d9e5a92d

Проблемы исчислении и уплаты НДС.

Активы - это любая собственность предприятия. К ним относятся машины и оборудование, здания, производственные запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, патенты, а в западной практике и деловая репутация. Балансовая стоимость имущества представляет собой первоначальную стоимость данного имущества за вычетом накопленного износа. Она указывается в данных бухгалтерского учета.
Поскольку, как показывает практика, цена продажи предприятия на аукционе не соответствует общей балансовой стоимости, сумма НДС по каждому виду реализуемого имущества определяется расчетно.
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд в качестве ориентира для исчисления налоговой базы могут быть использованы цены реализации идентичных, а в случае их отсутствия однородных товаров (аналогичных работ, услуг), действовавшие в предыдущем налоговом периоде.
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель.
Согласно ст.26 Закона Российской Федерации О таможенном тарифе страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными данным законом.
В удостоверение происхождения товара из данной страны таможенный орган Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о происхождении товара.
При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о происхождении товара в тех случаях, когда он необходим и это зафиксировано в соответствующих контрактах, в национальных правилах страны ввоза или предусмотрено международными обязательствами Российской Федерации, выдается уполномоченным на это органом.
При ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке:
- на товары, происходящие из стран, которым Российская Федерация предоставляет преференции по таможенному тарифу;
- на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;
- если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, а также законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Российской Федерации;
- в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа Российской Федерации есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров. Сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны, и должен содержать:
а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.
Сертификат о происхождении товара представляется вместе с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при таможенном оформлении. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенный орган Российской Федерации может обратиться к органам, выдавшим сертификат, или к компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат происхождения или запрошенные сведения.
Однородными считаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Методы определения рыночных цен товаров, работ, услуг регламентируются ст.40 части первой НК РФ. В данной статье перечисляются доходы, учитываемые при определении налоговой базы по НДС наряду с собственно доходами от реализации товаров, работ или услуг. В их число входят авансовые и иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг (за исключением авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по нулевой налоговой ставке, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев); суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи;


доходы, представляющие собой процент (дисконт) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям,
Определение процента (дисконта) для целей налогообложения закреплено в ст. 43 НК РФ:
Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Исходя из анализа данной нормы, основным критерием при определении процентов является признак предварительного объявления дохода.
Фактически в отношении векселей как разновидности ценных введено дополнительное правило налогообложение, поскольку в соответствии со п.п.12 п.2 ст.149 НК РФ реализация ценных бумаг и инструментов срочных сделок освобождена от налогообложения.
Следовательно, совершение обычных операций по покупке и реализации векселей с получением дохода, который не был заранее объявлен, не влечет уплату НДС.
процент по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента, и т.д.
Дисконтом является разница между ценой в настоящий момент (т.е. в момент покупки) и ценой на момент погашения или ценой номинала ценной бумаги.
Рефинансирование - кредитование Центральным банком РФ банков (ст.40 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)). Ставка рефинансирования устанавливается и периодически пересматривается Центральным банком РФ.
В соответствии с п.1 ст.55 части первой НК РФ под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Применительно к НДС законодатель установил два налоговых периода: календарный месяц как общий налоговый период и квартал - для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей.
По общему правилу по истечении соответствующего налогового периода налогоплательщик должен самостоятельно исчислить размер налогового обязательства и представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В этот же срок должна быть осуществлена уплата НДС, рассчитанного по итогам данного налогового периода.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Статьей 164 предусмотрено пять ставок НДС, из них две - так называемые расчетные ставки и одна - нулевая.
Все ставки НДС являются процентными (непосредственно указанными в законодательном акте - НК РФ).
Обложение по нулевой ставке применяется при реализации:
- товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации. Согласно статье 97 ТК РФ экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.
Это подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2002 г. А11-1762/2001-К2-915. ООО Химтехнопродукт обратилось Арбитражный суд Владимирской области с иском о признании недействительным решения от 31.01.01 Инспекции МНС РФ по Фрунзенскому району г.Владимира.
Решением от 11.10.01 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Инспекция МНС РФ по Фрунзенскому району г.Владимира обжаловала принятое решение и постановление в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа со ссылкой на неправильное применение подпункта а пункта1 ст.5 Закона РФ О НДС.
Как следует из материалов дела, на основании решений от 24.07.2000 и 18.10.2000, проведена Налоговая проверка ООО Химтехнопродукт, по результатам которой составлен акт от 09.01.01 7 и вынесено решение от 31.01.01 3 о привлечении ООО Химтехнопродукт за совершение налогового правонарушения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 ст.122 НК РФ.
В решении от 31.01.01 3 и Акте налоговой проверки от 09.01.01 7 указано на единственное правонарушение - Неполную уплату НДС, в результате занижения налоговой базы.
Как указано в описательной части решения от 31.01.01 3, ООО Химтехнопродукт необоснованно заявлена льгота по налогу на добавленную стоимость по реализации мазута марки М-100; таможенные декларации на отгрузку мазута марки М-100 на экспорт; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации мазута марки М-100 иностранному лицу.
Поступившая на счет предприятия сумма 66 015 292 рубля определена налоговой инспекцией как выручка от реализации мазута марки М-100 и на территории РФ является объектом налогообложения, с которого истцом не исчислен НДС. По мнение проверяющих услуги комиссионера по экспорту необоснованно отнесены на издержки обращения, а уплаченная при этом сумма НДС неправомерно предъявлена к зачету.
Признавая решение налогового органа недействительным, суд исходил из не доказанности факта реализации предприятием мазута топочной марки М-100 на территории РФ и, как следствие, факта самого налогового правонарушения, в связи с чем использование налоговой льготы по подпункту а пункта 1 ст.5 ФЗ РФ О НДС признано необоснованным.
В соответствии с подпунктом а пункта 1 ст.5 ФЗ РФ О НДС (с изменениями и дополнениями) от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию РФ.
Согласно ст.97 ТК РФ экспорт товаров таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенный территории РФ без обязательства об их вывозе на эту территорию.
Следовательно, признаком экспорта товаров является фактическое пересечение грузом границы РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства, Арбитражный суд Владимирской области сделал обоснованный вывод о наличии у предприятия права на экспортную льготу и удовлетворил иск, не нарушив при этом норм материального и процессуального права. При выпуске товаров в таможенном режиме экспорта товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Помещаемые под таможенный режим экспорта товары подлежат декларированию и таможенному оформлению в общем порядке. - работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подп.1 п.1 ст.164. Одна из таких услуг - хранение в морских и речных портах товаров, помещенных таможенными органами под таможенный режим экспорта, до их фактического вывоза морским или речным транспортом за пределы таможенной территории Российской Федерации (письмо ГТК РФ от 17 декабря 1998 г. N 01-15/26668);
- работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита. Таковыми являются, в частности, работы (услуги) по экспедированию, погрузке, разгрузке, перегрузке транзитных товаров.
- при получении выручки за перевозки экспортных грузов в рублях на железных дорогах отправления:
а) выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки за оказанные услуги по транспортировке экспортных грузов на счет железной дороги, зарегистрированный в налоговых органах;
б) копии единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием страны назначения и отметками, что груз перевозится в режиме экспорт товаров;
в) при вывозе экспортируемых товаров судами через морские порты копии перевозочных документов внутреннего сообщения с указанием страны назначения и отметкой о том, что груз перевозится в режиме экспорт товаров, а также отметкой порта о приеме груза для дальнейшего экспорта;
- услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
- работ (услуг), выполняемых непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
- драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ, банкам.
Дата реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения. В этой связи необходимо различать общую учетную политику организации и учетную политику для целей налогообложения.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
Учетная политика для целей налогообложения может основываться на:
а) дате возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов;
б) дате возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств (подп.1, 2 п.1 ст.167 НК РФ).
При реализации ряда товаров (работ, услуг), в отношении которых применяется нулевая ставка НДС, дата их реализации определяется как наиболее ранняя из следующих дат:
последний день месяца, в котором собраны все необходимые документы;
181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта и транзита.
В случае, если налогоплательщик не решил, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения даты реализации, основывающийся на дате возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.
Исчисленная сумма налога может быть уменьшена посредством налоговых вычетов. Налоговые вычеты являются одним из средств реализации принципа однократности налогообложения, согласно которому один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом только один раз.
В соответствии с п.2-8 статьи 171 вычеты допускаются лишь в отношении сумм НДС, взимаемых с определенного перечня объектов. В частности, вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации или при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения (гл.4 ТК РФ), временного ввоза (гл.11 ТК РФ) и переработки вне таможенной территории, урегулированного гл.13 ТК РФ (п.2 ст.171).
Причем данное положение распространяется исключительно на товары (работы, услуги), приобретаемые для осуществления производственной деятельности или иных операций, считающихся объектом обложения НДС (кроме товаров, указанных в п.2 и 6 ст.170 НК РФ), а также на товары (работы, услуги), приобретаемые для перепродажи.
Пунктом 7 предусматриваются вычеты сумм налога, уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на доходы организаций. Вычитаемая сумма НДС определяется как произведение суммы расходов без учета налога с продаж и расчетной налоговой ставки, составляющей 16,67%.
При отсутствии документов, подтверждающих произведенные расходы, при расчете используются установленные законодательством нормы на указанные расходы. В статье 172 прописан порядок применения налоговых вычетов. Применительно к переоценке имущества (п.2 ст.172) следует обратиться к письму МНС РФ от 17 апреля 2000 г. N ВГ-6-02/288, которым установлено, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету Учет основных средств, утвержденным Приказом Минфина РФ от 3 сентября 1997 г. N 65н (п.3.6), организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разницы на добавочный капитал организации.
На основании письма Минэкономики РФ от 6 января 2000 г. N МВ-6/6-17 при начислении амортизационных отчислений, подлежащих включению в себестоимость продукции (работ, услуг), необходимо руководствоваться едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072, (Собрание постановлений Правительства СССР, 1990, N 30, ст.140). Положение о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве было утверждено 29 декабря 1990 г. Оно регламентирует порядок начисления амортизационных отчислений и применяется в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Законодатель предусматривает возмещение (зачет, возврат) положительной разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения (подп.1, 2 п.1 ст.146 НК РФ).
Зачет сумм НДС осуществляется налоговыми органами самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами.
Возврат сумм НДС производится по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о возврате принимается налоговым органом, а собственно возврат осуществляется органами федерального казначейства в соответствии с гл.25 Бюджетного кодекса РФ.

Проблемы исчислении и уплаты НДС.

Проблемы возмещения НДС при экспорте.
Актуальность данной проблемы определяется наблюдаемым за последний год бурным ростом объемов возмещения и, главное, требований по возмещению НДС по экспортным операциям. Так, по данным МНС России и Минфина России, за 6 месяцев 2001 г. по сравнению с тем же периодом 2000г. рост возмещения составил 4,2 раза и рост заявок на возмещение - 1,8 раза при том, что темп прироста физического объема экспорта составил менее 9% и прирост цен производителей - около 20%.
И если часть роста объемов возмещения в какой-то мере еще можно объяснить значительными задержками возмещения, имевшими место в прошлом, то отмеченный рост требований по возмещению НДС нельзя объяснить никакими объективными причинами.
При этом, по данным МВД России, в 2000 - 2001 гг. наблюдается рост числа преступлений, связанных с возмещением НДС при экспорте.
Актуальность этой темы особенно возрастает в связи с переходом с 1 июля 2001 г. к уплате НДС при экспорте в страны СНГ по принципу страны-назначения в рамках зоны свободной торговли в условиях отсутствия обустроенных границ это спровоцирует увеличения федерального бюджета.
Проблема возмещения НДС при экспорте порождается проблемой уклонения налогоплательщиков от уплаты НДС при операциях на внутреннем рынке. Согласно принципам построения налога на добавленную стоимость, возмещение НДС при экспорте осуществляется для избежания двойного налогообложения с целью обеспечения конкурентоспособности экспортируемых товаров.
Фактически данная операция является скрытой субсидией экспорта. Поскольку основу российского экспорта составляют товары с низкой добавленной стоимостью (сырьевые и энергетические ресурсы), то такая система налогообложения экспортёров искусственно поддерживает сырьевую ориентацию экономики.

При приобретении товаров НДС следует включать в себестоимость продукции.
Это позволит отказаться от возмещения из бюджета налога экспортёрам, производящим товары с низкой добавленной стоимостью. Хотя такая налоговая политика приведет к сокращению прибыли, в конечном итоге бюджет сможет получить от экспортёров в 5-10 раз больше дополнительного дохода.
При этом существующий порядок возмещения НДС экспортеров, производящих товары с высокой добавленной стоимостью, можно не менять.
При этом предполагается, что на всех стадиях создания добавленной стоимости товара соответствующие суммы НДС уплачиваются в бюджет. Поэтому проблем с возмещением НДС экспортерам в теории не возникает.
Государство возвращает то, что было уже уплачено.
На практике государство не может обеспечить в полном объеме уплату НДС в бюджет упомянутыми поставщиками и предшествующими им по технологическим цепочкам поставщиков фирмами. Это связано с тем, что количество участников и сложность структуры экспортных цепочек ничем не ограничено.
Одной из особенностей схемы является то, что законодательно не установлена обязанность перечисления сумм НДС в бюджет как одного из условий для возврата этой суммы экспортеру. Среди них могут быть фирмы, имеющие льготы, показывающие прирост недоимки или реструктуризирующие задолженность, либо подставные однодневки, в которые с помощью трансфертного ценообразования переносится налогооблагаемая база, а деньги просто обналичиваются или с помощью вексельных схем переводятся в другие компании.
В результате, складывается ситуация, когда к возмещению из бюджета предъявляются суммы, превышающие объем НДС, уплаченный в бюджет и всех стадиях создания экспортируемого товара.
Есть и другие схемы выкачивания денег из бюджета. Однако существовали они не всегда или масштабы оттока средств из бюджета были не столь катастрофичными.

Так, до 01 января 1996г.
Законом о НДС содержалось положение, в соответствии с которым претендовать на возврат НДС могло только непосредственно предприятие-изготовитель экспортных товаров. Затем в закон было внесено дополнение, позволяющее заявлять возвратный НДС не только производителю, но и посреднику любой очереди.
От НДС стали освобождаться экспортные товары как собственного производства, так и приобретенные...
Видится, что хотя бы частичное решение данной проблемы возможно за счёт возврата к ранее существовавшим формулировкам Закона о НДС, которое необходимо воспроизвести в гл. 21 НК РФ.
Хотя более предпочтительным видится иной вариант: на возврат может претендовать любой экспортер товаров при условии, что сумма НДС, ранее уплаченная поставщику или производителю, фактически поступила в бюджет.



Содержание раздела