d9e5a92d

Несоблюдение такого условия приводит к ошибкам.


— предоставление максимума удобств для потребителей (шведский стол в ресторанах, гостиницах);
— профессионально поставленная реклама.
Четвертое требование маркетинга: определить позицию на рынке (установить, где и когда выгоднее всего продавать товар). Несоблюдение такого условия приводит к серьезным ошибкам.
Так, в одном из штатов США обанкротились два маленьких ресторана. В них был подготовлен широкий выбор блюд итальянской кухни по довольно высоким ценам. Но среди местных жителей было много людей шведского происхождения со средним уровнем дохода.
Как свидетельствует многолетний опыт, применение маркетинга позволяет производителям в корне улучшить удовлетворение рыночного спроса. Однако нельзя не видеть оборотной стороны маркетинга:
— повышение цен из-за дорогой, хотя и красивой, упаковки;
— большие расходы.на кредит покупателям, послеторговый сервис
и т.д.;
— широкое распространение назойливой и зачастую недостоверной рекламы;
— применение ядовитых красителей, вредных пищевых добавок, придающих товарам более привлекательный вид;
— рекламирование вредных для здоровья товаров: сигарет, спиртных напитков и т.п.
Против таких отрицательных действий фирм применяются соответствующие противодействия. Во многих странах законодательство предусматривает защиту прав потребителей; усиливается контроль за качеством продукции; регламентируется рекламная деятельность, с тем чтобы она не наносила ущерб людям. В этом же направлении развертывается активная деятельность обществ, защищающих права потребителей.
Российское законодательство предусматривает ряд мер, способствующих зашлите прав потребителя. Так, в Гражданском кодексе РФ предусматривается возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг. Речь идет о том, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежат возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет (статья 1095).
Существенным дополнением к законодательным мерам по улучшению правоотношений в сфере рынка стал появившийся 7 февраля 1992 г. Закон РФ О защите прав потребителя. Этот Закон регулирует отношения между производителями, продавцами и потребителями, а также предусматривает механизм защиты прав последних. Одним из органов, который призван стоять на страже законных интересов потребителей, является Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
На страже законных интересов потребителей стоят правовые нормы Уголовного кодекса РФ. Так, в уголовном порядке преследуется заведомо ложная реклама: использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).
Преступлением расценивается обман потребителей: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или обман потребитMлей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере (пункт 1 статьи 200).
Итак, исходящий из требовании правовых законов маркетинг фирмы-производителя объединяет в единое целое совершенствование производственной деятельности и улучшение рыночных связей с потребителями их продукции. Одновременно прогрессируют экономические показатели как изготовления, так и реализации товаров, что в конечном счете ведет к увеличению массы и нормы прибыли.
Когда производственные и торговые предприятия обеспечивают нормальное получение прибыли, то они закладывают прочную основу для экономических отношений с собственниками кредитных средств.


Экономический тренинг
1. Ключевые термины и понятия
Прибыль: оптовая цена; себестоимость; прямые расходы; косвенные расходы; масса прибыли; экономия на масштабах производства; распределение прибыли; чистая прибыль; участие в прибылях; норма прибыли; рентабельность; факторы нормы прибыли; внутриотраслевая конкуренция; межотраслевая конкуренция; монопольная сверхприбыль; торговый капитал; товарная биржа; норма прибыли торгового капитала; масса торговой прибыли; маркетинг.
2. Проблемные вопросы
2.1. Где образуется прибыль: и производстве или на рынке?
2.2. Образуется ли прибыль на полностью автоматизированных предприятиях?
2.3. Равны ли издержки предприятия на производство продукции и ее стоимость?
2.4. Является ли прибыль предпринимателя его заработной платой?
3. Логическая задача
Каково соотношение объемов понятий:
а) добавленная стоимость; б) себестоимость; в) чистая прибыль; г) прибавочная стоимость.
4. Тест
Найдите наиболее подходящий вариант ответа. Прибыль:
а) является для предпринимателя побудительным мотивом, который позволяет ему примириться с риском;
б) представляет для бизнесмена вознаграждение за эффективное ведение хозяйства;
в) стимулирует производство определенных товаров и услуг.
5. Прокомментируйте статистические данные, содержащиеся
в таблицах 11.2 и 11.3
Таблица 11.2.
Распределение розничного товарооборота по формам собственности в 1993 и 1995 гг. (в фактически действовавших ценах)

Вид розничного товарооборота
1993
1995
Млрд. руб.
В % к итогу
Млрд. руб.
В % к итогу
Розничный товарооборот — всего
в том числе по формам собственности:
негосударственная
государственная
5862
  45138 13626
100
  77
23
553466
  481304 72162
100
  87
13

Таблица 11.3.
Основные показатели деятельности товарных бирж в 1992 и 1995 гг.

Показатель
1992
1995
Число бирж и товарных отделов товарно-фондовых бирж
224
91
Среднесписочная численность работавших на биржах (включая совместителей), тыс. чел.
9,8
2,0
Число брокерских контор, фирм (на конец года), тыс.
42,3
21,0
Число проведенных торгов, тыс.
19,7
6,6
Число заключенных сделок, тыс.
147,7
125,2
Оборот бирж (в фактически действовавших ценах)1, млрд.руб.
335,1
1675

1 Без оборота по фьючерсным сделкам.
6. Вопросы о торговой прибыли
6.1. Каковы источники обогащения торгового капиталиста?
6.2. Можно ли получать торговую прибыль, продавая товары по их стоимости?
6.3. Кто в нормальных условиях получает большую норму прибыли: промышленный или торговый капиталист?
6.4. На какие цели идет торговая накидка?
6.5. Что представляют собой издержки обращения (чистые и дополнительные)?
7. Дискуссионные вопросы
Может ли современная крупная фирма обойтись без маркетинга?
На использовании каких экономических законов основывается маркетинг?



Содержание раздела