Только в этих случаях выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей выездной проверки.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа.
Предельный срок выездной налоговой проверки составляет два месяца, за исключением случаев, предусмотренных ст. 89 НК РФ (например, при наличии у организации филиалов и представительств срок проведения проверки увеличивается из расчета один месяц на каждое обособленное подразделение).
Срок проведения выездной проверки начинает исчисляться с момента вручения налогоплательщику решения о проведения проверки. И этот срок включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Длительность проведения проверки увеличивается на число дней, в течение которых осуществление проверки было приостановлено. Датой окончания проверки считается дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.
После получения справки организация имеет право отказаться предоставить проверяющим дополнительные материалы, так как проверка уже закончена, а документы могут быть истребованы только во время ее проведения.
Разберем на примере возможную конфликтную ситуацию.
Налоговая инспекция должна была провести выездную проверку ООО Касабланка за два месяца. При этом налоговые инспекторы посещали проверяемую организацию только 20 дней.
По истечении же двух месяцев налоговый инспектор продолжил свою работу, так как в период проведения налоговой проверки он включал только дни фактического пребывания на объекте.
В данном случае налогоплательщик может подать просьбу о прекращении проверки на имя руководителя налогового органа, подписавшего решение о проведении выездной налоговой проверки. При этом можно сослаться на то, что законодательством не определено, какой период используется для определения срока проверки: календарный или фактический.
А пункт 7 статьи 3 НК РФ гласит, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В ходе выездной налоговой проверки могут проверяться исключительно те документы, которые относятся к деятельности организации и предмету проверки. Таким образом, например, санитарные книжки налоговый инспектор проверять не уполномочен.
В то же время налоговый инспектор согласно п. 1 ст. 7 Закона РСФСР (21.03.91.
943-1) О ГНС РСФСР имеет право проверять на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с исчислением и уплатой в бюджет налогов и других обязательных платежей, с получением необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.
Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным или выборочным методом. В первом случае проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета, а во втором часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.
Если при проведении выборочной проверки установлены серьезные нарушения налогового законодательства, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным способом.
Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика определяются проверяющими самостоятельно, исходя из:
-особенностей применяемой организацией системы бухгалтерского учета, его состояния;
-сделанных в результате предпроверочного анализа данных о проверяемом налогоплательщике, выводов о наличии повышенной вероятности обнаружения у него налоговых правонарушений;
-объемов подлежащей проверке документации;
-иных обстоятельств.
В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется:
-полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов, учета объекта налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;
-соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для целей налогообложения. Проверка производится раздельно по каждой форме налоговой декларации в разрезе проверяемых видов налогов и сборов путем сопоставления показателей, содержащихся в налоговой декларации, с соответствующими показателями бухгалтерской отчетности;
Все указанные действия должны быть выполнены при строгом соблюдении всех процессуальных правил, предусмотренных законодательством, в противном случае организация вправе поставить вопрос о том, что те или иные доказательства добыты с нарушением установленных правил и вследствие этого не имеют доказательной силы.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет соответствующую справку, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. Затем не позднее 2-х месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт выездной налоговой проверки (см. прил.
3).
Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. Налогоплательщик может представить свои возражения, которые должны быть обоснованы и документально подтверждены. Причем обжалование действий налоговых органов может осуществляться в вышестоящем налоговом органе и/или в суде (см.
2.1.).
В течение двух недель по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком протокола разногласий по акту налоговой проверки, руководитель налогового органа знакомится с материалами проверки, иными документами и по результатам рассмотрения выносит одно из решений:
-о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
-об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
-о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
И соответственно оформляется постановление о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. прил. 4), постановление об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или постановление о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Как уже отмечалось, в целях получения дополнительной информации и сбора доказательств должностные лица налоговых органов могут провести в ходе выездной проверки такие процессуальные действия (действия по осуществлению налогового контроля), как осмотр (обследование) территорий, помещений, предметов и документов, выемка документов и предметов, допрос свидетелей и экспертиза. При проведении каждого из указанного действия составляется протокол, в котором указываются:
-наименование процессуального действия;
-место и дата производства конкретного действия;
-время начала и окончания действия;
-должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
-фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении;
-содержание действия, последовательность его проведения;
-выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.
Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведения. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия (ст.
99 НК РФ).
Осмотр и обследование:
Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр (обследование) территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут проводить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений), руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо воли проживающих в них физических лиц иначе как в установленных федеральным законом случаях, или на основании судебного решения не допускается.
Осмотр должен производиться в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.
О производстве осмотра составляется протокол.
Инвентаризация:
Проводя инвентаризацию, налоговые органы руководствуются Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденном приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. 20н, ГБ-3-04/39.
Инвентаризация налогоплательщика при выездной налоговой проверке осуществляется на основе соответствующего распоряжения руководителя налогового органа (его заместителя) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, о ее проведении, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии. Указанное распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.
В данном случае под имуществом налогоплательщика следует понимать основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовую продукцию, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторскую задолженность и иные финансовые активы. Инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения.
Основными целями инвентаризации являются:
-выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
-проверка полноты отражения в учете обязательств.
Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества записываются в ивентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица.
В конце описи материально ответственные лица, дают расписку подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
Истребование документов:
Должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, вправе потребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.
Выемка документов или предметов:
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Основанием для производства данного процессуального действия являются:
-наличие у осуществляющих проверку должностных лиц налоговых органов достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены;
-отказ налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении выездной налоговой проверки документов;
-непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора) или налоговым агентом в установленные сроки запрашиваемых при проведении выездной налоговой проверки документов.
Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Ночным же временем является время с 22.00 до 6.00.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.
Например, в ходе выездной налоговой проверки деятельности туристической фирмы Алые паруса возникла необходимость изъять авансовые отчеты за 2001 год.
При этом налоговые органы произвели изъятие без понятых. Таким образом, в этой ситуации нельзя утверждать, что изъятые документы принадлежат организации.
И все же изъятые документы могут быть доказательной базой. Ведь они обладают отличительными признаками организации: печатями, подписями и т. д.
До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемки документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол, в котором перечисляются и описываются все изъятые документы и предметы. В случае необходимости к протоколу прилагается опись с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности стоимости предметов.
Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемки документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в протокол.
В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются.
При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
Однако на практике налоговые органы часто принимают у налогоплательщиков подлинники истребованных документов, не оформляя данное действие должным образом. В этом случае если налогоплательщик передал в налоговый орган, а налоговый орган у него принял подлинники документов, то в силу ст.94 НК РФ налоговый орган произвел изъятие документов.
А, следовательно, он должен произвести все действия, предусмотренные на этот случай в ст.94 НК РФ. Если налоговый орган эти действия не исполнил, то изъятые им документы не могут быть положены в основу доказательства вины налогоплательщика, т.к. получены с нарушением закона.
Ссылка налоговых органов на то, что налогоплательщик якобы добровольно передал налоговому органу подлинные документы, и поэтому не было произведено оформление этого действия в порядке ст.94 НК РФ беспочвенна, т.к. подлинные документы налоговый орган может только изъять в установленном законом порядке.