило аудитору проверить достоверность некоторых показателей. При этом руководство клиента выдало аудитору письменное подтверждение дирекции фирмы о том, что данные показатели достоверны.
Как быть с аудиторским заключением, если других проблем в ходе проверки не возникло?
30.1. Выдать положительное аудиторское заключение, т. к. есть письменное подтверждение дирекции;
30.2. В зависимости от материальности показателей либо отказаться от выдачи заключения, либо выдать положительное заключение с оговорками;
30.3. Выдать отрицательное заключение.
31. Предприятие обращалось в аудиторскую фирму с жалобой на действия налоговой инспекции: налоговая инспекция выявила на данном предприятии занижение прибыли на 5.000 тыс. руб., взыскала с него указанную сумму, штраф в этой же сумме, а также штраф в размере 10% от этой суммы, т.е. всего: (5.000 т.р + 5.000 т.р. + 500 т.р.) 10.500 т.р.
Оцените ситуацию.
31.1. Аудиторская фирма приняла жалобу и сочла действия налоговой инспекции правильными;
31.2. Аудиторская фирма жалобы на налоговую инспекцию не принимает, а сумма начислена правильно;
31.3. Аудиторская Фирма объяснила клиенту порядок обжалования действий налоговой инспекции.
Нашла ошибку в действиях налоговой инспекции и предложила предприятию помощь в защите своих прав.
1. Понятие, сущность и особенности аудиторской деятельности
2. Виды аудита. Внешний и внутренний аудит,
3. Обязательный и инициативный аудит.
4. Цели и задачи аудита, периодичность проведения.
5. Правовые основы аудиторской деятельности. Права, обязанности, ответственность аудитора,
6. Взаимоотношения аудитора и клиента, Этика аудитора, Аудиторские стандарты.
7. Организационная подготовка к аудиторской проверке. От- бор клиентов аудиторскими фирмами, предварительные переговоры.
8. Экспресс-анализ состояния дел клиента. Определение объема проверки,
9. Подготовка и заключение договора на проведение аудиторской проверки.
10. Оценка стоимости аудиторских услуг.
Письмо-обязательство аудитора перед клиентом.
11. Определение стратегии аудиторской проверки.
Планирование аудита.
12. Анализ информационной базы клиента.
Система внутреннего контроля и ее оценка.
13. Обман и ошибка.
Оценка принципа действующего предприятия".
14. Составление календарного плана и определение временных границ аудита.
15. Методы аудиторской проверки.
16. Оценка аудиторского риска.
Аналитические процедуры в аудите.
17. Особенности организации аудиторской проверки.
Оформление аудиторской проверки.
18. Аудиторская информация. Документация аудитора.
Виды и методы получения аудиторских доказательств.
19. Специальный аудит.
Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности.
20. Оценка платежеспособности и финансового состояния.
21. Консультирование по вопросам финансов, налогообложения и права, электронной обработки данных.
Оформление и требования к обоснованию выводов консультирования.
22. Экспертизы и проверки по поручению органа дознания и следователя, прокурора, суда и арбитражного суда, Особенности организации и методов проведения.
Обзор неопределенных обязательств, обзор событий следующих после даты составления баланса.
24. Оценка результатов аудиторской проверки, Оценка влияния выявленных нарушений на результаты деятельности экономического субъекта.
25. Выработка и обоснование предложений по ликвидации нарушений.
26. Аудиторское заключение.
Виды, структура и основные элементы.
27. Вводная часть аудиторского заключения: необходимость и основные элементы.
28. Аналитическая часть аудиторского заключения.
29. Итоговая часть аудиторского заключения, Виды мнений аудитора.
30. Оформление выполнения договора на аудиторские услуги, оценка качества проведения и соблюдения условий договора.
31. Источники информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
32. Характеристика учредительных документов (устав, договор, протоколы и др,).
34. Аудиторская проверка годового и квартального отчетов клиента: балансов (форма 1), отчета о финансовых результатах и их использовании (форма 2), приложения к балансу (форма 5).
35. Проверка справок, расчетов, пояснений, представляемых в органы Госналогслужбы, статистики, Пенсионный фонд, фонды занятости, социального и медицинского страхования.
36. Аудиторская проверка операций с денежными средствами, ценными бумагами.
Проверка кассовых операций и операций по счетам в банках. Проверка ценных бумаг и бланков строгой отчетности.
37. Аудиторская проверка расчетных м кредитных операций.
Проверка расчетов с поставщиками, покупателями и заказчиками, подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами.
38. Проверка расчетов с бюджетом, органами социального обеспечения и медицинского страхования, внебюджетными фондами.
Проверка долгосрочных и краткосрочных займов.
39. Аудиторская проверка операций с основными средствами, Проверка наличия основных средств и операций по движению основных средств.
Проверка правильности оценки и переоценки основных средств, начисления амортизации, ремонта и модернизации основных средств.
40. Проверка операций, связанных с учетом нематериальных активов.
41. Аудиторская проверка операций с производственными запасами, товарами и другими материальными ценностями.
Проверка наличия и операций по движению товаров, запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей. Проверка правильности их оценки и переоценки, а также начисления амортизации.
42. Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства, расчетов по оплате труда и прочих расчетов с работниками.
43. Аудиторская проверка правильности начисления и своевременности перечисления в бюджеты республик, краев, областей, районов и городов налогов и других отчислений.
44. Аудиторская проверка правильности начисления и уплаты штрафных санкций.
45. Аудиторская проверка учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.. Проверка правильности формирования затрат и издержек.
Проверка правильности отнесения затрат на основное, вспомогательное и незавершенное производство.
46. Аудиторская проверка учета выпуска и реализации продукции работ и услуг, прочей реализации.
47. Аудиторская проверка формирования финансовых результатов.
48. Страхование профессиональной ответственности аудиторов.
49. Контроль качества аудиторской проверки.
Необходимость контроля качества.
50. Предварительный и последующий контроль качества аудиторской проверки, Контроль за уровнем профессионализма аудиторов.
Как известно, до выхода в свет Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2253, утвердившего Временные правила аудиторской деятельности..." и постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности... единой государственной системы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности в России не существовало.
Различные общественные организации, часто без достаточных на то оснований, не имея квалификационных критериев и апробированной системы подготовки, выдавали за произвольную плату документы собственного изобретения (аттестаты, лицензии, удостоверения и пр.), объявляющие их владельца аудитором со всеми вытекающими последствиями.
Вероятно такой этап в развитии аудиторского движения в России был необходим, коль скоро, государство не предлагало других вариантов решения проблемы, а потребность в аудиторах в условиях быстрого формирования негосударственных предприятий и фирм резко возрастала. В процессе становления рынка аудиторских услуг появились, да и не могли не появиться, проблемы, решение которых стихийно сложившаяся система аттестации решить объективно не могла.
Это, прежде всего, единые требования к образованию, стажу работы по определенной специальности, программе подготовки, тематике квалификационных экзаменов, плате за проведение аттестации и использовании для целей развития аудиторского движения денежных средств, поступающих в виде этой платы. Не могли быть решены проблемы законодательного и методологического обеспечения (закон, регулирующий аудиторскую деятельность, стандарты аудита, прочие нормативные документы), организационные проблемы взаимоотношений аудитора с клиентом, государственными и судебными органами, наконец, не могли быть решены проблемы защиты клиента от недобросовестной или некачественной работы аудитора.
Итак, в условиях отсутствия единого влиятельного общественного органа по регулированию аудиторской деятельности взять эти функции на себя, в конце концов, пришлось государству. Вследствие чего, согласно упомянутого выше Указа, появился орган государственного регулирования аудиторской деятельности в виде Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (далее по тексту - Комиссия), для содействия Комиссии в организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг и защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм был создан Консультативный совет при Комиссии.
Для обеспечения единой системы аттестации в соответствии с Порядком проведения аттестации..., утвержденным указанным выше постановлением Правительства, в Минфине России, Росстрахнадзоре и Центральном банке были образованы Центральные аттестационнолицензионные аудиторские комиссии (далее по тексту - ЦАЛАК).
Собственно аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов (далее по тексту УМЦ), определяемых Комиссией по представлению соответствующей ЦАЛАК. УМЦ организуются, как правило, на базе высших учебных заведений экономического профиля и в процессе подготовки претендентов к аттестации принимает участие профессорско-преподавательский состав указанных ВУЗов.
ЦАЛАК утверждает по представлению УМЦ порядок проведения квалификационных экзаменов, содержание экзаменационных билетов и тестов, составленных в соответствии с единой программой, утверждаемой Комиссией, а также составы экзаменационных комиссий. Денежные средства в виде платы за проведение аттестации поступают на специальные счета Минфина, Росстрахнадзора и Центрального банка и используются исключительно на финансирование аттестационно-лицензионной и методологической работы в области аудиторской деятельности.
В случае успешной сдачи квалификационных экзаменов претендент получает в соответствующей ЦАЛАК квалификационный аттестат аудитора установленного образца, который дает ему право заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы либо самостоятельно, после соответствующей регистрации как предпринимателя и получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Казалась бы, сложилась достаточно стройная система, обеспечивающая решение всех выше перечисленных проблем. К сожалению оказалось далеко не так.
Вся беда в том, что за исключением УМЦ - и в Комиссии, и в Совете, и в ЦАЛАК их члены работают на безвозмездной основе, выполняя свою основную работу в совершенно другом месте.
Не касаясь работы Комиссии и Совета, хотя эффективность их деятельности, наверное, могла быть выше, о чем говорит отсутствие до настоящего времени в Федеральном Собрании России проекта закона, регулирующего аудиторскую деятельность и утвержденных стандартов аудита, скажем несколько слов о деятельности ЦАЛАК Минфина России.
Итак, в соответствии с Порядком проведения аттестации..." ЦАЛАК проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Начиная с июля 1994 г. и по март месяц года текущего по общему аудиту было аттестовано порядка 2 тысяч аудиторов и оформлено около 1 тысячи лицензий на аудиторскую деятельность.
В среднем на каждом заседании приходилось утверждать более 300 дел, причем из месяца в месяц поток документации нарастал. Но, прежде чем вынести решения по каждому из дел, необходимо проверить комплектацию документов на соответствие утвержденному их перечню, оформление собственно результатов экзаменов, контролировать поступление денежных средств на специальные счета и их использование, выдавать аттестаты и лицензии, вести государственные реестры выдаваемых документов, решать значительное количество организационных вопросов и пр.
Такая организация работы привела к многочисленным ошибкам в учете денежных средств, учете, оформлении и выдаче аттестатов и лицензий, к почти полной бесконтрольности работы УМЦ и другим недостаткам. Стало ясно, что силами органа, работающего на общественных началах, организовать четкое обеспечение выполнения Указа Президента и постановления Правительства невозможно.
Учитывая недостаточно эффективный опыт работы ЦАЛАК в 1994 г. в начале т.г. В Минфине России для обеспечения ее работы был образован Департамент организации аудиторской деятельности.
Начиная с апреля 1995 г. функции по подготовке заседаний ЦАЛАК и обеспечения принимаемых ею решений выполняют работники Департамента. Осуществляется жесткий контроль за представляемыми УМЦ материалами по аттестации и поступлению платы за ее проведение от претендентов, упорядочена система документооборота, налажен учет денежных средств, поступающих в виде платы за аттестацию и сбора за выдачу лицензий, контрольноинспекторским отделом Департамента проводится проверка целевого использования денежных средств, направляемых в УМЦ на проведение аттестации, возобновлен прерванный в 1993 г. процесс разработки стандартов аудита.
По отзывам членов ЦАЛАК, Совета и УМЦ сегодня система работы ЦАЛАК близка к тому виду, в каком она была задумана.
И все же, с нашей точки зрения, недостатков в системе аттестации аудиторов еще много.
Начнем с того, что в соответствии с Порядком аттестации... квалификационные экзамены проводятся исключительно в письменной форме. При том невысоком уровне сложности вопросов экзаменационных билетов и тестов, которые предлагаются УМЦ, определить уровень профессиональной подготовки претендентов практически невозможно.
Наверное, пришло время подумать о некотором изменении методики проведения квалификационных экзаменов. Вариантов много, укажем некоторые из них, позволяющие на основе сложившегося опыта и определенных методических наработок трансформировать систему экзаменационных испытаний на уровень сегодняшних требований.
Не секрет, что уровень сложности вопросов экзаменационных билетов и тестов, корректность их формулировок, минимально необходимый объем ответов на них, значительно отличаются по отдельным УМЦ. Часто в одной и той же группе экзаменуемых при ответах на вопросы, в частности, по разделу Аудит, одним претендентам достаточно изложить материал на половине страницы. а другим не хватает листа с оборотом.
Указанный раздел явно перенасыщен вопросами из раздела Бухгалтерский учет, излишне затеоретизирован, вопросы не учитывают складывающуюся практику аудита.
По нашему мнению, необходимо подготовить достаточно объемный фонд вопросов экзаменационных билетов по всем разделам программы, содержащий не менее 200-250 вопросов, единый для всех УМЦ. Указанный фонд вопросов должен быть опубликован в периодической печати и стать основой для подготовки претендентов к аттестации. Необходимо подумать и об экзамене в виде тестирования.
Возможно не стоит тратить целый день на ответы по тестам, содержание которых в значительной степени является составляющим вопросов экзаменационных билетов. И, наконец, об идее введения в систему аттестации экзамена в виде собеседования с претендентом.
С нашей точки зрения только живое общение с претендентом позволит в полной мере выявить культуру его речи, возможности логического мышления, объем работы с нормативными документами, степень профессионализма, наконец, интеллектуальный потенциал.
Описание возможной методики проведения такого экзамена выходит за рамки данной статьи. Предполагается изложить ее в одном из следующих номеров журнала.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1355 Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке в 1995 г. значительно расширяется круг предприятий, подлежащих аудиту в обязательном порядке. Это предприятия с годовой выручкой от реализации продукции (работ, услуг), превышающей 500-тысячный размер минимальной заработной платы и (или) по сумме активов баланса на конец года превышающей 200-тысячный размер минимальной заработной платы. На 1 июля 1995 г. в России по общему аудиту аттестовано около 5 тысяч аудиторов и выдано более 2 тысяч лицензий аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам.
Если проанализировать насыщенность регионов страны лицензированными аудиторскими фирмами и аттестованными аудиторами, то окажется, что Москва и Санкт-Петербург значительно опережают другие регионы. По оценкам некоторых специалистов для удовлетворения потребностей рынка аудиторских услуг в 1996 г. необходимо располагать армией аудиторов численностью порядка 100 тысяч человек.
Казалось бы, на фоне этих цифр говорить об ужесточении условий квалификационных экзаменов преждевременно, с другой стороны аттестуя людей, мягко говоря, не совсем подготовленных к такому сложному и рискованному виду деятельности как аудит, есть большой риск дискредитировать аудиторское движение в самом его начале.
Много нареканий вызывает действующая сегодня система критериев допуска к аттестации. Известно, что сегодня ряды аттестованных аудиторов пополняются в основном за счет бывших бухгалтеров, в прошлом работавших на узких участках больших бухгалтерий крупных предприятий и экономистов экономических отделов бывших министерств и ведомств.
Думается, мы напрасно сужаем круг потенциальных аудиторов, допуская к аттестации только людей с экономическим и юридическим образованием, тем более, что это происходит в отсутствие стандарта по образованию аудиторов и апробированной системы их ВУЗовского обучения. Автору известно значительное число практикующих сегодня аудиторов, не имеющих специального высшего образования, которые часто выглядят предпочтительней на общем, пока очень не высоком уровне аудиторов.
Полагаем, что в настоящее время, в течении 3-5 лет, пока ВУ3ы не подготовили определенного числа выпускников в соответствии с требованиями упомянутого стандарта, необходимо снять ограничения по высшему образованию, оставив их для образования среднего специального.
И все же определенные ограничения по допуску к аттестации должны существовать, причем по мере насыщения аудиторского рынка они должны возрастать. К описанию возможных этапов в установлении критериев допуска к аттестации предполагается вернуться в одном из следующих номеров журнала.
В заключении хотелось бы отметить тот факт, что практикующие аудиторы и аудиторские фирмы не проявляют пока должного интереса к проблемам подготовки и аттестации аудиторов. Одним из примеров тому может служить отсутствие в ЦАЛАК Минфина России замечаний и предложений по опубликованным проектам стандартов аудита и действующей сегодня системе подготовки и аттестации аудиторов.
А жаль, в конце концов, уровень качества работы аудиторских фирм завтра во многом будет зависеть от того, как мы готовим и аттестуем их будущих работников сегодня.