d9e5a92d

Возмещение НДС при экспорте

Необходимо отметить, что проблемы с возмещением НДС при экспорте существует во всех странах, где функционирует НДС и уплата осуществляется по принципу страны назначения, то есть бюджет страны происхождения товара возмещает экспортеру НДС, который он уплатил своим поставщикам, а импортер уплачивает НДС в бюджет своей страны. Такая система принята, например, в рамках ЕС', где проблема с возмещением НДС в последнее время вышла на одно из первых мест.
Заметим, что также имеется проблема псевдоэкспорта и лжеэкспорта, с которыми сталкиваются все страны. Однако и в этих случаях часто (при псевдоэкспорте - практически все-гда) присутствует неуплата НДС по внутренним операциям.
Что касается России, то в 1999 г. и в начале 2000 г. сложилась ситуация, когда практически единственным средством снижения потерь бюджета, связанных с указанной проблемой. распространилась практика фактически незаконного оттягивания выплаты возмещения НДС экспортерам на значительные сроки.
Все это приводило к изъятию значительных средств из оборота добросовестных фирм-экспортеров, часто являющихся подразделениями крупных интегрированных бизнес структур, имеющих экспортную ориентацию, и ощутимо ухудшало их финансовое состояние, в свою очередь, стимулируя к неуплате налогов.
Естественно, на этой почве возникли различные схемы возмещения НДС. приобретшие форму отлаженного бизнеса с развитой инфраструктурой. С середины 2000 г. государство начало отдавать долги по возмещению НДС, однако указанный бизнес продолжает процветать.
По оценкам специалистов в 2001 г. объем возмещения НДС из федерального бюджета может в два раза превысить значение, записанное в законе о бюджете17.
Такое положение стало возможным из-за того, что практически во всех случаях документы экспортеров находятся в полном порядке. По закону они не обязаны отвечать за своих поставщиков.

Поэтому государству необходимо доказать в суде факт сговора экспортера с поставщиками и субпоставщиками в случае, если последние не уплатили НДС в бюджет.
Это сопряжено с огромными трудностями, в том числе финансового характера. Если поставщиками и субпоставщиками являются вполне легальные фирмы, то они могут просто показывать увеличение своей налоговой недоимки в бюджет или иметь льготы.
Если же формальными поставщиками являются фирмы-однодневки, то их невозможно даже найти. Кроме того, длина цепочек поставщиков ничем не ограничена и может исчисляться десятками.
Ни за какое разумное время всех их проверить не удастся. Поэтому бюджет вынужден выплачивать не только всю сумму предъявленного к возмещению НДС, но и санкции за просрочку.
Поэтому с помощью оттягивания момента выплаты НДС проблемы государства принципиально решить нельзя. У любого экспортера всегда остается возможность обратиться в суд, и есть опасность, что это приобретет массовый характер.
По крайней мере, в 2001 г. уже значительный объем возмещения НДС осуществляется на основании судебных решений.
Таким образом, для эффективного решения проблемы с возмещением НДС необходимо создать условия, при которых к возмещению в принципе может предъявляться только объем НДС, который уже был или гарантированно будет уплачен в бюджет на всех стадиях формирования добавленной стоимости экспортируемого продукта. Судебная практика на этот счёт имеет своё мнение.
Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа было рассмотрена кассационная жалоба Инспекции МНС РФ по Кировскому району городу Ярославлю о возврате из бюджета 43888 рублей НДС, подлежащего возмещению.
Как следует из материалов дела, ООО Парма 2000 поставило на экспорт пиломатериал, приобретенный у нескольких российских предприятий. Общество представило в Инспекцию МНС РФ по Кировскому району города Ярославля налоговую декларацию по НДС за второй квартал 2000 года по экспортным операциям, в котором подлежащая возмещению из бюджета сумма налога составила 51456 рублей 65 копеек.
После проведённых Инспекцией встречных проверок Обществу возмещены 7569 рублей. В возмещении остальной суммы отказано в связи с не подтверждением фактов перечисления в бюджет налогов следующими поставщиками пиломатериалов: ООО Эскатор отчетность в налоговые органы по месту регистрации городе Подольске Московской области не предоставляет и по адресу , указанному в учредительных документа, не находится; ООО Латек, состоящее на налоговом учёте у ответчика, не представляет отчетность со второго квартала 2000 года; в ТОО Михайловское отсутствует счёт-фактура от 15.06.
2000 на сумму 4833 рублей на отпуск круглого леса в адрес истца.
Не согласившись с действиями налогового органа, Общество обратилось в суд.


Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь п.п а п.1 ст.5,п.3 ст.7 Закона РФ О налоге на добавленную стоимость исходил из того, что действующее законодательство не содержит положений об обязательной уплате НДС в бюджет поставщиком как условии возмещения этого налога покупателям.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии п.3 ст.7 Закона РФ О налоге на добавленную стоимость в случае превышения сумм налога по товарно - материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена(списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров( работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров( работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с п.п. а п.1 ст.5 данного Закона, т.е. экспортируемых за пределы РФ.
Факт вывоза истцом пиломатериалов за пределы РФ не оспаривается.
Среди указанных законодателем условий для возникновения права на возмещение( зачет) сумм НДС отсутствует такое условие, как фактическое внесение продавцом в бюджет сумм этого налога, поступивших от этого покупателя, в составе покупной цены за реализованные товары(работы, услуги).
Законодатель не возлагает на покупателя функцию контроля за выполнением продавцом обязанностей по перечислению в бюджет полученных сумм НДС за реализованный товар (работы, услуги).
С учетом изложенного Арбитражный суд Ярославской области на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных в дело, которые переоценки в силу ст.174 АПК РФ кассационной инстанцией не подлежат, правомерно сделал вывод о необоснованности отказа Инспекцией МНС РФ по Кировскому району г.Ярославля в возмещении Обществу НДС в сумме 43 888 рублей.
Руководствуясь статьями 174, 175 (п.1) 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 29. 11.01. по делу А82 - 119\01.- А\ 6 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Кировскому району города Ярославля - без удовлетворения.
Теоретически ситуацию, сложившуюся с возмещением НДС по экспортным операциям, можно охарактеризовать как плохое равновесие (bad equilibrium). Эта ситуация постоянно воспроизводится, хотя не выгодна ни государству, ни легальным экспортерам.
Действительно, группы предприятий, реально производящие и экспортирующие продукцию, постоянно рискуют получить с большой задержкой или вовсе не получить от государства через своего экспортера возмещение по НДС. Поэтому, учитывая риск возможного неплатежа со стороны государства, эти предприятия могут принять решение использовать различные серые схемы, чтобы не платить внутренний НДС.
При этом. однако, потери добросовестных экспортёров все равно достаточно велики.
Во-первых, принимая решение не платить внутренний НДС. фирмы все равно несут издержки. так как любые схемы уклонения от налогообложения связаны с уплатой ощутимых дисконтов. Во-вторых, из-за полулегальности указанных схем, увеличивается зависимость этих фирм от криминальных структур, а также возрастают риски, связанные с санкциями со стороны контролирующих органов.
В-третьих, уменьшается прозрачность бизнеса, что негативно сказывается на имидже таких фирм и в россии, и за рубежом. Это, в свою очередь, усложняет привлечение финансовых средств и инвестиций, что особенно актуально для крупных и известных во всем мире компании производителей экспортной продукции.
В свою очередь государство в нынешних условиях с помощью существующих методов налогового администрирования не имеет реальной возможности в полном объеме проконтролировать (обеспечить) уплату НДС на всех стадиях производства экспортируемого товара. В результате, при принятии решения по конкретному экспортеру государство сталкивается с риском возместить то, что не было предварительно уплачено, то есть потерять бюджетные средства.
Поэтому, действуя в рамках имеющихся бюджетных ограничений, государство принимает вполне рациональное решение максимально усложнить процедуру получения возмещения для всех экспортеров. Своим совместным Приказом ГТК и МНС от 21 августа 2001г.

830/БГ-3-06/299 они вводят ряд новшеств.
Так, с 16 ноября 2001г. для оформления товаров на экспорт декларант должен представить в таможенный орган копии счетов-фактур, счетов-проформ, полученных организацией-собственником экспортных товаров, с отметкой о регистрации данных копий в налоговых органах по месту постановки на учет организаций-собственников экспортируемых товаров. Таким образом, таможенные органы получают достоверную информацию о стоимости товаров, а налоговые органы - смогут начать проверку заявленных экспортеров сведений до таможенного оформления.
По мнению экспертов, предлагаемая схема не затрагивает деятельность добросовестных экспортеров. Таким образом, в полном соответствии с классической моделью дилеммы заключенных формируется плохое равновесие, порождаемое взаимным недоверием сторон. Своего рода институциональная ловушка.
Из приведенных рассуждений следует, решение проблемы связано с уменьшением рисков взаимных неплатежей. Точнее, государство должно гарантировать немедленное возмещение НДС при условии, что экспортеры гарантируют уплату соответствующего НДС в бюджет на всех стадиях создания экспортируемого товара.
В предлагаемом решении есть существенный недостаток, фактически перекладывая экспортеров ответственность за добросовестность всех поставщиков, власти ставят перед ними задачу, решение которой пока сами не нашли.
Следует отметить, что государством прилагались усилия для ускорения возмещения НДС добросовестным экспортерам. Для этого, например, был введен институт так называемых традиционных предприятий-экспортеров, требования к которым должны позволить контролирующим органам с большей надежностью отнести эти предприятия к разряду добросовестных экспортеров, тем самым уменьшить риск необоснованной выплаты средств по возмещению НДС из бюджета.
К сожалению, указанные требования не гарантируют уплату НДС на предшествующих стадиях производства экспортируемого товара.
Представляется, что рассчитывать только на нынешний арсенал средств налогового администрирования для быстрого решения обсуждаемой проблемы, нельзя. В настоящее время зарегистрировано около 3 млн. налогоплательщиков - юридических лиц и миллионы налогоплательщиков - физических лиц.

Для осуществления полноценного контроля за их деятельностью со стороны соответствующих контролирующих органов необходимо кроме полноценного финансирования текущих расходов сделать дополнительно огромные капитальные вложения.
В достаточно короткие сроки это осуществить невозможно.
Для быстрого и эффективного (в том числе по финансовым издержкам) решения проблем, связанных с контролем за возмещением НДС при экспортных операциях, необходимо в первую очередь опереться на уже имеющиеся рыночные и государственные институты с учетом их реальной эффективности. В частности, одним из наиболее развитых и прогрессирующих является институт коммерческих банков и Банка России.
Этот институт характеризуется относительной полнотой необходимой законодательной базы и достаточно современной технической базой.
При этом возможное решение должно быть, во-первых, не выгодным и для государства, и для бизнеса, во-вторых, это должно быть практически реализуемым. Это означает, что никаких принципиальных организационных, технических, а также существенных финансовых затрат требоваться не должно.

То есть решение должно ощутимо уменьшать общественные издержки.
С учетом сложившихся реалий в настоящее время это является необходимым условием практической реализации любого решения.
Таким образом, технически задача формулируется следующим образом:
- на всех стадиях создания экспортируемого товара требуется предотвратить увод из банковской системы уплаченного покупателями поставщикам НДС, причем без дополнительных затрат по налоговому администрированию;
- на стадии возмещения НДС экспортерам контролирующие органы должны иметь эффективный (четкий и простой) критерий классификации заявок экспортеров на предмет гарантированной уплаты НДС на предыдущих стадиях производства экспортной продукции:
- решение должно быть выгодным и для легального добросовестного бизнеса, и для государства.
Предлагаемое решение поставленной задачи заключается в корректировке правила функционирования НДС так, чтобы, с одной стороны, налоговые и другие контролирующие органы могли обеспечить администрирование налога (и. в частности, предотвращать увод НДС через подставные однодневные фирмы), с другой стороны, любые добросовестные налогоплательщики - производители и экспортеры, оказались в более выгодном положении, чем они находятся сейчас. Тем самым у предприятий появится стимул добровольно следовать указанным новым правилам и быть добросовестными налогоплательщиками.
Для целей решения нашей задачи предлагается использовать в совокупности систему специальных банковских счетов для осуществления движения средств, связанных с расчетами по НДС, и специальные правила возмещения НДС.
А именно: каждая организация имеет право открыть в своем банке наряду с расчетным счетом специальный банковский счет для расчетов по НДС (далее - спецсчет) со следующим режимом функционирования:
1) на спецсчет могут поступать средства
- в части полученного НДС за реализованные организацией товары и услуги;
- с расчетного счета данной организации.
2) со спецсчета средства могут списываться по поручению организации
- на аналогичные спецсчета поставщиков этой организации;
в бюджет в качестве уплаты НДС;
- на расчетный счет организации в объеме, не превышающем предварительного поступления средств с расчетного счета этой организации на указанный специальный счет.
Исполнение режима спецсчета обеспечивает коммерческий банк, обслуживающий данную организацию.
Вводится следующее правило возмещения НДС:
а) устанавливаются минимальный и максимальный срок рассмотрения заявки на возмещение НДС. Минимальный срок определяется временем, необходимым для проверки реальности экспорта. Максимальный срок определяется временем проверки отсутствия криминала в элементах цепочки производителей экспортируемого товара и существенно превышает минимальный срок;
Заместитель министра финансов Шаталов С. говорит о сохранении возмещения НДС, но увеличить срок до 6 месяцев за этот время налоговые органы смогут проверить, действительно ли возврат НДС должен быть произведен.
Увеличение срока возврата НДС определенно ухудшат положение налогоплательщиков. Многие экспортеры расценивают продление срока возврата НДС как кредита, выданный государству на полгода.
Поэтому они, не возражая в принципе против 6 месяцев срока возмещения, вполне резонно предлагают государству заплатить фактически изъятые у них оборотные средства как за кредит.
б) экспортерам, производившим оплату НДС своим поставщикам через спецсчета НДС, и тем самым фактически гарантировавшим, что эти средства раньше или позже будут уплачены в бюджет, возмещение НДС в объеме, прошедшем через эти счета, осуществляется в течение установленного минимального срока;
в) нежелание экспортера использовать спецсчета сигнализирует о возможном наличии проблем с уплатой НДС (и не только). Поэтому для экспортеров, не полностью уплативших НДС поставщикам через спецсчета. устанавливается значительно более жесткая процедура выдачи возмещения.
Вводится обязательная тщательная проверка всех контрактов на предмет возможного сговора с целью незаконного получения возмещения НДС по цепочке организаций, связанных с теми поставщиками материальных ресурсов, которым экспортер уплатил весь или часть НДС без использования спецсчета. Эта проверка должна осуществляться в течение установленного максимального срока и заканчиваться либо возмещением НДС не ранее конца максимального срока, либо возбуждением уголовного дела.
На наш взгляд, описанный механизм решения проблемы с возмещением НДС при экспорте удовлетворяет требованиям, сформулированным выше. При этом необходимо отметить следующее.
Внедрение спецсчетов НДС не требует административных затрат. Механизм основывается на добровольности принятия решения экспортерами об использовании спецсчетов для расчетов по НДС со своими поставщиками.
Поскольку механизм выгоден добросовестным экспортерам, то создаются экономические стимулы для того, чтобы они сами требовали от своих поставщиков использовать счета НДС, а эти организации, в свою очередь, - от своих поставщиков и т.д. Таким образом, не требуется специального административного нажима на десятки тысяч предприятий, задействованных в производстве экспортной продукции, с целью внедрения системы спецсчетов. Следует учитывать, что на практике экспортеры являются, как правило, заключительными звеньями достаточно сложноорганизованных бизнес структур.

В рамках этих бизнес - структур решение о целесообразности или нецелесообразности открытия спецсчетов будет приниматься централизованно.
А несколько десятков крупнейших предприятий, в первую очередь относящихся к естественным монополиям, которые являются поставщиками товаров и услуг практически всех предприятий в стране, государство может попросить открыть спецсчста. Это будет абсолютно законно, поскольку государство является в этих организациях, как правило, ключевым акционером.
Эффективность работы контролирующих органов резко возрастет. Можно рассчитывать на то, что произойдет естественное разделение экспортеров и их поставщиков (точнее промышленных групп, с которыми, как правило, аффилированы экспортеры) на тех, кто использует нормальные формы расчетов и начнет пользоваться счетами НДС, и тех, кто использует различные специфические схемы, имеющие целью, в основном, уклонение от уплаты налогов, и не сможет использовать счета НДС.
Отсутствие спецсчета НДС или малый удельный вес НДС, прошедший через спецсчет, является очень простым и эффективным критерием для выявления подозрительных (проблемных) налогоплательщиков и осуществления проверки их деятельности. Подобные организации немедленно попадут в поле зрения контролирующих органов.

Причем никаких особых затрат на выявление таких организаций не потребуется. Механизм налогового администрирования с использованием спецсчетов позволяет отслеживать проведение операций в режиме, близком к режиму реального времени.
Поэтому контролирующие органы смогут практически сразу сосредоточиться на проверке именно тех организаций, которые с наибольшей вероятностью допускают нарушения и выявление которых в настоящее время по разным причинам затруднительно и требует серьезных затрат. При этом информация об этих организациях поступит в контролирующие органы задолго до того, как экспортер обратится за возмещением.
Стимулируется переход от квазиденежных к безналичным денежным формам оборота в экономике. В начальный период через эти спецсчета будет проходить НДС, в основном связанный с производством экспортной продукции. При этом у экспортеров будет стимул использовать именно денежные формы расчетов со своими поставщиками.

Учитывая значительность экспортного сектора нашей экономики, можно рассчитывать на то, что предлагаемая схема будет реальным стимулом для многих экономических агентов к переходу на денежные формы расчетов и уплату налогов.
Хозяйствующие субъекты, открывшие спецсчет НДС, будут стимулировать своих партнеров к открытию таких же счетов и использованию в большей мере денежных, а не суррогатных расчетов. Таким образом, по производственным цепочкам это будет передаваться вглубь экономики и способствовать вытеснению суррогатов из сферы платежей.
Создаются условия для честной конкуренции и ощутимого снижения номинального налогового бремени. Поскольку резко упрощается задача по обеспечению уплаты налогоплательщиками НДС в полном объеме, то можно ожидать, что будет расширение базы налогообложения за счет тех организаций, которые раньше уклонялись от уплаты налога.
Это, во-первых, создаст условия для честной конкуренции, а во-вторых, позволит рассматривать различные варианты ощутимого уменьшения номинального налогового бремени путем существенного снижения налоговых ставок. Последнее обстоятельство, наряду с возможностью для добросовестных экспортеров быстро получать возмещение по НДС, являются реальными фактором создания привлекательного инвестиционного климата в стране'.
Следует отметить проблемы, которые могут возникнуть при использовании предлагаемой системы.
Одной из проблем реализации предлагаемого решения является то, что исполнение режима счета НДС фактически означает введение определенных ограничений на возможности владельца счета абсолютно свободно использовать находящиеся на нем средства. В частности, теоретически можно говорить о некотором уменьшении оборотных средств предприятий.
Например, можно предположить, что в принципе может сложиться ситуация, когда для оплаты товара не будет хватать объема средств на обычном счете, в то время как на счете НДС может находиться значительная сумма, однако использовать ее владелец счета сможет только в рамках уплачиваемого НДС.
Теоретически такая ситуация возможна, хотя и маловероятна, и это является платой за гарантии быстрого возмещения НДС. Однако немедленное списание средств со спец счета на расчетный счет в объеме предварительно поступивших с расчетного счета средств делает потери от возможного принудительного резервирования минимальными.
При этом необходимо учитывать, что налогоплательщик самостоятельно и добровольно принимает решение использовать или нет спецсчет НДС. В основе этого решения лежит чистый экономический расчет, а именно:
- во-первых, известно, что реальных проблем с оплатой продукции (например, неплатежи) при экспорте обычно не бывает, в отличие от поставок на внутренний рынок. Поэтому любой поставщик продукции, сырья, материалов заинтересован в том, чтобы быть включенным в экспортную цепочку;
- во-вторых, использование спецсчетов делает бизнес более прозрачным не только для контролирующих органов, но и для акционеров, и для кредитных организаций. Банковские риски работы с такими организациями, очевидно, значительно ниже.
Поэтому есть все основания полагать, что достаточно прозрачному бизнесу банки начнут предлагать весь спектр разработанных и хорошо известных в мировой практике стандартных рыночных услуг по более низким, чем в настоящее время ценам. Все это в значительной степени компенсирует возможные издержки:
- в-третьих, расчеты без использования спецсчета могут привлечь дополнительное внимание к налогоплательщику со стороны контролирующих органов. Это обстоятельство учитывается всеми налогоплательщиками при проведении любых операций. Но есть проблема, которая все портит, автор идеи предполагает, что рано или поздно эта сумма, полученная у покупателя окажется в бюджете. Скорее всего, эта сумма в бюджете не окажется никогда.
Кто или что может заставить промежуточную однодневку начислять деньги в бюджет.



Содержание раздела