d9e5a92d

Налог на недвижимость

Например, в г. Москве организации плательщики налога должны не позднее 15-го числа каждого месяца перечислять в бюджет авансовые взносы по налогу с продаж. Устанавливая налог с продаж, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют:
- ставку налога;
- порядок и сроки уплаты налога;
- льготы;
- форму отчетности по данному налогу;
- дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
Установлено, что суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в размере соответственно 40 % и 60 % и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Иными словами, налог полностью поступает в региональные и местные бюджеты.
Плательщиками налога с продаж признаются:

  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ;
  • индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ.

Таким образом, к плательщикам относится большинство организаций, осуществляющих торговлю, выполняющих работы (оказывающих услуги) за наличные денежные седства. От уплаты налога освобождены только субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения (п.

2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности субъектов малого предпринимательства).
Объектом обложения налогом с продаж является стоимость:

  • товаров, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет;


  • подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков;
  • услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы РФ (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов люкс и СВ;
  • других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ.

При расчетах в форме зачета взаимных требований налог с продаж не исчисляется, поскольку такой вариант расчетов не приравнивается к наличным расчетам, так как иное не установлено налоговым законодательством. Налог с продаж не исчисляется также при безвозмездной передаче товаров или осуществлении товарообменной (бартерной) операции между организациями.
При определении налогооблагаемой базы в стоимость товаров (работ, услуг) включаются НДС и акцизы для подакцизных товаров.
Предельная ставка налога с продаж устанавливается в размере 5 % стоимости реализуемых товаров (работ, услуг). Конкретную ставку налога устанавливают законодательные органы власти субъектов РФ.

Сумма налога зачисляется в местные бюджеты.
В Москве с 1 июля по 31 декабря 1999 г. исчисление налога производилось по ставке 2%. С 1 января 2000 г. ставка установлена в размере 4%.

Сумма налога с продаж включается в цену, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).
Поскольку налог с продаж является косвенным и включается в цену, в некоторых случаях он может исчисляться по расчетной ставке. Так, организация торговли при формировании отпускной цены товара может включать сумму налога с продаж в торговую наценку.

В этом случае налог с продаж может начисляться по соответствующей расчетной ставке к обороту по реализации товара. При общей ставке налога с продаж 5 % расчетная ставка налога составит 5х100/(100+5) = 4,762 %.
В договорах на поставку товаров обязательно должно быть предусмотрено, что при оплате товара наличными его стоимость (включающая НДС) увеличивается на сумму налога с продаж, начисленного по соответствующей ставке.
Минимальный перечень товаров, не облагаемых налогом с продаж, установлен Законом РФ от 27 декабря 1991 г. 2118-1 Об основах налоговой системы в РФ. Туда, как уже отмечалось, входят предметы первой необходимости.
К продаже за наличный расчет приравниваются продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог с продаж, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты, льготы и форму отчетности поданному налогу.

Они могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
Как правило, введение какого-либо нового налога сопровождается отменой некоторых ранее действовавших. В рассматриваемом случае федеральным законодательством установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территории соответствующих субъектов РФ перестают взиматься следующие налоги:

  • сбор за право торговли;
  • лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
  • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
  • сбор за открытие игорного бизнеса и ряд других.

Организации уплачивают налог с продаж в авансовом режиме. Например, согласно Закону г. Москвы от 17 марта 1999 г. 14 О налоге с продаж все организации, являющиеся плательщиками налога, в течение квартала производят авансовые взносы, рассчитанные на основании данных бухгалтерского учета об объеме реализованной продукции (работ, услуг) за предшествующий месяц.

При этом должны использоваться данные только о продажах товаров (работ, услуг), облагаемых налогом с продаж за наличный расчет.

Налог на недвижимость

Одним из направлений налоговой реформы, которая начата правительством РФ, является создание системы налогообложения недвижимости на основе ее рыночной стоимости. Первая часть Налогового Кодекса, принятая в июле 1998 года, предусматривает с 2004 г. (после окончания эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери) введение регионального налога на недвижимость с одновременным упразднением налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Известно, что налог на недвижимость успешно применяется во многих странах мира. Так, например, в Канадской провинции Квебек платежи за недвижимость составляют около 40 % доходной части бюджета /17, с. 314/.
Что же представляет собой налог на недвижимость и каковы его основные особенности?
Во-первых, объектом налогообложения является в совокупности земля и расположенные на ней здания и сооружения, в том числе - не завершенные строительством. Хотя земля в большинстве случаев не является предметом продажи, в стоимости любого объекта (магазина, квартиры, склада и т.п.) есть вклад его местоположения.

Налог определяется с учетом этого зонального показателя ценности земли.
Во-вторых, налогооблагаемой стоимостью при исчислении налога на недвижимость является рыночная стоимость объекта налогообложения или ее часть, которая понятнее и известнее, чем балансовая или инвентаризационная стоимость.
В-третьих, ставка налога едина для всех видов недвижимости, но доля стоимости объекта, подлежащая налогообложению, различается в зависимости от типа использования данного объекта недвижимости. Так, в части жилого фонда налог взимается лишь с 2,5 % - 10 % рыночной стоимости жилья.

Для объектов социально-культурного назначения налогооблагаемая база составит 10 30 % от их стоимости; для промышленной недвижимости 50 70 %, для коммерческой недвижимости (недвижимости коммерческих организаций, не производящих материальные ценности) 70 100 % от рыночной стоимости объектов.
Ставки налога на недвижимость предлагается устанавливать в следующих пределах:

  • по индивидуальным жилым домам, квартирам, жилым помещениям, дачам - не более 0,5 %;
  • по гаражам на одно-два машино-места - не более 1 %;
  • по объектам недвижимости имущества, используемым для целей промышленного производства, - не более 2 %;
  • по иным объектам - не более 5 %.

Каковы преимущества налогообложения недвижимости по сравнению с существующей системой налогообложения имущества и земли?
Прежде всего, обеспечивается справедливость распределения налогового бремени. Снимается различие между физическими и юридическими лицами в части коммерческого и промышленного использования недвижимости (сегодня предприниматель, перерегистрировавшись как физическое лицо, выигрывает в налоге на имущество примерно в 20 раз).

Ставка нового налога - единая для всех видов недвижимости; доля же рыночной стоимости, которая подлежит налогообложению, зависит от типа использования конкретного объекта, а не от организационно-правового статуса владельца.
Введение налога на недвижимость позволит уменьшить налоговое бремя на предприятия за счет исключения из налогооблагаемой базы оборотных средств и активной части основных фондов. Это должно привести к стимулированию предприятий вкладывать больше средств в оборудование и развитие передовых технологий, а также избавляться от не приносящей дохода недвижимости.
Кроме того, в налогооблагаемую базу включаются незавершенные строительством объекты, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению. Между тем незавершенные строительством объекты при консервации или прекращении строительства является полноценным объектом недвижимости и может служить предметом купли-продажи. С другой стороны, это будет стимулировать заказчика не растягивать сроки строительства, и все вместе, согласно предварительным экспертным оценкам, ежегодно даст дополнительные поступления в бюджет до 300 млн. рублей.

Немаловажно и то, что налоговое бремя в части жилья предполагается изменить незначительно: налог на основное жилье в собственности граждан не должен превысить полугодовой платы за найм аналогичных квартир.
И, наконец, одно из важнейших свойств недвижимого имущества - неукрываемость его от налогов.
Однако очевидно, что неукрываемость от налогов может быть обеспечена только при условии создания информационной базы налогообложения недвижимости, основанной на согласованной системе государственного учета, оценки и регистрации недвижимого имущества.

Существующие проблемы и недостатки в региональном налогообложении

Говоря о существующих проблемах укреплении доходной базы территориального бюджета, можно отметить следующее.
В 2000 г. продолжали сохраняться большие различия в распределении консолидированных бюджетов территорий по видам бюджетов.
По субъектам Российской Федерации доля отчислений в федеральный бюджет от общей суммы поступлений налогов и сборов в январе-августе текущего года колеблется от 17% (Республика Татарстан) до 86% (Республика Алтай) /27, с. 27/.
Более 60 % от общей суммы поступлений налогов и сборов перечислили в федеральный бюджет 7 регионов (в частности, г. Москва 27%). В то же время 11 субъектов Российской Федерации перечислили в федеральный бюджет менее 30 % общей суммы полученных налогов и сборов. Такое изменение соотношения в ходе исполнения соответствующих бюджетов произошло в результате реального воздействия нескольких факторов, оказывающих существенное влияние на темпы и объемы поступлений налогов и сборов как в федеральный бюджет, так и в бюджета субъектов Российской Федерации, в том числе:
- проведение денежных и безденежных взаиморасчетов;
- предоставление льгот в виде возмещения НДС по операциям от экспорта;
- принятие субъектами Российской Федерации нормативно-правовых актов, освобождающих налогоплательщиков от уплаты федеральных регулирующих налогов в части доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (льготы);
- предоставление отсрочек (рассрочек) по федеральным регулирующим налогам и сборам, в части доходов, подлежащих зачислению в разные уровни бюджетов;
- нарушение установленного порядка зачисления федеральных налогов и сборов на счета органов федерального казначейства, выражающееся в зачислении федеральных налогов и сборов на счета по учету доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и др.
Основных причин сложившейся ситуации несколько. Проблемой номер один являются проводимые денежные и неденежные зачеты.
Как видно из выше приведенных данных, пропорция, исчисленная в живых деньгах, значительно ближе к равновесному значению, предусмотренному законом о бюджете. Существенная разница в приведенных цифрах определяется в первую очередь проблемой разного рода денежных и неденежных зачетов по бюджетам территорий.
Общая сумма целевого финансирования, а также всех денежных и безденежных взаиморасчетов за 8 месяцев 2000 г. составила 70,8 млрд. руб. Из них по бюджетам территорий - 55,4 млрд. руб.
Не проводились безденежные взаиморасчеты только в 5 регионах. Это Курская область, г. Санкт-Петербург, Карачаево-черкесская Республика, Республика Марий Эл и Республика Саха (Якутия).

В то же время по отдельным регионам доля неденежных (при том, как правило, самых грубых - безденежных) форм взаиморасчетов остается существенной. Так, в Ямало-Ненецком АО доля безденежных взаиморасчетов в общем объеме поступлений составляет 72 %.
Вывод очевидный: наиболее значительный резерв роста бюджетного потенциала большинства регионов лежит в отказе от анахронизмов, которыми сегодня становятся неденежные налоговые расчеты.
Следующей важной проблемой является проблема потерь бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот.
По оценке МНС России, потери консолидированного бюджета за 2000 г. в связи с предоставлением налоговых льгот составили более 200 млрд. руб. При этом более половины суммы составили потери консолидированного бюджета, связанные с предоставлением льгот по налогу на прибыль.
При этом следует отметить одну пропорцию. Если считать по ставкам, установленным законодательством, то пропорция распределения налога на прибыль между федеральным бюджетом и бюджетом территорий в среднем составляет 36,7 % к 63,3 %. В реальности в среднем по России за январь-август текущего года она составила 44,5 % к 54,5 %.
Дело не в том, что федеральный бюджет что-либо приобрел, а в том, что бюджеты 72 регионов очень много потеряли за счет различных и чрезвычайно многообразных местных механизмов освобождения своих предприятий от уплаты налога на прибыль в территориальные бюджеты. Так, более 90 % налога на прибыль поступило в федеральный бюджет в республиках Калмыкия (99 %), Алтай (98 %), Мордовия (96 %).

То есть в этих регионах территориальная компонента налога на прибыль практически отменена, и их бюджеты не нуждаются в дополнительных бюджетных средствах. И тогда возникает закономерный вопрос: стоит ли дотировать бюджеты указанных субъектов Российской Федерации финансовой помощью из федерального бюджета?
Если по налогу на прибыль по вновь принятому законодательству уже имеется нормативная основа предоставления льгот, то по регулирующим налогам идет грубое нарушение всех налоговых и бюджетных законов.
Имеется информация о том, что в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, изменяющие порядок исчисления и уплаты налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и акцизов. Между тем это является нарушением требований законодательства о налогах и сборах.
Существенное влияние на перекосы при поступлении налогов и сборов как в федеральный бюджет, так и в бюджеты территорий оказывает также большой объем отсрочек и рассрочек по федеральным и региональным налогам, являющимся источниками формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Объем отсроченных (рассроченных) в установленном порядке платежей в целом в консолидированный бюджет России составил на 1 сентября 2000 г. свыше 73 млрд. руб., или 15 % от задолженности по налоговым платежам.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут приниматься решения о предоставлении отсрочек (рассрочек) только по тем федеральным налогам и сборам, по которым законодательством Российской Федерации о налогах и сборах установлены ставки зачисления федерального налога или сбора в доходы бюджетов другого уровня (налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на игорный бизнес и единый налог на вмененный доход).
Однако на практике имеют место случаи, когда исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации принимают решение об изменении срока уплаты по регулирующим налогам в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, что является грубым нарушением действующего законодательства.
Обследование показало, что по состоянию на 1 января 2000 г. отсрочками в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 65 пользовались 735 редприятий и организаций, из которых 125 имели нарушения условий их предоставления.
Хотелось бы обратить внимание на проблемы, возникшие при осуществлении реструктуризации налоговых платежей в территориальные бюджеты. В 2000 г. впервые за последние годы принесла плоды работа по реструктуризации этой налоговой задолженности.

Теперь главной задачей является мобилизация данных налоговых платежей, как текущих, так и уплачиваемых в счет погашения графиков реструктурируемой задолженности. Это требует слаженной работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах.
Представляется, что реализация всех перечисленных мер и совместные согласованные действия позволят привести единую государственную политику по укреплению доходной части территориального бюджета в соответствие с нормами, предусмотренными II частью Налогового кодекса.

Практика взимания налогов и сборов в Курской области


Поступление платежей в консолидируемый бюджет области за 2001 год характеризовалось следующими показателями /29/.
За истекший год налоговыми органами области активно и целенаправленно велась работа по повышению собираемости налогов, укреплению налоговой дисциплины, дальнейшему совершенствованию форм и методов по принудительному погашению задолженности.
Много внимания уделялось работе по совершенствованию налогового законодательства, направленной на устранение пробелов создающих лазейки для уклонения от уплаты налогов, получения незаконных налоговых льгот, что позволило привлечь дополнительные поступления доходов в бюджет.
В результате принятых мер удалось значительно увеличить объемы поступлений налогов и сборов, при этом темпы их роста опережали темпы инфляции.
Исходя из налоговой базы за 2001 год начислено налогов и других обязательных платежей на 6531,9 млн. руб. или на 8,6 % больше, чем за соответствующий уровень прошлого года.
При этом налоговые поступления возросли за этот же период на 52,3%, в консолидированный бюджет области поступило 7630,3 млн. руб.
В соответствии с установленными нормативами распределения платежей между бюджетами различных уровней в территориальный бюджет направлено 3481,1 млн. руб., что составляет 46,0 % к общему поступлению в консолидированный бюджет. Поступления денежных средств в территориальный бюджет составили 113,5 % к соответствующему уровню 2000 года, или больше на 412,9 млн. руб.
Поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет были обеспечены налогом на добавленную стоимость на 42,0 %, налогом на прибыль на 19,0 %, налогом на доходы физических лиц на 14,0 %, акцизами на 5,0 %, налогом на имущество на 6 %.
Более детально структура собираемых налогов представлена в следующей таблице:
Таблица 3.1.
Поступление налогов и сборов по видам по Курской области на 01.01.02 /30/.

В бюджеты всех уровней Удельный вес в общей сумме поступле-ний, в % В том числе в бюджет территории
На 01.01.01, млн. руб На 01.01.02, млн. руб млн. руб. Удельный вес в общей сумме пос-туплений в %
2002 2001 2002 2001
1 2 3 4 5 6 7 8
Всего: в т.ч.
Налог на доб. стоимость
Налог на прибыль предприятий и организаций
Подоходный налог с физ. лиц
Платежи за пользование природными ресурсами
Акцизы
Налоги на имущество
Прочие
4966,8
1448,6
1212,3
662,4
258,7
124,1
428,6
733,1
7630,5
3187,9
1415,5
1103,8
369,6
151,5
421,9
701,1
100,0
41,8
18,6
14,5
4,8
2,0
5,5
9,2
100,0
29,2
24,4
13,3
5,2
2,5
8,6
14,8
3481,3
--
887,3
1092,8
187,1
75,8
421,6
591,4
100,0
--
25,5
31,4
5,4
2,2
12,1
17,0
100,0
7,7
27,4
18,2
5,4
2,0
13,8
22,4

Возрос уровень собираемости налогов и сборов, который в целом по области составил 116,8 % против 83,3 % в 2000 году.
Задание по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет выполнено на 110,5 %.
Успешно проведена работа по администрированию единого социального налога, поступления которого возросли на 14,4 % и составили почти половину всех налоговых платежей, или 3108,5 млн. руб. Задание по его сбору обеспечено на 110,2 %.
Усиление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции позволило добиться повышения уровня собираемости акцизов с 60,6 % в 2000 году до 88,7 % в 2001 году, при этом объемы их поступлений возросли в 1,2 раза, впервые за последние годы наметилась положительная тенденция снижения сумм задолженности.
Хотя абсолютная сумма задолженности по налоговым платежам, налоговым санкциям и пени остается значительной и составляет на 01.01.2002 г. 8819,6 млн. руб., наметилась положительная тенденция снижения темпов ее роста с 3,3 % в 2000 году до 0,4 % в текущем 2002 году.
Общая структура задолженности может быть представлена в таблице 3.2.
Налоговые органы области принимают комплекс мер, определенных Налоговым кодексом, с целью сокращения объема задолженности.
На постоянной основе осуществляется деятельность межведомственных комиссий, которые заслушивают руководителей предприятий недоимщиков о принимаемых мерах по погашению накопленной задолженности.
В 1,5 раза в сравнении с 2000 г. возросло количество направленных требований на уплату налогов; на 25 % больше выставлено к счетам недоимщиков инкассовых поручений, в результате чего взыскание недоимки со счетов увеличилось в 1,8 раз и составило 284,4 млн. руб.; вынесено и передано судебным приставам исполнителям 736 постановлений на взыскание недоимки через арест имущества на сумму 1005,8 млн. руб., в результате привлечено в бюджет от реализации арестованного имущества 7,8 млн. руб.
Таблица 3.2.
Задолженность по видам налогов и сборов в бюджетную систему /30/.

Ha 01.01.02 Удельный вес
задолженности
по
видам налогов,в %
Виды налогов
Задолженность В том числе 2001 2002
Недоимка Отсрочен платежи
1 2 3 4 5 6
Всего: в т.ч. 3555,0 1622,2 1284,4 100,0 100,0
НДС 1830,3 664,1 779,1 51,5 64,4
Налог на прибыль предприятий и
организаций
399,0 203,6 138,9 11,2 10,8
Платежи за пользование
природными ресурсами
60,2 41,6 14,5 1,7 8,4
Акцизы: из них 195,7 37,0 134,0 5,5 4,4
На алкогольную продукцию и
этиловый спирт
184,5 35,7 124,4 5,2 4,2
Прочие 1069,8 675,9 2 1 7,9 30,1 12,0


Под арестом в соответствии со ст. 77 НК РФ находится имущество 999 организаций на сумму 1633,3 млн.



Содержание раздела