d9e5a92d

Организация учета на предприятии и структура бухгалтерской службы.

Совет директоров, генеральный директор, ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров. Ликвидационная комиссия при добровольной ликвидации общества избирается общим собранием, а при принудительной ликвидации комиссия назначается судом (арбитражем).

Правление утверждается советом директоров по представлению генерального директора общества.
Общество хранит следующие документы:

  1. Устав общества, изменения и дополнения к уставу;
  2. Документы,подтверждающие права Общества на имущество находящееся на его балансе;
  3. Внутренние документы Общества;
  4. Положение о филиале или представительстве Общества;
  5. Годовой финансовый отчет;
  6. Проспект эмиссии акций Общества;
  7. Документы бухгалтерского учета;
  8. Документы финансовой отчетности;
  9. Протоколы общих собраний Общества,заседаний Совета директоров общества;
  10. Список аффилированных лиц Общества с указанием количества и категорий принадлежащих им акций;
  11. Заключение ревизионной комиссии Общества;
  12. Иные документы,предусмотренные Законом Об Акционерных обществах.

Общество ежегодно опубликовывает в средствах массовой информации следующие документы:

  1. Годовой отчет Общества, счет прибыли и убытков, бухгалтерский баланс;
  2. Проспект эмиссии акций Общества;
  3. Сообщения о проведении общего собрания акционеров

Важнейшими задачами действующего ООО являются:
1.Получение дохода;
2.Обеспечение потребителей продукции предприятия;
3.Недопущение сбоев в работе предприятия;
4.Обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
5.Охрана окружающей среды.

Показатели 1999 г. 2000 г. Изменение в 2000 г. по сравнению с 1999 г. (+,-)
1 2 3 4
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.) 69438 55309 - 14129
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.) 58078 45628 -12450
Прибыль от реализации (тыс. руб.) 10422 8757 -1665
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (тыс. руб.) 9718 8379 -1339
Прибыль до налогообложения (тыс. руб.) 9651 8164 - 1487
Чистая прибыль (тыс. руб.) 6273 5307 -966
Фонд оплаты труда (тыс. руб.) 13527,9 19405,6 +5877,7
Среднемесячная заработная плата на 1 работника (руб.) 1102 1453 +351
1 2 3 4
Среднесписочная численность (чел.) 1005 1098 +93
Коэффициент автономии 0,81 0,67 - 0,14
Коэффициент финансовой устойчивости 0,81 0,66 - 0,15
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0,24 0,49 + 0,25
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,05 0,03 - 0,02
Коэффициент текущей ликвидности 0,12 0,09 - 0,03
Коэффициент покрытия 1,01 1,00 - 0,01
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 2,06 1,10 - 0,96
Длительность одного оборота оборотных средств ( день) 175 326 + 151
Доля дебиторской задолженности в оборотных средствах (%) 11,35 6,12 - 5,23
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 18,19 18,02 - 0,17
Длительность одного оборота дебиторской задолженности (день) 19,79 19,98 + 0,19
Рентабельность собственного капитала (%) 4,8 5,0 + 0,2
Рентабельность текущих активов (%) 18,6 10,6 - 8,0
Рентабельность основных фондов (%) 5,69 4,81 - 0,88
Фондоотдача ( руб.) 0,41 0,32 - 0,09
Фондоемкость ( руб.) 2,44 3,07 + 0,63
Фондовооруженность (тыс. руб.) 168,71 154,72 - 13,99


При анализе таблицы следует отметить, что общая сумма доходов превышает общую сумму расходов. Однако анализ показателей указывает на то, что у предприятия происходит сокращение чистой прибыли в 1999 г. она составила 6273 тыс. руб., в 2000 г. 5307 тыс. руб. Сокращение чистой прибыли в 2000 г. обусловлено сокращением прибыли до налогообложения, наличием чрезвычайных расходов.

Прибыль до налогообложения в 2000 г. по сравнению с 1999 г. сократилась на 1487 тыс. руб. и составила 8164 тыс. руб. На прибыль до налогообложения повлияло сокращение внереализационных доходов с 744 тыс. руб. в 1999 г. до 56 тыс. руб. в 2000 г. В 2000 г. наблюдается увеличение уровня прибыли от финансово-хозяйственной деятельности в общем объеме выручки от реализации до 15,15% по сравнению с 1999 г. (14,00%).

Прибыль от реализации в 2000 г. снизилась и составила 8757 тыс. руб., несмотря на это незначительно увеличился ее уровень в общем объеме выручки от реализации до 15,83%. На снижение прибыли от реализации повлияло уменьшение выручки от реализации продукции на 14129 тыс. руб. по сравнению с 1999 г. Следует отметить также ухудшение показателей ликвидности на предприятии. Так коэффициент текущей ликвидности, значение которого было в 1999 г. ниже оптимального ( от 0,8 до 1) и составляло 0,12, в 2000 г. еще уменьшилось и составило 0,09. Такая же тенденция наблюдается по коэффициенту покрытия, его значение в 2000 г. 1,00 при оптимальном (2) и по коэффициенту абсолютной ликвидности, за отчетный период его значение уменьшилось на 0,02 и составило 0,03 при оптимальном (от 0,2 до 0,7).



Эта ситуация говорит, что у предприятия не достаточно средств для покрытия своих обязательств. Одной из причин является сокращение спроса на продукцию предприятия.
При анализе коэффициентов оборачиваемости следует отметить, что коэффициент оборачиваемости оборотных средств сократился в 2000 г. по сравнению с 1999 г. и составил 1,03. Отрицательным моментом также считается увеличение длительности одного оборота почти в 2 раза. Это свидетельствует о неэффективности использования оборотных средств. При оценки показателей финансовой устойчивости отмечается за отчетный период уменьшение коэффициента автономии до 0,66 и коэффициента финансовой устойчивости до 0,67.

Это говорит об ухудшении финансового положения предприятия и недостаточности собственных источников для формирования оборотных средств предприятия. В связи с этим растет зависимость от заемных источников средств. Их доля в собственных средствах предприятия в 2000 г. составила 49% по сравнению с 1999 г.- 24%.

Предприятию необходимо проанализировать структуру баланса и принять меры по увеличению его собственных средств.
Положительным моментом деятельности предприятия является сокращение доли дебиторской задолженности в оборотных средствах с 11,35% в 1999 г. до 6,12% в в 2000 г.
При анализе эффективности использования основных фондов рассчитывается показатель фондоотдачи, который показывает объем товарооборота на каждый рубль учитываемых на балансе основных фондов. В нашем примере фондоотдача низкая в 1999 году была равна 0,41 руб. на каждый рубль основных фондов, в 2000 году этот показатель несколько сократился и составил 0,32 руб. в связи с сокращением товарооборота до 55309 тыс. руб. Показатель фондоемкости имеет обратную тенденцию и показывает количество основных средств на рубль товарной продукции.

В 1999 году этот показатель составлял 2,44 руб., а в 2000 году он незначительно увеличился до 3,07 руб. Фондовооруженность показывает насыщение работниками основных фондов. На предприятии фондовооруженность за последние 2 года имеет тенденцию к уменьшению в связи с незначительным уменьшением среднегодовой стоимости основных фондов и роста среднесписочной численности работников. Так в 1999 году фондовооруженность была равна 168,71 руб. на человека, а в 2000 году 154,72 руб.

При анализе деятельности предприятия следует отметить тенденцию увеличения среднесписочной численности работников: в 1999 г. она составляла 1005 человек, а к 2000 году увеличилась на 93 человека и составила 1098 чел. Так как получает прибыль в своей деятельности, то его можно отнести к рентабельным предприятиям, хотя рентабельность основных фондов низкая и имеет тенденцию к снижению: в 1999г. 5,69% , в 2000 г. 4,81%. Также сокращается рентабельность текущих активов в 2000 г. она составила 5%.

Это связано с сокращением чистой прибыли и ростом оборотных активов на предприятии в 2000 г. Это свидетельствует о неэффективном использовании текущих активов. Предприятию необходимо принять меры по повышению эффективности использования основных фондов. Предприятию необходимо порекомендовать провести анализ выпускаемой продукции, возможно, целесообразно отказаться от некоторых видов продукции и оказываемых услуг, не пользующихся спросом.

Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции. С целью сокращения операционных расходов предприятию можно предложить частичную передачу в аренду основных средств и списание ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования или законсервировать часть основных фондов с целью минимизации уплаты налога на имущество. Это также будет способствовать сокращению расходов на их содержание и будет являться резервом снижения себестоимости продукции.

Одним из основных и радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по достижению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь, внедрение передового опыта, а также повышении заинтересованности работников в результатах труда.

Организация учета на предприятии и структура бухгалтерской службы.

В начале работы предприятия и затем в начале каждого календарногот года предприятие заявляет в налоговые органы, ведающие его регистрацией, так называемуюучетную плитику предприятия на текущий год.
Учетная политика предприятия это выбор самим предприятиемопределенных и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учета, исходя из установленных правил и особенностей деятельности фирмы.
При формировании учетной политики предприятия предполагается имущественная независимость и непрерывность деятельности организации, а также последовательность применения выбранной учетной политики.
Учетная политика организации формируется ее руководителем и подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и др.) организации.
ООО Служба-быта принял к исполнению на 2001 год следующую учетную политику:

  1. Амортизация основных средств.

Амортизация основных средств производится линейным способом по стандартным нормам.

  1. Учет ремонта основных средств.

Фактические затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость текущего отчетного периода.

  1. Амортизация нематериальных активов.

Погашение стоимости нематериальных активов производится линейным способом начисления, исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока полезного использования, утвержденных распоряжением Генерального директора, с использованием соответствующих счетов бухгалтерского учета с п. 49 ПБУ РФ.

  1. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Лимит отнесения приобретенных товарно-материальных ценностей к МБП регламентируется Указом Президента РФ и на начало года составляет 100 минимальных размеров оплаты труда. Погашение стоимости МБП производится процентным способом исходя из себестоимости предмета.

МБП стоимостью в пределах 1/20 части установленного выше лимита списываются путем 100% износа при передаче МБП в эксплуатацию, МБП стоимостью свыше 1/20 части установленного выше лимита списываются путем 50% износа при передаче МБП в эксплуатацию.

  1. Оценка товаров.

Учет товарно материальных ценностей производится по покупной стоимости товаров.

  1. Учет реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Учет реализованных товаров производится по счету 46.

  1. Учет расходов будущих периодов.

Расходы будущих периодов отражаются на счете 31 и списываются равномерно в том периоде, в котором были фактически произведены.

  1. Метод определения выручки.

Для целей налогообложения выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется по мере поступления оплаты товаров (работ, услуг).

  1. Учет общехозяйственных расходов

В случае возникновения необходимости раздельного учета по разным видам деятельности общехозяйственные расходы учитываются отдельно и распределяются пропорционально полученной выручки.

  1. Оценка запасов.

Материально-производственные запасы и расчет фактической себестоимости отпущенных в производство ресурсов производится методом себестоимости каждой единицы.

  1. Порядок создания резерва по сомнительным долгам.

Создание резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.

  1. Учет курсовых разниц.

Курсовые разницы относятся на счет 80.

  1. Учет распределения и использования прибыли.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется следующим образом: 5% от суммы прибыли согласно Устава отчисляется в резервный фонд. Оставшаяся прибыль поступает в распоряжение Учредителя, если иное не оговорено Учредителем.
14. Все налоги исчисляются и уплачиваются в соответствии с действующем Законодательством РФ. Деятельность бухгалтерского аппарата определяется Положением о бухгалтерском учете и отчетности, в соответствии с которым бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением (службой) и не должна входить в состав другой части (службы) предприятия.

Особенности организации расчетов с бюджетом по налогам и налоговым сборам.


Порядок расчета налогов и отражение их в учете.
На предприятии применяется мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета. На основании данных первичных или накопительных документов составляются мемориальные ордера для записи хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета. В мемориальном ордере записывается основание совершения данной операции, корреспондирующие счета и сумма.

Мемориальный ордер заверяется подписью главного бухгалтера. Данные в мемориальных ордерах служат основанием для записи в регистрационный журнал.

Общий итог регистрационного журнала равен итогам дебетовых и кредитовых оборотов по счетам.
Учет расчетов по налогам и сборам ведется на счете 68. Кредитовый оборот по счету 68 показывает начисление задолженности предприятия бюджету по налогам.

Дебетовый оборот свидетельствует об уплате налогов в бюджет. Кредитовое сальдо на конец отчетного периода по счету 68 Расчеты по налогам и сборам отражает задолженность предприятия в бюджет, дебетовое задолженность бюджета предприятию. Аналитический учет ведется по видам налогов и различным выплатам в бюджет.

К 68 счету открыты субсчета по видам налогов. На предприятии по каждому субсчету счета 68 ведутся накопительные ведомости, в которых указывается остаток на начало отчетного периода по дебету или кредиту, обороты по счету с указанием корреспондирующих счетов, подводятся итоги по дебету и кредиту и выводится остаток. Для составления расчетов по всем видам налогов на предприятии ведутся нарастающим итогом с начала года контокоррентные карточки). В карточках указывается сальдо на начало года, обороты в течение отчетного периода, размер оплаты или задолженности предприятия.

Данные сведения заносятся в карточку на основании накопительной ведомости. Ведение подобной карточки позволяет проследить начисление и оплату по каждому виду налога.

Карточки хранятся в специальных ящиках картотеках. Они регистрируются в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью.

Кроме того бухгалтерия предприятия отражает расчет по каждому виду налога, исходя из базы начисления и % ставки. Также аналитический учет ведется в оборотной ведомости по аналитическим счетам) по каждому субсчету счета 68.

Синтетический учет по счету 68 Расчеты по налогам и сборам ведется в оборотном балансе , куда записываются остатки и обороты из оборотной ведомости по аналитическим счетам. Итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам сверяют с итогами соответствующего синтетического счета они обязательно должны быть равны. А. Пример расчета НДС, подлежащего уплате в бюджет (НДС б). АООТ "Орелтекмаш" уплачивает НДС в бюджет ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за истекшем месяцем, так как выручка от реализации за каждый месяц квартала без НДС и налога с продаж свыше 1 млн. руб.
Учет НДС на предприятии ведется также в разрезе ставок НДС.
Первичным документом для учета НДС является счет-фактура. В ней указывается покупатель продукции, его адрес и ИНН, наименование товара, единица измерения, количество, цена, стоимость товаров, сумма налога, страна происхождения и т.д.

Счет-фактура заверяется печатью организации, подписями руководителя, главного бухгалтера и подписью ответственного лица от продавца. Первый экземпляр счета-фактуры отдается покупателю, второй экземпляр продавцу. Все выписанные счет-фактуры поставщиком заносятся в книгу продаж, где указывается дата и счета-фактуры поставщика, наименование покупателя, его ИНН, дата оплаты счета-фактуры, продажи, облагаемые налогом, сумма НДС и т.д. Полученные счета-фактуры регистрируются в книге покупок.

Данные записи являются основанием для составления бухгалтерских проводок. Такое отражение в документах необходимо для проверки правильности расчета НДС. Поэтому в каждом первичном документе отражается стоимость продукции, сумма НДС и итоговая сумма к оплате.

По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам предприятие отражает суммы налога по приобретенным материальным ценностям в корреспонденции с кредитом счета 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами. Составляется проводка:
Покупная стоимость, включая НДС (Д сч. 10, К сч.76) 3534,10 руб.
НДС (Д сч. 19, К сч.76) 589,02 руб.
Суммы НДС, подлежащие возмещению (вычету) после фактической оплаты поставщикам за материальные ресурсы, списывают с кредита счета 19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам в дебет счета 68. Составляется проводка:
(Д сч.68, К сч. 19) 589,02 руб.
При реализации продукции исчисленную сумму налога отражают по дебету счета 46,47,48, 76 и кредиту счета 68. Составляется проводка:
(Д сч. 76, К сч.

68) 200 руб.
Для определения правильности расчета НДС предоставляет в налоговую инспекцию по Башкирскому району г. Октябрьского.
Декларацию по налогу на добавленную стоимость. В ней отражается налоговая база по НДС, ставка налога, сумма НДС, определяется сумма налога, подлежащая вычету, общая сумма НДС, начисленная к уплате. Декларация заверяется подписью главного бухгалтера.

Декларация составляется на основании данных книги покупок и книги продаж.
Б. Рассмотрим пример исчисления налога на прибыль, по ООО Служба быта за I квартал.
Прибыль от продаж на рассчитывается по каждому виду производства на основании отчетной калькуляции, в которой указывается полная себестоимость единицы продукции и оптовая цена. Валовую прибыль определяют как разницу между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов, экспортных таможенных пошлин и других вычетов и затратами на ее производство и реализацию.

В целом по предприятию результаты от реализации продукции ежемесячно списываются со счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
Прибыль до налогообложения рассчитывают с учетом операционных и внереализационных доходов и расходов предприятия на основании Отчета о прибылях и убытках за 1 квартал 2001 года
Налогооблагаемая прибыль за 1 квартал 2001 г. составила:
Побл = 424100 руб.;
Налог на прибыль за I квартал равен:
Нпр =424100 * 0,35 = 148435 руб.
в том числе: в федеральный бюджет- 46651 руб.
в бюджет субъектов федерации 80579 руб.
местный бюджет-21205 руб.
Сумма начисленного налога отражается следующей проводкой:
Д сч. 80, К сч.

68 на сумму 148435 руб.
Для проверки правильности расчета налога на прибыль предприятие предоставляет в налоговую инспекцию Расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли за 1 квартал 2001г. (приложение 10)

Авансовые платежи в бюджет налога на прибыль


Пример: планируемая сумма прибыли на квартал составила руб., сумма налога на прибыль - 525000 руб., в том числе в федеральный бюджет - 165000 руб.; в бюджет субъектов федерации - 285000 руб.; в местный бюджет 75000 руб.
Авансовыми платежами в течение квартала было перечислено 525000 руб.
Ежемесячные авансовые платежи составляют 175000 руб.
В налоговую инспекцию налогоплательщик представляет Справку об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли на 1 квартал 2001 г. (приложение 11).
Начисление авансовых платежей отражается проводкой
Д сч. 80 К сч. 68,
а перечисление
Д сч. 68 К сч.51.
Начисление и перечисление авансовых платежей оформляется мемориальным ордером. Обороты по счету 68 также отражаются в накопительной ведомости (субсчет Налог на прибыль), карточке Налог на прибыль.

Впоследствии эти обороты и остатки служат для составления оборотной ведомости по аналитическим счетам и оборотного баланса. Перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет оформляется платежным поручением (приложение 12)
Так как сумма авансовых платежей по налогу на прибыль превысила сумму налога на прибыль, рассчитанную от фактической прибыли, то эта разница засчитывается предприятию в счет оплаты задолженности в бюджет по налогу на прибыль.
Сальдо по счету 68 (налог на прибыль) показывает состояние расчетов предприятия с бюджетом по налогу на прибыль. В. Пример расчета среднегодовой стоимости имущества и налога на имущество ООО Служба быта:. Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета 01,03 (за минусом суммы износа), 04 (за минусом суммы износа), 10, 08, 12 (за минусом суммы износа), 20, 23, 31, 40,41,45.
Начисление налога осуществляется на основании Расчета среднегодовой стоимости имущества и оформляется мемориальным ордером, и отражается проводкой :
Д сч.80 К сч. 68 на сумму 423485 руб.
Налог в бюджет не перечислялся из-за отсутствия средств на расчетном счете.
Обороты по счету 68 также отражаются в накопительной ведомости, карточке Налог на имущество. Впоследствии они служат для составления оборотной ведомости по аналитическим счетам и оборотного баланса. В налоговую инспекцию представляет Расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия за 1 квартал 2001 г. и Расчет налога на имущество предприятия за 1 квартал 2001 г.

Вопросы совершенствования учета расчетов с бюджетом


Рассмотрев принципы и особенности ведения учета расчетов с бюджетом, предлагаю на предприятии составлять для контроля за полным и достоверным начислением всех налоговых платежей за каждый отчетный период накопительную сводную ведомость. Такая накопительная ведомость представляет собой своеобразный свод налоговых деклараций. Только по двум видам платежей (НДС и налогу на рекламу) декларации построены не по накопительному принципу - в них нет нарастающих итогов с начала года.

Целесообразно унифицировать формы налоговых деклараций.
Их нужно составлять по данным накопительной сводной ведомости начисления налогов, можно и наоборот. Чтобы проверить полноту и достоверность начисления налогов, надо сравнить данные налоговых деклараций и накопительной сводной ведомости, а затем сопоставить показатели гр. 9 сводной ведомости по каждому налогу с показателями начисления налогов в оборотной ведомости.

По оборотной ведомости можно проанализировать и своевременность погашения задолженности по каждому налогу.
Сопоставление данных о начисленных налогах в декларациях, накопительной ведомости, оборотной ведомости по аналитическим счетам по расчетам с бюджетом характеризует степень соответствия данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности в виде деклараций (расчетов).



Содержание раздела