d9e5a92d

Порядок проведения налоговых проверок

Должностные лица ФНС не раз высказывались о том, что проверки должны иметь 100процентную результативность. Отсюда возникают опасения тех налогоплательщиков, которые считают, что это приведет к доначислениям любой ценой.
Выход на налоговую проверку всегда должен быть обусловлен наличием оснований предполагать нарушения налогового законодательства. Мониторинг налоговых обязательств, результаты камерального контроля, информация из внешних источников, то есть, другими словами, все тот же анализ критериев риска, является основой для принятия решения о проведении налоговой проверки.

И, как правило, если выход мотивированный, то предполагаемые нарушения действительно подтверждаются.
Однако если налоговая культура в нашей стране возрастет, то платить налоги, возможно, станет престижно.

Порядок проведения налоговых проверок

Так как каждому из Вас, возможно, предстоит стать участником контрольного мероприятия фискалов, рассмотрим условия, на которых правомерно проведение налоговой проверки.
Налоговики могут приступить к проверке только после того, как предъявили решение о ее проведении и служебные удостоверения (ст. 91 НК РФ).
Помните: налоговые инспекторы должны предъявить оба документа одновременно. Само по себе служебное удостоверение без решения о проверке не дает права на ее проведение.

Оно лишь подтверждает, что этот гражданин является сотрудником налоговой инспекции.
Если налоговые инспекторы предъявили вам только свои служебные удостоверения или только решение о проведении проверки, вы вправе им отказать.
Решение о проведении проверки принимает руководитель налоговой инспекции или его заместитель. Обратите внимание: оно должно быть заверено печатью.
Посмотрите, за какой период и по каким налогам будет проверка. Если налоговики уже проверяли вас по этим вопросам, вы вправе им отказать.
Если с документами все в порядке, поставьте свою подпись и дату на экземпляре решения после слов: С решением на проведение выездной налоговой проверки ознакомлен. Указанная вами дата будет началом выездной налоговой проверки.

Именно с нее начнется отсчет двухмесячного срока проверки.
Если с документами все в порядке, но вы все-таки не допустили налоговиков на свою территорию, они могут самостоятельно определить суммы налогов, которые вы должны уплатить, на основании имеющейся у них информации о вашей деятельности или по аналогии с другими фирмами или предпринимателями (ст. 31 НК РФ).
Кроме того, налоговики могут составить протокол об административном нарушении и направить его районному или мировому судье.
Налоговые инспекторы могут исследовать любые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. В частности, к таким документам относятся:
- учредительные документы фирмы (или документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя);
- свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
- налоговые декларации;
- документы бухгалтерской отчетности;
- учетные регистры (Главная книга, журналы-ордера, ведомости и др.);
- лицензии;
- договоры (соглашения, контракты);
- банковские и кассовые документы;
- накладные на отпуск материальных ценностей, сметы выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные документы;
- документы, подтверждающие правильность применения налоговых льгот (например, копии пенсионных удостоверений работающих у вас инвалидов).
Вы имеете право не представлять инспекторам документы, которые не связаны с исчислением и уплатой налогов, например санитарные книжки. Если налоговики попытаются оштрафовать вас за это нарушение, то именно им придется доказывать в суде, что не представленные вами документы связаны с исчислением и уплатой налогов.
Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вышестоящие налоговики могут провести еще одну, причем по тем же налогам и за тот же период в соответствии со статьей 87 Налогового кодекса РФ. Повторную проверку принято называть контрольной.
Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из налоговой инспекции, то повторно могут прийти из регионального управления.
Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми проверками все иначе - налоговые инспекторы появляются без предупреждения.

Но такое случается редко, например, когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.
Встречная проверка - это проверка операций друг с другом двух и более фирм. Если налоговики пришли к вам с такой проверкой, значит, их заинтересовал ваш деловой партнер.

Чем больше у вас партнеров, тем чаще могут приходить инспекторы: ограничений никаких нет. Проводить такую проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в пятидневный срок.



Нарушителей налоговая инспекция может оштрафовать на 5000 рублей (ч. 2 ст.

126 НК РФ).
По результатам налоговой проверки составляется акт. Как правило, еще до его составления становится ясным наличие и размер штрафных санкций.

Если таковое произошло, то идут переговоры с проверяющими лицами.
Отношения компании с инспекцией, как правило, долгосрочные, каждый раз решается судьба не только конкретной налоговой проверки, но и взаимоотношений с инспекцией в целом. Чтобы сохранить в будущем нормальные отношения, психологи рекомендуют думать не о позициях, а об интересах.

То есть определить, что важнее: сумма, на которую удастся снизить доначисления, или возможность в дальнейшем работать, не опасаясь пристрастного отношения или шантажа со стороны налоговой инспекции.
Оценить эффективность переговоров c налоговиками можно по следующим критериям: они должны привести к разумному соглашению, если таковое вообще возможно, и улучшить или, по крайней мере, не испортить отношения между сторонами.
У финансовой службы компании и проверяющего инспектора всегда найдутся точки соприкосновения. Да, инспектор заинтересован в большей сумме доначислений, а компания в меньшей сумме штрафов. Но обеим сторонам выгодно досудебное решение проблемы.

Важно дать понять противоположной стороне, что вы не спорите о сумме доначисленных налогов, а решаете общую проблему: как избежать судебного разбирательства. И на пути к этой цели на уступки должны идти обе стороны.
Специалисты рекомендуют, прежде чем предложить свое решение, подчеркнуть еще раз общую проблему. Например: Я думаю, что ни вам, ни нам не хотелось бы доводить дело до суда.
После этого можно предложить решение, которое вы считаете правильным. При этом важно аргументировать, почему ваше решение выгодно как вам, так и ревизорам.

Если вы не демонстрируете безразличия к интересам другой стороны, то можете позволить себе настойчиво доказывать серьезность ваших забот. По мнению знатоков теории переговорного процесса, необходимо также обосновать законность своих интересов, используя при этом объективные критерии.
Налоговики тоже люди. Большинство возникающих проблем это не наше с ними личное противостояние, а общее состояние взаимоотношений государства и налогоплательщика.

Поэтому очень важно сосредоточиться на сущности вопроса, а не на конфликте с конкретным инспектором.
Полезно относиться к инспекторам просто как к людям, вынужденным проводить политику налоговой службы. Важно помнить, что они тоже, подобно вам, имеют собственные чувства, страхи, надежды и мечты.

Возможно, на карту поставлена их карьера.
Еще один прием, который работает, - это демонстрация своей осведомленности. Предварительное изучение регламентов, обязательных для инспекторов, и внутренних писем налоговой службы поможет вам понять, почему инспектор занимает именно такую позицию. Покажите ему, что вы в курсе его проблем и хотели бы решить вашу общую проблему наиболее благоприятно для него.

При возможности следует процитировать документы, которыми он должен руководствоваться в своей работе.

Порядок проведения неналоговых проверок

В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель ведут кассовые операции и (или) используют контрольно-кассовую технику.
Чтобы у контролеров не было претензий к ведению кассовых операций, фирма должна соблюдать четыре основных условия:
- проводить наличные расчеты в пределах определенной суммы (лимит расчетов наличными);
- хранить наличные деньги в кассе в пределах лимита, установленного банком (лимит остатка кассы);
- полностью и своевременно оприходовать поступившие в кассу деньги;
- правильно хранить наличные деньги.
В проверке участвуют не менее двух налоговых инспекторов.
Помимо плановых (обычных) проверок налоговики проводят челночные (несколько раз в течение дня), перекрестные (когда инспекторов начинают узнавать в лицо) и рейдовые (совместно с милицией и Госторгинспекцией проверяются торговые точки определенного профиля) проверки.
На первом этапе проверки инспекторами производятся наблюдения. Затем проводится контрольная закупка.
Имейте в виду, что налоговый инспектор не может проводить контрольную закупку самостоятельно. Такое право имеют сотрудники милиции и торговой инспекции.
После контрольной закупки инспекторы приступают к основной части проверки. Для начала они обязаны предъявить свои удостоверения и поручение на проверку.

При этом у налоговиков есть только два месяца, чтобы назначить штраф (статья 4.5 КоАП РФ). Этот срок нужно отсчитывать со дня:
- когда в кассу поступили неоприходованные деньги;
- когда был превышен лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными;
- когда контролеры обнаружили, что фирма неправильно хранит свободные денежные средства.

Заключение

Ознакомившись с методическими материалами и более подробно изучив действующее налоговое законодательство, Вы можете самостоятельно выбрать, какой налоговый режим более приемлем для Вашего предприятия.
Как Вы уже поняли, каждый из налоговых режимов имеет свои преимущества и недостатки, часть из которых вызвана несовершенством действующего законодательства. Однако, планируя свои налоги, возможно, ваша компания сможет платить налогов столько, сколько она позволит себе в этот период.

Критерии самостоятельной оценки риска стать объектом выездной налоговой проверки

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (ввиду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (в течение двух и более календарных лет). В настоящее время, несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению числа убыточных предприятий, их доля в общем количестве юридических лиц достаточно велика - около 21%.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период (доля вычетов по НДС в сумме начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев).
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Пример: поставка продукции между покупателем и продавцом, находящимися в одном городе, осуществляется через ряд посредников, находящихся в разных регионах страны, и при этом, несмотря на территориальную удаленность этих посредников, все документы оформляются и подписываются одним днем.
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (миграция между налоговыми органами). По Налоговому кодексу налогоплательщик имеет право сняться с учета в одной налоговой инспекции и встать в другой, например, в связи с изменением места нахождения.

Однако многократные смены адресов могут служить сигналом того, что налогоплательщик, к примеру, стремится избежать проведения выездной налоговой проверки или взыскания налогов.
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики (рентабельность на 10 и более процентов ниже, чем у аналогичных организаций по отрасли)



Содержание раздела