d9e5a92d

Поступление единого налога на вмененный доход

таких регионов насчитывалось 54. В частности, максимальное увеличение в 2003 г. произошло в Корякском (в 19,1 раза) и Таймырском (в 13,5 раза) авт. округах. Сильное увеличение было также зафиксировано в Усть-Ордынском Бурятском АО (в 5,8 раза), Свердловской области (в 5,6 раза), Еврейской авт. области (в 5,6 раза), Воронежской области (в 5,2 раза), Ставропольском крае (в 4,7 раза), Вологодской (в 4,4 раза) и Пензенской (в 4,2 раза) областях. В целом, увеличение в 2 и более раз наблюдается в 52 регионах. При этом сокращение поступлений ЕНУС за указанный период характерно лишь для 5 регионов, среди них Республика Тыва (на 36,6%), Эвенкийский АО (на 30,4%), Республики Алтай (на 25,4%) и Калмыкия (на 23,7%), Липецкая область (на 15,9%). В Приложении представлены таблицы и рисунки, характеризующие поступления единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, по регионам РФ в 2003 г. и распределения регионов по приросту поступлений ЕНУС в 2003 г. и по объему поступлений ЕНУС в расчете на душу населения в 2002 г. и 2003 г.

Таблица 2.2.
Распределение регионов по группам с различной динамикой поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения
(с учетом ИПЦ)


Изменение
поступления
налогов

2003 г. к 2002 г.

Сильное увеличение
(свыше 30 %)
г. Москва; Республика Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Карелия, Марий-Эл, Мордовия, Саха (Якутия),
Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртская, Хакасия, Чувашская; Краснодарский, Красноярский, При-морский, Ставропольский, Хаба-ровский края; Амурская, Архан-гельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волго-градская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кост-ромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Мос-ковская, Мурманская, Нижегородская,
Новгородская, Новосибирская,
Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смо-ленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская,
Ярославская области; Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Коряк-ский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий АО; Еврейская авт. область.
Среднее увеличение
(10-30% )
Республика Коми; Алтайский край;
Кироская область.
Небольшое увеличение
(до 10%)

г. Санкт-Петербург; Калиниградская, Самарская области

Небольшое сокращение
(до 10%)
___
Среднее сокращение
(10-30%)
Республика Алтай, Калмыкия; Липецкая область.
Сильное сокращение
(свыше 30 %)
Республика Тыва; Эвенкийский АО.
Источник: расчеты авторов.
Увеличение поступлений по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2003 году обусловлено, прежде всего, увеличением количества налогоплательщиков. По данным МНС России, на 01.07.2003 на упрощенную систему налогообложения перешло 584,5 тыс. налогоплательщиков, в том числе, 213,9 тыс. организаций и 370,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. По сравнению с аналогичным периодом 2002 г., количество налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения возросло на 404,8 тыс. единиц или на 325,3 %, в том числе, организаций - на 135,6 тыс. единиц или на 273,2 % и индивидуальных предпринимателей - на 269,2 тыс. человек или на 365,5%.

Поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

В 2003 г. по сравнению с 2002 г. поступления единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД) в целом по России резко сократились. По состоянию на 1 января 2004 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило единого налога на вмененный доход 16 435,9 млн руб., что составляет 57,5% к уровню поступлений единого налога за 2002 г. (с учетом индекса потребительских цен).
Сокращение поступлений ЕНВД зафиксировано во всех федеральных округах, из них в наибольшей степени в Южном (на 58,2%) и Уральском (на 57,8%) федеральных округах.

Таблица 2.3.
Поступление единого налога на вмененный доход по федеральным округам РФ в 2003 г.


Федеральные
округа

Поступление единого налога на вмененный доход
на 1 января
2004 г., млн руб.
2003 г. в % к 2002 г.1 Справочно:
2002 г. к 2001 г.2
РФ 16435,9 57,5 113,9
Центральный 4 133,4 77,7 120,1
Северо-
Западный
1354,2 50,4 101,7
Южный 1985,8 41,8 102,5
Приволжский 3618,9 68,5 113,4119,6
Уральский 1267,4 42,2
Сибирский 2667,1 53,8 133,4
Дальневосточный 1399 107 54,8 103,7
1 с учетом единого минимального налога
2 с учетом региональных ИПЦ
Источник: данные МНС России, расчеты авторов.

По итогам 2003 г. увеличение поступлений ЕНВД относительно 2002 г. произошло всего лишь в 11 регионах, в том числе в Мурманской (в 3,1 раза), Московской (в 2,9 раза) и Самарской (в 2,7 раза) областях, Алтайском крае (на 97,5%), Республике Башкортостан (на 40,9%), Тюменской области (на 37,0%), Агинском Бурятском (на 31,3%) и Эвенкийском (на 23,3%) авт. округах, Липецкой (на 9,3%) и Брянской (на 7,4%) областях и Чувашской Республике (на 3,3%). В 77 регионах было зафиксировано сокращение поступлений ЕНВД, в то время как в 2002 г. таких регионов насчитывалось 38.
Наибольшее сокращение налоговых поступлений наблюдалось в таких регионах, как г. Санкт-Петербург (на 99,9%), г. Москва (на 99,4%), Коми-Пермяцкий (на 98,6%) и Усть-Ордынский Бурятский (на 95,0%) авт. округа, а в Свердловской области был зафиксирован отрицательный объем поступлений, что связано прежде всего с тем, что на территории данных субъектов Российской Федерации указанная система налогообложения в 2003 году не применялась.
В Приложении представлены таблицы и рисунки, характеризующие поступления единого налога на вмененный доход по регионам РФ в 2003 г. и распределения регионов по приросту поступлений ЕНВД в 2003 г. и по объему поступлений ЕНВД в расчете на душу населения в 2002 г. и 2003 г.



Таблица 2.4.
Распределение регионов по группам с различной динамикой поступления единого налога на вмененный доход (с учетом ИПЦ)

Изменение поступления налогов 2003 г. к 2002 г.
Сильное увеличение
(свыше 30%)

Республика Башкортостан; Алтайский край; Московская, Мурманская, Самарская, Тюменская области; Агинский Бурятский АО.

Среднее увеличение
(10-30%)

Эвенкийский АО

Небольшое увеличение
(до 10%)

Чувашская Республика; Брянская, Липецкая области.

Небольшое сокращение
(до 10%)

Республика Калмыкия; Магаданская, Читинская области; Таймырский, Ямало-Ненецкий АО.

Среднее сокращение
(10-30%)

Республики Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Тыва; Астраханская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Камчатская, Оренбургская, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская области; Корякский АО; Еврейская авт. область.

Сильное сокращение (свыше 30%)

гг. Москва, Санкт-Петербург; Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Хакасия; Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края; Амурская, Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области; Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский АО.

Источник: расчеты авторов. По данным МНС России, по состоянию на 1 января 2004 г. количество налогоплательщиков, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, составляет 1847,9 тыс., в том числе 172,1 тыс. организаций и 1675,8 тыс. индивидуальных предпринимателей (около 36% зарегистрированных ПБЮОЛ). По сравнению с 2002 г. количество налогоплательщиков, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, снизилось на 153,2 тыс. единиц или на 7,7%. При этом ,количество организаций, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, увеличилось на 4,7 тыс. единиц или на 2,8%, а количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 157,9 тыс. человек или на 8,6%.
Снижение количества налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и общей суммы налоговых поступлений единого налога в бюджетную систему Российской Федерации в 2003 г. по сравнению с 2002 г. объясняется сужением сферы применения данной системы налогообложения, что выразилось в сокращении количества видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход (с 14 до 6) и числа зарегистрированных плательщиков ЕНВД; сокращением базовой доходности в отдельных регионах, возвратом излишне уплаченных платежей по единому социальному налогу (введенному сверх ЕНВД в 2002 г. и впоследствии отмененного), а также предоставлением налогоплательщикам права на уменьшение исчисленной ими за налоговый период суммы единого налога на сумму выплаченных за этот же период времени своим работникам пособий по временной нетрудоспособности без ограничения размера такого уменьшения.

Основные выводы

1.По итогам 2003 г. по сравнению с 2002 г. почти в 2 раза увеличились поступления единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения; вместе с тем поступления единого налога на вмененный доход в реальном выражении сократились на более чем 40%. Это обусловлено изменением законодательства, регулирующего специальные режимы налогообложения для малого бизнеса, с 1 января 2003 г. по отношению к действующему в 2002 г.

2.В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации в 2002 г., был снижен размер возложенной на налогоплательщиков налоговой нагрузки, увеличены критерии, по которым налогоплательщик может перейти на УСН, упрощена процедура перехода, а также упрощены процедуры ведения учета доходов и расходов и предоставления налоговой отчетности, что в свою очередь способствовало увеличению количества налогоплательщиков и поступлений по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

3.Снижение поступлений ЕНВД объясняется сужением сферы применения данной системы налогообложения, что проявилось в сокращении количества налогооблагаемых видов предпринимательской деятельности и сокращении числа плательщиков ЕНВД.


Распределение налогов на совокупный доход (единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от этих налогов в муниципальных бюджетах в 2003 г.

Данный раздел представляет собой продолжение анализа ситуации с распределением поступлений налогов от малого бизнеса между уровнями бюджета и их роли в муниципальных бюджетах, начатого нами в 2003 г. по просьбе Торгово-промышленной палаты РФ в статье Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах (Шестоперов О.М., ИКЦ "Бизнес-Тезаурус", Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, апрель 2003 г., www.nisse.ru).

Позиция авторов в данном вопросе может быть сведена к одному тезису: чтобы налоговое бремя было посильным для малых фирм, чтобы они стремились вести свой бизнес в легальной экономике, а не в тени, а местные власти имели стимулы создавать благоприятные условия для развития бизнеса на своей территории основные налоговые поступления от малого бизнеса (прежде всего мелкого) должны быть сосредоточены на уровне муниципальных бюджетов.

В упомянутой статье мы уже упоминали причины, по которым на сегодняшний момент невозможно достоверно определить, каково в действительности распределение налоговых поступлений от малого бизнеса по уровням бюджета и оценить их роль в местных бюджетах. Более или менее приблизительно можно определить, какова эта роль на уровне изучения отдельного муниципального образования, в крайнем случае, региона. Мы же основываемся на общероссийской ситуации.

Напомним эти причины:

1. В статистике поступлений отдельно не выделяются субъекты малого предпринимательства, а имеющиеся открытые источники используют классификации по отдельным видам налоговых и других доходов бюджетов. В связи с этим достоверное определение пропорции распределения поступлений и доли налогов от малого бизнеса в общих поступлениях возможно только в отношении отдельных налогов (поступающих преимущественно от субъектов малого предпринимательства, например налоги на совокупный доход и налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Этих налогов и касается предлагаемая статья.

2. В открытых источниках (в частности, на сайте Минфина России (www.minfin.ru) подробная разбивка поступлений перечисленных выше налогов по категориям плательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в отчетах об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов появилась только по итогам 2002 г. В свою очередь МНС России, собирающее аналогичную информацию, отдельно не выделяло в своих отчетах муниципальные бюджеты6.

3. С 1 января 2003 г. вступило в действие новое законодательство, регулирующее специальные режимы налогообложения малого бизнеса: изменены ставки, критерии налогоплательщиков, порядок уплаты и другие параметры. Изменения коснулись и пропорций распределения поступлений этих налогов между бюджетами. С 1 января 2004 г. в налоговое и бюджетное законодательство снова были внесены поправки, в частности изменяющие пропорции распределения поступлений в пользу региональных и муниципальных бюджетов.

Пропорции распределения поступлений налогов на совокупный доход по уровням бюджета в 2002-2004гг.

Пропорции зачисляемых платежей единого налога на вмененный доход (далее также ЕНВД и единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения (ЕНУС) между бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом до 1 января 2003 г. устанавливались решением органа государственной власти (законом) субъекта РФ и существенно различались от субъекта к субъекту, а также варьировались в зависимости от налога (ЕНВД имел большую региональную направленность в отличие от ЕНУС) и категорий плательщиков (поступления от индивидуальных предпринимателей направлялись большей частью в региональные и муниципальные бюджеты, что нельзя было сказать о поступлениях от юридических лиц плательщиков единых налогов) (см. таблицу 3.1.). С 1 января 2003 г. в связи со вступлением в силу новых глав Налогового кодекса по специальным режимам и изменений в Бюджетный кодекс пропорции изменены, причем за муниципалитетами закреплено 45% поступлений по налогам на совокупный доход (см. таблицу 3.2.). В 2004 г. будут действовать новые пропорции федеральный уровень отказался от своей части в пользу бюджетов регионов и с 1 января 2004 г. поступления налогов на совокупный доход будут делиться только между региональными и муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами.

Данная мера, несмотря на свой запоздалый характер7, видится рациональной с точки зрения принципов бюджетного федерализма и прогрессивной с точки зрения поддержки малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса более эффективно должна осуществляться на региональном и муниципальном уровнях, и эта функция, а, следовательно, и источник ее финансирования должны передаваться на более низкий уровень, даже несмотря на то, что единые налоги заменяют и ряд федеральных или регулирующих налогов (в частности, НДС, налог на прибыль). Что касается системы ЕНВД, то увеличение доли налоговых поступлений в регион должно вызвать стимулирующий эффект, побуждающий власти субъектов РФ к созданию более качественного регионального законодательства о ЕНВД (в части, естественно, возможностей предоставленных новой главой Налогового кодекса о ЕНВД).

Таблица 3.1.

Распределение налогов на совокупный доход по уровням бюджета в 2001-2002 гг.

Налог

Год

Уровни бюджета

Феде-раль-ный бюджет

Консолиди-рованный бюджет субъекта РФ

В том числе

бюджет субъ-екта РФ

местные бюджеты

Налоги на совокупный доход

2002

18,7

81,3

28,1

53,3

2001

19,3

80,7

25,3

55,4

В том числе: Единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, в том числе:

2002

38,4

61,6

27,0

34,5

2001

34,6

65,4

27,8

37,6

единый налог для юридических лиц

2002

42,4

57,6

27,0

30,5

2001

40,7

59,3

н.д.

н.д.

единый налог для ПБОЮЛ

2002

0,0

100,0

26,8

73,2

2001

0,0

100,0

н.д.

н.д.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, в том числе:

2002

12,6

87,4

28,4

59,0

2001

14,6

85,4

24,5

60,9

единый налог на вмененный доход для юридических лиц

2002

30,2

69,8

33,3

36,6

2001

35,7

64,3

н.д.

н.д.

единый налог на вмененный доход для ПБОЮЛ

2002

0,0

100,0

24,9

75,1

2001

0,0

100,0

н.д.

н.д.

Налог на доходы с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

2002

0,0

100,0

44,0

56,0

Источник: данные Минфина России и МНС России, расчеты авторов.

Таблица 3.2.

Нормативы распределения поступлений налогов на совокупный доход для разных категорий плательщиков по уровням бюджета, действующие с 1 января 2003 г. и с 1 января 2004 г. (согласно статье 48 Бюджетного кодекса РФ)

Налог

Нормативы отчислений, %

Бюджет

Внебюджет-ные фонды

Федераль-ный

Региональ-ный

Муници-пальный

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

Единый налог на вмененный доход

30

0

15

45

45

45

10

Единый налог, взимаемый по упрощенной системе

30

0

15

45

45

45

10

Минимальный налог при применении упрощенной системы налогообложе-ния

0

0

0

0

0

0

100

Роль налогов на совокупный доход и налога на доходы ПБОЮЛ в бюджетах муниципалитетов

Можно заключить, что совокупная роль перечисленных налогов в формировании доходов местного бюджета по-прежнему невелика, а по итогам 2003 г. еще более сократилась. Из приведенной ниже таблицы 3.3, характеризующей структуру доходов местных бюджетов по итогам 2002 г. и 2003 г., видно, что в 2002 г. налоги на совокупный доход давали примерно столько же, сколько налог с продаж. Их доля в налоговых доходах муниципальных бюджетов составляла 4,7%, в общих доходах 2,5%. Основную роль в этих поступлениях играл ЕНВД 4,0% от налоговых доходов; при этом почти 3/4 поступлений ЕНВД составили поступления от плательщиков индивидуальных предпринимателей. В поступлениях ЕНУС, составивших в 2002 г. только 0,7% налоговых доходов местных бюджетов, основную роль играли плательщики юридические лица (около 80%).

Еще меньшую долю составил налог на доходы ПБОЮЛ всего 0,3% в налоговых доходах муниципалитетов и 0,1% в общих доходах.

Таблица 3.3.

Укрупненная структура доходов муниципальных бюджетов в 2002 г. и 2003 г.

Наименование показателей

Доля в %

в налоговых доходах

в общих доходах

2002 г.

2003 г.

2002 г.

2003 г.

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

100,0

100,0

53,6

51,6

Налоги на прибыль

64,0

64,7

34,3

33,4

В т. ч. налог на прибыль организаций

20,4

18,6

10,9

9,6

В т. ч. налог на доходы физических лиц

43,5

46,1

23,3

23,8

Из него налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

0,3

0,4

0,1

0,2

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

7,6

7,1

4,1

3,6

В т. ч. акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации

2,9

2,4

1,5

1,3

В т. ч. налог с продаж

4,6

4,6

2,5

2,4

Налоги на совокупный доход

4,7

3,2

2,5

1,6

В т. ч. единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

0,7

1,4

0,4

0,7

В т. ч. единый налог на вмененный доход для отдельных (до 1 января 2003 г. определенных) видов деятельности

4,0

1,7

2,1

0,9

Налоги на имущество

13,2

13,3

7,0

6,9

Платежи за пользование природными ресурсами

7,5

8,6

4,0

4,5

Прочие налоги, пошлины и сборы

3,1

3,1

1,7

1,6

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

-

-

4,9

5,4

В т.ч. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных или муниципальных организаций

-

-

3,5

4,6

Безвозмездные перечисления, в том числе от бюджетов других уровней

-

-

40,5

41,7

Доходы целевых бюджетных фондов

-

-

0,2

0,2

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

-

-

0,8

1,1

ВСЕГО ДОХОДОВ

-

-

100,0

100,0

Рассчитано по данным Минфина России.


По сравнению с 2002 г. в 2003 г. доля ЕНВД как в налоговых, так и в общих доходах сократилась и составила, соответственно, 1,7% и 0,9%. Основные причины снижения сокращение доли муниципальных бюджетов по сравнению с фактически действовавшей в 2002 г. и сокращение поступлений этого налога (на 40% в реальном выражении), прежде всего за счет возврата излишней плаченных в 2002 году платежей, сокращения налоговой нагрузки по этому налогу в отдельных регионах и сокращения перечня видов деятельности, подпадающих под уплату этого налога. Доля ЕНУС выросла в примерно в 2 раза и составила, соответственно, 1,4% и 0,7%. Свою роль сыграли резкое увеличение числа плательщиков этого налога и поступлений (почти в 2 раза в реальном выражении8), а также увеличении доли муниципальных бюджетов по сравнению с фактически действовавшей в 2002 г. Увеличение поступлений ЕНУС в муниципальный бюджет, однако, не перекрыло сокращение поступлений по ЕНВД. В итоге в 2003 г. роль налогов на совокупный доход в муниципальных бюджетах в среднем сократилась (их доля упала примерно в 1,5 раза и составила, соответственно, 3,2% и 1,6%, против 4,7% и 2,5% в 2002 г.).

В 2003 г. в доходах муниципальных бюджетов несколько увеличилась доля налогов на доходы ПБОЮЛ. Однако доля этого налога составила 0,36% в налоговых поступлениях и 0,19% в общих доходах, что, по сути, означает сохранение несущественной роли данных налоговых поступлений в муниципальных бюджетах.

Основную роль в формировании налоговых доходов местных бюджетов, как видно из таблицы 3.3, играли отчисления от налога на прибыль, муниципальная часть налогов на доходы физических лиц, налогов на имущество, а также налоги на товары (в т.ч. муниципальная часть налога с продаж, отдельные акцизы) и платежи за пользование природными ресурсами.


Содержание раздела