d9e5a92d

Налог на приобретение транспортных средств.

Причём и после этого требование об уплате налога моглот быть предъявлено собственнику, если лицо, эксплуатирующее транспортное средство, не заплатило налог. Налоговая база определялась как рабочий объём двигателя транспортного средства в кубических сантиметрах.
Ставки налога устанавливалась в следующих размерах:

Виды транспортных средств и рабочий объём двигателя Ставки налога на единицу рабочего объёма двигателя
Легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя:
- свыше 2 500 куб. см до 3 000 куб. см включительно
- свыше 3 000 куб. см
2 рубля
3 рубля


Ставки налога применялись с коэффициентом 0,4 в отношении легковых автомобилей, произведённых за десять лет и более, включая год выпуска, до дня уплаты налога, и с коэффициентом 0,7 в отношении легковых автомобилей, произведённых за пять лет и более до дня уплаты налога, но не более чем за десять лет. Льготы по уплате налога на отдельные виды транспортных средств не были предусмотрены.
Налог исчислялся налогоплательщиками самостоятельно в отношении каждого транспортного средства.
Примеры:
- легковой автомобиль 1995 года выпуска, объём двигателя 3 200 куб. см.
Сумма налога=3 руб. х 3 200 = 9 600 руб.;
- легковой автомобиль 1989 года выпуска, объём двигателя 3 200 куб. см.
Сумма налога=3 руб. х 3 200 х 0,4 = 3 840 руб.
Уплата налога и представление декларации по налогу производились налогоплательщиками по месту нахождения транспортного средства.
Филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчётный счёт, наделённые транспортными средствами, исполняли обязанности этих организаций по уплате налога и представлению декларации по налогу.
Местом нахождения транспортного средства является место государственной регистрации (Ст. 83 ч.1 Налогового Кодекса РФ48).
В налоговую декларацию включались сведения о всех транспортных средствах, признаваемых объектом налогообложения по налогу на отдельные виды транспортных средств, находящихся в собственности налогоплательщика либо эксплуатируемых налогоплательщиком по доверенности в течении соответствующего налогового периода. Причём, ответственность за непредставление налоговой декларации по налогу на отдельные виды транспортных средств по 119 статье Налогового Кодекса не применялась.
Налог уплачивался за счёт средств, на]одящихся в распоряжении налогоплательщиков после уплаты налогов.
Налог на отдельные виды транспортных средств полностью зачислялся в доход федерального бюджета.
Сроки уплаты налога:
Налогоплательщики организации уплату налога производили до 1 сентября календарного года.
Налогоплательщики физические лица уплату налога производили до 1 октября календарного года.
Так налог на отдельные виды транспортных средств регулировался российским законодательством. Но законность его и соответствие другим законам и кодексам РФ находилась под вопросом. Видимо, депутаты заботились больше о том, как бы побыстрей принять закон и получит деньги в бюджет, а не приводить его в соответствие с другими нормативными актами РФ.

Возможно, и по этой причине Федеральный закон был так быстро отменён.
Например, он противоречил части 1 статьи 3 ч.1 Налогового Кодекса РФ, где написано При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Наши депутаты учитывали финансовые возможности владельцев Ягуаров и шестисотых, а не простых граждан, имеющих 7-9 летние иномарки среднего класса.

А как насчёт запрещения двойного налогообложения этого бича наших законодателей? И здесь депутаты намудрили.

Водители легковых автомобилей с объёмом двигателя свыше 2 500 куб. см должны платить с них сначала налог с владельцев транспортных средств при прохождении ежегодного техосмотра, а затем налог на отдельные виды транспортных средств.
Налоговая инспекция в г.Москве и г.Вологде (у нас данные только на эти два города Б.М.) собирала налог на отдельные виды транспортных средств довольно активно в основном платили владельцы джипов и дорогих престижных автомобилей. В отличии от налога с владельцев транспортных средств, квитанцию об уплате которого необходимо было предъявлять при прохождении ежегодного техосмотра, квитанцию об уплате налога на отдельные виды транспортных средств требовать инспектора ДПС ГИБДД не собирались, да и не требовали.

В журнале За рулём49 изложены довольно интересные сведения. Там говорится, что глава московской налоговой инспекции Геннадий Букаев заявлял, что не будет прибегать к помощи органов ГИБДД при сборе этого налога, как это делается при сборе налога с владельцев транспортных средств . Руководители ГИБДД тоже, в свою очередь, открещивались от подобной почётной обязанности им и так своих хлопот достаточно.


Получалось так, что деньги нужно было нести в Сбербанк добровольно, и при этом никто не собирается контролировать налогоплательщиков. Похоже было на то, что налоговики не очень сами хотелит применять закон, законность которого весьма сомнительна.

Вместо вывода согласимся с журналом За рулём50: ... приняли его (закон М.Б.) для успокоения МВФ (Международный Валютный Фонд М.Б.). Попутно, правда, своим автолюбителям нервы помотали, но это уже так издержки....

Налог на приобретение транспортных средств.

Налог на приобретение транспортных средств был установлен Законом РФ О дорожных фондах в РФ от 18 октября 1991 года 1759-1, а именно, статьёй 7 данного закона. При его уплате необходимо было руководствоваться также Инструкцией Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 04 апреля 2000 года 59 О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды.

Однако п.5 ст.4 Федерального закона О введение в действие части второй Налогового Кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах внесла изменения в Закон РФ О дорожных фондах в РФ, которыми ст.7 была исключена из него. В настоящем разделе автор кратко охарактеризует настоящий налог.
Плательщиками налога на приобретение транспортных средств были:

  • юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) далее организации;
  • граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица далее предприниматели,

приобретающие автотранспортные средства путём купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставной капитал.
Налог исчислялся от продажной цены автомобиля (без налога на добавленную стоимость, акциза). При исчислении налога акциз исключался из продажной цены автомобиля, только в случае приобретения автомобиля у организации, которая произвела и реализовала этот автомобиль.
Ставки налога были установлены следующие :
Грузовые автомобили, пикапы, легковые фургоны, автобусы, специальные51 автомобили и легковые автомобили по ставке 20 % от продажной цены автомобиля;
Прицепы и полуприцепы по ставке 10 %.
Объектом налогообложения являлись транспортные средства, которые подлежат регистрации в соответствии с Постановлением Правитель-
ства РФ от 12 августа 1994 года 938 О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ52. Не являлись объектом налогообложения автотранспортные средства, приобретённые для дальнейшей реализации (при наличии лицензии на торговлю автомобилями).
Налог уплачивался по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства в течении пяти дней со дня его приобретения, причём для юридических лиц и предпринимателей днём приобретения автотранспортных средств считался день их приобретения по сделке купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставной капитал.
Юридические лица представляли налоговой инспекции, а также организации, ведущей учёт поступления налогов, по месту своего нахождения налоговый расчёт в сроки, установленные для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса за тот период, в котором был уплачен налог, а для предпринимателей в срок, установленный для представления декларации о доходах.
Суммы платежей по налогу включались плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненных работ и предоставленных услуг (предпринимателями в состав расходов в декларации о доходах).
Налог на приобретение транспортных средств полностью зачислялся в территориальные дорожные фонды.

Проект транспортного налога.


Транспортный налог, вводимый в разделе XXIV проекта Налогового кодекса, является практически полным аналогом действующего в настоящее время и зачисляемого в дорожные фонды налога на владельцев автотранспортных средств, и заменяет собой, кроме этого налога, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог и налог на приобретение автотранспортных средств. Рассматриваемый раздел Налогового кодекса устанавливает общие положения о транспортном налоге, на основе которых органы законодательной власти субъектов Российской Федерации должны выпустить нормативные акты, определяющие конкретный порядок и условия его исчисления и уплаты.
В соответствии с предложенным проектом, налогоплательщиками налога признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств на пневмоходу, признаваемых в кодексе объектом налогообложения.
Объектом налогообложения могут быть признаны транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, имеющие место нахождение на территории Российской Федерации. Не признаются объектом налогообложения специально оборудованные транспортные средства, находящиеся в собственности инвалидов.
Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого транспортного средства, являющего объектом налогообложения, исходя из категории этого транспортного средства и мощности его двигателя.
Проект Налогового кодекса дает базовые ставки налога в зависимости от категории и мощности двигателя транспортного средства (в процентах от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на единицу мощности двигателя в лошадиных силах или киловаттах).
Базовые налоговые ставки могут быть увеличены решением регионального органа законодательной власти.
В проекте Налогового кодекса прямо предусмотрены льготы только для физических лиц: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан Российской Федерации, награжденных орденом Славы трех степеней, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, но предоставлено право региональным органам законодательной власти устанавливать дополнительные налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и/или в отношении отдельных транспортных средств.
Сумма налога в отношении каждого транспортного средства определяется налогоплательщиком отдельно исходя из налоговой ставки и налоговой базы, т.е. равна произведению налоговой ставки на суммарную мощность двигателя.
Уплата налога производится налогоплательщиком ежегодно исходя до прохождения государственного технического осмотра транспортных средств или их регистрации (перерегистрации). Без предъявления документов об уплате налога вышеперечисленные действия государственными органами не производятся.
Инструкции по применению налога издаются (в пределах своей компетенции) соответствующими региональными налоговыми и финансовыми органами по согласованию с Государственной налоговой службой РФ.
Остановимся подробнее на некоторых статьях проекта закона, касающихся транспортного налога.
Статьей 962 установлено, что необходимым условием признания транспортного средства объектом налога, в отличие от ныне действующего налога на владельцев транспортных средств, является наличие на это средство права собственности. Однако ссылка на статьи 31 и 51 кодекса, определяющие понятия экономического и неэкономического образования, вносит неясность в признание объектом налога транспортных средств государственных и муниципальных предприятий, поскольку указанные предприятия не могут иметь имущество в собственности.

Более того, в статье 531 проекта, касающейся расходов, включаемых в расходы по производству и реализации товаров (работ, услуг), рассматриваемый налог назван налогом с владельцев транспортных средств.
В таблице статьи 965 Налоговые ставки слова или киловаттах следует либо исключить из текста, либо ввести в таблицу дополнительную графу ставок применительно к мощности двигателя, выраженной в киловаттах. Согласно предлагаемому проектом порядку для налогоплательщика гораздо выгоднее определять мощность двигателя в киловаттах, нежели в лошадиных силах.
К недостаткам проекта можно отнести то, что законодатель, установив базовые налоговые ставки, не оговорил их пределы сверху, что может быть использовано региональными органами законодательной власти для подавления деловой активности некоторых категорий собственников транспортных средств.
Надо сказать, что круг льготников значительно уменьшен по сравнению с действующим налогом. Законом РФ от 18 октября 1991 г. О дорожных фондах в Российской Федерации с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 05 августа 2000 года, к этой категории были отнесены инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности, колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов. Кроме того, не являлись плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси).

При этом в проекте Кодекса существенно снижены ставки налога для тракторов, особенно повышенной мощности, за счет переноса их из раздела таблицы Грузовые автомобили в раздел Другие самоходные транспортные средства, где ставка фиксирована и приравнена к ставке для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с.

Заключение.

  1. В предыдущих главах выпускной квалификационной работы автором были рассмотрены налоги и сборы, которые ложатся на плечи обладателей транспортных средств. Закономерно задать вопрос: Куда же уходят деньги, собранные в виде налогов? Закон О дорожных фондах в РФ устанавливает, что средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, а также затрат на управление дорожным хозяйством (п.3 ст.1 Закона), а средства территориальных дорожных фондов (дорожных фондов субъектов РФ) на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящиеся к собственности республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краёв, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством (п.4 ст.1 Закона).
  2. Необходимо заметить, что налоги с владельцев и на приобретение транспортных средств относятся к категории налогов со 100%-й собираемостью, а ведь они платятся живыми деньгами, а не соляркой или щебёнкой, как происходило с уплатой налога на пользователей автомобильных дорог и налога на реализацию горюче-смазочных материалов (вследствие неплатёжеспособности предприятий). В наши трудные времена денег всегда не хватает, поэтому средства, собранные дорожным фондом нередко используются не по назначению.
  3. В 1999 году на лицевые счета Федерального дорожного фонда России поступило 17,5 млрд. рублей. За это время возведено 917 км новых автодорог, почти 10 км новых мостов и путепроводов в три раза больше, чем в 1998 году. Свыше 57 млн. рублей направлены на ремонт федеральной дороги М-29 Кавказ (в Чеченской республике М.Б.), причём по просьбе (!?) председателя кабинета министров Чеченской республики. Скорее всего, эти деньги просто растворились где-то в предгорьях Северного Кавказа. Сам руководящий аппарат тоже в расходах на себя не скупился, превысив свой бюджет на 4 с лишним млн. рублей. На кровные деньги 28 тысяч автомобилистов закупили мебель, холодильники, телевизоры и компьютеры для кабинетов руководителей фонда, оплачивалась сотовая связь, аренда автомобилей и т.д.53.
  4. Со средствами территориальных дорожных фондов дела обстоят не лучшим образом. По данным Счётной палаты РФ, в Алтайском крае, Камчатской и Нижегородской областях на эти деньги отремонтировали аэропорты, в Архангельской области железную дорогу, в Красноярске строили метрополитен. И конечно же, дорожные деньги уходили и на социальную сферу (в Липецкой, Воронежской, Курской областях, Приморском крае и др.)54.
  5. На федеральном уровне, вообще, при обсуждении проекта федерального бюджета-2000 Правительство предложило ликвидировать дорожные фонды. Всё равно, ежегодно миллионы рублей уходят на выплату пенсий, хотя существует, созданный для этих целей Пенсионный фонд. В прошлом году миллиард (!?) рублей ушёл на выплату пенсий55.
  6. Выступая по телевидению Президент РФ Путин В.В. отметил, что на Вооружённые Силы тратится денег меньше, чем собирается в дорожный фонд, поэтому и в проекте бюджета-2000 5,5 млрд. рублей из дорожного фонда предлагалось потратить на закупку вооружений. А ведь закон О дорожных фондах в РФ чётко предписывает в пункте 2 статьи 1, что средства Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию и расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования. Одним словом, федеральный центр подаёт регионам пример, как надо нарушать собственные законы, а последние не упускают возможности этим воспользоваться.
  7. В заключении, можно сделать вывод, что налоги, которыми обременены владельца транспортных средств, далеко не всегда являются законно установленными, некоторые противоречат действующему законодательству и Налоговому Кодексу. К тому же, они частенько не выполняются, а точнее нарушаются, причём государственными органHми, а не гражданами и организациями. Остаётся пожелать, чтобы собираемость налогов с владельцев транспортных средств оставалась на прежнем уровне, а средства, полученные от них, расходовались на цели, установленные Законом РФ О дорожных фондах в РФ.

Библиография

.

  1. Налоговый Кодекс РФ (часть 1) от 31.7.98г. в редакции от 02 января 2000 года.
  2. Налоговый Кодекс РФ (часть 2) от 05 августа 2000 года.
  3. Федеральный закон О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах от 05 августа 2000 года 118-ФЗ.
  4. Закон РФ Об основах налоговой системы в РФ от 27.12.91г. с изменениями и дополнениями на 05 августа 2000 года.
  5. Закон РФ О дорожных фондах в РФ от 18.10.91 по состоянию на 24 марта 2001 года.
  6. Федеральный закон О налоге на отдельные виды транспортных средств от 8.7.99г.
  7. Федеральный закон О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах от 24 марта 2001 года.
  8. Приказ МНС РФ от 22.12.99г. АП-3-08/408 Об утверждении положения о порядке проведения контроля за расходами физических лиц.
  9. Инструкция ГНС РФ от 04 апреля 2000 года 59 О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды.
  10. Письмо МНС от 21.12.99г. АП-6-07/10308 О налоге на отдельные виды транспортных средств.
  11. Письмо ГНС от 13.2.97г. ВК-6-11/131 О сроке уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
  12. Постановление главы г.Вологды от 24.2.99г. 374 О зонах платной парковки автотранспорта в г.Вологде + Положение О порядке взимания платы за пользование участками городских дорог в границах зон платной парковки.
  13. Постановление президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.10.96г. 3355/96.
  14. Телеграмма МНС РФ от 3.9.99г. АП-6-07/702
  15. Парк легковых автомобилей на 1.01.99г.; журнал За рулём, 5, 99г., стр.59.
  16. Моржаретто Игорь, Дорогая моя дорога...; журнал За рулём, 12, 99г., стр.32-33.
  17. Леонтьев Дмитрий Всем привет от Роллс-ройса; журнал За рулём, 2, 2000г., стр.25.
  18. Главное о налогах; журнал За рулём, 5, 98г., стр.164.
  19. Елена Варшавская Снова роскошь?; журнал За рулём, 9, 98г., стр. 3.
  20. Елена Варшавская Игра в кубики; журнал За рулём, 8, 99г.,стр. 6.
  21. Дмитрий Леонтьев Что у вас, ребята, в кошельках?; журнал За рулём, 3, 2000-й год, стр.16.
  22. Попов Михаил и Худяков Вадим Контроль за расходами; Автомобильная газета Клаксон, январь 2000г., стр.16-17.
  23. Кузнецов Андрей и Моржаретто Игорь Дорога-кормилица; журнал За рулём, 3, 2001 год, стр.112-113.
  24. Леонтьев Дмитрий Паркирование отменяется; журнал За рулём, 2, 2001 год, стр.12-13.
  25. Мирошниченко М.Ю. Комментарий к письму МНС РФ от 21 декабря 1999 года АП-6-07/1030 О налоге на отдельные виды транспортных средств, справочно-информационная система Гарант.
  26. Ильин М.В. О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды. Комментарий к новой Инструкции МНС РФ, справочно-информационная система Гарант.
  27. Котов А.А. Техосмотр для автомашин; газета Пятачок от 16.01.2001г., стр.4.
  28. Крутякова Т. Комментарий к Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 г. 59 О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды, справочно-информационная система Гарант.
  29. Комарова Е.Н. по налогам на пользователей автодорог; журнал Налоговые известия Вологодской области, 5, 2000 год, стр.15.
  30. Малахова И.А. Новое в порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды; журнал Налоговые известия Вологодской области, 9, 2000 год, стр.13.


Содержание раздела