Совет республики ВС РФ принял проект закона в обоих чтениях. Затем последовали письма Президента РФ в Верховный Совет, в которых отмечалось, что подписание Закона Об аудиторской деятельности станет возможным только после внесения в него принципиальных изменений и дополнений.
7 октября 1993 г. Президент РФ издал Указ 1598 О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации, в соответствии с которым Государственное правовое управление Президента РФ подготовило проект Указа Президента О регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации, основой которого послужил все тот же проект Закона. Таким образом, 22 декабря 1993 г. Президент РФ подписал Указ, которым утвердил Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, вступившие в силу с момента опубликования Указа, т.е. с 29 декабря 1993 г.
Однако для окончательного правового закрепления аудиторской деятель-ности в России нужен Закон. Необходимость его разработки подчеркнута и в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. Да, в свое время Временные правила сыграли важную роль в становлении аудита, но на данный момент они уже не отражают в полной мере ни практику ведущих российских аудиторских организаций, ни мировой опыт в этой области деятельности.
Более того, они не соответствуют потребностям развития системы рыночных отношений. Очевидно, что с принятием Закона сфера аудиторских услуг приобретет принципиально иной характер (см. п. 4.1), т.е. начнется новый этап в развитии аудита в России.
Описание и оценка тенденций развития технических и экономических характеристик отрасли
В настоящее время в России в сфере аудита занято около 30 тысяч аттестованных аудиторов, действуют несколько тысяч аудиторских фирм, созданы профессиональные объединения аудиторов [32, 46]. Только за 1999 г. было аттестовано по протоколам Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК) Минфина России 3900 аудиторов, из них 3717 в области общего аудита.
Так же было рассмотрено и оформлено к выдаче по приказам Минфина России 4533 лицензии на осуществление аудиторской деятельности, в т.ч. 2892 аудиторским фирмам и 1641 аудитору, работающему самостоятельно; из них в области общего аудита 4115 [26, 4] (см. приложения 1, 2).
Специфичным товаром аудиторской отрасли является аудиторская услуга, которая представляет из себя, как уже говорилось выше, продукт предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в настоящее время ЦАЛАКом выдаются лицензии на проведение банковского аудита, аудита страховых организаций, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также общего аудита, т.е. аудита иных экономических субъектов (см. приложение 3).
В настоящее время аудиторские фирмы, наряду с оказанием аудиторских услуг предоставляют консалтинговые услуги фирмам-заказчикам. При этом уже несколько лет подряд наблюдается неуклонный рост доли консалтинга в совокупной выручке российских аудиторов, в частности налоговых и юридических услуг, а также услуг в области информационных технологий (см. приложение 4). По итогам 2000 года доля консалтинга в целом выросла на 7 процентных пунктов, составив 46,3%. Среди видов консультационных услуг наиболее заметно поднялся налоговый и юридический консалтинг: с 15,7 до 19%.
Что касается доли информационных технологий, то в 1999 году она составляла всего 4% в совокупной выручке, теперь 7%.
Среди консультационных услуг доминируют те, что связаны с финансовой стороной деятельности клиентов: налоговый консалтинг и финансовое управление. А виды услуг, которые не требуют скрупулезного разбора финансовой отчетности, занимают довольно скромное место в структуре совокупной выручки.
Так, доля консалтинга в области стратегического планирования, несомненно, пользующегося спросом на рынке, составляет лишь 3,6%.
Отчасти это свидетельствует о том, что предприятия готовы иметь дело одновременно с несколькими компаниями, предлагающими аудиторские и консалтинговые услуги. В качестве примера можно привести компанию Аэрофлот, работающую с пятью консультантами. На вопрос: Зачем, ведь все они универсальные? был получен недвусмысленный ответ: По каждой нашей проблеме мы искали лучших специалистов.
Такая тенденция пока едва заметна на российском рынке. Только компании, стремящиеся сделать свою деятельность прозрачной, могут позволить себе роскошь раскрыться перед несколькими партнерами.
Основными потребителями аудиторских фирм являются предприятия и организации, для которых законодательно определен обязательный ежегодный аудит (банки, страховые организации, открытые акционерные общества, предприятия, совокупный годовой объем выручки которых превышает законодательно установленный минимум, и т.д.). Однако в последнее время почти для всех относительно крупных предприятий, заинтересованных в расширении своей деятельности в будущем, при этом даже не попадающим под категорию обязательно аудируемых, стало признаком хорошего тона проводить аудиторские экспертизы и заверять свою финансовую отчетность подписью работника вневедомственной службы финансового контроля. Структура потребителей отрасли очень хорошо отражена на графике, приводимом в приложении 5.
В настоящее время имеет смысл говорить о грядущем значительном увеличении доли рынка аудиторских услуг, правда, ввиду ряда особенностей данный сегмент можно отнести к категории денег глубокого залегания. Речь идет об аудите федеральных государственных унитарных предприятий (ГУП).
В 1999 году увидело свет постановление Правительства 81 Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий. Однако его выполнение, как водится, затянулось, и в 2000 году аудит за 1999 год так и не проводился.
Сама постановка вопроса об аудите ГУПов для Мингосимущества как собственника этих предприятий породила целый букет конфликтов интересов. Прежде всего конфликт возник на уровне собственник управляющий орган. Управляющие органы (например, соответствующие агентства в оборонной промышленности) фактически выполняют роль финансовых директоров своих предприятий и разруливают все их финансовые потоки.
Неудивительно, что они оказались незаинтересованными в аудите подведомственных предприятий. Ведь методические рекомендации по проведению аудита были составлены таким образом, что аудит должен выявить не только достоверность финансовой отчетности, но и эффективность работы ГУПов. У конфликта этого уровня были два следствия.
Во-первых, проведение тендера на аудит 1999 года растянулось до октября 2000-го. Во-вторых, когда он все-таки был проведен и из 413 фирм, подавших заявки на конкурс, министерство включило в перечень уполномоченных 282 аудиторские организации, ведомства стали доводить до своих предприятий особые списки рекомендуемых аудиторских компаний.
Зачастую в таких списках значилась одна-единственная фирма, причем не из самых известных.
Конфликт интересов сформировался также на уровне директор-аудитор. Заказчиком аудита для аудиторской компании является Мингосимущества.
Аудиторская проверка должна показать, насколько грамотно управляется предприятие, а значит будет ли директор и впредь занимать свое кресло. Однако, выступая заказчиком аудита, министерство ни копейки не вносит за его проведение.
Оплатить услуги аудитора должно само предприятие, разумеется, по распоряжению своего генерального!
При этом на конфликтах проблемы не заканчиваются. Платежеспособность государственных предприятий невысока.
Соответственно, цена аудита для них должна быть своего рода специальная. По оценкам самих аудиторов примерно в три раза ниже среднерыночной.
В результате многие крупные аудиторские компании решают, что участвовать в борьбе за аудит госпредприятий не имеет смысла, и занимают выжидательную позицию. А те компании, которые берутся обслуживать ГУПы, вынуждены работать на уровне себестоимости, жалуясь не демпинг мелких аудиторских фирм. Утешением им служит шанс занять место на рынке и надежда на улучшение платежеспособности госпредприятий в будущем. Благо ГУПов много из 14 тыс. госпредприятий минимум тысяча, по оценкам, будет отвечать критериям обязательного аудита.
Кроме того, в текущем 2001 году аудиторы должны будут провести аудит сразу за два предыдущих года. С учетом этого емкость рынка аудиторских услуг вырастет примерно на 10 млн. долларов (10% всего российского аудита).
Имеющиеся данные о деятельности крупнейших отечественных аудиторско-консалтинговых фирм свидетельствуют о неуклонном росте их доходов. При этом примерно половина доходов, как уже говорилось, приходится на собственно аудит, а остальная часть на консультации и другие аудиторские услуги. Однако только за первое полугодие 2000 года объем выручки 100 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) вырос по сравнению с первым полугодием 1999 года очень скромно всего на 27,5%. Такой прирост выручки может быть сравним с увеличением потребительских цен за тот же период (они поднялись примерно на 20%).
Однако основные клиенты аудиторов не граждане, а промышленные компании, а их цены выросли на 45%. Если же принять во внимание промышленный подъем, то окажется, что предприятия в первом полугодии 2000 года увеличили свою выручку более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года [42, 33].
Ситуация выглядит так, будто аудиторско-консалтинговые компании сильно недооценили рост платежеспособности своих основных заказчиков. Но было бы глупо предполагать, что аудиторы, имеющие непосредственный доступ к финансовой отчетности предприятий, не владели информацией об их доходах.
В чем же тогда причина? Очевиден тот факт, что это обострение конкуренции и, как следствие, снижение цен.
Профессиональная оценка средних почасовых ставок аудиторских компаний свидетельствует о всплеске ценовой войны на рынке аудиторов и консультантов. Еще около года назад минимальной расчетной ставкой за услуги средней столичной аудиторской фирмы было 3 доллара в час.
Теперь эта планка снижена примерно вдвое - 1,6 доллара в час.
В чем причина этой ценовой конкуренции? По оценкам экспертов, как это ни парадоксально звучит, она кроется в оживлении экономики после кризиса. Воистину, аудит в России не был лишен противоречий уже в момент своего появления, не утратил он их и теперь.
Казалось бы, подъем производства должен привести к росту спроса на аудит и консалтинг, а значит, и к росту доходов аудиторско-консалтинговых групп. Но получилось иначе.
Два года назад в посткризисной ситуации локомотивом рынка выступили наиболее крупные АКГ. Мелкие фирмы были не в состоянии снизить свои расценки и в результате остались не у дел.
Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. Оживившееся производство предъявило спрос на аудиторские услуги. Получив один-два заказа, возобновили свою деятельность мелкие компании.
Но они тут же попали под ценовое давление своих клиентов. Чтобы вновь не пришлось сворачивать свою деятельность, аудиторы принялись демпинговать и в первую очередь за счет качества работ. Не менее активно ведут себя и вновь образованные аудиторские компании.
Этому изрядно способствует очень низкий барьер выхода на рынок (Для физических лиц необходимо пройти аттестацию и получить от уполномоченного органа квалификационный аттестат аудитора. При этом к аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее или средне специальное!) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя в области экономики).
Ну а для новорожденной компании, недавно получившей лицензию, не имеющей ни раскрученной торговой марки, ни опыта работы, единственным аргументом в переговорах с заказчиком может быть лишь чрезвычайно низкая цена.
В результате всеобщего демпинга вновь расцвел так называемый черный аудит. И это неудивительно.
Борьба с недобросовестными аудиторами, продающими за бесценок свою подпись и печать, фактически не ведется.
В такой ситуации вряд ли разумно надеяться, что все образуется само собой. Эта тенденция в конечном счете должна привести к сильной поляризации рынка. Клиент, действительно нуждающийся в качественных услугах, будет готов платить любые деньги за гарантию качества, поскольку в целом на рынке будут процветать дешевые подделки под аудит.
Как единственная гарантия качества в таких условиях будет восприниматься раскрученная общепризнанная марка компании. Несложно догадаться, что носителями таких марок на сегодня в России являются лишь компании большой пятерки.
Т.е. и без того огромная доля рынка иностранных компаний грозит еще больше увеличиться (см. приложение 6).
Организационные инновации.
На рынке аудиторско-консалтинговых услуг не часто происходят события, которые вносят качественно новые изменения в жизнь аудиторов. В прошлом году такое событие имело место, а именно, начала активно работать первая в России саморегулируемая организация (СРО) аудиторских компаний.
В принципе саморегулируемые организации в России не новость. На международном рынке аудиторских услуг это тоже дело обычное. Однако на российском аудиторском рынке до сих пор функционировали лишь профессиональные ассоциации.
Разница между обычной профессиональной ассоциацией и СРО прежде всего состоит в том, что последняя берет на себя функцию контроля за деятельностью своих членов.
На аудиторском рынке контроль качества аудиторских проверок до сих пор был исключительной прерогативой лицензирующих органов. В то же время лицензирующие органы не располагают достаточными ресурсами ни кадровыми, ни экономическими для полноценной реализации этой функции.
Отсутствует как эффективная система санкций, в том числе и финансовых, в отношении недобросовестных аудиторов, так и система обязательного страхования аудиторской ответственности. Все это создает почву для распространения черного аудита.
Мировой опыт свидетельствует, что решение проблемы повышения качества аудита возможно только при построении системы контроля качества, включающей в себя как государственный контроль, так и контроль профессиональных объединений. Для клиентов аудиторских организаций внешним сигналом принадлежности конкретной аудиторской компании к качественным должно стать членство в саморегулируемой профессиональной аудиторской организации, которая регулярно будет осуществлять проверки деятельности своих членов (один раз в три года).
Первой такой организацией стал Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР).
Итак, аудит как вид деятельности в России состоялся. Но, к сожалению наши аудиторы еще не в должной мере признаны за рубежом, и аудит российской компании, даже очень известной, не является ни для иностранцев, ни для соотечественников неоспоримым. Причина этого в том, что российскую отчетность не всегда могут понять иностранные инвесторы, акционеры, кредитные организации и, соответственно, на ее основе принять адекватное решение по покупке и продаже ценных бумаг, оценить способность компании выплачивать дивиденды, погасить в срок задолженность и т.д.
Все это требует внесения в законодательную базу российского учета и аудита соответствующих корректив, обеспечивающих их прозрачность для иностранных граждан.
Справедливо сказать, что это только одна из множества проблем, связанных сегодня с осуществлением аудиторской деятельности в России. Однако столь же справедливым будет утверждение: большую их (проблем) часть можно разрешить путем принятия Федерального закона Об аудиторской деятельности.
Проект этого Закона был принят в апреле 2000 года Государственной Думой в первом, т.е. концептуальном, чтении 358 голосами против 28. С сентября над ним начала работу согласительная комиссия.
Чтобы оценить значимость этого события, достаточно обратить внимание на то, что его в нашей стране ждали почти 10 лет, начиная со старта реформ [16, 8].
Например, широко известно, что в последнее время появилось очень много так называемых черных аудиторов фирм, которые получают лицензии на осуществление аудиторской деятельности, делают заключения, а потом растворяются. Законодательно же проблема ответственности аудитора за свое заключение никак не решена. С этой целью, т.е. упорядочения системы государственного регулирования аудита проектом, предусматривается создание вместо трех действующих структур (Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ и двух центральных аттестационно-лицензионных комиссий Минфина России и Центробанка) одного федерального органа.
Можно надеяться, что тогда у субъектов экономической деятельности, понесших урон из-за неквалифицированных или недобросовестных заключений аудиторских компаний, появится возможность отстаивать свои права.
Также новеллой законопроекта является попытка предусмотреть контроль качества аудита, осуществление которого может быть проведено как федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности, так и уполномоченным саморегулируемым аудиторским объединением правда, исключительно в отношении своих членов.
Законопроект значительно повышает требования к конфиденциальности аудита. Лица, осуществляющие аудиторскую деятельность, обязаны обеспечить сохранность конфиденциальных сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими в ходе проверки.
Они не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия лица, подлежащего аудиту, вне зависимости от того, принесет ли передача документов или разглашение содержащихся в них сведений ущерб указанному лицу. Нарушитель этого требования лишается лицензии аудитора и подлежит ответственности в соответствии с законодательством, включая возмещение нанесенного его действиями ущерба.
Впервые вводится понятие заведомо ложного аудиторского заключения, под которым понимается заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или явно противоречащее содержанию документов, полученных и изученных аудитором в ходе проверки. Соответственно, предусматривается ответственность за такие действия.
В плане опять-таки повышения ответственности аудитора законопроект предусматривает также, что аудитор или аудиторская организация обязан заключать договор страхования своей гражданско-правовой ответственности и не вправе выполнять свои обязанности без такого документа.
Необходимо отметить, что наряду с проектом Закона Об аудиторской деятельности подготовлен проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона Об аудиторской деятельности. Здесь конкретизируются меры уголовных и административных наказаний за допущенные аудитором нарушения.
Такие наказания в сегодняшней юридической практике вообще отсутствуют.
За 1999 год в Кургане представили отчетность 8 фирм из десяти зарегистрированных. Кроме того, в 1999 г., по данным Департамента государственного финансового контроля и аудита в Курганской области, лицензии на проведение аудита имели 17 индивидуальных предпринимателей-аудиторов.
На начало прошлого года было зарегистрировано 10 аудиторских фирм, что на 34 процента меньше, чем два года назад. По ликвидированным фирмам информации нет.
Данный факт характеризует определенную стабильность аудиторского рынка Кургана, что подтверждается фактически предоставленной отчетностью восьми аудиторских фирм за 1999 год (см. приложение 7).
За последние годы достаточно явно обозначилась группа ведущих курганских аудиторских фирм. На долю трех приходится более 70% совокупной выручки всех аудиторских фирм.
Подобный высокий уровень концентрации также соответствует общероссийской тенденции.
Фирмы, занимающиеся независимым финансовым контролем, объединены в Курганское региональное отделение Российской коллегии аудиторов (РКА) [30, 2].
Положительным моментом в их деятельности явилось то, что предприятия смогли достаточно быстро адаптироваться к послекризисным условиям, результатом чего стал рост совокупной выручки за все тот же 1999 г. на 35%.
Характерным является также и тот факт, что консалтинг как таковой в аудиторских фирмах Кургана развит более чем слабо всего чуть более 10% от общего объема оказываемых услуг (см. приложение 8). Однако все же можно говорить хотя о незначительном, но все же росте, т.к. в 1998 г. этот показатель был еще меньше. Если же рассматривать с учетом возросшей выручки с 1998 по 1999 гг., то фактически при росте числа заключенных на данный вид услуги договоров с 239 до 371 произошло его изрядное снижение. Что это Курганский демпинг или просто иного вида консалтинг сказать трудно.
Наш рынок аудиторских услуг характеризуется относительным спокойствием, т.е. отсутствием каких-либо крупномасштабных ценовых войн а-ля столичные. В Кургане цена, как правило, определяет качество достаточно четко.
И те, кому действительно необходимо грамотное аудиторское заключение, приготовляются заранее соответственно и больше заплатить.
В целом все российские аудиторские фирмы, вне зависимости от их местоположения, масштабов деятельности, длительности жизни в этой сфере бизнеса роднят, как уже говорилось, одни и те же общие проблемы и осознание того, что без их решения произойдет быстрое или медленное, но все же саморазрушение нерегулируемого пока рынка.
Краткая характеристика профессиональной деятельности АКГ Современные бизнес-технологии.
Компания работает на рынке аудиторских услуг 7 лет. Деятельность охватывает следующие сферы:
реструктуризация бизнеса и системы управления;
разработка бизнес-стратегий и маркетинговые исследования;
финансовое и инвестиционное консультирование;
бюджетирование и контроллинг;
оценка бизнеса и имущественных комплексов;
создание интегрированных информационных систем управления;
аудит по российским и международным стандартам;
бухгалтерское и налоговое консультирование;
правовое консультирование.
Местоположение центрального офиса Москва.
Совокупная выручка за 2000 год составила 99 106 тыс. руб. Прирост выручки за год 232,7% (выручка в 1999 году 29 786 тыс. руб.).
В настоящее время в фирме занято 105 специалистов, средняя выручка на одного специалиста в 2000 году 943,9 тыс. руб.
В рейтинге крупнейших АКГ России, публикуемом рейтинговым агентством Эксперт РА в 2000 году восьмая рейтинговая позиция (в 1999 девятнадцатая).
Работу в компании-клиенте начинают с обязательного этапа диагностики, выявляя болевые точки предприятия и предлагая конкретную программу для их преодоления. В структуре услуг, предлагаемых клиенту, главное внимание уделяется консультационному обслуживанию, которое считают наиболее перспективным.
В процессе работы занимаются не только исправлением текущих ошибок персонала компаний-клиентов, но, прежде всего, устанавливают правила, которыми должны руководствоваться бухгалтерские службы, регламент их взаимодействия с другими подразделениями.