d9e5a92d

Неналоговые доходы

4 марта 1998г. был принят закон О федеральном бюджете на 1998г. и одобрен Советом Федерации 12 марта 1998г. Ст. 1. Учитывая обязательства взятые на себя Правительством РФ, установить в качестве основных целей экономической политики на 1998 год:

  • рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства не менее чем на 2 %;
  • прекращение спада сельскохозяйственного производства;
  • создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
  • формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке, в том числе за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа по сравнению с фактическим уровнем 1997 года не более чем на 1 %;
  • снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
  • выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;
  • рост реальных располагаемых денежных доходов населения не менее чем на 3 процента;
  • завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;
  • поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение числа безработных на менее чем на 500 тыс. человек;
  • повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета, развитие РФ и на этой основе увеличение по сравнению с уровнем 1997 года объемов капитальных вложений.

Ст. 2. Утвердить федеральный бюджет на 1998 год по расходам в сумме 499945,2 млн. рублей и по доходам в сумме 367548,0 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта.
Направить на покрытие дефицита федерального бюджета на 1998 год поступления из источников:

  • внутреннего финансирования в общей сумме 105830,2 млн. рублей, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
  • внешнего финансирования в обшей сумме 26567,0 млн. рублей.

Утвердить в составе федерального бюджета на 1998 год Бюджет развития Российской Федерации на 1998 год в сумме 16380,4 млн. рублей.
Закон о федеральном бюджете каждый год меняется. Сейчас на данный момент вступил в силу новый закон О федеральном бюджете на 2000 год. Который был принят Государственной Думой 3 декабря 1999 года.

И одобрен Советом Федерации 22 декабря 1999 года.
Статья 1. Утвердить федеральный бюджет на 2000 год по расходам в сумме 855073,0 млн. рублей и по доходам в сумме 797200,9 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 5350 млрд. рублей и уровня инфляции 18,0 процентов (декабрь 2000 года к декабрю 1999 года).
Установить предельный размер дефицита федерального бюджета на 2000 год в сумме 57872,1 млн. рублей, или 1,08 процента объема валового внутреннего продукта, и объем повышения доходов федерального бюджета на 2000 год над его расходами (за исключением расходов на обслуживание государственного долга) не менее 3,18% объема валового внутреннего продукта.
Статья 2. Правительство РФ вправе направлять в 2000 году на покрытие дефицита федерального бюджета сальдо поступлений от поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами, доходы от приватизации государственного имущества, сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и камней, кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм, остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2000 года.
В целях покрытия внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета на 2000 год разрешить Центральному банку Российской Федерации приобрести государственные ценные бумаги при их первичном размещении на сумму 30,0 млрд. рублей с направлением выручки от реализации указанных бумаг на погашение и обслуживание государственного долга.
Установить, что государственные ценные бумаги приобретаются Центральным банком РФ на срок не менее трех месяцев с погашением до 1 января 2001 года с выплатой дохода в размере, соответствующем уровню инфляции на соответствующий период 2000 года.
Закон О федеральном бюджете каждый год меняется, то в связи с инфляцией, то с объемом курса доллара, то с внутригодовыми разрывами между текущими доходами и расходами федерального бюджета.

Виды налогов 1998 г. 2000 г.
млн. руб. % к ВВП млн. руб. % к ВВП
ВВП
Налоговые доходы, всего
2840000
306975,7
10 5350000
675039,1
12
1 Налог на прибыль предприятий и организаций 48140,6 1,6 63448,5 1,2
2 НДС 141270,2 4,9 17489,7 3,2
3 Акцизы 78700 2,7 119938,4 2,2
4 Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. 1924,6 0,06 1549,9 0,02
5 Лицензионные сборы 400,0 0,01 533,7 0,0
6 Платежи за пользование природными ресурсами, в том числе:
Плата за пользование недрами
Плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
Плата за пользование водными объектами
Земельный налог
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов
8448,4
3685,8
144,0
2467,2
1600,9
0,2
0,1
0,0
0,08
0,05
11112,2
5350,0
47,0
681,4
3891,0
349,0
0,2
0,1
0,0
0,01
0,07
0,0
Ввозные таможенные пошлины 87488,0 1,6
Вывозные таможенные пошлины 84495,2 1,5
Таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи 27091,5 0,9
Прочие налоги, пошлины и сборы 1000,0 0,03 3492,7 0,0
Неналоговые доходы, всего в том числе 28493,3 1 61906,5 1,2
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности из них:
Перечисление прибыли центрального банка РФ
Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности
Доходы от реализации государственных запасов
Доходы от внешнеэкономической деятельности
Прочие неналоговые доходы
Плата за выделение квот на вылов водных биологических ресурсов российскими и иностранными юридическими лицами
Дивиденды по акциям, принадлежащим государству
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности
5334,7
2000,0
8125,5
5430,5
6883,5
1869,1
850,0
0,1
0,07
0,2
0,2
0,2
0,06
0,02
25154,9
4920,5
34559,6
2192,0
3500,0
4920,5
0,4
0,09
0,6
0,04
0,06
0,09
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства в том числе:
консульский сбор в рублевом исчислении
плата за выдаваемые паспорта
плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщику
плата за опробирование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов
прочие доходы
Платежи от государственных предприятий
Доходы от осуществления мероприятий по претензионной работе, по восстановлению принадлежащих Российской Федерации прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения
Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности
1349,9
200,0
636,0
231,4
52,5
230,0
4909,5
9600,0
875,0
0,02
0,0
0,01
0,0
0,0
0,0
0,09
0,1
0,2
Средства передаваемые в целевые бюджетные фонды -330,1 0,0
Доходы целевых бюджетных фондов, всего 32079,0 0,0 60585,4 1,1
Федеральный дорожный фонд РФ
Федеральный экологический фонд РФ
Государственный фонд борьбы с преступностью
Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов
Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов
Фонд Министерства РФ по атомной энергии
Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ
Фонд развития таможенной системы РФ
21328,0
300,0
3222,0
2450,0
1700,0
3007,0
0,07
0,01
0,1
0,08
0,05
0,1
36048,8
205,0
450,0
4980,0
330,1
5153,9
13417,6
0,7
0,0
0,0
0,09
0,0
0,09
0,3
<

p>
Из данной таблицы, мы можем сделать следующие выводы: что налоговые доходы, неналоговые доходы и доходы целевых бюджетных фондов увеличились в связи с инфляцией, повышением курса доллара.
В законе О федеральном бюджете на 2000г. появились новые платежи и налоги (плата за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов; ввозные и вывозные таможенные пошлины и т.д.) 2.2. Прямые налоги.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог, с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене.
Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Объектом налогообложения прямых налогов являются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, строения), стоимость которых определяется по кадастру и учитывает среднюю, а не действительную его доходность. Разновидность реальных налогов зависят от того, какой вид имущества облагается налогом: земля, дом, промысел, ценные бумаги. Ставки реальных налогов обычно пропорциональные.

В качестве налоговых льгот чаще всего применяются необлагаемый минимум и разные вычеты.
В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в системе местного налогообложения.
Поземельным налогом называется налог, падающий на владельца земли и имеющий в виде обложение дохода от земли. Объектом этого налога служит земля.

Субъектом этого налога считается собственник земли. Источником этого налога является доход от земли, т.е. поземельная рента.
Поземельный налог - это один из налогов, существовавших с древнейших времен.
Во второй половине XIX века значение поземельного налога в доходах государства относительно уменьшилось в результате введения новых видов налога, но не утратило своего значения для бюджета.
Преимущество поземельного налога исходит из тех качеств, которыми обладает земля, и из ее значения в экономической и политической жизни. Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли.

Способы определения дохода с земли в разное время и в разных странах были разнообразны.
С развитием техники обложения появились более современные способы и приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С другой - кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода.

В начале XX века в финансовой науке было принято определение кадастра как совокупности всех мер, служащих к точному определению объекта, т.е. чистого дохода с земли.
Кадастры использовались и в древности. Но лишь сочетание рекомендаций финансовой науки и практического опыта позволили выработать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.
Подомовый кадастр. Чтобы провести обложение домов, нужно произвести учет объектов подомового налога и их доходности. Когда этот налог появился, например, в Англии в XVII веке, то первоначальный учет домов был упрощенным. Налог взимался по числу очагов или каминов в доме.

Такой учет не требовал посещения дома и исчисления доходности. В самом конце XVII века очажный сбор превращается в домовой налог, исчисляемый по числу окон в доме. Это был очень грубый прием, но для того времени приемлемый и более точный, чем налог по числу очагов. По примеру Англии подомовый налог во Франции, введенный конце XVIII века был тоже построен на обложении домов по числу окон и дверей.

В XIX столетии такой способ обложения становится слишком грубым и неравномерным, и государства переходят в большинстве случаев к обложению по доходности. Однако доходность определялась не индивидуально для каждого дома, а по разрядам средних норм, к которым были отнесены отдельные дома.
Обычно город разделяли по районам, в каждом районе на основании наблюдении определялась средняя доходность одной квадратной сажени жилой площади по разрядам зданий (каменные, деревянные) и по этим нормам исчислялся валовой доход каждого дома посредством измерения его площади. Из этого дохода исключались текущие расходы, тоже по установленным нормам, и остающегося чистого дохода взимался налог.

Третий реальный налог промысловый.

Объектом его являлся промысел, за исключением сельскохозяйственного. Это налог на всякую хозяйственную деятельность в виде промысла, которая имело в виду получение дохода.

Сюда относились промыслы в области промышленной переработки сырья, промыслы в области торговли и транспорта и разные виды свободных профессий. Сельскохозяйственный промысел не подвергался обложению промысловым налогом, прежде всего потому, что он облагался поземельным налогом.
Субъектом промыслового налога явилось лицо, занимающееся каким-либо промыслом. Субъект этого налога не всегда совпадал с носителем, так как здесь часто происходило переложение налога на потребителя.

Лицо, ведущее промысел, могло связать налог со своими меновыми операциями и переложить налог на потребителя путем увеличения цены. Торговец, зная сумму причитающегося с него налога, учитывал его в себестоимости продаваемых товаров и, повышая цену, перелагал его на покупателя.
Зубной врач, платящий промысловый налог, принимая его во внимание поднимал плату за лечение. Поэтому на смену промысловому налогу пришло подоходное обложение в форме налога на прибыль. Более распространены личные прямые налоги налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые или у источника дохода, или по декларации. Они отличаются от реальных налогов тем, что при взимании налогов учитываются личные, или точнее сказать индивидуальные особенности каждого налогоплательщика. Во внимание принимается и состав семьи, и финансовое положение, и родственные связи, и особенности предприятия, если это касается юридического лица, что позволяет точнее определить сумму налога применительно к каждому индивидууму или предприятию. Подоходный налог.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане Российской Федерации, граждане других государств и лица без гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ.
Объектом налогообложения у граждан, имеющих постоянное место жительства в РФ, является совокупный доход, полученный в календарном году на территории РФ, континентальном шельфе, в экономической зоне РФ и за пределами РФ как в денежной, так и в натуральной форме.
Доходы граждан, не имеющих постоянного места жительства в РФ, подлежат обложению налогом, только если они получены из источников на территории РФ, континентальном шельфе и в экономической зоне РФ.
В состав совокупного дохода граждан также включаются суммы материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями, учреждениями и организациями персонально своим работникам. В состав совокупного дохода включается сумма стоимости имущества, распределяемого в пользу граждан при ликвидации предприятий и организаций.
В совокупный годовой доход не включаются:

  • государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению;
  • все виды пенсий;
  • выходные пособия;
  • компенсационные выплаты работникам и т.д.


Граждане, доходы которых подлежат налогообложению на основании декларации о доходах и расходах обязаны:

  • вести учет полученных ими в течении календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с получением этих доходов;
  • предоставлять налоговым органам декларации о доходах и расходах и т.д.
  • Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности удержания подоходного налога и осуществления вычетов из облагаемого дохода, своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм налога со всех предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также физических лиц. Первоочередность проверок устанавливается руководителями налоговых органов. Правильность исчисления налогов должна быть проверена в выборочном порядке по лицевым счетам работников, ведомостям на выдачу заработка и другим документам, по которым выплачиваются заработки (доходы), а при установлении существенных ошибок в исчислении налога по всем лицевым счетам и другим документам.

Своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы гражданам в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 10% от указанных сумм, подлежащих взысканию. Штраф в размере 10% начисляется налоговым органом от сумм, не удержанных, удержанных не полностью, не перечисленных или перечисленных в бюджет не полностью, выявленных при проверках на предприятиях, в учреждениях и организациях правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, о чем делается запись в акте проверки. Социальные налоги. В настоящее время понятие социальный налог существует лишь в проектах по совершенствованию налогообложения.

На практике он представляет собой отчисление в социальные внебюджетные фонды: пенсионный (ПФ), социального страхования (ФСС), обязательного медицинского страхования (ФОМС), занятости (ФЗ). С 1 января 1997 года вступил в силу новый закон РФ от 11 февраля 1997 года 26-ФЗ О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования; Фонд занятости на 1997 год. Крайне негативно на положении нового Закона отреагировали предприниматели, у которых страховой взнос в ПФ вырос с 5% до 28%.

Фермерских хозяйствам страховой взнос был установлен в размере 20,6%.
Однако не следует забывать о том, что предприниматели уплачивают подоходный налог с величины, уменьшенной на сумму страхового взноса в ПФ. Согласно указаниям администрации ПФ (письма от 20 марта 1997 года ЕВ-09-11/2147 ИН) не начисляются страховые взносы на суммы договоров купли-продажи, цены, аренды помещений, дарения и т.д.
Изменились условия уплаты страховых взносов в ПФ РФ для общественных организаций инвалидов. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров и т.д.
Не начисляются страховые взносы на суммы, выплачиваемые по различным видам договоров гражданско-правового характера и различного радо доплат (выплаты пенсионерам; выплаты авторского вознаграждения изобретателям и рационализаторам).
Порядок формирования средств ФСС регламентируют инструктивные положения, утвержденные постановлением ФСС РФ, Минтруда РФ, МФ РФ, ГНС РФ от 2 октября 1996 года 162/2/87/01-1-07 [9].
В них предусмотрен обязательный или добровольный порядок регистрации для уплаты страховых взносов. Добровольная регистрация предусмотрена для граждан предпринимателей, осуществляющих свою коммерческую деятельность без образования юридического лица..
В обязательном порядке должны регистрироваться юридические лица, граждане предприниматели, использующие труд наемных работников, структурные подразделения и филиалы предприятий, имеющие отдельный счет в банке.
Страховые взносы начисляются на оплату труда всех работающих на предприятии лиц. Перечень освобождаемых от страховых взносов видов оплаты труда оставлен таким, каким он был утвержден 1990 г. [20].

С 1997 года в ведение налоговых администрации перешло осуществление контроля за своевременностью и правильностью исчисления взносов в ФЗ РФ [60].
В развитие Указа Президента РФ от 18 августа 1996 года 1211 О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации налоговым администрациям было предписано обеспечить формирование банка данных о плательщиках обязательных взносов в ФЗ РФ для разработки обновленного пакета нормативных документов, регламентирующих правовую и методико-организационную стороны функционирования ФЗ РФ. Таким образом, процесс законодательного оформления механизма социального налога еще не завершен и многие вопросы формирования и использования средств государственных внебюджетных фондов ждут своего решения.
Налог на имущество предприятий Российской Федерации. Законом РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации указанный налог отнесен к налогам республик в составе России, краев, областей, автономных округов.

Предусмотрено, что вся сумма платежей по налогу на имущество равными долями зачисляются в центральные бюджеты указанных административных образований и в районные, городские бюджеты по месту нахождения плательщиков.
Цели налога:

  • обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для финансирования бюджетных расходов;
  • создать стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для предприятий и организаций.


Плательщиками налога на имущество являются все предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами, а также филиалы указанных юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. От уплаты налога освобожден только узкий круг юридических лиц: бюджетные учреждения и организации, религиозные объединения и организации, предприятия и организации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, ЦБ РФ и его учреждения, инвестиционные фонды.
Объектом является имущество в его стоимостном выражении, находящиеся на балансе предприятия. В качестве объекта налогообложения принимается совокупность основных средств, материальных запасов, затрат и нематериальных активов.
Выведены по сравнению с 1993 годом из налогооблагаемой базы дебиторская задолженность, денежные средства и средства в расчетах предприятий.

  • В соответствии с Законом Москвы от 2 марта 1994 года 2-17 О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий освобождается от уплаты налога:
  • предприятия городского пассажирского транспорта и метрополитена, получающие дотацию из бюджета Москвы;
  • предприятия, в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) которых оказание бытовых услуг бюджетным учреждениям составляет не менее 50%;
  • предприятия, оказывающие ритуальные услуги населению, если в общем объеме реализации (работ, услуг) эти услуги составляют не менее 70%;
  • предприятия в сфере материального производства и бытового обслуживания, в среднесписочной численности которых инвалиды составляют более 35%, либо инвалиды и пенсионеры более 50%;
  • предприятия, осуществляющие автотранспортные перевозки по городскому заказу.


К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий, относятся:

  • ведомственное жилье;
  • объекты пожарной безопасности и охраны природы и т.д.


Авансовые платежи по налогу на имущество не производятся. Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально нарастающим итогам с начала года вносит платежи в бюджеты своих регионов.

В конце года производится окончательный перерасчет с бюджетом по данному налогу по годовому бухгалтерскому балансу.



Содержание раздела