Здесь наглядно проступают пороки идеологии разделения денег, а не полномочий независимо от того, снизу вверх или сверху вниз перекачиваются бюджетные средства. Большинство же субъектов Федерации и населения страны, напротив, объективно заинтересовано в частичном перераспределении средств между регионами, а значит, в повышении доли федерального бюджета в налоговых доходах. По некоторым оценкам /25, с. 31/, чтобы довести бюджетную обеспеченность до одинакового для всех субъектов Федерации уровня, нужно сконцентрировать в федеральном бюджете 85 % налоговых доходов, затем примерно половину из них перераспределить в виде финансовой помощи регионам.
Этот расчет наглядно показывает прямую зависимость между централизацией доходов и возможностями федерального бюджета выравнивать бюджетную обеспеченность регионов и гарантировать доступ граждан к основным общественным услугам и социальным гарантиям.
Но у этой особенности есть и другая сторона. Практика показывает, что перераспределение доли налоговых поступлений в пользу федерального центра порождает у региональных властей дополнительные проблемы, касающиеся сохранения налоговой базы региона.
Так, новое налоговое законодательство предусматривает 100-процентную централизацию НДС на федеральном уровне. Тем самым с учетом внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в федеральный бюджет будет поступать порядка 55-57 % доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, а в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты всего 43-45 %. Такой высокий удельный вес межбюджетного регулирования создает предпосылки для противоречий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые становятся полностью зависимыми от вышестоящих бюджетов.
Высокая зависимость региональных и местных бюджетов от бюджетного регулирования не стимулирует активные действия региональных властей по наращиванию налогового потенциала на подведомственной территории. В частности, это просматривается на поведении региональных властей Курской области. Доходная база областного бюджета в последнее время не совершенствуется; требуемые для бюджета суммы изыскиваются исключительно за счет повышения абсолютного размера уже существующих платежей и сборов.
Представляется, что подобная практика должна быть пересмотрена уже в самое ближайшее время.
Перспективными нужно признать следующие направления совершенствования налоговой базы нашего региона:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Распределение общего объема поступлений в бюджеты территорий Российской Федерации по видам налогов в 2001 году
.Всего поступило налогов и платежей, млрд. руб | в том числе | ||||||
налог на прибыль (доход) | НДС | акцизы | платежи за пользование природными ресурсами | налог на доходы физических лиц | прочие налоги и сборы | ||
Январь | 49,50 | 12,73 | 2,41 | 5,52 | 13,89 | 14,95 | |
Февраль | 52,13 | 12,94 | 2,65 | 6,72 | 16,17 | 13,66 | |
Март | 71,41 | 23,64 | 2,87 | 7,57 | 18,26 | 19,08 | |
I квартал | 173,04 | 49,30 | 7,92 | 19,81 | 48,31 | 47,69 | |
Апрель | 90,69 | 26,60 | 2,65 | 6,61 | 19,10 | 35,74 | |
Май | 96,38 | 37,91 | 3,32 | 7,33 | 18,83 | 29,00 | |
Июнь | 75,34 | 24,75 | 3,22 | 7,98 | 20,88 | 18,50 | |
II квартал | 262,41 | 89,25 | 9,19 | 21,92 | 58,80 | 83,24 | |
I полугодие | 435,45 | 138,55 | 17,11 | 41,73 | 107,12 | 130,93 | |
Июль | 80,45 | 21,75 | 3,48 | 9,42 | 24,49 | 21,31 | |
Август | 101,66 | 38,18 | 3,39 | 8,08 | 21,61 | 30,40 | |
Сентябрь | 70,80 | 21,54 | 3,18 | 10,10 | 19,50 | 16,48 | |
III квартал | 252,91 | 81,47 | 10,05 | 27,60 | 65,60 | 68,19 | |
9 месяцев | 688,35 | 220,03 | 27,16 | 69,33 | 172,71 | 199,12 | |
Октябрь | 83,26 | 23,33 | 4,46 | 9,97 | 22,76 | 22,76 | |
Ноябрь | 101,54 | 33,37 | 3,69 | 10,26 | 22,54 | 31,68 | |
Декабрь | 95,94 | 22,95 | 4,71 | 9,92 | 34,77 | 23,59 | |
IV квартал | 280,74 | 79,65 | 12,86 | 30,14 | 80,07 | 78,02 | |
II полугодие | 533,64 | 161,13 | 22,90 | 57,74 | 145,66 | 146,21 | |
Январь - декабрь | 969,09 | 299,68 | 40,02 | 99,47 | 252,78 | 277,14 |
Налоги и сборы в бюджетной системе Курской области в 2000 2001 гг.