d9e5a92d

Поступления единого налога на вмененный доход


  • Внести соответствующие изменения в статьи 346. 26 и 346.27 НК РФ и уточнить содержание таких терминов как: розничная торговля, специально оборудованные помещения, предназначенные для ведения торговли.
  • Внести соответствующие изменения в статью 346.27 НК РФ и определить в законодательстве орган, уполномоченный принимать решение о повышении коэффициента-дефлятора, используемого при исчислении единого налога на вмененный доход, и процедуру принятия такого решения.
  • Дополнить статью 145 НК РФ положением, в соответствии с которым переход налогоплательщика на уплату налога единого налога на вмененный доход или использование упрощенной системы налогообложения является безусловным основанием для отказа от освобождения по статье 145 НК НФ, а суммы НДС в подобной ситуации не подлежат восстановлению.
  • Необходимо установить возможность переноса в полном объеме убытков, возникших при применении упрощенной системы налогообложения.
  • Внести изменения в статью 346.12 НК РФ и признать, что и государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе воспользоваться упрощенной системой налогообложения; аналогичные изменения (уточнения) необходимо провести и в отношении возможности применения УСН некоммерческими организациями.
  • Внести изменения в Бюджетный кодекс РФ в целях увеличения доли муниципальных бюджетов в поступлениях налогов на совокупный доход: предлагается либо четко закрепить долю не менее 60%, либо установить возможность регионов своими законодательными актами увеличивать эту долю (в отношении ЕНВД) при этом закрепляя за муниципалитетами не менее 45-50%.
  • Необходимо более четко регламентировать вопрос, является ли нарушение сроков подачи заявления об использовании УСН основанием для ее неприменения. В этой связи представляется целесообразным расширить сроки подачи заявления о применении УСН для вновь создаваемых организаций, в тоже время закрепив в НК РФ норму, определяющую последствия несвоевременного направления такого заявления. При этом представляется целесообразным предусмотреть, что вновь созданная организация вправе подать заявление на применение УСН в течение 15 дней с момента ее регистрации налоговыми органами.
  • Представляется целесообразным либо обеспечить уточнение основных составляющих единого налога на вмененный доход, либо обязать ФНС выпускать соответствующие разъяснения по вопросу их применения.
  • Использование различных правил расчета и уплаты ЕНВД, установленных в разных субъектах РФ, предпринимателями, осуществляющими деятельности на территории нескольких субъектов РФ, по мнению налогоплательщиков, приводит к двойному налогообложению. В этой связи требуют уточнение положения НК РФ связанные с осуществлением одного вида деятельности в разных субъектах РФ, установивших разные ставки ЕНВД и правила расчета коэффициента К2.
Кроме того, среди часто встречающихся проблем присутствует незаконное установление субъектами РФ положений в реализацию статей главы 26.3 Налогового кодекса РФ. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос инвентаризации региональных нормативных актов по применению ЕНВД в целях приведения федерального налогового законодательства и регионального в четкое соответствие. При чем такой анализ должен проводиться на постоянной, периодической основе и может осуществляться на базе Торгово-промышленных палат регионов и муниципальных образований с последующим сигнализированием о нарушении прав налогоплательщиков в ТПП России и соответствующие подразделения Минэкономразвития России и Минфина России, ответственные за правоустановление в сфере налогообложения.
В целях создания прозрачной, однозначно воспринимаемой, единой и эффективной системы налогообложения в виде ЕНВД, необходимо уточнить порядок определения корректирующего коэффициента К2 в связи с различным подходом к установлению его значений законами субъектов РФ. Необходимо определить исчерпывающий, однозначно воспринимаемый и экономически обоснованный список особенностей ведения предпринимательской деятельности, учитываемых при определении коэффициента К2, подлежащих обязательному региональному законодательному учету, по каждому из 6 предусмотренных федеральным законодательством видов предпринимательской деятельности. При этом рекомендуем применять методику разбиения коэффициента К2 на составляющие (сомножители), каждая составляющая должна соответствовать одной из особенностей ведения предпринимательской деятельности и принимать значения от 0,01 до 1.
В целях распространения права использования упрощенной системы налогообложения на более широкий круг налогоплательщиков, а также сокращения случаев дробления предприятий для оптимизации налоговых выплат, считаем необходимым, рассмотреть вопрос увеличения размера выручки предприятия, при котором налогоплательщик имеет право перехода на эту систему.


Таблица 1. Поступления единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства, (ЕНУС) в регионах РФ в 2003 г.

Поступления ЕНУС на 1 января 2004 г. (включая единый минимальный налог), тыс. руб.

В % к

2002 г. с учетом ИПЦ

Объем поступлений ЕНУС в расчете на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности в 2003 г.

в % от среднего по РФ

Российская Федерация

17 354 725

196,0

100,0

Агинский Бурятский АО

5 901

203,7

74,5

Алтайский край

350 562

121,5

132,3

Амурская область

131 445

182,6

109,7

Архангельская область

159 885

185,8

97,5

Астраханская область

78 637

340,2

71,9

Белгородская область

153 393

206,4

99,9

Брянская область

74 876

225,1

53,4

Владимирская область

151 625

339,5

99,1

Волгоградская область

166 594

353,1

58,7

Вологодская область

106 969

442,1

78,3

Воронежская область

148 780

518,8

59,4

г. Москва

2 245 462

391,5

118,2

г. Санкт-Петербург

1 885 784

108,5

313,4

Еврейская АО

23 275

564,7

91,8

Ивановская область

110 148

237,8

88,2

Иркутская область

204 265

237,5

67,8

Кабардино-Балкарская Республика

48 418

165,0

54,1

Калининградская область

440 025

107,5

374,2

Калужская область

91 737

362,9

79,2

Камчатская область

112 131

261,5

184,7

Карачаево-Черкесская Республика

27 481

309,5

63,7

Кемеровская область

172 224

254,7

52,9

Кировская область

158 253

126,2

95,7

Коми-Пермяцкий АО

15 542

363,7

116,6

Корякский АО

6 006

1909,1

98,5

Костромская область

70 233

223,3

91,6

Краснодарский край

556 963

238,3

96,7

Красноярский край

218 790

168,1

56,2

Курганская область

73 429

200,5

65,5

Курская область

83 270

207,7

58,7

Ленинградская область

109 810

237,2

56,7

Липецкая область

81 322

84,1

66,0

Магаданская область

24 813

182,6

81,0

Московская область

676 392

263,7

83,0

Мурманская область

93 653

149,7

63,1

Ненецкий АО

5 751

418,6

71,1

Нижегородская область

319 523

221,1

79,0

Новгородская область

58 350

205,4

75,6

Новосибирская область

415 681

190,6

131,8

Омская область

263 860

150,7

122,0

Оренбургская область

108 743

216,2

48,0

Орловская область

56 114

183,8

66,6

Пензенская область

90 858

424,8

63,0

Пермская область

386 131

139,3

116,8

Приморский край

208 570

363,1

65,3

Псковская область

75 612

152,2

98,9

Республика Адыгея

32 416

264,4

68,9

Республика Алтай

85 364

74,6

366,4

Республика Башкортостан

243 476

169,5

59,8

Республика Бурятия

94 428

260,3

83,0

Республика Дагестан

53 661

343,8

20,3

Республика Ингушетия

18 001

148,0

34,3

Республика Калмыкия

75 135

76,3

250,3

Республика Карелия

59 046

231,6

67,6

Республика Коми

140 980

129,5

99,0

Республика Марий-Эл

41 408

259,6

58,0

Республика Мордовия

46 681

276,2

51,7

Республика Саха (Якутия)

140 670

175,5

84,3

Республика Северная Осетия-Алания

34 184

144,4

49,7

Республика Татарстан

378 447

185,4

100,9

Республика Тыва

8 657

69,4

23,9

Республика Хакасия

74 267

238,8

117,3

Ростовская область

397 246

260,8

82,9

Рязанская область

142 047

287,2

109,9

Самарская область

292 429

103,0

71,2

Саратовская область

149 483

181,2

52,1

Сахалинская область

164 932

296,4

160,6

Свердловская область

1 124 977

567,6

214,0

Смоленская область

68 906

367,2

64,6

Ставропольский край

181 497

471,7

57,2

Таймырский АО

3 389

1357,7

44,0

Тамбовская область

73 020

204,5

64,8

Тверская область

117 291

257,5

72,5

Томская область

101 425

185,1

72,4

Тульская область

165 265

209,9

95,9

Тюменская область

222 145

135,7

112,2

Удмуртская Республика

174 070

347,9

105,4

Ульяновская область

100 523

162,4

69,9

Усть-Ордынский Бурятский АО

7 932

579,5

52,8

Хабаровский край

147 324

242,6

67,0

Ханты-Мансийский АО

196 219

130,7

85,5

Челябинская область

490 782

227,3

125,2

Читинская область

86 152

222,0

66,5

Чувашская Республика

93 710

196,2

71,9

Чукотский АО

6 022

167,9

41,8

Эвенкийский АО

3 093

69,6

112,3

Ямало-Ненецкий АО

109 610

173,3

119,0

Ярославская область

143 749

142,5

97,7


Таблица 2. Поступления единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в регионах РФ в 2003 г.

Поступления ЕНВД на 1 января 2004 г., тыс. руб.

В % к

2002 г. с учетом ИПЦ

Объем поступлений ЕНВД в расчете на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности в 2003 г.

в % от среднего по РФ

Российская Федерация

16435877

57,5

100,0

Агинский Бурятский АО

7516

131,3

100,2

Алтайский край

248824

197,5

99,2

Амурская область

195478

65,4

172,2

Архангельская область

176231

58,5

113,5

Астраханская область

72892

80,6

70,4

Белгородская область

203935

41,6

140,2

Брянская область

175040

107,4

131,9

Владимирская область

382364

88,0

263,8

Волгоградская область

329446

57,7

122,5

Вологодская область

131548

37,5

101,6

Воронежская область

329103

55,9

138,8

г. Москва

2895

0,6

0,2

г. Санкт-Петербург

610

0,1

0,1

Еврейская авт.область

34463

72,0

143,6

Ивановская область

168712

70,3

142,6

Иркутская область

351943

41,6

123,3

Кабардино-Балкарская Республика

62617

60,3

73,9

Калининградская область

179959

0,0

161,6

Калужская область

136508

74,8

124,4

Камчатская область

37584

88,0

65,4

Карачаево-Черкесская Республика

18989

54,0

46,5

Кемеровская область

384298

47,8

124,6

Кировская область

159552

64,4

101,8

Коми-Пермяцкий АО

217

1,4

1,7

Корякский АО

406

74,0

7,0

Костромская область

94597

64,0

130,3

Краснодарский край

670450

32,2

122,9

Красноярский край

395467

67,1

107,2

Курганская область

92044

35,0

86,7

Курская область

88112

40,4

65,6

Ленинградская область

163909

42,7

89,4

Липецкая область

110201

109,3

94,4

Магаданская область

64427

92,5

222,1

Московская область

1335932

291,8

173,1

Мурманская область

143174

313,9

101,9

Ненецкий АО

13040

56,5

170,3

Нижегородская область

628453

46,3

164,1

Новгородская область

101211

40,6

138,5

Новосибирская область

385460

41,8

129,0

Омская область

355576

49,3

173,6

Оренбургская область

181240

87,1

84,4

Орловская область

133616

73,4

167,3

Пензенская область

158325

49,3

116,0

Пермская область

284914

60,0

91,0

Приморский край

485013

57,1

160,3

Псковская область

129204

43,0

178,5

Республика Адыгея

38338

44,7

86,1

Республика Алтай

21359

59,0

96,8

Республика Башкортостан

488457

140,9

126,7

Республика Бурятия

168989

62,3

156,8

Республика Дагестан

62072

64,7

24,7

Республика Ингушетия

7346

38,7

14,8

Республика Калмыкия

29818

92,2

104,9

Республика Карелия

145162

55,2

175,6

Республика Коми

170150

53,3

126,2

Республика Марий-Эл

71090

54,6

105,2

Республика Мордовия

102827

66,8

120,2

Республика Саха (Якутия)

219057

70,7

138,7

Республика Северная Осетия-Алания

46595

82,8

71,6

Республика Татарстан

488554

66,0

137,6

Республика Тыва

33236

83,3

96,9

Республика Хакасия

68970

53,6

115,0

Ростовская область

416085

45,2

91,7

Рязанская область

115833

44,7

94,7

Самарская область

310560

274,9

79,9

Саратовская область

357385

54,1

131,5

Сахалинская область

68315

36,6

70,3

Свердловская область

-22438

-2,2

-4,5

Смоленская область

128229

74,6

127,0

Ставропольский край

229823

33,9

76,5

Таймырский АО

11565

99,5

158,6

Тамбовская область

149562

88,6

140,2

Тверская область

202210

74,0

132,0

Томская область

133457

36,9

100,6

Тульская область

221220

46,9

135,6

Тюменская область

202393

137,0

107,9

Удмуртская Республика

33293

60,2

21,3

Ульяновская область

171829

54,9

126,1

Усть-Ордынский Бурятский АО

546

5,0

3,8

Хабаровский край

275262

37,6

132,3

Ханты-Мансийский АО

396034

63,8

182,2

Челябинская область

399786

52,7

107,7

Читинская область

102563

95,3

83,6

Чувашская Республика

182198

103,3

147,5

Чукотский АО

19102

58,1

140,1

Эвенкийский АО

7293

123,3

279,6

Ямало-Ненецкий АО

199581

97,0

228,7

Ярославская область

155349

49,6

111,4

Таблица 3. Распределение регионов по факту введения на своей территории единого налога и выбору видов деятельности, в отношении которых он применяется.

Оказание бытовых услуг

Оказание ветеринарных услуг

Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранс-портных средств

Розничная торговля*

Оказание услуг общест-венного питания**

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов***

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

1

1

1

1

1

1

Владимирская область

1

1

1

1

1

1

Воронежская область

1

0

1

1

1

1

Ивановская область

1

1

1

1

1

1

Калужская область

1

1

1

1

1

1

Костромская область

Курская область

1

1

1

1

1

1

Липецкая область

1

1

1

1

1

1

Московская область

1

1

1

1

1

1

Орловская область

1

0

1

1

1

1

Рязанская область

Смоленская область

1

1

1

1

1

1

Тамбовская область

1

1

1

1

1

1

Тверская область

Тульская область

1

0

1

1

0

1

Ярославская область

1

1

1

1

1

1

г. Москва

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

1

0

1

1

1

1

Архангельская область

1

1

1

1

1

1

Вологодская область

Калининградская область

1

0

1

1

1

1

Ленинградская область

1

1

1

1

1

1

Мурманская область

1

1

1

1

0

1

Новгородская область

Псковская область

1

1

1

1

1

1

Ненецкий автономный округ

1

1

1

1

1

1

г. Санкт-Петербург

1

0

1

1

1

1

Республика Адыгея

1

1

1

1

1

1

Южный федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

1

1

1

1

1

1

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Краснодарский край

1

1

1

1

1

1

Ставропольский край

Астраханская область

1

1

1

1

1

1

Волгоградская область

1

1

0

1

1

1

Ростовская область

1

1

1

1

1

1

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

1

1

1

1

1

1

Республика Мордовия

1

1

1

1

0

1

Республика Татарстан

1

1

1

1

1

1

Удмуртская Республика

1

0

1

1

1

0

Чувашская Республика

Кировская область

1

1

1

1

1

1

Нижегородская область

1

1

1

1

1

1

Оренбургская область

1

1

1

1

1

1

Пензенская область

Пермская область

Самарская область

0

1

1

1

1

1

Саратовская область

Ульяновская область

1

0

1

1

0

1

Коми-Пермяцкий автономный округ

1

0

1

1

1

1

Уральский федеральный округ

Курганская область

1

0

1

1

1

1

Свердловская область

Тюменская область

1

1

1

1

1

1

Челябинская область

1

0

1

1

1

1

Ханты-Мансийский автономный округ

1

1

1

1

1

1

Ямало-Ненецкий автономный округ

1

1

1

1

1

1

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

1

1

1

1

1

1

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

1

1

1

1

1

1

Алтайский край

1

1

1

1

1

1

Красноярский край

1

1

1

1

1

1

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

0

1

1

1

0

0

Омская область

Томская область

1

1

1

1

1

1

Читинская область

Агинский Бурятский автономный округ

Таймырский автономный округ

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

Эвенкийский автономный округ

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха

Приморский край

1

1

1

1

1

1

Хабаровский край

1

1

1

1

1

0

Амурская область

1

1

1

1

0

1

Камчатская область

Магаданская область

Сахалинская область

Оказание бытовых услуг

Оказание ветеринарных услуг

Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранс-портных средств

Розничная торговля*

Оказание услуг общест-венного питания**

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов***

Еврейская автономная область

Корякский автономный округ

Чукотский автономный округ


*розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

**оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;

***оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Таблица составлена на основе нормативно-правовых актов 51 субъекта РФ, содержащихся в правовых информационных системах Гарант и Консультант.Пустые строки напротив названий Субъектов федерации означают, что данный субъект не попал в выборку данного исследования.
Цифра 1 означает выбор соответствующим названию строки регионом соответствующего названию столбца вида деятельности для установления по нему единого налога.
Таблица 4. Распределение регионов по используемой методике расчета коэффициента К2, установлению льготных режимов, учету различных особенностей ведения предпринимательской деятельности.

Методика Льготы Ассорти-мент Сезонность Время работы Величина доходов Особен-ности места ведения Террито-рия
Центральный федеральный округ
Брянская область 2 0 1 0 1 0 1 1
Владимирская область 1 0 1 0 0 0 1 1
Воронежская область 2 0 1 0 0 0 1 1
Ивановская область 1 0 1 0 0 0 1 1
Калужская область 1 0 1 0 1 0 1 2
Курская область 2 0 1 0 0 0 1 1
Липецкая область 2 0 1 0 0 0 0 1
Московская область 2 0 1 0 0 0 0 1
Орловская область 2 1 1 0 1 1 1 1
Смоленская область 2 0 1 0 1 0 1 1
Тамбовская область 2 0 1 0 0 0 1 1
Тульская область 1 1 1 0 0 0 1 1
Ярославская область 2 0 1 0 0 0 1 1
Северо-Западный федеральный округ
Республика Коми 1 0 1 1 1 0 1 1
Архангельская область 2 0 0 0 0 0 1 1
Калининградская область 1 0 1 0 0 1 0 2
Ленинградская область 2 0 1 0 1 0 1 1
Мурманская область 2 0 1 0 0 1 1 3
Псковская область 2 0 1 0 0 0 0 1
Ненецкий автономный округ 3 0 0 0 0 1 1 1
г. Санкт-Петербург 0 0 0 0 0 0 0 3
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 2 0 1 0 0 0 1 1
Республика Калмыкия 3 0 1 0 0 0 1 1
Краснодарский край 2 0 1 0 0 0 1 1
Астраханская область 1 1 1 1 0 1 1 1
Волгоградская область 1 1 1 0 0 0 1 1
Ростовская область 1 0 1 0 1 0 1 1
Приволжский федеральный округ
Республика Марий Эл 1 0 1 1 0 1 1 1
Республика Мордовия 2 0 1 0 0 0 0 1
Республика Татарстан 3 0 0 0 0 0 0 1
Удмуртская Республика 3 0 1 0 0 0 1 1
Кировская область 2 1 1 0 0 0 1 1
Нижегородская область 2 0 1 0 0 0 1 3
Оренбургская область 1 1 1 0 0 0 0 1
Самарская область 3 0 0 0 0 0 0 1
Ульяновская область 1 0 1 0 0 0 0 1
Коми-Пермяцкий автономный округ 1 0 1 0 1 0 1 1
Уральский федеральный округ
Курганская область 1 1 1 0 0 0 1 1
Тюменская область 1 1 1 0 0 0 1 1
Челябинская область 1 0 1 0 1 0 1 1
Ханты-Мансийский автономный округ 1 0 1 0 0 0 0 1
Ямало-Ненецкий автономный округ 3 0 1 0 0 0 1 1
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 2 0 1 0 0 0 0 1
Республика Хакасия 1 0 1 0 1 0 1 3
Алтайский край 1 0 1 0 0 0 1 1
Красноярский край 2 0 1 0 0 1 1 *
Новосибирская область 1 0 1 0 1 0 0 1
Томская область 1 0 1 0 0 0 1 1
Дальневосточный федеральный округ
Приморский край 1 0 1 0 0 0 0 1
Хабаровский край 2 0 1 0 1 0 1 3
Амурская область 0 0 0 0 0 0 0 0


Содержание раздела