Таблица 2.2.
Распределение регионов по группам с различной динамикой поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения
(с учетом ИПЦ)
Изменение поступления налогов |
2003 г. к 2002 г. |
Сильное увеличение (свыше 30 %) |
г. Москва; Республика Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Карелия, Марий-Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртская, Хакасия, Чувашская; Краснодарский, Красноярский, При-морский, Ставропольский, Хаба-ровский края; Амурская, Архан-гельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волго-градская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кост-ромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Мос-ковская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смо-ленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская области; Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Коряк-ский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий АО; Еврейская авт. область. |
Среднее увеличение (10-30% ) |
Республика Коми; Алтайский край; Кироская область. |
Небольшое увеличение (до 10%) |
г. Санкт-Петербург; Калиниградская, Самарская области |
Небольшое сокращение (до 10%) |
___ |
Среднее сокращение (10-30%) |
Республика Алтай, Калмыкия; Липецкая область. |
Сильное сокращение (свыше 30 %) |
Республика Тыва; Эвенкийский АО. |
Таблица 2.3.
Поступление единого налога на вмененный доход по федеральным округам РФ в 2003 г.
Федеральные округа |
Поступление единого налога на вмененный доход |
||
на 1 января 2004 г., млн руб. |
2003 г. в % к 2002 г.1 |
Справочно: 2002 г. к 2001 г.2 |
|
РФ | 16435,9 | 57,5 | 113,9 |
Центральный | 4 133,4 | 77,7 | 120,1 |
Северо- Западный |
1354,2 | 50,4 | 101,7 |
Южный | 1985,8 | 41,8 | 102,5 |
Приволжский | 3618,9 | 68,5 | 113,4119,6 |
Уральский | 1267,4 | 42,2 | |
Сибирский | 2667,1 | 53,8 | 133,4 |
Дальневосточный | 1399 107 | 54,8 | 103,7 |
Таблица 2.4.
Распределение регионов по группам с различной динамикой поступления единого налога на вмененный доход (с учетом ИПЦ)
Изменение поступления налогов | 2003 г. к 2002 г. |
Сильное увеличение (свыше 30%) |
Республика Башкортостан; Алтайский край; Московская, Мурманская, Самарская, Тюменская области; Агинский Бурятский АО. |
Среднее увеличение (10-30%) |
Эвенкийский АО |
Небольшое увеличение (до 10%) |
Чувашская Республика; Брянская, Липецкая области. |
Небольшое сокращение (до 10%) |
Республика Калмыкия; Магаданская, Читинская области; Таймырский, Ямало-Ненецкий АО. |
Среднее сокращение (10-30%) |
Республики Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Тыва; Астраханская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Камчатская, Оренбургская, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская области; Корякский АО; Еврейская авт. область. |
Сильное сокращение (свыше 30%) |
гг. Москва, Санкт-Петербург; Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Хакасия; Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края; Амурская, Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области; Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский АО. |
1.По итогам 2003 г. по сравнению с 2002 г. почти в 2 раза увеличились поступления единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения; вместе с тем поступления единого налога на вмененный доход в реальном выражении сократились на более чем 40%. Это обусловлено изменением законодательства, регулирующего специальные режимы налогообложения для малого бизнеса, с 1 января 2003 г. по отношению к действующему в 2002 г.
2.В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации в 2002 г., был снижен размер возложенной на налогоплательщиков налоговой нагрузки, увеличены критерии, по которым налогоплательщик может перейти на УСН, упрощена процедура перехода, а также упрощены процедуры ведения учета доходов и расходов и предоставления налоговой отчетности, что в свою очередь способствовало увеличению количества налогоплательщиков и поступлений по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
3.Снижение поступлений ЕНВД объясняется сужением сферы применения данной системы налогообложения, что проявилось в сокращении количества налогооблагаемых видов предпринимательской деятельности и сокращении числа плательщиков ЕНВД.
Распределение налогов на совокупный доход (единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от этих налогов в муниципальных бюджетах в 2003 г.
Данный раздел представляет собой продолжение анализа ситуации с распределением поступлений налогов от малого бизнеса между уровнями бюджета и их роли в муниципальных бюджетах, начатого нами в 2003 г. по просьбе Торгово-промышленной палаты РФ в статье Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах (Шестоперов О.М., ИКЦ "Бизнес-Тезаурус", Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, апрель 2003 г., www.nisse.ru).
Позиция авторов в данном вопросе может быть сведена к одному тезису: чтобы налоговое бремя было посильным для малых фирм, чтобы они стремились вести свой бизнес в легальной экономике, а не в тени, а местные власти имели стимулы создавать благоприятные условия для развития бизнеса на своей территории основные налоговые поступления от малого бизнеса (прежде всего мелкого) должны быть сосредоточены на уровне муниципальных бюджетов.
В упомянутой статье мы уже упоминали причины, по которым на сегодняшний момент невозможно достоверно определить, каково в действительности распределение налоговых поступлений от малого бизнеса по уровням бюджета и оценить их роль в местных бюджетах. Более или менее приблизительно можно определить, какова эта роль на уровне изучения отдельного муниципального образования, в крайнем случае, региона. Мы же основываемся на общероссийской ситуации.
Напомним эти причины:
1. В статистике поступлений отдельно не выделяются субъекты малого предпринимательства, а имеющиеся открытые источники используют классификации по отдельным видам налоговых и других доходов бюджетов. В связи с этим достоверное определение пропорции распределения поступлений и доли налогов от малого бизнеса в общих поступлениях возможно только в отношении отдельных налогов (поступающих преимущественно от субъектов малого предпринимательства, например налоги на совокупный доход и налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Этих налогов и касается предлагаемая статья.
2. В открытых источниках (в частности, на сайте Минфина России (www.minfin.ru) подробная разбивка поступлений перечисленных выше налогов по категориям плательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в отчетах об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов появилась только по итогам 2002 г. В свою очередь МНС России, собирающее аналогичную информацию, отдельно не выделяло в своих отчетах муниципальные бюджеты6.
3. С 1 января 2003 г. вступило в действие новое законодательство, регулирующее специальные режимы налогообложения малого бизнеса: изменены ставки, критерии налогоплательщиков, порядок уплаты и другие параметры. Изменения коснулись и пропорций распределения поступлений этих налогов между бюджетами. С 1 января 2004 г. в налоговое и бюджетное законодательство снова были внесены поправки, в частности изменяющие пропорции распределения поступлений в пользу региональных и муниципальных бюджетов.
Пропорции зачисляемых платежей единого налога на вмененный доход (далее также ЕНВД и единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения (ЕНУС) между бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом до 1 января 2003 г. устанавливались решением органа государственной власти (законом) субъекта РФ и существенно различались от субъекта к субъекту, а также варьировались в зависимости от налога (ЕНВД имел большую региональную направленность в отличие от ЕНУС) и категорий плательщиков (поступления от индивидуальных предпринимателей направлялись большей частью в региональные и муниципальные бюджеты, что нельзя было сказать о поступлениях от юридических лиц плательщиков единых налогов) (см. таблицу 3.1.). С 1 января 2003 г. в связи со вступлением в силу новых глав Налогового кодекса по специальным режимам и изменений в Бюджетный кодекс пропорции изменены, причем за муниципалитетами закреплено 45% поступлений по налогам на совокупный доход (см. таблицу 3.2.). В 2004 г. будут действовать новые пропорции федеральный уровень отказался от своей части в пользу бюджетов регионов и с 1 января 2004 г. поступления налогов на совокупный доход будут делиться только между региональными и муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами.
Данная мера, несмотря на свой запоздалый характер7, видится рациональной с точки зрения принципов бюджетного федерализма и прогрессивной с точки зрения поддержки малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса более эффективно должна осуществляться на региональном и муниципальном уровнях, и эта функция, а, следовательно, и источник ее финансирования должны передаваться на более низкий уровень, даже несмотря на то, что единые налоги заменяют и ряд федеральных или регулирующих налогов (в частности, НДС, налог на прибыль). Что касается системы ЕНВД, то увеличение доли налоговых поступлений в регион должно вызвать стимулирующий эффект, побуждающий власти субъектов РФ к созданию более качественного регионального законодательства о ЕНВД (в части, естественно, возможностей предоставленных новой главой Налогового кодекса о ЕНВД).
Таблица 3.1.
Распределение налогов на совокупный доход по уровням бюджета в 2001-2002 гг.
Налог |
Год |
Уровни бюджета |
|||
Феде-раль-ный бюджет |
Консолиди-рованный бюджет субъекта РФ |
В том числе |
|||
бюджет субъ-екта РФ |
местные бюджеты |
||||
Налоги на совокупный доход |
2002 |
18,7 |
81,3 |
28,1 |
53,3 |
2001 |
19,3 |
80,7 |
25,3 |
55,4 |
|
В том числе: Единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, в том числе: |
2002 |
38,4 |
61,6 |
27,0 |
34,5 |
2001 |
34,6 |
65,4 |
27,8 |
37,6 |
|
единый налог для юридических лиц |
2002 |
42,4 |
57,6 |
27,0 |
30,5 |
2001 |
40,7 |
59,3 |
н.д. |
н.д. |
|
единый налог для ПБОЮЛ |
2002 |
0,0 |
100,0 |
26,8 |
73,2 |
2001 |
0,0 |
100,0 |
н.д. |
н.д. |
|
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, в том числе: |
2002 |
12,6 |
87,4 |
28,4 |
59,0 |
2001 |
14,6 |
85,4 |
24,5 |
60,9 |
|
единый налог на вмененный доход для юридических лиц |
2002 |
30,2 |
69,8 |
33,3 |
36,6 |
2001 |
35,7 |
64,3 |
н.д. |
н.д. |
|
единый налог на вмененный доход для ПБОЮЛ |
2002 |
0,0 |
100,0 |
24,9 |
75,1 |
2001 |
0,0 |
100,0 |
н.д. |
н.д. |
|
Налог на доходы с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
2002 |
0,0 |
100,0 |
44,0 |
56,0 |
Таблица 3.2.
Нормативы распределения поступлений налогов на совокупный доход для разных категорий плательщиков по уровням бюджета, действующие с 1 января 2003 г. и с 1 января 2004 г. (согласно статье 48 Бюджетного кодекса РФ)
Налог |
Нормативы отчислений, % |
||||||
Бюджет |
Внебюджет-ные фонды |
||||||
Федераль-ный |
Региональ-ный |
Муници-пальный |
|||||
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. |
||
Единый налог на вмененный доход |
30 |
0 |
15 |
45 |
45 |
45 |
10 |
Единый налог, взимаемый по упрощенной системе |
30 |
0 |
15 |
45 |
45 |
45 |
10 |
Минимальный налог при применении упрощенной системы налогообложе-ния |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100 |
Можно заключить, что совокупная роль перечисленных налогов в формировании доходов местного бюджета по-прежнему невелика, а по итогам 2003 г. еще более сократилась. Из приведенной ниже таблицы 3.3, характеризующей структуру доходов местных бюджетов по итогам 2002 г. и 2003 г., видно, что в 2002 г. налоги на совокупный доход давали примерно столько же, сколько налог с продаж. Их доля в налоговых доходах муниципальных бюджетов составляла 4,7%, в общих доходах 2,5%. Основную роль в этих поступлениях играл ЕНВД 4,0% от налоговых доходов; при этом почти 3/4 поступлений ЕНВД составили поступления от плательщиков индивидуальных предпринимателей. В поступлениях ЕНУС, составивших в 2002 г. только 0,7% налоговых доходов местных бюджетов, основную роль играли плательщики юридические лица (около 80%).
Еще меньшую долю составил налог на доходы ПБОЮЛ всего 0,3% в налоговых доходах муниципалитетов и 0,1% в общих доходах.
Таблица 3.3.
Укрупненная структура доходов муниципальных бюджетов в 2002 г. и 2003 г.
Наименование показателей |
Доля в % |
|||
в налоговых доходах |
в общих доходах |
|||
2002 г. |
2003 г. |
2002 г. |
2003 г. |
|
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
100,0 |
100,0 |
53,6 |
51,6 |
Налоги на прибыль |
64,0 |
64,7 |
34,3 |
33,4 |
В т. ч. налог на прибыль организаций |
20,4 |
18,6 |
10,9 |
9,6 |
В т. ч. налог на доходы физических лиц |
43,5 |
46,1 |
23,3 |
23,8 |
Из него налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
0,3 |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы |
7,6 |
7,1 |
4,1 |
3,6 |
В т. ч. акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации |
2,9 |
2,4 |
1,5 |
1,3 |
В т. ч. налог с продаж |
4,6 |
4,6 |
2,5 |
2,4 |
Налоги на совокупный доход |
4,7 |
3,2 |
2,5 |
1,6 |
В т. ч. единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
0,7 |
1,4 |
0,4 |
0,7 |
В т. ч. единый налог на вмененный доход для отдельных (до 1 января 2003 г. определенных) видов деятельности |
4,0 |
1,7 |
2,1 |
0,9 |
Налоги на имущество |
13,2 |
13,3 |
7,0 |
6,9 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
7,5 |
8,6 |
4,0 |
4,5 |
Прочие налоги, пошлины и сборы |
3,1 |
3,1 |
1,7 |
1,6 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
- |
- |
4,9 |
5,4 |
В т.ч. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных или муниципальных организаций |
- |
- |
3,5 |
4,6 |
Безвозмездные перечисления, в том числе от бюджетов других уровней |
- |
- |
40,5 |
41,7 |
Доходы целевых бюджетных фондов |
- |
- |
0,2 |
0,2 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
- |
- |
0,8 |
1,1 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
- |
- |
100,0 |
100,0 |
По сравнению с 2002 г. в 2003 г. доля ЕНВД как в налоговых, так и в общих доходах сократилась и составила, соответственно, 1,7% и 0,9%. Основные причины снижения сокращение доли муниципальных бюджетов по сравнению с фактически действовавшей в 2002 г. и сокращение поступлений этого налога (на 40% в реальном выражении), прежде всего за счет возврата излишней плаченных в 2002 году платежей, сокращения налоговой нагрузки по этому налогу в отдельных регионах и сокращения перечня видов деятельности, подпадающих под уплату этого налога. Доля ЕНУС выросла в примерно в 2 раза и составила, соответственно, 1,4% и 0,7%. Свою роль сыграли резкое увеличение числа плательщиков этого налога и поступлений (почти в 2 раза в реальном выражении8), а также увеличении доли муниципальных бюджетов по сравнению с фактически действовавшей в 2002 г. Увеличение поступлений ЕНУС в муниципальный бюджет, однако, не перекрыло сокращение поступлений по ЕНВД. В итоге в 2003 г. роль налогов на совокупный доход в муниципальных бюджетах в среднем сократилась (их доля упала примерно в 1,5 раза и составила, соответственно, 3,2% и 1,6%, против 4,7% и 2,5% в 2002 г.).
В 2003 г. в доходах муниципальных бюджетов несколько увеличилась доля налогов на доходы ПБОЮЛ. Однако доля этого налога составила 0,36% в налоговых поступлениях и 0,19% в общих доходах, что, по сути, означает сохранение несущественной роли данных налоговых поступлений в муниципальных бюджетах.
Основную роль в формировании налоговых доходов местных бюджетов, как видно из таблицы 3.3, играли отчисления от налога на прибыль, муниципальная часть налогов на доходы физических лиц, налогов на имущество, а также налоги на товары (в т.ч. муниципальная часть налога с продаж, отдельные акцизы) и платежи за пользование природными ресурсами.